Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обшеконсультационный менеджмент

Поиск

В общеконсультационном менеджменте зачастую требуется делать клиенту предложения, которые могут быть классифици­рованы как советы. Иногда консультанту приходится предла­гать направление к другому специалисту, госпитализацию или другие серьезные шаги, которые, на его профессиональный взгляд, соответствуют истинным интересам клиента. Консуль­тант или психотерапевт должен постоянно оценивать самого себя в том аспекте, что он может сделать для данного клиента. Он должен также рассмотреть обстоятельства жизни клиента с точки зрения возможности улучшить их благодаря услугам кон­сультанта. И наконец, следует учитывать институционную об­становку — в свете вопроса о том, какого рода помощь может быть в ней оказана достаточно безопасным и легитимным обра-

зом. Заключения, сделанные на основе оценки всех этих факто­ров, нередко сообщаются клиенту в форме предложений, какие шаги ему лучше предпринять.

 

ТЕСТЫ И НАБЛЮДЕНИЕ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

 

Мы предполагаем, что читающие данный труд знакомы с ос­новными принципами психометрии и имеют представление о самых распространенных тестах. В этом разделе рассматрива­ется ряд вопросов, связанных с функциями и подбором тестов, а также с применением тестов в консультациях. Тесты в данной главе рассматриваются в качестве инструментов и не являются главной ее темой. По нашему мнению, консультирование в про­шлом характеризовалось чрезмерно широким распространени­ем тестов потому, главным образом, что они были удобной «шир­мой», которая скрывала недостаточные знания по консульти­рованию и способствовала «бегству» от реальных проблем развития личности.

Тем не менее, одним из ключевых достижений клинической практики выступает применение тестов, которые помогают кли­ентам принимать собственные решения и вырабатывать собст­венные планы. Нам представляется, что эта устойчивая совре­менная тенденция терапевтического применения тестов в кон­сультировании будет иметь положительный эффект наряду с усовершенствованием применения тестов в диагностике, когда они помогают консультанту сформировать свои гипотезы отно­сительно личности клиента.

Функции тестов

 

Тесты помогают изучить личностные характеристики и про­блемы клиента, одновременно предоставляя клиенту полезную информацию о нем самом. Консультанту, выявляющему про­блемные области с помощью личностных опросников, опреде­лителей проблем и тестов темперамента, зачастую удается ускорить исследование проблем клиента и сэкономить время ис­следовательских сеансов.

Клиенты, приходящие на психотерапевтические и проф-ориентационные консультации, ждут, что им дадуттесты, что­бы они смогли больше узнать о себе. Естественно, они рассчи­тывают получить с помощью тестов прямые и полезные ответы. Для психолога в условиях клиники важнее может быть об­зорная функция тестирования, помогающего ему выработать гипотезы или проверить некоторые свои догадки о личности клиента. В этом случае клиент, проходящий тестирование, не обязательно рассчитывает, что ему сообщат результаты. Соб­ственно говоря, в клинических условиях некоторые интерпре­тации нередко кажутся клиенту лишь весьма загадочными и угрожающими.

Диагностическая функция тестов хорошо известна. Консуль­танты широко пользуются тестами для выявления, например, таких затруднений в чтении и обучении, для обнаружения ко­торых в ходе консультаций понадобилось бы несколько часов. Бордин [40] считает, что важной сферой, которую консуль­тант может анализировать с помощью тестов, является ощуще­ние реальности у клиента, когда клиент проверяет свои ожида­ния с помощью образцов собственного поведения при тестиро­вании. Точно так же, как человек проверяет свои спортивные способности посредством испытания, клиент может проверить свое восприятие своих способностей и качеств путем тестиро­вания. При такой сверке с реальностью побочным продуктом для клиента будет сформировавшееся у него желание глубже исследовать свою мотивацию и свои возможности.

Выявление кластеров интересов и ценностей — это еще одно применение тестов и опросников в консультировании. Обычно клиенты хорошо знают, какие интересы у них проявляются. Но они, например, плохо представляют себе, как выглядят в срав­нении с представителями изученных групп, таких как мужчины в целом или студентки колледжей. Именно благодаря опреде­лению относительной позиции в нормативном диапазоне тес­ты так полезны для оценивания интересов клиента, его способ­ностей, достижений и других личностных переменных. Итак, важный вопрос, на который тесты помогают ответить клиенту, суть следующий: «Как я выгляжу по сравнению с другими, с теми, с кем мне предстоит конкурировать?».

Третья важная функция тестов — прогнозирование. Тес­ты способностей служат инструментами, выявляющими мо­дели поведения. Выявленные модели поведения позволяют консультанту делать выводы о возможностях клиента успеш­но выполнить конкретный образовательный или професси­ональный план. Предсказания делаются в терминах вероятности успеха данной программы. Вероятности тесно связаны со специфическими вопросами валидности используемых те­стов.

Выбор тестов

 

Во многих клинических ситуациях применяются стандартные наборы тестов: Векслеровскийтест, Станфордский Бинета, Рор-шаха, MMPI и тест незавершенных фраз. И все же для многих клиентовтесты нужно подбирать так, чтобы они соответствовали их возрасту и индивидуальным проблемам. В проблемах профо­риентации подбор тестов особенно важен для повышения точнос­ти рекомендаций. Консультант составляет набор полезных тестов из стандартного списка, во многом подобнотому, как врач подби­рает лекарство. При таком методе ответственность целиком ло­жится на консультанта. Разумеется, будучи экспертом в вопро­сах оценивания, консультант должен иметь приоритет при выбо­ре тестов. В условиях частной практики, например, терапевты зачастую предлагают каждому новому клиенту рутинную проце­дуру тестирования с помощью MMPI или теста Роршаха, чтобы определить предрасположенность клиента к терапевтической по­мощи. И все же нередко можно повысить меру ответственности клиента, если консультант позволит ему участвовать в подборе тестов.

