Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфическое информационное применение тестов

Поиск

Письменные личностные опросники. Эти опросники делятся на три основные категории: предназначенные для выявления та-; ких личностных качеств, как доминирование и подчинение; для выявления наличия и силы эмоциональных проблем; для опре- ' деления, в какой мере у клиента наличествуют чувства и про­блемы, подпадающие под стандартные диагностические кате-> гории, такие как истерия и т. п. \1

Письменные тесты, предназначенные для определения лич-ц ностных характеристик, малоэффективны, так как не дают кон­сультанту ясной информации длягоценки отдельных качеств или их сочетаний. По нашему мнению, эти тесты имеют и второй недостаток, поскольку консультант не сможет соотнести туман­но сформулированные качества с чем-то осмысленным, даже если и выявит их. Слишком мало полезных коэффициентов валидности былоразработанодля применения втестах личностных характеристик.

Так называемые «адаптированные опросники», такие как Адаптированный опросник Белла [24], ориентированные на изу­чение личностных проблем, полезны тем, что «дают зацепку» для обсуждения проблем клиента. Клиенты, особенно из числа под­ростков, имеют механизмы сопротивления, которые можно мо­дифицировать, пользуясь результатами личностных тестов, по­скольку подростки испытывают острое любопытство по отноше­нию к собственной личности. Тем не менее, адаптированные опросники анкетноготипазачастую ненадежны, и при их исполь­зовании клиентсклонен отвлекаться от реальных проблем, чрез­мерно концентрируясь на результатах теста.

Личностные опросники третьего типа, устанавливающие на­личие у клиента симптомов психиатрического уровня, полезны, главным образом, для черновой проверки. Такие адаптивные оп­росники, примером которых служит Миннесотский многопро­фильный личностный опросник [139], выполняют также функ­цию «консервного ножа», помогая клиенту быстрее выйти на опи­сательный уровень в понимании своих адаптационных проблем. MMPI помогает консультанту сформулировать диагностические заключения, хотя тот должен с величайшей осторожностью отно­ситься к буквальному применению диагностических категорий этого инструмента.

Проективные техники. Еще одной категорией средств лич­ностного оценивания является группа проективных техник, которые позволяют клиенту проецировать свое индивидуаль­ное восприятие неоднозначных стимулов, предъявляемых в виде чернильных пятен, картинок и трехмерных объектов.

Проективные техники полезны тем, что помогают консуль­танту формулировать диагностические заключения и дают ори­ентиры для консультационного процесса. Имеются данные, что проективные техники полезны также для рекомендаций в проф-ориентационном консультировании.

Инструменты типа «историй к картинкам», такие как Тест те­матической апперцепции (ТАТ), применяются в консультирова­нии и психотерапии, главным образом, для собственной интер­претации их клиентом. Несколько исследований, которые прове­ли Беттлехайм [30], Диблер [80], Жак [154] и Мортон [213], продемонстрировали полезность таких ситуаций, когда клиент

интерпретирует собственные рассказы. Мортон выяснил, что ТАТ является полезным средством для ускорения краткосрочной пси­хотерапии, так как сюжеты и их интерпретация помогают клиен­ту сконцентрировать внимание на своих самых насущных про­блемах и на их решении. Одна из стратегий краткосрочного пси­хотерапевтического консультирования заключается в том, что консультант побуждает клиента говорить о восприятии им своих проблем в настоящее время, о сущности его защиты, о его целях, не застревая подолгу на событиях прошлого.

Диблер использовал ТАТ как средство для отображения важ­нейших установок клиента, с тем чтобы облегчить ему дальней­шее выражение чувств. Затем клиент предлагает собственные интерпретации, благодаря этому вырабатывая инсайты быстрее, чем было бы, если бы консультанту пришлось прибегнуть к пря­мым методам интерпретации.

Протоколы Роршаха также могут применяться для того, что­бы незамедлительно получить информацию для психотерапев­тического процесса. Хотя в тесте Роршаха не получают собствен­ных интерпретаций клиента, информация, выявленная из содер­жания и из психограмм, может быть использована для получения от клиента большого количества терапевтически ценного мате­риала на ранних стадиях консультирования или для того, чтобы позже помочь ему преодолеть «плато» сопротивления. Например, консультант может интерпретировать аспекты стиля жизни на психограмме Роршаха следующим образом: «Из интерпретации этого теста складывается впечатление о вас, как человеке, кото­рый испытывает затруднения в установлении удовлетворитель­ных межличностных отношений, то есть в общении с окружаю­щими. Согласуется ли это с тем, как вы оцениваете себя сами?». Нередко консультант, предлагая такого рода интерпретацию на ранних сеансах, может выделить области повышенной защиты быстрее, чем было бы, если бы он предоставил клиенту самому приближаться к ним, зачастую мучительным путем — через все отмели и узкие проходы свободно развивающейся беседы с кон­сультантом и собственного сопротивления.

