Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Страдание рассматривается как стимулирующая процесс роста сила.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кризисы требуют критической оценки. В процессе критической оценки, которая способствует движению человека по пути приобретения опыта, используются многие элементы личности и требуется высокий уровень функционирования. Согласно Кун-келю, каждый жизненный кризис имеет богатый потенциал для создания духовной силы у зрелой личности. Поэтому мы полагаем, что консультирование по вопросам жизненных кризисов является сферой деятельности терапевтического психолога и требует его профессиональных навыков. Что может быть сказано о человеке, который испытывает свое несоответствие требованиям, несостоятельность и неспособность противостоять кризису? Если эта проблема истолковывается как сфера терапевтической психологии, тогда, несомненно, следует рассматривать больше, чем только вышеупомянутые чувства. Должна быть рассмотрена целостная проблема образа жизни клиента, творческий потенциал, жизненная философия, религиозные взгляды. Кроме того, терапевтический психолог должен позволить клиенту вскрыть глубокие чувства и отношение к родителям в период ранних жизненных переживаний. Это делается для того, чтобы пролить свет на причину, почему ему не хватило личностных ресурсов для противостояния жизненному кризису. В процессе консультирования клиент может достичь инсайта о своих защитных механизмах и проблемах развития духовных сил для противостояния жизненным кризисам. Примером служит случай, в котором клиент проецировал определенные ожидания помощи, которую его мать ждала от Бога. Когда наступил кризис, а матери для поддержки в несчастье не оказалось рядом, он винил Бога, который психологически отождествлялся с матерью. Он начал понимать, что неадекватность в принятии жизненных требований и кризисов не была неудачей Бога, а была связана с его незрелостью и страхом психологического и духовного творчества. Короче говоря, терапевтический психолог использует проблему жизненного кризиса для помощи клиенту в достижении инсайта и зрелости. Важным фактором достижения этих целей, как указывалось в данной книге уже много раз, являются терапевтические отношения. Возможность столкнуться с чувствами сомнения, несоответствия, небезопасности и поражения в присутствии надежного и принимающего консультанта кажется нам основным фактором, выявляющим новые возможности клиента для противодействия жизненным вызовам. Этот феномен открытия внутри или вне своей личности, это чувство уверенности и творческой энергии есть то, что Кункель назвал «чудодейственным центром каждого творческого кризиса» [178,р. 163]. Альтернативой этому творческому опыту являются сохраняющиеся чувства разочарования, поражения и пустоты, часто ведущие к личностному регрессу. Моральные проблемы Моральные проблемы связаны с религиозными интересами в том, что официальные религии содержат этические и моральные кодексы и используют вес религиозных авторитетов для укрепления кодексов. Моральные проблемы, в широком смысле определяемые как виды поведения, противоречащие установленным традициям общественного строя, могут существовать отдельно от проблем религиозных убеждений. Основные интересы терапевтического психолога в области морали касаются преодоления чувства вины, связанного с аморальным поведением и защитной функцией, которая формируется у человека в связи с аморальным поведением. Психологзанимается также обогащающим или вредящим влиянием морального или аморального поведения на клиентов и другими вредными влияниями их поведения. В качестве основы для обсуждения терапевтического консультирования по моральным проблемам коротко описываются некоторые концепции морали. Одна точка зрения подчеркивает двойственность и одновременность существования «хорошего» и «плохого» вчеловеке. Например, человек говоритотом, что он грешен и деструктивен, а еще добродетелен и способен к любви. Проблема состоит втом, как помочь человеку одержать победу «хорошего» над «злым». Эта позиция предполагает или врожденное существование знания хорошего и злого, или заученную последовательность отношений и способов поведения. Противоположный взгляд основывается натом, что «хорошее» и «плохое», используемые как существительные, являются социальными продуктами, и что человек ни тот ни другой по природе. Когда они используются как прилагательные, то подразумевается произвольность стандартов без достаточной значимости. Мнение, что человек по