Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории профессионального выбораСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психоаналитики рассматривают происхождение интересов как ответ на потребность эго в одобрении и удовлетворении социального статуса. Объяснения даются согласно направлению выражения бессознательных потребностей, что иллюстрируется личностями с агрессивными, садистскими тенденциями, желающими быть полицейскими. Рои [247] формулирует ряд гипотез для рассмотрения детерминант интересов. Такими детерминантами являются базисные человеческие потребности и ранний семейный опыт в принятии, избегании и эмоциональной концентрации. Ранний опыт оказывает влияние на общую ориентацию ребенка по отношению к предметам или людям. Рои классифицирует профессии по восьми группам, каждая из которых имеет шесть уровней. Она выдвигает гипотезу, что ранний жизненный опыт ребенка определяет его предрасположенность к определен ной профессиональной группе. Гинзберг [124] рассматривает профессиональный выбор как процесс, распространяющийся натри периода развития: фантазирование (шесть—одиннадцать лет), экспериментирование (двенадцать—семнадцать лет) и реальный выбор (после восемнадцати лет). Гинзбергуказывает, что, поего мнению, процесс этот преимущественно необратим, как результат многих компромиссов между ценностями и возможностями и, скорее, как функция восприятия человеком конкретной работы, но не реального видения труда. Критика исследования Гинзберга концентрируется на неадекватности проекта, отсутствии описания процесса компромисса и игнорировании им феномена профессиональной изменчивости. Картер [59] считал, что профессиональные отношения человека развиваются как производные от попыток адаптироваться к прямому давлению семьи, общества и восприятия собственных.1 потребностей и способностей. Его интересы развиваются в ре- т зультате идентификации с профессией и находят подтверждение I при прохождении профессионального испытания. В конечном I счете, человек интегрирует профессиональные требования в я- f концепцию, и профессиональный интерес становится относитель-ностабильным.Другие, например Бордин [40], представляют,что профессиональные интересы являются побочным результатом личностных черт и, в особенности, «Я»-концепции. Интересы изменяются, когда меняется самость или индивидуальный стереотип конкретной профессии. Одна из наиболее широких и подтвержденных исследованиями теорий профессионального выбора была сформулирована Супером [299]. Сущность этой теории состоитвтом, что профессиональный выбор является реализацией «Я»-концепции. Согласно данной теории человек пригоден для многих профессий; каждая профессия требует характерного набора способностей и черт (с широкой толерантностью). Когда меняется индивидуальная «Я»-концепция и социальная ситуация, процесс выбора продолжается как процесс роста, эксплорации, упрочения, сохранения и спада. Модель карьеры (уровень, последовательность и продолжительность профессиональной деятельности) зависит от родительского социально-экономического статуса, способностей, личности и возможностей; профессиональное развитие, главным образом, это развитие и осуществление «Я»-концепции, которая является продуктом интерактивной наследственности, физических факторов, возможностей, степени одобрения руководителями и людьми такого же уровня. Компромисс между переменными человека и среды, между «Я»-концепцией и реальными требованиями осуществляется посредством проигрывания ролей в фантазиях, консультирования, влияния школы или работы. Удовлетворенность зависит от степени адекватности реализации потребностей личности, рабочей ситуации, в которой разыгрываются подходящие и привычные роли. Супер конкретизирует свою теорию в исследовании модели карьеры [297], состоящем влонгитюдном и горизонтальном изучении того, как дети и подростки выбирают карьеру. Для изучения выбора карьеры Супер использует страховые статистические методы, историю жизни и анализ модели карьеры. Оценка и диагноз Для диагностических целей процесс профессионального консультирования подразделяется натри элемента: оценка и диагноз, информационные методы и техники консультирования. Методы и области профессиональной оценки в суммарном виде представлены на рис. 29. Различные методы оценки при профессиональном консультировании отмечены во внешнем круге, а соответствующие области оценки указаны во внутреннем круге. Большинство методов, включенных в схему, предназначены для оценки личностных характеристик, которые ближе к поверхности и помогают при диагностике наиболее явных профессиональных проблем. Следовательно, обсуждение будет фокусиро-