Пепински [230] описывает менее формальные проективные техники консультирования, в которых используются предметы обихода, такие как мебель и прочие аксессуары. Например, Пепински иногда указывал на висящую на стене картину с пей­зажем и спрашивал у клиентов, какие ощущения этот пейзаж у них вызывает. И вот каким был один из типичных ответов, когда довольно способная первокурсница описывала свои пережива­ния из-за не получающейся семестровой работы:

Коне: Не лучше ли вам расслабиться? Может быть, вам стоит рассмо­треть эту мою картину (показывает на картину на стене).

Кл. (после короткой паузы): Я ее вижу, и она мне не нравится.

Коне: Не могли бы вы рассказать мне об этом подробней?

Кл. (сжимая кулаки): Ветви этого дерева... они словно бы стараются схватить что-то, до чего никогда не дотянутся... точь-в-точь как я (разра­жается бурными рыданиями).

Пепински, подытоживая достоинства «метода картины», го­ворит, что он позволяет клиенту чувствовать себя непринужден­но при реакции на стимул, который выглядит внешним, и тем самым помогает консультанту получить более точные данные в качестве основы для диагностических заключений. Еще одно достоинство — ответственность за анализ проблем возлагается непосредственно на клиента.

Как представляется, применение проективных методов в кон­сультировании предполагает множество следствий и много пло­дотворных путей. Нами было приведено несколько примеров воз­можных применений. Серьезно изучающим клиническую психо­логию студентам доступны многие книги о проективных техниках, которые позволят им продвинуться значительно дальше сделан­ного нами краткого введения. Однако эта область — применение проективных техник в психотерапии — в целом требует серьезных дополнительных исследований, прежде чем можно будет сказать что-либо определенное о полезности этих методов.

Выразительные движения. Наблюдения за позой, речью, ми­микой и жестами клиента всегда были для консультанта бога­тейшим источником информации о внутреннем мире клиента. Ерзанье и выступивший пот являются самыми эффективными критериями, указывающими на общее состояние напряженно­сти у клиента.

Опросники интересов и ценностей. Опросники этой категории полезны, главным образом, в ситуациях консультирования по проблемам обучения и выбора профессии. Они помогают клиен­ту сравнить его спонтанно сформулированные или проявляющи­еся интересы с объективными данными опросника. В соответствии с установленными при тестировании интересами клиента он сравнивается с другими группами, имеющими известные области интересов, такими, например, как мальчики в це­лом или инженеры. Помогая клиенту заметить, что разные подхо­ды к выявлению интересов подтверждают друг друга, и что его об­ласти интересов устойчивы, такие тесты выполняют в консульти­ровании функцию поддержки. И наоборот, иногда опросники помогают выявить области неопределенных или незрелых интере­сов. Если консультанту доведется обнаружить, что один изего взрос­лых клиентов не имеет доминирующих интересов, этот факт будет иметь большое клиническое значение, подразумевая, что необхо­димо исследовать динамику личности клиента. Отсутствие инте­ресов может, например, означать, что клиент не способен иденти­фицироваться с группой, что он страдает общей эмоциональной незрелостью или что он чрезвычайно неопытен. Как указывает Пат-терсон [229], клиенты с эмоциональными нарушениями склонны больше интересоваться занятиями в категории творчества и в кате­гории социальной помощи, что можетбыть интерпретировано как бегство в искусство или стремление к самопомощи.

Второе достоинство опросников интересов и ценностей для консультирования заключается в том, что они проливают свет на я-концепцию клиента. Что он любит делать, что он ценит — это важные ключи к характеристикам его системы «я».

Кроме того, опросники интересов могут использоваться кон­сультантом для предсказания той степени удовлетворенности собой, которой клиент может достигнуть в данной профессио­нальной области. Исследование Стронга [292], выяснившего ценность опросников интересов для прогнозирования последу­ющего выбора профессии и удовлетворенности работой, служит иллюстрацией к этой функции опросников. Опросники интере­сов по большей части применяются ограниченно—для старших подростков и взрослых, чьи интересы более устойчивы, чем в младших возрастных группах. Иногда, впрочем, общий тест ин­тересов, проведенный в раннем подростковом возрасте, спосо­бен дать клиенту некоторое представление о сравнительной силе его интересов, очерчивая такие широкие области, как техника или религия.

Проблема применения в консультировании конкретных тес­тов — тема чересчур обширная, выходящая за пределы нашей книги. Предполагается, что большинство читателей знакомы с обычно используемыми тестами. Если нет, мы рекомендуем в ка­честве неплохого источника книгу Супера [296].

Тесты способностей и достижений. Существует обширная ли­тература о тестировании способностей и достижений. Назначе­ние данного раздела — лишь указать некоторые из основных при­менений этого типа тестов в консультационных взаимоотноше­ниях.

