Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы ценностей, С которыми сталкиваются терапевтические психологиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Хотя пасторы-консультанты предупреждены об опасности превышения роли духовных консультантов, терапевтические психологи при консультировании и в психотерапевтических ролях должны быть осведомлены о той же самой опасности. Терапевтический психолог обычно дает ответы клиенту о ценностях неосознанно. Его главная роль заключается в помощи клиенту прояснить характер мышления и раскрыть чувства и мысли в отношении вопросов ценностей. Когда этого недостаточно, полагая, что клиент ведет себя неадекватно и не способен к раскрытию обычными терапевтическими техниками, психолог может представить различные культурные точки зрения и позиции по проблеме в виде вопросов или же направить клиента к религиозным специалистам для получения более детальной информации. Там клиент может получить представления в соответствующей обстановке, характеризуемой обучением. Эти представления могут быть обсуждены в ходе последующих психотерапевтических интервью, в которых можно внимательно рассмотреть систему убеждений и религиозный опыт клиента. В конечном счете, клиент посредством консультирования может спокойно интегрировать новые открытия в ядерную систему и систему самости своей личности. Психолог-терапевт обычно не пытается осознанно влиять на базисные ценности клиента. Тем не менее, было бы чистой софистикой полагать, что в глубоких человеческих отношениях консультирования консультант не влияет на ценности клиента. Часто вполне очевидно, что консультант чувствует в отношении брака и развода, внебрачных сексуапьныхотношений, существования Бога и подобных ценностей, при этом прямо не выражая свое мнение по этим вопросам. Эти проблемы уже затрагивались при рассмотрении явления контрпереноса в главе 8. Вероятно, передача личных ценностей неизбежна при тесных человеческих отношениях психотерапевтического консультирования. Салливан [295] даже пришел к утверждению, что личные ценности и отношение терапевта к жизни влияют на его профессиональную работу, также как его профессиональное мастерство и подготовка. Если данное утверждение валидно, как это кажется на первый взгляд, тогда существует множество способов его применения для отбора и подготовки терапевтических психологов и для направления к специалистам-психологам. Тем не менее, существуют консультанты, чьи личные проблемы в сфере ценностей столь хорошо проработаны, что они занимают стратегические позиции для помощи клиентам в прораба-тывании проблем их ценностей. Некоторые терапевты и консультанты имеют особые интересы и навыки в работе с базисными ценностными проблемами, и они могли бы реализовать их при решении проблем брака или выбора профессии. Для консультантов с такими интересами включен следующий раздел, содержащий примеры некоторых проблем консультирования по вопросам ценностей. Наша позиция по вопросу передачи ценностей консультантом следующая. Если собственные проблемы консультанта в области ценностей разрешены к его удовлетворению, если он не чувствует осознанной потребности «очистить» или «реформировать» мышление клиента, если он осведомлен о своих бессознательных потребностях сделать то же самое, тогда он может работать с клиентом, имеющим базисные ценностные проблемы. Однако если такая помощь включает информацию или интерпретацию догм, это должно быть сделано надежным священником с обращением кбиблио-терапевтическим источникам. Если эти условия все еще не позволяют создать удобных взаимоотношений или они приводят к насилию над собственной системой убеждений, консультант должен откровенно обсудить вопрос с клиентом и направить его к другому консультанту. Развитие философии жизни
В качестве предположения в этом разделе рассматривается, что каждый человек имеет жизненную философию, жизненный стиль, систему религиозных убеждений, даже если они только подразумеваются и не осознаются человеком. Другим предположением является то, что поведение — это выражение основной философии человека. Когда поведение и основная философия жизни различаются, это обычно вызывает личные проблемы. Личная философия жизни человека обычно включает убеждения об истоках и природе истины, о цели и значении его частной жизни, природе реальности, включая возможность существования персонального Бога. В число других элементов его философии могут включаться природа и иерархия ценностей, которыми он обладает, происхождение и судьба человека, относительные функции причины и веры в процессах познания. Процесс научения, проекции и инкорпорации ценностей взре-лую систему убеждений или философию жизни, как мы это видим, схематично отражен на рис. 32. Бессознательные убеждения в системе ядра (рис. 32, а) усваиваются во время процесса воспитания из ценностей, которыми обладают родители и другие близкие люди. Эти интернализованные внешние ценности (рис. 32, Ь) перевоспринимаются позднее как внешние по отношению к че-