1. Стандартизованные интервью. — 2. Профессиональные стремления и профессиональное знание. 3. Тесты психических способностей, расшифровка истории школьного периода. — 4. Общие способности 5. Тесты способностей; тесты ремёсел. — 6. Специальные способности и умения. 7. Тесты, стандартизованные интервью и перечни для исследования личностных данных. — 8. Профессиональные беседы и ценности. 9. Стандартизованные интервью для исследования личностных данных. — 10. Интересы и хобби. П. Стандартизованные перечни; проективные методы; наблюдение во вре-'мя бесед. — 12. Личностные черты и темперамент. 13. Личностные опросники, проективные методы, интервью истории работы — 14. Личностные ограничения и проблемы. 15. Медицинские отчеты, перечни физических способностей, история здоровья. — 16. Физические способности и ограничения. 17. Интервью для исследования личностных данных, расшифровка истории школьного периода, тесты достижений. — 18. Уровни образования. 19. Интервью об истории школьного периода, тесты достижений. — 20. Способности к обучению. 21. Интервью истории работы, тесты ремёсел, исследование личностных данных. — 22. Профессиональный, тренинговый и рабочий опыт. 23. Интервью для исследования личностных данных. - 24. Семейные и социоэкономические факторы. Рис. 29. Сферы и методы оценки при профессиональном консультировании ваться на тех личностных уровнях, с которыми должен столкнуться консультант и которые связаны с проблемой профессиональной адаптации. Диагностический процесс при профессиональном консультировании следует принципам диагностического мышления, указанным в главе 5. Детальное использование специфических тестов обсуждаться не будет, поскольку существует много другой литературы по этой теме. Оценка способностей. Одной из основных диагностических задач консультанта является выявление соответствия или несоответствия между профессиональными стремлениями клиента и его способностями. Первым шагом вэтом направлении является выяснение профессиональныхстрё*млений и знаний клиента. Тесты общих психических возможностей вместе с измерениями специальных способностей предназначены для заключений об относительной пригодности клиента к выполнениюрабочих функций илиего возможностях добиться успеха в специфичных заданиях и программах. Эта процедура может применяться у таких людей, как, например, семнадцатилетний юноша, желающий быть юристом, но измерения способностей которого показывают, что по своим учебным способностям он находится на самом нижнем 10%-ном уровне среди первокурсников колледжа. Измерение способностей может применяться к студенту, который имеет достаточный уровень достижений; Такой тип студентов по школьной терминологии называется «сверхдостигатели». Несмотря на вероятную желательность подчеркивания высокого уровня достижений, опытные преподаватели отмечают, что многие клиенты такого типа имеют достижения, превышающие их оцененные способности, даже если этому не придается особого значения. Многие из таких клиентов часто переживают тревогу по поводу своего статуса и неудач и впоследствии страдают психическими заболеваниями, возникающими из-за собственных чрезмерных амбиций, превышающих способности. Тесты способностей могут применяться у третьего типа клиентов — так называемых «недостигателей». Такой клиент обладает способностями, но не использует их в полной мере. Он не может полностью реализовать свои способности из-за глубоких моти-вационных сложностей, дефицита образовательных навыков или проблем здоровья. Для этого типа клиентов должен проводиться более тщательный диагностический анализ. Выявление ранее скрытых способностей является еще одной проблемой при оценке. Например, клиент обнаруживает, что в результате исследования способностей он обладает потенциалом в области цифрового мышления и арифметического решения проблем, о существовании которого он раньше не знал. Двадополнительныхтипа клиентов часто противопоставляются профессиональным консультантом — не обладающие заметными способностями и обладающие различными значительными способностями. Для первых профессиональное консультирование является трудн ы м, так как трен и н г и трудоустройство таких кл иентов про-блематичны. Проблемы становятся еще более сложными, если клиент или его родители имеют нереалистичные желания в отношении будущей профессии. У клиентов второго типа сложность для консультанта представляет определение того, какая из выраженных способностей соответствует другим характеристикам клиента. Интересы, отношения и ценности. Если оценка способностей касается возможностей и профессиональныхдействий, то измерение