Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проявления и классификация признаков сопротивления

Поиск

Как ни тщетны были бы попытки перечислить все многооб­разные формы сопротивления, полезно будет, наверное, указать некоторые варианты, не только самые явные, но и менее замет­ные. Мы видим отличительную черту опытного консультанта в его способности распознавать сопротивление и правильно его регулировать.

Сопротивление может проявляться множеством негативных способов. Клиент начинает критиковать консультанта, выражает недовольство результатами консультирования, не слушает или не понимает консультанта; он может опаздывать или вообще пропускать сеансы, хранить молчание, забывать перечислять гонорар. Во время сеансов клиент может вдруг начать интел­лектуальную дискуссию (особенно с апелляцией к сложной пси­хологической терминологии) или высказать свое негативное отношение к психологии вообще. Клиент может высказывать желание прекратить консультации, становится непродуктивен в ассоциациях или при работе с незнакомым материалом, заво­дит разговоры на посторонние темы, предъявляет консультанту неразумные требования, высказывает пессимистические про­гнозы относительно консультирования или скептически воспри­нимает интерпретации.

Сопротивление клиента может принимать и менее агрес­сивные формы. Например, в виде однозначного согласия с любым высказыванием консультанта, нежелания эмоциональ­но включаться в беседу, чрезмерной готовности помогать кон­сультанту, затягивания зависимого переноса, упорного сохра­нения шутливого тона, перевода разговора в семантические дебри абстракций и философских категорий, нажима на уже структурированные условия взаимоотношений, например, тре­буя сверхурочного времени, а также проявляя интерес к лич­ной жизни консультанта.

В литературе по консультированию приводятся две шкалы для выявления признаков сопротивления, есть также одно исследо­вание, анализирующее распределение таких признаков по интен­сивности. Опираясь на гипотетическую базовую модель идеально свободного выражения, Бюгенталь [46] вводит пять уровней интенсивности симптомов: сначала «медлительность», далее «инертность», «предварительное сопротивление», «(истинное) сопротивление» и, наконец, «отторжение». Использованные Бюгенталем названия отражают описываемый им тип поведения.

На уровне «медлительности» клиент перекладывает ответст­венность на консультанта, реагирует вяло, часто отвлекается, больше озабочен интеллектуальными, чем эмоциональными аспектами. Понимание затруднено, и клиент часто просит у консультанта разъяснений.

На уровне «инертности» сильнее выражено отсутствие ин­тереса, проявляющееся в лаконичных ответах, в пренебреже­нии к руководящим высказываниям консультанта и в утомленности.

«Предварительное сопротивление» подразумевает появление признаков того, что клиент не хочет продолжать беседу. Неко­торые из этих признаков: склонность спорить, чрезмерная раз­борчивость, свидетельства физического напряжения, сдержан­ность при выражении таких чувств, как враждебность, тревога, чувство вины. Бюгенталь рассматривает этот уровень как вре­менный, но имеющий для консультаций критическое значение, потому что именно в этот момент клиент колеблется в выборе между более активным сопротивлением и сотрудничеством.

«Истинное сопротивление» описывается как интенсификация предварительного сопротивления, отличающееся более явны­ми и прямыми атаками или же уклончивым поведением в фор­ме, например, обтекаемых, расплывчатых ответов на вопросы консультанта, молчания, враждебного отношения к руководст­ву со стороны консультанта, сомнений в его компетентности или в форме брани.

Крайняя степень сопротивления в классификации Бюгента-ля называется «отторжением». Формы ее проявления обычно тоже крайние, например, прекращение беседы по категоричес­кому требованию клиента, враждебные замечания в адрес кон­сультанта или учреждения в целом, отказ от полноценного об­щения.

Шерман [273, р. 57—61] разработала похожую пятиступенча­тую шкалу, с помощью которой диалоговые блоки можно ранжи­ровать по степени сопротивления.

1. Отвергающее сопротивление — клиент отвергает точку зрения консул­ьтанта или схему структурирования беседы в несколько воинственной манере, отказывается говорить о реальных проблемах или пытается прекра­тить беседу.

2. Активное сопротивление — отвергает точку зрения или предложения консультанта, но довольно вежливо, не говорит свободно, также может проявлять склонность возражать консультанту.

3. Пассивное сопротивление (апатичность) — не проявляет инициа­тивы, однако принимает предложения консультанта, обычно в манере, ни к чему не обязывающей.

4. Консультант и клиент неплохо работают вместе — довольно свободно общаются, хотя могут возникать дружеские прения по острым вопросам.

5. Консультант и клиент работают вместе над реальной проблемой — вполне свободно общаются, заметно чувство взаимного уважения.

Долтон [78], дополняя исследование Шерман, изучила со­рок восемь бесед, проведенных двадцатью консультантами. Она обнаружила, что самыми частыми и интенсивными формами сопротивления были отказ от предложений консультанта и воз­ражения против его высказываний. Сдержанность в выражении чувств была ранжирована как форма часто встречающаяся, но не интенсивная. По всей видимости, эти данные уличают при­меняемую консультантом технику как сильнейший источник сопротивления.

Консультант должен оценивать проявление признаков со­противления с учетом индивидуальных чувств, выражаемых клиентом. У некоторых клиентов проявляется множество вер­бальных симптомов сопротивления по причине меньшей лич­ностной сдержанности и лучшего владения техникой речи. Дру­гие чрезвычайно осторожны, долго страдают молча, прежде чем фактически вербализовать свое сопротивление. Иными слова­ми, упомянутые выше признаки и симптомы не могут иметь одинаковое значение у всех клиентов. Стиль жизни клиента и степень волевого контроля над сопротивлением определяют, какое значение ему нужно приписывать. Торн, например, ут­верждает, что «многие клиенты, особенно из высшей интеллек­туальной группы, участвуют во взаимоотношениях с людьми так, словно играют в шахматы. Каждый ход у них более-менее осмо­трительно рассчитан» [303, р. 238].

Исследований, посвященных явлению сопротивления, мало. Кроме упомянутых работ, Моурер [218] исследовал взаимосвязь двух параметров психотерапевтического процесса — психологи­ческого и физиологического напряжения. Изучалась гипотеза о том, что спады и подъемы уровня сопротивления связаны с изме­римыми изменениями этих видов напряжения. Главными метода­ми, применявшимися для обоснования данной гипотезы, были субъективные оценки самих испытуемых по шкалам «напряже­ние» и «счастье», измерение потливости ладоней и анализ запи­сей беседдля вычисления показателей «дискомфорт-облегчение». Предварительные данные свидетельствуют, что этот подход явля­ется ценным средством изучения наблюдаемых изменений напря­женности клиента в результате терапии. Заинтересовавшийся читатель может обратиться к пространному отчету Моурера и его соавторов [218].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.129 (0.011 с.)