— __ Неосознаваемые 00 усвоенные Рис. 32. Процесс развития философии жизни ловеку, после того как они становятся проекцией ранее усвоенных ценностей. Во время процесса проекции (рис. 32, с) ядерная и эго-систе-мы модифицируют спроецированные ценности таким образом, что между ядерными ценностями и спроецированными ценностями не складывается идентичных отношений. Например, человек может проецировать систему ценностей своей безопасности на внешние объекты таким образом, что он строит свою безопасность в связи с банковским счетом, членом семьи или такой идеологией, как коммунизм. Нам кажется, что терапевтическая задача — помочь клиенту исследовать свои убеждения и понять, как он проецирует ядерные ценности и воспринимает внешние ценности. Эта фаза консультирования ведет его, так сказать, к возвращению этих спроецированных восприятий внешних ценностей в его систему самости (на рис. 32, d). Он может видеть, как его бессознательная ядерная система ценностей подвергается также влиянию системы самости. Вооруженный этими полученными знаниями и ин-сайтом, он может перейти к развитию надежной и цельной ценностной структуры системы самости, которая больше не сфокусирована на внешних ценностях. Как результат, клиент не будет больше слепым рабом своих ядерных потребностей и ценностей, не будетжертвой внешней системы ценностей. Он не будет зависеть, например, от идей, чувств, людей, неприязни к нему, так как он приобрел уникальную, взаимосвязанную, независимую ценностную структуру. Наше мнениеороли консультанта в помощи клиенту вдостиже-нии зрелой философии жизни схематически отражено на рис. 33. В начале консультирования (рис. 32, а) основной задачей является достижение осведомленности и прояснение имеющейся в данное время системы ценностей клиента для большего включения ее на уровни системы самости и эго-системы. Второй задачей является завершение фаз, отраженных на рис. 32. Эти фазы прорабатываются втечение всего процесса консультирования. В этот период клиент оценивает эффективность своих убеждений и исследует способы их применения. Из этих усилий часто проистекает более зрелый, широкий, единый и эффективный взгляд на мир и жизнь. Если предыдущие шаги не оказались эффективными, это может быть связано с тем, что клиент нуждается вболееспециализи-
Рис. 33. Роль терапевтического консультирования по проблемам ценностей
рованной информации или помощи, которые консультант или не способен обеспечить, или отказывается давать. Данные условия вынуждают обратиться за информацией и интерпретацией к таким источникам, как библиотерапия или пасторское консультирование. В конечном счете, если весь процесс идет успешно, клиент достигает пункта (рис. 32, d), в котором он вырабатывает проверенную личную философию, адекватную его времени и обстоятельствам. Хотя целью данного раздела не является представление философии жизни, мы считаем важным указать на некоторые проблемы, с которыми сталкивается клиент при развитии или изменении философии жизни. Для каждого человека кажется очевидной необходимость выработки философии, соответствующей его времени и обстоятельствам. Если он не обладает такой философией, он обычно страдает от чувства пассивности, пессимизма, одиночества, разочарования и, вероятно, даже дезинтеграции. О том, как при наличии адекватной философии построить сильную систему самости и сделать возможным достижение зрелости, написано в главе 4. Проблемы смысла. Конфликты убеждений являются также источником многих тревог клиента. Например, большинство консультантов знакомо с типичной проблемой позднего подросткового возраста, связанной с обнаружением того, что семейные убеждения, которые подросток вынес из детского периода, внезапно разрушаются и уводят в трясину смятения и разочарования. Другим примером служит студент, приехавший в колледж после уединенной жизни в