Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории профессионального выбора

Поиск

 

Психоаналитики рассматривают происхождение интересов как ответ на потребность эго в одобрении и удовлетворении соци­ального статуса. Объяснения даются согласно направлению вы­ражения бессознательных потребностей, что иллюстрируется лич­ностями с агрессивными, садистскими тенденциями, желающи­ми быть полицейскими.

Рои [247] формулирует ряд гипотез для рассмотрения детерми­нант интересов. Такими детерминантами являются базисные чело­веческие потребности и ранний семейный опыт в принятии, избе­гании и эмоциональной концентрации. Ранний опыт оказывает влияние на общую ориентацию ребенка по отношению к предме­там или людям. Рои классифицирует профессии по восьми груп­пам, каждая из которых имеет шесть уровней. Она выдвигает ги­потезу, что ранний жизненный опыт ребенка определяет его пред­расположенность к определен ной профессиональной группе.

Гинзберг [124] рассматривает профессиональный выбор как процесс, распространяющийся натри периода развития: фантази­рование (шесть—одиннадцать лет), экспериментирование (двенад­цать—семнадцать лет) и реальный выбор (после восемнадцати лет). Гинзбергуказывает, что, поего мнению, процесс этот преимущест­венно необратим, как результат многих компромиссов между цен­ностями и возможностями и, скорее, как функция восприятия человеком конкретной работы, но не реального видения труда. Кри­тика исследования Гинзберга концентрируется на неадекватности проекта, отсутствии описания процесса компромисса и игнориро­вании им феномена профессиональной изменчивости.

Картер [59] считал, что профессиональные отношения челове­ка развиваются как производные от попыток адаптироваться к прямому давлению семьи, общества и восприятия собственных.1 потребностей и способностей. Его интересы развиваются в ре- т зультате идентификации с профессией и находят подтверждение I при прохождении профессионального испытания. В конечном I счете, человек интегрирует профессиональные требования в я- f концепцию, и профессиональный интерес становится относитель-ностабильным.Другие, например Бордин [40], представляют,что профессиональные интересы являются побочным результатом личностных черт и, в особенности, «Я»-концепции. Интересы из­меняются, когда меняется самость или индивидуальный стерео­тип конкретной профессии.

Одна из наиболее широких и подтвержденных исследованиями теорий профессионального выбора была сформулирована Супер­ом [299]. Сущность этой теории состоитвтом, что профессиональ­ный выбор является реализацией «Я»-концепции. Согласно дан­ной теории человек пригоден для многих профессий; каждая про­фессия требует характерного набора способностей и черт (с широкой толерантностью). Когда меняется индивидуальная «Я»-концепция и социальная ситуация, процесс выбора продолжается как процесс роста, эксплорации, упрочения, сохранения и спада. Модель карьеры (уровень, последовательность и продолжитель­ность профессиональной деятельности) зависит от родительского социально-экономического статуса, способностей, личности и возможностей; профессиональное развитие, главным образом, это развитие и осуществление «Я»-концепции, которая является про­дуктом интерактивной наследственности, физических факторов, возможностей, степени одобрения руководителями и людьми та­кого же уровня. Компромисс между переменными человека и сре­ды, между «Я»-концепцией и реальными требованиями осуществ­ляется посредством проигрывания ролей в фантазиях, консульти­рования, влияния школы или работы. Удовлетворенность зависит от степени адекватности реализации потребностей личности, рабо­чей ситуации, в которой разыгрываются подходящие и привычные роли. Супер конкретизирует свою теорию в исследовании модели карьеры [297], состоящем влонгитюдном и горизонтальном изуче­нии того, как дети и подростки выбирают карьеру. Для изучения выбора карьеры Супер использует страховые статистические ме­тоды, историю жизни и анализ модели карьеры.

Оценка и диагноз

Для диагностических целей процесс профессионального кон­сультирования подразделяется натри элемента: оценка и диагноз, информационные методы и техники консультирования. Методы и области профессиональной оценки в суммарном виде представ­лены на рис. 29. Различные методы оценки при профессиональ­ном консультировании отмечены во внешнем круге, а соответст­вующие области оценки указаны во внутреннем круге.

Большинство методов, включенных в схему, предназначены для оценки личностных характеристик, которые ближе к поверх­ности и помогают при диагностике наиболее явных профессио­нальных проблем. Следовательно, обсуждение будет фокусиро-

 

1. Стандартизованные интервью. — 2. Профессиональные стремления и профессиональное знание.