природе есть грешное существо (поэтому, по определению, плохой и достойный осуждения), обычно принадлежит иудейско-христианскому миру. Эта концепция природной грешности морального состояния человека сочетается с убеждением, что есть в человеке и потенциально хорошее, выраженноев таких понятиях, как человеческая способность быть добрым, любящим, честным, способность придерживаться подобных добродетелей. Концепты «грешная природа» и «полная порочность» относятся ксостояниючеловекасточки зрения Бога. С человеческой позиции как классический иудаизм, так и христианство придерживаются мнения, что человек имеет большой потенциал или для хорошего, или для порочного. Конечно, не вселюди, имеющие иудейско-христианские моральные устои, строго придерживаются этой позиции; однако это характерно для большинства. Это мнение о внутренне присущей порочности в некоторой степени также характерно для последователей Фрейда. Основной смысл здесь заключается в том, что концепция внутренне присущей порочности морального поведения ведет к такому отношению, согласно которому нельзя доверять человеческой природе, ее надо ограничивать внешними силами или трансформировать мистическими процессами. Третье мнение о моральной природе человека заключается в том, что человек наследует, в основном, социально конструктивные силы. Это является верой в «добродетель» человека. Главный смысл заключается втом, что основной моральной проблемой человека является создание условий, при которых «хорошее» может быть извлечено, а усвоенное «плохое» нейтрализовано. Хорни придерживается мнения оросте и личной ответственности в области морали, что коротко описывается следующим образом: «Проблема морали изменяется вновь, когда мы верим, что эволюци-онно конструктивные силы присущи человеку, и они побуждают к реализации потенциальных возможностей. Это убеждение не означает, что человек по своей сути добродетелен, что предполагало бы данность знания о том, что хорошо и что плохо. Это означает, что человек по своей природе и в согласии с самим собой стремится к самореализации, и что набор его ценностей развивается из таких стремлений. Очевидно, он не может, например, развить весь человеческий потенциал, если он не доверяет себе, если он не активен и продуктивен, если он не связывает себя с другими в духе взаимности. Очевидно, он не может расти, если он... последовательно относит все свои недостатки к недостаткам других. В истинном смысле он может расти только в том случае, когда принимает ответственность за себя» [147, р. 14-15]. Киркендал представляет гипотезу о том, что безнравственное поведение разрушает самоуважение и усложняет межличностные отношения: «Очевидный интерес студентов к ценностям и принципам морали в браке и семейной жизни привел меня к созданию концепции о хорошем или плохом. Концепция заключается втом, что моральным решением или поведением является то, которое приводит к улучшению способности людей работать вместе, испытывая при этом доверие и понимание. Помощь людей и групп другим должна постоянно нарастать, а личное самоуважение должно повышаться при соблюдении морали. Аморальным или неправильным поведение считается тогда, когда оно создает недоверие и подозрительность, ведет к отдалению и уменьшению самоуважения» [169, р. 5]. Мы признательны Хью Белл за многочисленные иллюстрации по вопросу обсуждения морали поведения и консультирования [25]. Белл иллюстрирует многообразие форм, в которых моральные проблемы представляются психологу-консультанту. Наиболее часты проблемы сексуального плана, которые принимают форму тревоги по поводу неразборчивости, гомосексуальности, измены, мастурбации и эксгибиционизма. Второй тип относится к правдивости сообщения в степени от редкой нечестности и постоянного обмана до выраженной, привычной лжи и мошенничества. Следующей областью морали является нарушение собственности и личных прав других лиц, что относится к редким клиентам. Нарушение прав других часто ведет к вине и тревоге, если действия совершены импульсивно или под влиянием наркотиков. Есть еще одна категория моральности поведения всвязисклас-сификацией психопатических или неадекватных личностей. Эта группа включает правонарушителей, алкоголиков, бродяг, лентяев и наркоманов. Хотя их враждебные действия направлены против самих себя, однако иногда они направляются на других людей. Их чувства скорее, чем их действия, представляют главный интерес для терапевтических психологов. Большинство проблем психопата включают некоторые легальные действия против него