Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы консультирования при работе с детьмиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В развитии взаимоотношений с детьми консультант должен знать техники, о которых говорилось в главах 6 и 7, но эти методы нужно адаптировать в соответствии с уровнем зрелости ребенка. Он должен реагировать на детские чувства так же, как он делает это со взрослыми. Так как реально существуют связанные с детской незрелостью коммуникативные барьеры, терапевту часто приходится развивать другие методы понимания и интерпретации чувств и поведения ребенка. При консультировании взрослых терапевту в его понимании клиента часто помогают выводы, сделанные на основе наблюдений за выражением лица, мимикой, жестами и другими реакциями тела. У детей поведенческие проявления часто являются основным способом выражения чувств. Следовательно, успех терапевта зависит в большой степени от его способности наблюдать, понимать и интерпретировать действия ребенка. Так как ребенок использует жесты как способ выражения в большей степени, чем взрослый, и присваивает персонализированные значения жестам других, то консультант должен быть внимателен к своему собственному выражениюлица и жестам, атак-же интерпретировать те значения, которыми может наделять их ребенок. Например, если он внезапно поднимаетсвоюруку вобъ-ясняющем жесте, он может напугать ребенка. Более того, повышенный голос или даже просто затянувшаяся пауза могут быть интерпретированы ребенком как гнев. На основе подобных реакций консультант может вывести некоторые принципы понимания детей, а также узнать, какими способами он может лучше всего выразить принимающую, любящую позицию по отношению к ребенку. Некоторые консультанты предлагают использовать такие же слова, которые очень маленький ребенок употребляет для того, чтобы избежать разговора. Экслайн упоминает ценность отражения жестов маленьких детей. Например, если ребенок топает ногой, консультант тоже топает ногой, если ребеноктрясет головой, консультант поступает подобным же образом. Другие терапевты полагают, что произнесенное вслух не так важно, как отражение подлинного сопереживания. Однако существует немного общих предположений, которые применимы ко всем детям. Реагирование терапевта должно быть лаконичным, мягким и естественным, нужно проявлять заботу о ребенке. Не стоит перекрикивать ребенка, действовать как авторитарная фигура или вмешиваться в детский разговор. Часто консультанту полезно сидеть на низком кресле или прямо на полу, так чтобы его глаза находились на одном уровне с глазами ребенка. Возможно, это помогает создать чувство «мы»,, которое способствует установлению контакта (раппорта) во время сеанса консультирования.; Консультант должен все время помнить о сензитивности ре* бенка в отношении искренности взрослых. Часто можно услы>-шать выражение: «Вы не можете дурачить ребенка или собаку»,: подтекст которого заключается в том, что они способны чувство-! вать истинные намерения взрослых. Афоризм: «Ты говоришьтац! громко, что я не могу расслышать, что ты сказал» является cypo«f вым напоминанием для консультанта. Обобщая вышесказанное, отметим, что консультант може!* постараться преодолеть коммуникативные барьеры за счет контроля своих собственных экспрессивных движений и наблюдения за жестами и мимикой ребенка. Вербальные реакции тера-певтадолжны отражать отношения и чувства ребенка простыми, мягкими и естественными фразами и жестами. Сохраняя реакции искренними и понятными, терапевт помогает построению моста понимания и взаимодействия, который позволит ребенку изменить свое отношение и поведение. Цели психотерапии детей
Первая задача терапии детей — помочь ребенку обрести внутреннюю силу, для того чтобы он смог более успешно справляться с воздействием окружающей среды. Здесь предполагается, что эта цель естественно возникает втом случае, когда ребенок демонстрирует хорошее терапевтическое взаимодействие. Так как он достигает понимания, он учится расти эмоционально и приобретать веру в себя как ответственного человека. Маустакас [215] считает, что существуют три основные позиции, присущие качественному взаимодействиютакого рода: это вера вребенка, принятие и уважение. Позицию веры описать очень сложно. Она выражается в том, что ребенок считает себя значительной личностью,тем человеком, который может принести что-то важное для себя и для других. Если ребенок происходит из семьи, в которой эмоциональный климат негативен и критичен, он в меньшей степени уверен в себе. Джо-рард и Реми [160] предполагают, что самооценка человека тесно связана с