Первая функция тестов способностей и достижений — ока­зать клиенту поддержку. Ведь так часто клиент чувствует себя «тупым» или «неадекватным», не имея оснований для подоб­ных ощущений. При использовании вместе с психотерапевти­ческими методами тест способностей к учебной работе, напри­мер, может дать клиенту более реалистические указания, в ка­ком примерно положении он окажется по отношению к группе, в которой ему придется выдерживать профессиональную конку­ренцию. Такой группой может быть население в целом, перво­курсники колледжей, первокурсники технического или художе­ственного колледжа, а также любая другая группа, на которую нормирован тест. Нередко клиенту придает больше уверенности в себе более точное знание своего сравнительного положения, бла­годаря чему он может вырабатывать более реалистичные планы.

Вторая функция тестов способностей и достижений для кон­сультанта заключается в том, что они предоставляют консуль­танту основу для прогнозов ожидаемого успеха клиента в дан­ной — общей или конкретной — области деятельности. Приме­рами служат прогнозы ожидаемой успеваемости клиента, обучающегося на инженера, поступившего в гуманитарный кол­ледж или участвующего в программе подготовки педагогичес­ких кадров. Валидность тестов и таблиц прогнозов не так высо­ка, как хотелось бы консультантам, хотя подобные тесты луч­ше, чем выбор «методом тыка».

Тесты способностей нередко выполняют в консультировании третью, хотя и косвенную, функцию. Если клиент слишком лег­ко видит угрозу для себя в ситуациях оценивания, сомневается в своих способностях или страдает от расхождения между своими способностями и своими претензиями, программа тестирования перебрасывает такую тревожность клиента непосредственно в область взаимоотношений, где консультант способен регу­лировать ее психотерапевтическим путем.

Главное предназначение всякого тестирования в консульта­циях — дать клиенту надежную и валидную информацию о нем самом, так чтобы он мог принимать обоснованные решения.

 

СЕМАНТИКА

 

Семантический анализ в консультировании — это в большей степени подход к проблемам коммуникации, нежели группа методов. Основной постулат семантического подхода заключа­ется в том, что эмоциональные нарушения возникают по боль­шей части из-за неправильного употребления слов, недостаточ­но ясного понимания и из-за искажения смысла, вызванных расстройствами процессов символьного мышления у клиента. С помощью таких средств, как прояснение, переформулировка и методы интерпретации, клиенту помогают скорректировать его языковые навыки.

Применяя семантический подход в беседах с клиентом, кон­сультант способен исправить ошибки клиента, которые могли возникнуть в связи с нереалистическими, идеализированными ожиданиями. Тем самым консультант может предотвратить фру­страцию и разочарование, которыми кончаются усилия клиен­та достичь «успеха». Джонсон [158] называет склонность ставить перед собой нереальные цели «I FD-синдромом» — от слов «иде­ализация, фрустрация, деморализация». Помогая клиенту точ­нее определить свои цели, консультант тем самым помогает ему избежать указанных семантических тупиков.

Клиенты, испытывающие трудности с подбором точных обо­значений для чувств и идей, демонстрируют еще один тип ком­муникационных проблем. Одним из главных достоинств кон­сультирования является то, что оно обеспечивает вербальные средства для выражения эмоций. Клиент приобретает, напри­мер, способность вербализовать амбивалентные чувства и по­нимает, что вполне возможно осмысление своего «я» в качестве структуры, где уживаются два противоположных чувства к од­ному и тому же человеку в одно и то же время.

Консультанты могут применять семантический анализ для коррекции неупорядоченного мышления — еще одной комму­никационной проблемы. Неупорядоченность мышления обыч­но сопровождается «гипервербализацией» и характеризуется не­уемным поиском смыслов. Человек с чрезмерной вербализацией фактически уклоняется от мышления. Консультант способен по­мочь клиенту мыслить строже — часто переспрашивая его, что он хотел этим сказать, или стараясь переформулировать и прояс­нять мысли, только что высказанные клиентом, или поощряя дол­гие задумчивые паузы.

Иногда ригидное мышление, наряду с недостаточной верба­лизацией, является симптомом семантических трудностей. При­верженность к стереотипам, предвзятость, догматизм, поиск примитивных причин, абсолютизация и сведение проблем к вопросу «или-или» являются примерами такого типа затрудне­ний в мышлении. Консультант помогает клиенту понять, на­пример, что человеческие качества не являются черно-белыми, а существуют во всех формах и сочетаниях.

Семантика, таким образом, является подходом к устранению затруднений в выражении чувств посредством более точной их формулировки, чтобы клиент смог урегулировать их в стиле «ре­шения проблем» и чтобы смог увидеть взаимосвязь между свои­ми мыслями и своими чувствами. Семантика также помогает консультанту прояснять смыслы, делать мышление клиента строже и глубже, чтобы он осознал свои тенденции к абстраги­рованию и смешению символов с реальностью. Консультант может преодолеть эти эмоциональные затруднения клиента, когда тот прекращает задавать туманные вопросы и принимать неопределенные ответы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.116 (0.008 с.)