самого. В данном обсуждении мы не будем рассматривать правовые, моралистские или дисциплинарные последствия такого поведения, но попытаемся представить терапевтические роли и техники для работы с чувствами, связанными с проблемами, которые согласно суждениям клиента или общества являются моральными проблемами. Терапевтический психолог не обращается к дихотомии «хорошее» — «плохое», которые, как правило, оказывают давление на поведение человека. Прежде всего, он заинтересован в реабилитационном подходе, хотя его интересы распространяются также на диагностические проблемы влияния аморального поведения на клиента и выявление причины такого поведения. Терапев- ; тический психолог интересуется также этической проблемой защиты клиента и других, кто мог оказаться под воздействием; его поведения. ; Проблема вины. Поразительной характеристикой клиента, об-: ращающегося за помощью по моральным проблемам, является I чувство, описываемое как вина. Термин вина в настоящем об- -суждении имеетдвазначения. Первым является распространенное всепроникающее чувство «плохого». Клиент часто испытывает смутное ощущение «чего-то плохого, происходящего со мной; на самом деле я не делаю то, что должен; мне следует делать что-то лучшее». Это чувство тесно связано с чувствами неадекватности и страха неудачи. Даже успешная по обычным социальным стандартам личность часто имеет такие чувства, которые, видимо, происходят из раннего опыта и способа научения в преодолении враждебности и чувства зависимости, особенно по отношению кродителям. Ребенокоченьрано начинает переживать сильную любовь и враждебные чувства по отношению к родителям. Такие амбивалентные чувства позднее могут искажаться и переживаться как вина. Кажется, что этот тип нормальной вины является внутренне присущим состоянием человеческой жизни и даже может выполнять защитную функцию для индивида и общества. Поэтому он не обязательно указывает наличную ответственность. Второй тип чувства вины тот, который переживается как острая эмоциональная реакция на специфическое поведение. Например, нарушение прав путем обмана, соучастие в мошенничестве или кража собственности вызывают сильные субъективные чувства, что было сделано нечто осуждаемое, которые могут быть описаны как вина. Человек ясно понимает, что нарушил социальные нормы,религиозные предписания или моральный «закон». Эти чувства являются характеристикой большинства кУль>тур в виде осведомленности, что человек контролируем и будет нести ответственность за свои действия. Фромм подытоживает происхождение и последствия предыдущего чувства вины следующим образом: «Проблема вины играет в процедуре психоанализа не мены^У10 роль, чем в религии. Иногда это представляется пациентом как один из основных симптомов. Он чувствует вину за нелюбовь к родителям, за неудачу на работе, за причинение страданий другим людям. Чувство вины подавляет разум пациента, и он реагирует чувством неполноценности, безнравственности и, часто, осознанным или неосознанным желанием наказания. Обычно нетрудно обнаружить, что всепроникающее действие вины происходит из авторитарной ориентации. Клиенты моглИ бы более точно выразить свои чувства, если бы вместо того, чтобы сказать, что они чувствуют вину, они бы говорили, что они боятся, боятся наказания, или чаще не быть больше любимыми авторитетными для них людьми, которым они не подчиняются. Такие пациенты в аналитической процессе будут медленно узнавать, что за их авторитарным чувством рины находится другое чувство вины, которое вытекает из их собственно1"0 мнения, из совести в гуманистическом смысле. Предположим, что паииент ЧУВ~ ствует вину за неразборчивость связей. Первым шагом в анал^зиРованиИ этого чувства вины будет обнаружение того, что он реально чувствует угрозу критики и лишения поддержки со стороны родителей, жены, общественного мнения, церкви, короче говоря, всех, кто представляет Для него авторитет. Только тогда он будет способен понять, что за ег0 авторитарным чувством вины есть другое чувство. Он узнает, что его «любовные» действия в реальности являются выражением страха любви, неспособности любить кого-либо, связать себя близкими или ответственными отношениями. Он узнает, что его грех направлен против себя самого, что это грех — позволять своей способности любить растрачиват!