Консультант должен предлагать тесты, когда клиент почувст­вует потребность в дополнительных данных о себе для принятия важных решений. Клиент может, например, заинтересоваться, достаточноли у него академических способностей, чтобы успеш­но учиться в колледже. Или он захочет пройти тестирование инте­ресов, чтобы лучше понять, какая учебная специализация спо­собна принести ему максимум удовлетворения. Этот принцип своевременности подбора тестов особенно важен в психотерапев­тическом консультировании. Если консультант предлагает лич-ностныетесты всамом началетерапии,токлиентможет переоце­нить их значение в качестве средства для поиска решения его лич­ных проблем. Если же консультант предложит тесты слишком поздно, вполне вероятно, что клиент склонен будет счесть, будто бы его случай сильно озадачил консультанта, или же, что его слу­чай гораздо серьезней, чем казалось сначала. Консультант дол­жен почувствовать наиболее подходящий момент в начале процесса, когда можно предложить тесты и когда можно объяснить клиенту, что это самая рутинная процедура.

Когда клиент выражает желание получить больше сведений, консультант может перейти к теме тестирования и предложить конкретные тесты, которые способны дать искомые ответы. В этот момент имеет смысл пояснить клиенту, что иногда тесты могут дать полезную информацию о проблеме, а иногда — нет. Следует, однако, подчеркнуть, что у клиента должно быть ис­креннее желание пройти тесты, предложенные ему для получе­ния дополнительной информации. Существуют некоторые дан­ные из исследований Бордина и Бикслера [41], Зимана [268], а также Шострома и Браммера [278], свидетельствующие, что уча­стие клиента в подборе тестов способствует развитию у клиента ' самостоятельности и самоактуализации в большей степени, не­жели в том случае, когда тесты подбирает исключительно кон­сультант.

Участие клиента в подборе тестов предусматривает некото­рую готовность последнего в том смысле, как она описана в главе 5. Прежде чем консультант позволит клиенту участвовать в под­боре тестов, он должен проинформировать клиента о достоин-* ствах и недостатках тестов, а также о том, какие их разновидно­сти могут быть выбраны. Итак, описываемый ниже процесс предполагает, что у клиента есть некоторая осведомленность в вопросах тестов, а также способность понять язык, на котором консультант разъясняет основополагающие принципы тестиро­вания. В общем случае подбор тестов происходит следующим образом:

1) клиент и консультант по результатам обсуждения прихо­дят к заключению, какого рода информация нужна, чтобы по­мочь клиенту в решении его проблем;

2) консультант описывает различные категории существую­щих тестов;

3) консультант рекомендует конкретные тесты, способные I дать желаемую информацию, и не рекомендует тестирование в» таких областях, где уже имеется достаточно данных, или где те­сты будут не особенно полезны;

4) консультант позволяет клиенту отреагировать на сделан­ный выбор, с тем чтобы можно было проработать любые сомне­ния или негативные чувства клиента в отношении предстояще­го тестирования;

5) делаются все необходимые приготовления для проведения тестов.

Степень участия клиента будет зависеть в основном от его | зрелости и осведомленности. Мы участвовали в исследовании [277], в котором было установлено, что лучшие первокурсники колледжа вполне способны адекватно решить задачу по подбо­ру для самих себя наборов тестов при техническом содействии консультанта. Нам представляется, что это помогает добиться большей причастности клиента к процессу и в некоторой сте­пени изменить привычку рассматривать назначение тестов как предписание. Стремление видеть в консультанте эксперта мо­жет привести клиента к чрезмерной уверенности в том, что тес­ты дадут ему ответы, в которых он нуждается, и снимут с него ответственность за сделанный им выбор.

Консультанты, настроенные против того, чтобы разделять ответственность с клиентом при подборе тестов, приводят та­кую аналогию, что врач, как технический специалист, не спра-| шивает мнения своего пациента о том, какие лабораторные анализы и обследования нужны для установления диагноза. Од­нако различие между врачом и психологом-консультантом в данной ситуации состоит в том, что на враче лежит основная доля медицинской ответственности за выздоровление пациен­та, в то время как консультант не принимает на себя подобную ответственность за выбор, сделанный клиентом. Психолог-консультант, хотя и несет некоторую профессиональную от­ветственность за то, что делает клиент, находясь во взаимоот­ношениях с ним, даже не пытается ставить категорический диагноз на основе своих ненадежных тестов. Он не пытается делать итоговые прогнозы или предсказания о тенденциях по­ведения клиента, поскольку осознает ненадежность своих ин­струментов. Консультант, таким образом, принимает на себя ответственность только за то, чтобы предоставить как можно более надежную информацию в сочетании с интерпретация­ми и разъяснениями для клиента, соответствующими извест­ной степени надежности и валидности инструментов. По на­шему мнению, консультант должен оставить ответственность за принятые решения клиенту. Более того, при подготовке к принятию этих решений консультант должен добиваться уча­стия клиента во всех фазах процесса, в том числе в выборе ка­ких бы то ни было тестов.

Здесь, однако, следует подчеркнуть, что к тем тестам, которые клинический психолог проводит в клинических или больничных условиях в целях установления диагноза, выдвигаются иные тре­бования, чем в консультировании. Информация обычно собира­ется для психотерапевта, который оценивает данные психомет­рии наряду со многими другими релевантными материалами и принимает на себя ответственность за использование этих дан­ных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.12 (0.012 с.)