Роль помощника терапевта в групповой психотерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль помощника терапевта в групповой психотерапии



Нет ничего необычного, если группа одновременно пользуется услугами двух психотерапевтов. Второй терапевт во многих слу­чаях выступает в роли интерпретатора-наблюдателя, или же он может оставаться весьма пассивным. Нередко возникает вопрос, действительнолидватерапевтаводной и той же группе благопри­ятствуют групповым процессам. Судя по нашему опыту, полез­ней всего иметь помощника психотерапевта. Тогда один терапевт выполняет функции обеспечения прогресса, адругой играет роль интерпретатора-наблюдателя.

Исходя из психоаналитической теории, можно прийти к вы­воду, что роль помощника терапевта лучше поручить женщине, так что терапевтами будут реализованы обе роли — «отца» и «ма­тери». Однако, с точки зрения теории Фромма, первый тера­певт, проявляющий установки приязни и бесконтрольности, может играть роль матери, тогда как роль интерпретатора-на­блюдателя ближе к фроммовской концепции отцовской люб­ви, то есть любви с предъявлением ожиданий и требований [113]. Джоэл и Шапиро [156] утверждают, что наличие двух психотера­певтов, особенно если они разного пола, лучше воспроизводит семейную ситуацию. Мы замечали, что клиентам словно бы льстит, когда ихразговоры записываются и комментируются спе­циальным наблюдателем.

Открытые и закрытые группы

Существует две разновидности групп — группы с постоянным и обновляющимся составом. В закрытой группе на протяжении всего периода ее жизни остаются одни и те же участники. Так часто бывает в учебных заведениях, где группы существуют на протяжении академического семестра. В обновляющейся группе на место уходящих участников приходят новые.

Среди психологов-терапевтов идет полемика о том, имеет ли закрытая группа преимущества по сравнению с открытой. Часть из них считает, что преимущества имеет закрытая груп­па, так как в ней можно накапливать данные о клиентах, и структура группы остается постоянной. Однако, если члены выбывают в силу внешних причин, группа может стать недо­пустимо малой. Одно из преимуществ открытой группы заклю­чается в том, что новый ее участник иногда вызывает перест­ройку отношений соперничества и конкуренции. Кроме того, новый участник может способствовать терапевтическому про­движению благодаря консолидации группового чувства. Но­вые участники терапии могут снизить свою защиту, иденти­фицируясь со старыми участниками, которые свою защиту уже преодолели. Присутствие менее продвинувшегося участника терапии, по-видимому, производит эффект усиления эго-сис-темы у остальных участников группы. Для участников группы терапевтически ценен опыт соучастия и помощи при адапта­ции новых людей в группе.

 

ТЕХНИКИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И КОЛЛЕКТИВНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

 

Прежде всего, руководитель должен быть компетентен в ме­тодах индивидуального консультирования и психотерапии. Он применяет в групповой терапии все методы выстраивания вза­имоотношений, интерпретации и предоставления информации, рассмотренные в предыдущих главах нашей книги. Кроме того, он должен пользоваться такими дополнительными методами, которые специфичны для групповой терапии или требуют адап­тации для нее. Эти методы обсуждаются в следующих разделах.

 

Структурирование

 

Хотя существует немало теорий групповой психотерапии и коллективных консультаций, большинство практиков соглас­ны с Франком и Ашером [107] в том, что группа обеспечивает поддержку, стимуляцию и возможность обратной связи с реальностью. В групповой обстановке клиенты обретают условия для свободного самовыражения. Поддержка осуществляется для уча-стн и ков терапии благодаря обеспечению такого социального кли­мата группы, в котором каждый участник ощущает безопасность, высказывая то, что хочет высказать. Психотерапевт, однако, зача­стую инициирует групповое обсуждение посредством какого-либо типаструктурирования на первом сеансе. Хинклей [144] приводит такие примеры этой процедуры — один терапевт разъясняет: «Мы собрались здесь, чтобы больше узнать о самих себе и помочь друг другу справляться с нашими естественными чувствами бо­лее эффективно. Итак, меня зовут ***, что большинство из вас уже знает. Нам, наверное, проще всего начать с того, что каж­дый из нас представится и скажет что-нибудь о своих ощуще­ниях». Другой терапевт комментирует: «На групповые сеансы мы приходим для того, чтобы поговорить об определенных чув­ствах, которые мы испытываем, и которые могут быть для нас неприятными. Узнавая, насколько мы в этом все-таки похожи на других людей, мы иногда чувствуем облегчение. К тому же, мы получаем возможность узнать, как другие люди справляют­ся со своими невзгодами». Третий терапевт заявляет: «На наших встречах будут такие моменты, когда окажется очень трудно го­ворить о своих чувствах, потому что они могут быть для нас му­чительны. Однако никто не обязан говорить о своих неприятно­стях, пока не будет к этому готов». Четвертый терапевт говорит: к; «Большинство из нас почувствует себя немного лучше, когда мы научимся рассказывать о некоторых своих неприятностях. Здесь это возможно. Когда мы научимся комфортно существо­вать в малых срезах общества, таких как наша группа, мы, ве­роятно, сумеем потом комфортно себя чувствовать и в других группах. Не начать ли нам сейчас с того, чтобы представиться и немного рассказать о себе? Нам не обязательно сразу говорить о больных вопросах».

В процессе структурирования терапевт должен разъяснить, почему клиенты собрались вместе. Участники должны осозна­вать тот факт, что конфликтные чувства и установки являются основной причиной формирования группы. Уместно также из­ложить некоторые преимущества групповой психотерапии, что­бы клиенты могли предвидеть реальные результаты. Кроме того, следует подчеркнуть, что все, происходящее в группе, строго конфиденциально.

Обеспечение структуры необходимо в связи с тем, что группо­вая психотерапия обычно для клиентов внове. Другие соображе­ния относительно структурирования и его методы уже обсужда­лись в главе 7.

Бах [18, р. 29—30] использует подготовительные листки, на которых для новых участников группы изложены шесть про­цедурных принципов1. Такой листокдается новому участнику при вступлении в группу. Мы модифицировали этот подготовитель­ный листок для использования в своей практике и приводим его ниже.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.006 с.)