маленькой общине стеистическими, ведущими к сплочению взглядами на жизнь. Он оказывается внезапно включенным в атмосферу натурализма, рационализма, сайентиз-ма, гуманизма и многих других «измов», которые представляют собой угрозу его ясной, детской структуре убеждений. Этот конфликт и разочарование могут привести к еще более жесткой приверженности кдетским убеждениям или к разновидности агностицизма, когда он отказывается занимать ту или иную позицию по важным вопросам. Третьей возможностью может быть отвержение прежних убеждений в результате сильного эмоционального и связанного с обучением потрясения. Часто вне таких потрясений находится преданность различным системам, предлагающим похожее удовлетворение, таким как политическое движение, наука или философия. Если клиент выбирает одну из теистических позиций, он основывает свои поиски смысла на вере в Бога и выстраивает свое видение мира на центральной идее существования Бога. Одним из способов рассмотрения так называемого «затруднительного положения человека» является человеческое отчуждение, а затем попытка приближения, возвращения к Богу. Человек может занимать позицию, согласно которой он имеет трансцендентальную сущность для объединения, в конечном счете, с Богом. Он может чувствовать, что человек не одинок во вселенной, которой не безразлична его судьба. Он верит, что является созданием Бога, ответствен перед Богом и надеется на возвращение и единение с Богом. Для него становится важной проблемой, как быть его истинной сущности в трагической структуре и беспорядках общества. Христианская идея подчеркивает человеческую отчужденность от Бога, поэтому реализация человеком этого отчуждения ведет к выраженной базисной тревоге. Кланн выразил эту точку зрения на симпозиуме по психологии и христианству следующим образом: «Тревога человека является продуктом его греховности, состояния отчуждения или несовместимости, которое существует между ними Богом, между человеческой волей (как выражением его сущности) и волей Бога. Поскольку сущность человека производна от Бога, как было сказано ранее, человек в своей несовместимости с Богом имеет важные причины, чтобы чувствовать угрозу своему существованию. Последствием его непослушания является угроза: "Ты истинно умрешь" (книга Бытия, 2: 17)» [203, р. 55]. Спасительные и основанные на переходе в другое состояние доктрины христианства обеспечивают смысл посредством возвращения человека к Богу. В теистическом взгляде на жизнь основным является существование личного Бога. Некоторые клиницисты, такие как венский невролог Виктор Франкл, постулируютсильную потребность в Боге, подобно биологически основанной потребности голодай жажды [108]. Он постулирует эту потребность в силу человеческого стремления придавать смысл жизни. Франкл утверждает, что человеческая личность подчиняется законам, которые превыше психологических законов и имеют отношение к человеческим идеалам и ответственному поведению. Он называет методы помощи человеку стать более осведомленным о своих идеалах и сосредоточиться на понимании своей ответственности «логотерапией». Это форма психотерапии, посвященная раскрытию главной цели и значения жизни. Основанные на экзистенциальном анализе методы логотерапии не определяют, какие ценности выберет клиент; но при этом подчеркивается факт, что он должен сделать выбор. Методы логотерапии претендуют на особое соответствие состояниям, которые человек должен принять, таким как инвалидность и страдание. Моурер ' разделяет мнение постепенно увеличивающейся группы психологов, что неврозы и психозы по существу являются болезнями. Концепт болезни, примененный к эмоциональным расстройствам, а также неприятностям у нормальных людей, означает, что, например, состояния безответственности, нарциссизм, зависимость и чрезмерная агрессивность не являются собственной ошибкой. Положение больного предполагает, что человек едва ли будет осужден за свое состояние. Он может с выгодой переместить осуждение на поведение родителей, депри-вацию средой и другие факторы вне своего контроля или личной ответственности. Моурер показывает, что нам следует тщательно изучить этот концепт болезни в отношении эмоциональных проблем, вплотьдо исследования теологической доктрины греха как концепта, объясняющего личностные расстройства. Эмо- __________ 1 О. Н. Mowrer. Sin, The lesser of two Evils. «Грех, наименьшее из двух зол». Неопубликованная рукопись.
