Принципы применения библиотерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы применения библиотерапии



Знание книг, которые рекомендует консультант, является пер­вым принципом. Консультант, отсылающий клиента к книге, с которой сам не знаком, рискует ввести его в заблуждение и, ве­роятно, не сможет удовлетворить его запросы и предложить адекватный уровень сложности. Просчет относительно уровня понимания клиента может пагубно сказаться на раппорте. Дан­ный принцип возлагает на консультанта тяжкое бремя обязанно­стей быть в курсе выходящей литературы и удерживать названия книг в ближней памяти. Однако такая осведомленность позволит ему предлагать литературу, не только полезную с точки зрения содержания, но и соответствующую возрасту, жизненному опыту и лингвистическому уровню клиента.

Консультант должен проявлять уверенность, когда предлагает книги, чтобы заинтересовать ими клиента и гарантировать, что тот воспримет изложенные в них идеи. При этом литература пред-; лагается, а не предписывается.

Своевременность выступает третьим важным принципом, который должен соблюдать консультант, чтобы клиент правиль­но понял и принял содержащиеся в литературе идеи. Консуль­тант не хочет создать впечатление, будто бы проблемы клиента Настолько просты, что их можно решить, почитав книжку, вме-готого, чтобы прорабатывать их в консультационном процес-г. Несвоевременное предложение литературы может создать у,лиента впечатление, что консультант не в силах помочь кли­енту, и что чтение может оказаться выходом из терапевтичес­кого тупика. Важная деталь принципа своевременности — пред­лагать чтение в г!ериод снижения сопротивления. Консультант, лредлагающий чтение в то время, когда клиент борется со сво­ими чувствами или находится на подступах к инсайту, добьет­ся от клиента только раздражения и мнения, что консультант гго плохо понимает.

Обсуждение результатов чтения важно для того, чтобы оце­нить, какое влияние оказало на клиента прочитанное. Клиент может задавать вопрёсы и упоминать идеи, которые показались ему особенно ценными. Зачастую можно для большей ясности зачитывать вслух соответствующие отрывки. Очень важно, что­бы в этот момент исправлялись искажения восприятия и оши­бочное понимание, чтобы осуществлялось реалистическое оце­нивание идей. Вот некоторые существенные вопросы: «Насколь­ко авторитетен автор? Насколько свеж материал?» Некоторые книги, написанные в двадцатых и тридцатых годах, не отража­ют современную психологическую мысль. Проводится ли чет­кое различие между мнениями и фактами? Ведь так много по­пулярных авторов не слишком щепетильны в отношении фак­тической основы своих суждений.

Списки рекомендуемой литературы и размноженные аннота­ции можно применять для поощрения интереса к чтению. Книги и брошюры, иногда с подчеркнутыми местами, можно остав­лять в приемной, чтобы клиенты полистали их, а то и взяли по­читать. Нередко простое перелистывание книг служит толчком для мыслительного процесса клиента, в результате которого на сеансе появляется важный материал. Вот пример:

Кл.: Я тут прочитал статью в одном из журналов на столике в приемной. Там обсуждается, по каким причинам люди с такой легкостью сами для себя создают семейные проблемы. Мне кажется, автор не очень-то разо­брался в вопросе. Я мог бы назвать еще несколько причин, которые он не упоминает.

Чтение в малых количествах, по всей видимости, полезней, чем в больших. Лаконичная статья или брошюра зачастую по­лезней, чем книга. Консультанту легче выделить нужные идеи и соображения в короткой работе, ведь обилие материала, дале­кого от непосредственных забот клиента, может только отвлечь его и заслонить желаемые акценты.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, предоставление информации и предложение матери­алов для прочтения клиентам очень важны в процессе консуль­тировании. Использование советов и предложений консультанта (уместно в некоторых консультационных ситуациях. Принципи- \. альная опасность высказывания советов заключается в том, что | они нередко становятся проекцией собственных потребностей» и ценностей консультанта. Тесты личности, интересов, способ­ностей и достижений — широко применяемые информацион­ные инструменты, предназначенные для того, чтобы предоста­вить клиенту информацию о нем самом, с помощью которой он сможет принимать более обоснованные решения. Тесты — это средства, в высшей степени технические, требующие специаль­ной подготовки для их аккуратного подбора и применения. Се­мантические принципы помогают клиенту улучшить способ­ность размышлять о своих проблемах и яснее выражать свои мысли и чувства. Информационное чтение и библиотерапия — это методы, предназначенные для того, чтобы подсказать кли­енту идеи, которые он сможет использовать для планирования своего будущего и для решения своих нынешних проблем.

Глава 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.004 с.)