его осознанием родительской оценки. Для того чтобы преодолеть зачастую негативные эффекты родительских суждений, терапевт должен искренне верить в способность ребенка к саморазвитию и самореализации. Эта вера может быть выражена ребенку такими комментариями как: «Что ты думаешь?» или «Я уверен,™ знаешь об этом больше», или «Очень важно, что ты чувствуешь». Принятие, как можно отметить по частоте употребления в предыдущих главах, популярный термин в консультировании. Так как эту позицию легко понять неправильно, нужно еще раз отметить, что принятие не является пассивным, уклончивым отношением. Принятие заключает в себе позитивное действие, которое заключается в неосуждающем признании детских чувств, символизма и восприятия. Если консультант способен создать отношение доверия и принятия, то уважение к ребенку для него не проблема. Когда ребенок думает, что его чувства и интересы понятны для консультанта, он верит вто, что консультант им искренне интересуется. Например, позиция консультанта может быть, как утверждает Маустакас, такой: «Это твои чувства и ты имеешь на них право. Я не буду пытаться отобрать ихутебя, отвлечьтебя от них'или отрицать их, так как они являются частью тебя. Я буду уважать их, как уважаю все в тебе» [215, р. 5]. Ребенок должен поверить, что он все еще ценен как личность, даже если он испытывает чувства, которые окружающие считают «плохими». Уважение консультанта, таким образом, больше принятия. Посредством своего уважения терапевт дает ребенку понять, что тот имеет право выражать свои негативные чувства, но не становится плохим только потому, что испытывает «плохие» чувства [21 ]. Терапевтический процесс в игровой терапии, вероятно, проходит через три определенные стадии (глава 4). Во-первых, эмоции детей с нарушениями диффузны, недифференцированы и крайне отрицательны в экспрессии. Они злы и боятся каждого, так как у таких детей потерян контакте источником фрустрации и страха. В игровой комнате они либо хотят разрушить все без разбора, либо хотят, чтобы их оставили одних в тишине. По мере налаживания контакта с терапевтом, ребенок начинает выражать свой гнев более специфично. Желания ударить, разбить или убить все еще могут оставаться, но направлены уже на конкретного человека, например, родителя или брата (сестру). На второй стадии ребенок реализует и выражает свои негативные чувства напрямую по отношению к людям из его окружения, которые вызвали у него неадекватные переживания. Конечно, подразумевается, что родители подготовлены к этим событиям. Так как ребенок выражает негативные эмоции и они принимаются, он начинает чувствовать себя более значимой личностью. Следовательно, с этого момента он способен выражать более конструктивные чувства. На третьем этапе ребенок демонстрирует выраженную амбивалентность. Он все еще выражает специфический гнев, но, тем не менее, демонстрирует и доброту. Водин моментон хочетлюбить и ласкать куклу, а в следующий момент строго ее отшлепать. В начале эти амбивалентные реакции часто эмоционально напряжены, но постепенно, в результате возникновения положительных чувств, ребенок входит в заключительную стадию терапевтического процесса. Сейчас он воспринимает себя и свое окружение более реалистично. Например, семилетний мальчиксказал о своей пятилетней сестре: «Она иногда очень хорошенькая, даже если она и избалованный ребенок». В процессе терапии детский гнев и страх проходят путь от диффузного чувства к фокусированному и более определенному чувству, которое он способен выразить в игре или вербально. Так как ребенок учится выражать эти негативные эмоции более конкретно, он начинает время от времени выражать и позитивное отношение. Наконец, он становится способен более реально разделять свои позитивные и негативные переживания по отношению к окружающим. Даже если инсайт ограничен уровнем зрелости ребенка, признается, что он может быть достигнут маленьким ребенком без вербализации [16]. Поведение ребенка меняется в результате его опыта в игровой терапии. Задира-хулиган без объяснений становится помощником. Точно так же как шимпанзе может научиться получать желаемое, беря пищу двумя сложенными вместе палочками, так и маленький ребенок способен соединить вместе различные идеи своего опыта, которые помогут решить ему свою проблему. Этот терапевтический проЦесс не происходит автоматически в игровой ситуации. Он возникает благодаря мастерству консультанта, который постоянно чувствует переживания ребенка, принимает его позицию, а также искреннее верит в ценность ребенка как личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.42 (0.008 с.) |