циональные расстройства являются, согласно последней позиции, разновидностью моральных проблем с подчеркиванием личной ответственности за поведение. Моурер предположил, что, вероятно, священники при личностных расстройствах также становятся слишком увлеченными концептом болезни и психоаналитическими объяснениями человеческих проблем. В данном произведении мы не готовы комментировать это направление, за исключением того, что эта моральная конструкция человеческих затруднений потребует серьезного изучения и тщательного рассмотрения в течение ближайших лет. Другой позицией для обоснования убеждений служит позиция, широко описанная как гуманизм. Его основной ценностью является собственное существование человека. Имеется два главных постулата: человек в морально нейтральной вселенной одинок; человек сам себе моральный судья. Существует убеждение, что он сам создает себе сложности. Он ограничен в своих достижениях только из-за своей природы. Человеческие затруднения решаются самостоятельно в процессе рассуждений и методами самораскрытия, включенными в психотерапевтические методы, такие как психоанализ. Существует сильное убеждение в человеческой способности к росту и позитивной мотивации к разрешению собственных и социальных проблем. Эрих Фромм выбрал в качестве примера «экзистенциального гуманиста» того, кто пытается соединить мостом пропасть между приведенными позициями. Гуманистическая позиция уходит корнями в философские потрясения, происходившие в эпоху Просвещения семнадцатого столетия. Мнение Фромма о человеческих проблемах, которое, как мы надеемся, привлекательно и типично для его идей, резюмировано в следующей цитате: «Гуманистическая религия... сосредоточена вокруг человека и его достоинств. Человек должен развить свою способность рассуждать, для того чтобы понять себя, свои взаимоотношения с друзьями и свое положение в мироздании. Он должен различать правду, относящуюся как к его ограничениям, так и возможностям. Он должен развить способность любить других, а также себя, и переживать общность со всеми живыми существами. Он должен иметь принципы и нормы, руководящие им в его действиях. Религиозный опыт в этом смысле есть переживание единства со всем, основанное на связи человека с миром, как оно постигается в размышлениях и любви. Согласно гуманистической религии, целью человека является достижение величайшей силы, а не величайшего бессилия; достоинством является самореализация, а не смирение. Вера — это, несомненно, убеждение, основанное на собственном опыте размышлений и переживаний, а не разрешение на суждение за счет создателя теории. Преобладающее настроение — радость, тогда как преобладающее настроение в авторитарных религиях — скорбь и вина. Ввиду того, что гуманистическая религия теистична, Бог — это символ собственного могущества человека, которое он стремится реализовать в жизни, а не символ силы и господства, имеющего власть над человеком (курсив наш. - Л. Б. и Э. Ш.)» [117, р. 37].
Фромм указывает в другом источнике: «Есть только одно решение его проблем: посмотреть в лицо правде, понять его базисное одиночество и изоляцию в мироздании, равнодушном к его судьбе, признать, что нет силы, превосходящей его, которая может решить проблемы за него.... Если он смотрит в лицо правде без паники, он сможет понять, что нет другого смысла в жизни, кроме значимости человека, дарующего жизнь посредством раскрытия способностей, посредством плодотворного образа жизни» [115, р. 44—45]. Важным положением гуманистической позиции является то, что человек живет в неупорядоченной социальной ситуации. Он должен примириться с несовместимостью в социальной обстановке, прилагая собственные усилия. Он должен раскрыть внутри себя собственные ценности и найти прочную опору в согласии и культурных нормах. Его возможности и сложности, в основном, вызваны им самим. Есть много людей, пытающихся построить «мост» между двумя основными позициями человеческой ситуации в мироздании. Клиенты часто выражают тревогу по поводу таких проблем, и терапевтическому психологу надлежитзнать основные философские предположения, лежащие в основе различных систем убеждений. Консультант может помочь клиенту увидеть несоответствия и п-ротиворечия в его системе, помочь в более ясном определении жизненных ценностей. Лифтон, например, использует три критерия оценки эффективности работы консультанта в помощи клиенту прояснить взгляды в области религиозных убеждений: «1) чувства клиента по отношению к достижению удовлетворяющего решения своих проблем; 2) чувства консультанта по отношению к тому, что действия клиента в наибольшей степени согласованы с представлениями