Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование советов и предложенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Разумные советы — это стандартное средство, к которому при-бегаютлюди неискушенные. Тем не менее, бывают случаи, когда советы — в форме предполагаемого альтернативного образа действий — действительно могут быть даны клиенту для того, чтобы он им последовал. Здесь нужно подчеркнуть уточняющее слово «предполагаемого», потому что оценка данного образа действий и решение относительно него должны остаться привилегией клиента. Примерами могут послужить те ситуации, когда родительница пытается понять, в чем ошибочны ее методы воспитания своего маленького ребенка, или же, когда клиент никак не можетопреде-литься с выбором профессии, а консультант подсказывает им дополнительные варианты решения. Салливан [295] проводит различие между «рецептами образа действий» (предложениями), которые он одобряет, и прямолинейными «советами», которые он осуждает. Он заявляет, что так называемые благие советы обычно представляют собой разъяснения самоочевидного и для большинства клиентов оскорбительны, а советы, основанные на неполных или неточных сведениях, зачастую просто опасны. Высказывание предложений и мнений будет особенно уместным, когда заранее известно, что контакт с клиентом предстоит короткий, и когда необходимо быстро принять такие жизненные решения, которые подразумевают сравнительно легкие возможные последствия. Консультант осознает, что это поверхностный, интеллектуализированный подход, который, как правило, не затрагивает базовых установок. При умеренном и осторожном его применении в случае нормальных людей, столкнувшихся с ситуационными проблемами, и в случае не слишком важных решений риск будет невелик. Нормальные люди обычно способны оценивать предложения и отказываться от них в случае их несостоятельности. Торн [303] предлагает прибегать к убеждающим советам в кризисных ситуациях, когда необходимо обеспечить совместные действия нескольких людей, чтобы подготовить клиента к серьезным адаптационным изменениям и избежать эмоциональной травмы для него. Примерами являются такие ситуации, когда происходит реорганизация структуры семьи в результате госпитализации, развода, лишения свободы, потери работы или финансового кризиса. Например, изменение учебной программы клиента в школьной обстановке обычно требует согласованных усилий нескольких людей, что достигается благодаря убеждающим рекомендациям. В области краткосрочного консультирования время от времени проводятся эксперименты. В таких исследованиях зачастую задействованы методы убеждающего предоставления информации. Один из примеров приводится у Херцберга [143], который средствами убеждения и апелляцией к рассудку старался изменять поведение, влияя на сдерживающие силы личности. Необходимо еще много исследований в области обоснования и методологии средств убеждения, выдвижения предложений и советов, прежде чем подобные методы можно будет безоговорочно признать эффективными — в случае краткосрочного консультирования. Недостатки советов и мнений
Одним из крупнейших недостатков советов как консультационной техники является возникающий у консультанта соблазн давать их слишком щедро и неразборчиво. Когда консультант злоупотребляет советами, это может усилить сопротивление клиента, вплоть до того, что он откажется от продолжения консультаций. Также могут сложиться взаимоотношения сильной личностной зависимости — в том случае, если консультант начнет удовлетворять требования зависимого клиента найти решения его проблем. Главная опасность, однако, заключается в том, что у консультанта может возникнуть соблазн давать советы, которые не будут соответствовать истинным интересам клиента, поскольку окажутся проекцией потребностей, проблем и ценностей самого консультанта. Такой подход известен под девизом «я бы на вашем месте». Клиент может принять советы и предложения консультанта, а позднее обнаружить, что они неадекватны. Бах [18] отмечает, что в обстановке групповой терапии советы начинают высказываться тогда, когда человек, дающий эти советы, сознательно или бессознательно воспринимает чужую проблему в качестве своей собственной. Иными словами, мы становимся заинтересованы в том, чтобы давать советы, когда чьи-то проблемы похожи на наши собственные. Бах заявляет, что процедура предложения советов объективной бывает редко, за исключением попыток в профессиональной психотерапии, где, подчеркивает он, польза от нее тоже ограничена. Даже если система ценностей консультанта допускает прямолинейное предложение советов, у него не может быть достаточно знаний о клиенте и его ситуации, чтобы решать, что делать клиенту, пришедшему с такими вопросами как «Следует ли мнеразводиться?» или «Какую профессию мне выбрать?». Допустим, клиент последует совету консультанта, однако ситуация клиента может измениться так, что первоначальное суждение станет неадекватным, а то и просто вредным. Существует также опасность, что в случае, если дела пойдут плохо, обвинен во всем будет консультант. Вряд ли можно оправдать риск для взаимоотношений, связанный с тем, что консультант становится на чью-то сторону в конфликтах клиента. Консультанты, придерживающиеся клиентцентрированно-го подхода, критически относятся к советам на том основании, что в таком случае ответственность за решение проблем клиента перекладывается на консультанта и ограничиваются возможности клиента самостоятельно добиться изменений в важнейших для личности установках самооценки. Вопрос об уместности советов, предложений и рекомендаций сводится к старой проблеме обоснованности суждений психотерапевта. Однако тот вес, который имеет мнение консультанта, по-видимому, является противопоказанием для предложения прямолинейных, настоятельных советов. Они, безусловно, имеют огромные недостатки в случае развернутых консультаций психотерапевтического типа. Далее, следует проводить различие между предоставлением валидной информации и предложением настоятельных советов. Методы предоставления информации клиенту рассматриваются в следующих разделах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.101 (0.011 с.) |