интересов и ценностей связано с профессиональным удовлетворением. Различные измерения, направленные наоценку интересов, взначительной степени коррелируютс измерением удовлетворения работой. Способности не имеют такой связи. Клиенты, имеющие конфликт между интересами, ценностями и измеренными способностями, то есть с диагностическими проблемами в области интересов и ценностей, очень часто встречаются при консультировании. Например, клиент проявляет большой интерес к науке, но не имеет способностей, необходимых для работы в данной области. Однако консультант может отметить, что клиент имеет художественный талант. Консультант может сгладить противоречие, предложив клиенту обсудить это. Другой тип клиентов обнаруживает противоречие между измеренными интересами и заявленными интересами или предметами желаний. Например, клиент говорит, что он хочет быть инженером, потому что любит заниматься с механическими предметами и чинить их. Однако результаты, которые он показывает при выполнении стандартных тестов интересов, свидетельствуют о склонности к социальной службе и не выявляют интересов, общих с участием в инженерной деятельности. Клиент, который не имеет выраженных интересов, еще один тип, с которым сталкивается консультант. Клиент может еще не иметь зрелых интересов по причинеего состояния, особенно, если это подросток. У него отсутствует доминирующий стиль или, даже, область интересов, превышающая средние значения. Его жизненный опыт, вне которого развивались интересы, мог быть ограниченным. Решение может заключаться, в основном, в повторении тестов через несколько лет, когда у клиента сформируется определенный стиль. Например, Стронг [293] выявил значительную нестабильность интересов у мужчин моложе двадцати пяти лет. Такой недостаток выраженных профессиональных интересов может иметь определенное клиническое значение в том смысле, что клиент не мог стать заинтересованным в чем-либо или идентифицировать себя с особым родом занятий из-за некоторых глубокихличностных проблем. Иногда консультант встречает клиентов, которые не использовали или не раскрыли сферу интересов, выявленную тестами. Это вызывает проблемы консультирования, поскольку выявленная сфера интересов может быть связана с областью, в которую клиент не может вкл юч иться из-за о гран ичен н ых финансовых возможностей, семейных, религиозных или других обстоятельств. Частью диагностической картины профессионального консультирования является соотношение интересов и ценностей. Ценности — это важнейшие мотивационные характеристики, которые следует выявлять в процессе любого профессионального консультирования. Их важность для профессионального планирования заключается в следующих фундаментальных вопросах: «Каковафилософия моей жизни?», «Для чего, как мне кажется, я хочу использовать свою жизнь?», «Что важно для меня?». Такие вопросы тесно связаны с профессиональным выбором, однако существует мало исследований, показывающих способы, с помощью которых данные, связанные с этими фундаментальными вопросами, могут эффективно использоваться при профессиональном консультировании. Консультант должен полагаться на умение помогать клиенту в прояснении его отношения к фундаментальным вопросам и помогать находить виды деятельности, которые удовлетворяют требованиям егофилософии. Некоторые методики, такие как «Изучение ценностей по Олпорту-Вернону», полезны консультанту для помощи клиентам в идентификации групп доминирующих ценностей. Физическое и эмоциональное регулирование. Консультанты прикладывают усилия для оценки эмоциональных факторов, имеющих отношение к профессиональным прогнозам, но они не очень осведомлены о влиянии этих факторов. Существует мало валидных исследований, посвященных влиянию личностных черт или стиля жизни на выбор профессии. Очевидно, что имеются важные интрапрофессиональные переменные, относящиеся кличностным чертам. Эмоциональные проблемы, без сомнения, имеют прямую связь с профессиональным успехом, и в этом отношении авторитарность, ипохондрические тенденции и другие проблемы саморегуляции, включающие невротические и психотические характеристики, отрицательно сказываются на профессиональной сфере. Физические факторы играют важную роль в диагностике консультантом профессиональных проблем. Эти факторы будут рассмотрены позже, после реабилитационных проблем. Как показано на рис. 29, есть много других областей, которые следует рассматривать при профессиональном планировании — доходы, семейная ситуация, возможности, а также давление со стороны учителей, родственников и друзей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.100 (0.008 с.) |