консультанта; 3) степень соответствия решений клиента одобряемому поведению сточки зрения общественных норм» [185, р. 367]. Мы в большей степени согласны с первым критерием. Существует большая потенциальная опасность, что консультант может проецировать в обсуждение многое из собственных ценностей, когда речь идет о втором критерии. Третий критерий из перечня Лифтон в основном касается самого клиента и предусматривает, что применение им религиозных убеждений не угрожает благополучию других. Вероятно, религиозный консультант из-за своих сектантских взглядов был бы благодарен за принятие позиции, отличающейся отданных критериев. Экзистенциальные идеи оказывают нарастающее влияние на американское консультирование и психотерапию. Эти идеи, импортированные из Европы, прорастают, скорее, спонтанно и одновременно в нескольких центрах. Они не ведут к основанию новой школы или новой серии теорий, а скорее прокладывают новый путь во взглядах на человеческое бытие. Двумя основными проблемами понимания экзистенциального движения являются: разнообразие идей, иногда противоречивых, скрывающихся под семантическим покровом, и сложности английского языка в определении переживаний и концептов, разработанных в экзистенциальной системе. Существенно, что экзистенциальный подход стремится избежать обычных субъект-объектных подходов к исследованию поведения человека, в которых человек разделяется на сегментарные «сущности» для поиска характеризующих их основ [198]. Это является попыткой понять сущность природы конкретного человека в дополнение к обычным объективным научным подходам. Например, в психотерапии предпринимались попытки помочь клиенту пережить свое сущностное бытие или человечность. Опыт консультирования и психотерапии особенно соответствует данной задаче, так как в этом опыте в периоды кризисов и душевных страданий обнаруживается сущностное бытие, которое характеризует клиента в ходе психотерапевтических отношений. Фактически, экзистенциализм является представлением о человеке как персоне в непрестанном процессе становления, постоянно проходящем через кризисы. Поскольку экзистенциализм является не философией или способом жизни с осязаемыми целями и опознаваемыми аксиомами, а попыткой овладеть реальностью, читатель может получить удовлетворение в исследовании некоторых оригинальных источников, написанных, например, Кьеркегором, Ясперсом, Хайдеггером, Тиллихом, Бинсвангером и Бубером. Мэй [198] написал несколько работ по экзистенциализму и терапии, которые будут служить читателю введением в эту теорию. Роль консультанта и психотерапевта и вопросы убеждений. Что может консультант, как консультант, сделать при вопросе клиента о религиозных убеждениях? Во-первых, он может определить значимость религиозных чувств и убеждений для личностного развития конкретного клиента. Во-вторых, консультанту следует знать, как справляться с собственными религиозными проблемами, которые могут быть выявлены при решении проблем клиента. Ему следует проработать их до состояния, когда они не будут проецироваться и отражаться на отношениях с клиентом. Ему также следует достаточно хорошо осознавать собственное вероисповедание, чтобы он воспринимал чужие убеждения без риска для своей веры, следуя по пути эмпатии. В-третьих, он может рассматривать проблемы религиозных убеждений таким образом, каким он обращается с любой другой связанной с аффектом проблемой, например касающейся брака, работы, детей или секса. Консультанту следует поинтересоваться источником религиозных убеждений клиента. Произошли они в связи с воскресной школой, кино или семейными наставлениями? Было бы хорошо отметить социальные предпосылки клиента, такие как убеждения родителей и влияние церкви, атакже их влияние нарелигиоз-ные убеждения и практику клиента. Наконец, если консультант находит, что его техники и взаимоотношения не соответствуют потребностям клиента, тогда может потребоваться что-то дополнительное, в форме религиозного консультирования специалистом, но только после исчерпывающей дискуссии по важным философским взглядам. Проблемы привязанности Чувствовать себя как дома в мироздании, быть ценимым как личность и чувствовать чью-то близость — все это глубокие личностные потребности. Консультанты поражаются этой непреодолимой потребности в привязанности или, рассматривая шире, любви. Проблема предложения и получения любви уже была обсуждена на страницах этой книги. Целью включения темы вдан-ный раздел книги служит рассмотрение гироскопического эффекта привязанности и любви на человеческую жизнь. Одной из притягательных сторон членства и идентификации с широкими социальными, политическими