3. Тесты психических способностей, расшифровка истории школьного периода. — 4. Общие способности

5. Тесты способностей; тесты ремёсел. — 6. Специальные способности и умения.

7. Тесты, стандартизованные интервью и перечни для исследования лич­ностных данных. — 8. Профессиональные беседы и ценности.

9. Стандартизованные интервью для исследования личностных данных. —

10. Интересы и хобби.

П. Стандартизованные перечни; проективные методы; наблюдение во вре-'мя бесед. — 12. Личностные черты и темперамент.

13. Личностные опросники, проективные методы, интервью истории рабо­ты — 14. Личностные ограничения и проблемы.

15. Медицинские отчеты, перечни физических способностей, история здо­ровья. — 16. Физические способности и ограничения. 17. Интервью для исследования личностных данных, расшифровка исто­рии школьного периода, тесты достижений. — 18. Уровни образования.

19. Интервью об истории школьного периода, тесты достижений. —

20. Способности к обучению.

21. Интервью истории работы, тесты ремёсел, исследование личностных данных. — 22. Профессиональный, тренинговый и рабочий опыт.

23. Интервью для исследования личностных данных. - 24. Семейные и социоэкономические факторы.

Рис. 29. Сферы и методы оценки при профессиональном консультировании

ваться на тех личностных уровнях, с которыми должен столк­нуться консультант и которые связаны с проблемой профессио­нальной адаптации.

Диагностический процесс при профессиональном консульти­ровании следует принципам диагностического мышления, ука­занным в главе 5. Детальное использование специфических тес­тов обсуждаться не будет, поскольку существует много другой литературы по этой теме.

Оценка способностей. Одной из основных диагностических за­дач консультанта является выявление соответствия или несоответ­ствия между профессиональными стремлениями клиента и его спо­собностями. Первым шагом вэтом направлении является выясне­ние профессиональныхстрё*млений и знаний клиента. Тесты общих психических возможностей вместе с измерениями специальных способностей предназначены для заключений об относительной пригодности клиента к выполнениюрабочих функций илиего воз­можностях добиться успеха в специфичных заданиях и програм­мах. Эта процедура может применяться у таких людей, как, напри­мер, семнадцатилетний юноша, желающий быть юристом, но из­мерения способностей которого показывают, что по своим учебным способностям он находится на самом нижнем 10%-ном уровне сре­ди первокурсников колледжа.

Измерение способностей может применяться к студенту, кото­рый имеет достаточный уровень достижений; Такой тип студентов по школьной терминологии называется «сверхдостигатели». Не­смотря на вероятную желательность подчеркивания высокого уров­ня достижений, опытные преподаватели отмечают, что многие кли­енты такого типа имеют достижения, превышающие их оцененные способности, даже если этому не придается особого значения. Мно­гие из таких клиентов часто переживают тревогу по поводу своего статуса и неудач и впоследствии страдают психическими заболе­ваниями, возникающими из-за собственных чрезмерных амбиций, превышающих способности.

Тесты способностей могут применяться у третьего типа клиен­тов — так называемых «недостигателей». Такой клиент обладает способностями, но не использует их в полной мере. Он не может полностью реализовать свои способности из-за глубоких моти-вационных сложностей, дефицита образовательных навыков или проблем здоровья. Для этого типа клиентов должен проводиться более тщательный диагностический анализ.

Выявление ранее скрытых способностей является еще одной проблемой при оценке. Например, клиент обнаруживает, что в результате исследования способностей он обладает потенциалом в области цифрового мышления и арифметического решения про­блем, о существовании которого он раньше не знал.

Двадополнительныхтипа клиентов часто противопоставляются профессиональным консультантом — не обладающие заметными способностями и обладающие различными значительными способ­ностями. Для первых профессиональное консультирование являет­ся трудн ы м, так как трен и н г и трудоустройство таких кл иентов про-блематичны. Проблемы становятся еще более сложными, если кли­ент или его родители имеют нереалистичные желания в отношении будущей профессии. У клиентов второго типа сложность для кон­сультанта представляет определение того, какая из выраженных спо­собностей соответствует другим характеристикам клиента.