>ся впустую» [117, р. 90-91]. Нам кажется, что Фромм в своей цитате указывает на различия между нормальной и невротической виной, которая рассматривается далее в этом разделе. Миел и его коллеги по симпозиуму представили различия между действительной и вытесненной виной. Действительной вина считается в случае, когда человек осознает, что его отношения с Богом не истинны. Его чувство проявляется осведомленностью о наличии тревоги или даже ужаса. На симпозиуме действительная вина описывалась следующим образом: «...мы предположили, что реальная грешность человека и отчужденное отношение к Богу с его сопутствующим влиянием на отношения с близкими, вызывает психологическое состояние действительной вины» [203, р. 221]. Вытесненная вина — это чувство вины, которое отделено от первичной идеи (феномен отчуждения, описанный выше) и проявляется в представлении человека как другая идея, например, такая как раскаяние по поводу незначительных поступков или навязчивый страх, что он совершил что-то предосудительное, подобное повреждению автомобилем кого-либо. Совесть. Существует большое различие мнений, касающееся обоснованности и происхождения концепта «совесть». В общеупотребительном смысле термин «совесть» ассоциируется с тремя весьма различающимися представлениями: 1) ненамеренное подчинение внешней власти, сопровождаемое страхом обнаружения и наказания; 2) осуждающие самоупреки; 3) недовольство собой в конструктивном смысле [148]. Классическая религиозная концепция сознания, основанная наточкезрения западного христианства, заключается втом, что человек рождается с рудиментарными и незрелыми знаниями о правильном и неправильном. Это рудиментарное сознание развивается в процессе религиозного обучения посредством следующих объяснений: Бог создает человека определенной природы; человек обязан жить согласно этой природе; Бог показывает, как человек должен себя вести согласно его желанию; если человек не повинуется, он оскорбляет Бога и потому отстраняется от Бога. Результатом является чувство вины; это чувство вины создает потребность в прощении Богом и в конечном счете возвращает человека к Богу. Это в упрощенном, конечно, виде показывает основные объяснения развития совести и чувства вины с религиозной точки зрения. В противовес этому фрейдистское понимание развития Суперэго является типичной психологической точкой зрения насовесть. Оно рассматривает научный концепт, возникший, главным образом, из интернализации или, как называл Фрейд, «интроекции» родительских запретов, угроз и ценностей. Данные интернализованные ценности развиваются в процессе ситуативного обучения на протяжении раннего детства. При этом наказание скорее, чем вознаграждение, является решающим фактором. Ребенок учится «слышать» родительский авторитарный голос, когда бы он не выступил против подобных обстоятельств, и испытывает болезненные чувства в случае нарушений. По представлениям фрейдистов, личностные проблемы вызываются, в значительной степени, сильным Суперэго, подавляющим Эго и принуждающим его подавлять биологические примитивные импульсы Ид. Моурер [216] полагает, что более правильным взглядом на фрейдистскую модель было бы представление, что личностные расстройства вызваны Ид и Эго, объединивших усилия против Суперэго. Последнее, это тип теории вины, согласно которому функции Эго являются незрелыми, и поэтому под влиянием Ид совершаются действия, которые не одобряются Суперэго. В этом смысле личность с незначительным Суперэго и незрелым Эго будет стремиться к антисоциальным, криминальным действиям, тогда как личность со сверхразвитым Суперэго будет вести себя сверхсоциализировано и ригидно, что будет создавать выраженные требования к Эго и ограничения для Ид. Согласно Моуреру [216], двойная задача консультанта заключается в помощи клиенту развить сильное Эго, что позволит избежать контроля Ид и развить рабочие отношения с Суперэго. Предыдущее уточнение по поводу Суперэго по Фрейду и теории совести, атакже их применения для консультирования и психотерапии, является упрощением очень сложной метафорической систе мы. Мы обрисовали ее здесь потому, что это часто используемая в терапевтической психологии точка зрения. Мы предпочитаем думать о совести и вине в терминах собственной теории системы самости, о которой речь пойдет далее. Если ребенок растет и понимает, что совесть является абсолютом и синонимом божественного или космического закона, он может продолжать жить, пытаясь вести себя в соответствии с этими представлениями. Психологическая (в основном, по происхождению психоаналитическая) точка зрения состоит в том, что клиенту нужно помогать понять относительность систем ценностей, помочь развить собственную систему ценностей, соответствующую его