и религиозными движениями является чувство близкой принадлежности и состояние важности для значимых дел. В таких случаях присоединение человека к группе играет существенную роль в развитии чувства привязанности. Следует подчеркнуть, что привязанность должна включать высокую степень интимности — близкую дружбу, товарищество, рабочую организацию или брак. Из этого перечня лишь брак обеспечивает величайшее удовлетворение потребности в привязанности, так как в браке есть, по крайней мере, еще один человек, который заботится о самости другого. Работа обеспечивает еще одну возможность для таких чувств, но она в некоторых отношениях является парадоксом. Несмотря нато, что работа дает удовлетворение в привязанности, оначасто вызывает у человека чувство, что им манипулируют и относятся к нему как к «товарному продукту». Например, признак «человека компании» пугает многих чувствительных людей. Второй проблемой, связанной с рабочей привязанностью, является обычная картина бизнесмена или профессионала, получающего большое удовлетворение от чувства привязанности к работе. Часто такой человек получает мало удовлетворения от семьи или посвящает ей мало времени. Консультанты и терапевты часто наблюдают феномен «порочного круга» у человека, получающего все меньшее удовлетворение от семейной жизни и наращивающего поиски удовлетворения от работы. Такой цикл может приводить к другим признакам личностного спада, таким как алкоголизм или измена. Шобен [276] тщательно проанализировал проблему при менее тяжелых случаях, когда клиенты искали чувство самоценности в профессиональных занятиях или отклоняющейся социальной или сексуальной активности. Многие мужчины и женщины чувствуют, что они должны сделать выбор между семьей и работой. Баланс этих двух составляющих личной жизни является личным делом клиента, которое должно исключать диктат консультанта. Однако нужно, как кажется, подчеркнуть необходимость оптимальной пропорциональности между работой и домом, ведущей к максимальному удовлетворению и продуктивности всех участвующих. Считается, что Фрейд имел ответ на вопрос, что человек должен делать, чтобы стать зрелым человеком, вреплике: «Любить и работать». Зрелый, хорошо функционирующий человек нашего общества должен быть способен как любить, так и работать. Главное применение терапии связано с нахождением оптимального баланса между работой, семьей, развлечениями и гражданским участием. В дальнейшем такие клиенты не склонны искать необходимое удовлетворение в привязанности и самоценности за счет деятельности, которую выполняют. Клиент может просить консультанта помочь найти человека или группу, с которыми он может установить связь. Такая претензия нуждается в оценке и интерпретации в свете возможного усиления зависимости, а также степени, в которой, как чувствует консультант, он может позволить быть ведомым в роли «агента» клиента. Терапевт может помочь клиенту очень точно понять его глубокие потребности в безопасности и самоценности, которые достижимы в процессе более удовлетворяющих человеческих взаимоотношений. Существуют условия, при которых терапевт испытывает потребность помочь клиенту принять ограничения его настоящей ситуации, применяя методы достижения инсайта и оказывая поддержку. Примерами таких ситуаций может быть низкая вероятность брака у хронических инвалидов или одиночество, испытываемое недавно потерявшими супруга или разведенными. Такие люди нуждаются вразвитии внутренних ресурсов, для того чтобы совладать с недостатком близких отношений. Иногда такие клиенты могут найти компенсацию за счет отношений в малых группах в церкви, школе или общине. Тесно связанной с проблемами привязанности и одиночества оказывается проблема деперсонализации. Мы можем лишь напомнить о механизмах отделения или расщепления аффекта и когнициях, имеющихся у психотиков, а также о чувствах нормальных людей, оказывающихся «объектами» манипулирования, купли и продажи, торговли, соблазнения или использования. Фромм [116] предупреждает об опасности, грозящей человеку, когда его принуждают чувствовать себя «вещью», биржевым товаром, а не личностью. Консультант может помочь таким клиентам путем формирования состояния привязанности к людям. Основным способом являются терапевтические взаимоотношения, в которых клиент может более ясно видеть свои психологические защиты, особенно те, которые отчуждают его от других людей. Он также будет менее склонен рассматривать других людей в качестве «вещей» для манипулирования, использования или эксплуатации, когда раскроет защитные искажения в своей личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.141 (0.019 с.) |