Интересы, отношения и ценности. Если оценка способностей касается возможностей и профессиональныхдействий, то измере­ние интересов и ценностей связано с профессиональным удовле­творением. Различные измерения, направленные наоценку инте­ресов, взначительной степени коррелируютс измерением удовле­творения работой. Способности не имеют такой связи.

Клиенты, имеющие конфликт между интересами, ценнос­тями и измеренными способностями, то есть с диагностическими проблемами в области интересов и ценностей, очень часто встре­чаются при консультировании.

Например, клиент проявляет большой интерес к науке, но не имеет способностей, необходимых для работы в данной области. Однако консультант может отметить, что клиент имеет художест­венный талант. Консультант может сгладить противоречие, пред­ложив клиенту обсудить это.

Другой тип клиентов обнаруживает противоречие между изме­ренными интересами и заявленными интересами или предметами желаний. Например, клиент говорит, что он хочет быть инжене­ром, потому что любит заниматься с механическими предметами и чинить их. Однако результаты, которые он показывает при вы­полнении стандартных тестов интересов, свидетельствуют о склонности к социальной службе и не выявляют интересов, об­щих с участием в инженерной деятельности.

Клиент, который не имеет выраженных интересов, еще один тип, с которым сталкивается консультант. Клиент может еще не иметь зрелых интересов по причинеего состояния, особенно, если это подросток. У него отсутствует доминирующий стиль или, даже, область интересов, превышающая средние значения. Его жизненный опыт, вне которого развивались интересы, мог быть ограниченным. Решение может заключаться, в основном, в по­вторении тестов через несколько лет, когда у клиента сформиру­ется определенный стиль. Например, Стронг [293] выявил значи­тельную нестабильность интересов у мужчин моложе двадцати пяти лет. Такой недостаток выраженных профессиональных ин­тересов может иметь определенное клиническое значение в том смысле, что клиент не мог стать заинтересованным в чем-либо или идентифицировать себя с особым родом занятий из-за неко­торых глубокихличностных проблем.

Иногда консультант встречает клиентов, которые не использо­вали или не раскрыли сферу интересов, выявленную тестами. Это вызывает проблемы консультирования, поскольку выявленная сфера интересов может быть связана с областью, в которую клиент не может вкл юч иться из-за о гран ичен н ых финансовых возможно­стей, семейных, религиозных или других обстоятельств.

Частью диагностической картины профессионального кон­сультирования является соотношение интересов и ценностей. Ценности — это важнейшие мотивационные характеристики, ко­торые следует выявлять в процессе любого профессионального консультирования. Их важность для профессионального плани­рования заключается в следующих фундаментальных вопросах: «Каковафилософия моей жизни?», «Для чего, как мне кажется, я хочу использовать свою жизнь?», «Что важно для меня?». Такие вопросы тесно связаны с профессиональным выбором, однако существует мало исследований, показывающих способы, с по­мощью которых данные, связанные с этими фундаментальными вопросами, могут эффективно использоваться при профессио­нальном консультировании. Консультант должен полагаться на умение помогать клиенту в прояснении его отношения к фунда­ментальным вопросам и помогать находить виды деятельности, которые удовлетворяют требованиям егофилософии. Некоторые методики, такие как «Изучение ценностей по Олпорту-Вернону», полезны консультанту для помощи клиентам в идентификации групп доминирующих ценностей.

Физическое и эмоциональное регулирование. Консультанты при­кладывают усилия для оценки эмоциональных факторов, имеющих отношение к профессиональным прогнозам, но они не очень осведомлены о влиянии этих факторов. Существует мало валид­ных исследований, посвященных влиянию личностных черт или стиля жизни на выбор профессии. Очевидно, что имеются важные интрапрофессиональные переменные, относящиеся кличностным чертам. Эмоциональные проблемы, без сомнения, имеют прямую связь с профессиональным успехом, и в этом отношении автори­тарность, ипохондрические тенденции и другие проблемы саморе­гуляции, включающие невротические и психотические характе­ристики, отрицательно сказываются на профессиональной сфере. Физические факторы играют важную роль в диагностике кон­сультантом профессиональных проблем. Эти факторы будут рас­смотрены позже, после реабилитационных проблем. Как показа­но на рис. 29, есть много других областей, которые следует рас­сматривать при профессиональном планировании — доходы, семейная ситуация, возможности, а также давление со стороны учителей, родственников и друзей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.158 (0.015 с.)