времени, уникальным обстоятельствам и потребностям. Это является основой вышеупомянутой гуманисти-. ческой позиции, которая представляет человека в качестве собственного морального судьи. Олпорт [3] утверждает, что предыдущее объяснение помогает понять совесть ребенка, но оно не дает адекватных объяснений совести взрослого. Он постулирует изменение от специальных способов послушания, созданных путем обусловливания и наказания, кболее широкому включению личности (в нашей модели — системы самости). Изменение происходит от страха наказания до чувствадолга. Другими словами, личность инкорпорирует предыдущие познания в структуру ценностей системы самости. Она изменяет представления с «должен» на «следует» и с «принуждения» на «обязанность». После этого человек ведет себя в соответствии с образом системы самости. Нормальная или здоровая вина у зрелого взрослого становится чувством нарушения единства системы самости, чувством враждебности к себе за недостижение идеального собственного образа. Таким образом, более произвольный и, по-видимому, целенаправленный этический акт замещает условно-рефлекторную привычку и страх наказания. Согласно Олпорту, привычка подчинения у взрослого открывает путь для самоуправления, основанного на «широкой схеме ценностей, которая дает направление поведению» [3, р. 73]. В процессе развития этой зрелой схемы ценностей ребенок видит, что сдержанность и идеалы имеют другие цели, чем простое удовлетворениеродителей. Хорни своим термином «конструктивное недовольство собой» также выделяет этот подход к нормальной вине или зрелой совести [147]. Мы верим, что предыдущая теория совести имеет следствием стабильность и гибкость, в отличие от представлений, подчеркивающих интернализацию родительского авторитета, или теорий генетического происхождения. Нам также кажется, что совесть может быть позитивной творческой силой в межличностных отношениях, так же как и угнетающей, вызывающей вину силой. Согласно взглядам Мэя [200] на совесть, познания, основанные на прошлом опыте, смешиваются с настоящим опытом таким образом, что этическая восприимчивость человека обостряется, и уровень его инсайта углубляется. После этого нравственная совесть становится механизмом сохранения обогащенного опыта, развития зрелого «Я» и систем самости. На рис. 34 авторы представляют свои взгляды на развитие зрелой совести, берущей начало в рудиментарной осведомленности о социальных ценностях, проистекающих из требований и наказаний родителей. По мере роста ребенка родительские требования интернализуются в представление о «правильном» и «неправильном». При этом значительную роль играет механизм обусловливания в силу важности влияния вознаграждения и наказания. При
Ребенок старшего возраста Требования Маленький ребенок учителей Интернализованные санкции Требования сверстников Требования родителей Избирательные ответы на различные внешние требования Ответы в виде нормальной вины, основанные на ценностях системы самости Рис. 34. Развитие зрелой совести
превращении ребенка в подростка у него формируется представление о себе, как о личности, обладающей моралью, а также нравами, включенными в систему базисных ценностей. Эта система ценностей основывается на ранее усвоенных ценностях, возрастающей осведомленности о себе и рационально определенных представлениях о нравах. В качестве зрелого взрослого, в соответствии сростом отношений самоуважения, человекдает более избирательные и рациональные ответы натребования окружения. Он все еще чувствует вину, но это нормальная вина, которая помогает ему уменьшить разрыв между собственными нравственными ценностями и несвойственным ему поведением. Невзирая на позицию в отношении природы и происхождения совести, психологи тяготеют к соглашению, что феномен совести является сильным фактором контроля над импульсивным поведением и приспособлением. Они верят, что он оказывает также сильное долгосрочное влияние на цели и ценности. Здесь ключевым терапевтическим применением служитто, что одной из ролей консультирования является облегчение и трансформация слепой, импульсивной, инфантильной совести в зрелую структуру ценностей в составе системы самости. Второе использование заключается в возможности помощи клиенту, чья детская совесть чрезмерно требовательна или фиксирована на детском уровне. Консультант может помочь изменить компульсивные требования такой совести и последующее чувство невротической вины в процессе развития зрелой системы ценностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.017 с.) |