Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль помощника терапевта в групповой психотерапииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нет ничего необычного, если группа одновременно пользуется услугами двух психотерапевтов. Второй терапевт во многих случаях выступает в роли интерпретатора-наблюдателя, или же он может оставаться весьма пассивным. Нередко возникает вопрос, действительнолидватерапевтаводной и той же группе благоприятствуют групповым процессам. Судя по нашему опыту, полезней всего иметь помощника психотерапевта. Тогда один терапевт выполняет функции обеспечения прогресса, адругой играет роль интерпретатора-наблюдателя. Исходя из психоаналитической теории, можно прийти к выводу, что роль помощника терапевта лучше поручить женщине, так что терапевтами будут реализованы обе роли — «отца» и «матери». Однако, с точки зрения теории Фромма, первый терапевт, проявляющий установки приязни и бесконтрольности, может играть роль матери, тогда как роль интерпретатора-наблюдателя ближе к фроммовской концепции отцовской любви, то есть любви с предъявлением ожиданий и требований [113]. Джоэл и Шапиро [156] утверждают, что наличие двух психотерапевтов, особенно если они разного пола, лучше воспроизводит семейную ситуацию. Мы замечали, что клиентам словно бы льстит, когда ихразговоры записываются и комментируются специальным наблюдателем. Открытые и закрытые группы Существует две разновидности групп — группы с постоянным и обновляющимся составом. В закрытой группе на протяжении всего периода ее жизни остаются одни и те же участники. Так часто бывает в учебных заведениях, где группы существуют на протяжении академического семестра. В обновляющейся группе на место уходящих участников приходят новые. Среди психологов-терапевтов идет полемика о том, имеет ли закрытая группа преимущества по сравнению с открытой. Часть из них считает, что преимущества имеет закрытая группа, так как в ней можно накапливать данные о клиентах, и структура группы остается постоянной. Однако, если члены выбывают в силу внешних причин, группа может стать недопустимо малой. Одно из преимуществ открытой группы заключается в том, что новый ее участник иногда вызывает перестройку отношений соперничества и конкуренции. Кроме того, новый участник может способствовать терапевтическому продвижению благодаря консолидации группового чувства. Новые участники терапии могут снизить свою защиту, идентифицируясь со старыми участниками, которые свою защиту уже преодолели. Присутствие менее продвинувшегося участника терапии, по-видимому, производит эффект усиления эго-сис-темы у остальных участников группы. Для участников группы терапевтически ценен опыт соучастия и помощи при адаптации новых людей в группе.
ТЕХНИКИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И КОЛЛЕКТИВНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
Прежде всего, руководитель должен быть компетентен в методах индивидуального консультирования и психотерапии. Он применяет в групповой терапии все методы выстраивания взаимоотношений, интерпретации и предоставления информации, рассмотренные в предыдущих главах нашей книги. Кроме того, он должен пользоваться такими дополнительными методами, которые специфичны для групповой терапии или требуют адаптации для нее. Эти методы обсуждаются в следующих разделах.
Структурирование
Хотя существует немало теорий групповой психотерапии и коллективных консультаций, большинство практиков согласны с Франком и Ашером [107] в том, что группа обеспечивает поддержку, стимуляцию и возможность обратной связи с реальностью. В групповой обстановке клиенты обретают условия для свободного самовыражения. Поддержка осуществляется для уча-стн и ков терапии благодаря обеспечению такого социального климата группы, в котором каждый участник ощущает безопасность, высказывая то, что хочет высказать. Психотерапевт, однако, зачастую инициирует групповое обсуждение посредством какого-либо типаструктурирования на первом сеансе. Хинклей [144] приводит такие примеры этой процедуры — один терапевт разъясняет: «Мы собрались здесь, чтобы больше узнать о самих себе и помочь друг другу справляться с нашими естественными чувствами более эффективно. Итак, меня зовут ***, что большинство из вас уже знает. Нам, наверное, проще всего начать с того, что каждый из нас представится и скажет что-нибудь о своих ощущениях». Другой терапевт комментирует: «На групповые сеансы мы приходим для того, чтобы поговорить об определенных чувствах, которые мы испытываем, и которые могут быть для нас неприятными. Узнавая, насколько мы в этом все-таки похожи на других людей, мы иногда чувствуем облегчение. К тому же, мы получаем возможность узнать, как другие люди справляются со своими невзгодами». Третий терапевт заявляет: «На наших встречах будут такие моменты, когда окажется очень трудно говорить о своих чувствах, потому что они могут быть для нас мучительны. Однако никто не обязан говорить о своих неприятностях, пока не будет к этому готов». Четвертый терапевт говорит: к; «Большинство из нас почувствует себя немного лучше, когда мы научимся рассказывать о некоторых своих неприятностях. Здесь это возможно. Когда мы научимся комфортно существовать в малых срезах общества, таких как наша группа, мы, вероятно, сумеем потом комфортно себя чувствовать и в других группах. Не начать ли нам сейчас с того, чтобы представиться и немного рассказать о себе? Нам не обязательно сразу говорить о больных вопросах». В процессе структурирования терапевт должен разъяснить, почему клиенты собрались вместе. Участники должны осознавать тот факт, что конфликтные чувства и установки являются основной причиной формирования группы. Уместно также изложить некоторые преимущества групповой психотерапии, чтобы клиенты могли предвидеть реальные результаты. Кроме того, следует подчеркнуть, что все, происходящее в группе, строго конфиденциально. Обеспечение структуры необходимо в связи с тем, что групповая психотерапия обычно для клиентов внове. Другие соображения относительно структурирования и его методы уже обсуждались в главе 7. Бах [18, р. 29—30] использует подготовительные листки, на которых для новых участников группы изложены шесть процедурных принципов1. Такой листокдается новому участнику при вступлении в группу. Мы модифицировали этот подготовительный листок для использования в своей практике и приводим его ниже.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.91.173 (0.007 с.) |