Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и достоинства методов подбадривания

Поиск

Одним из методов выстраивания взаимоотношений, имею­щих широкое применение при оказании поддержки, является метод подбадривания. В главе 6 концепция поддержки была представлена в качестве необходимой составной части консуль­тационных и психотерапевтических взаимоотношений. Сущ­ность подбадривания сводится, в основном, к своего рода воз­награждению, которое оказывает подкрепляющее действие на поведение и формирует ожидания относительно вознагражде­ния в будущем. Консультант, по сути или даже напрямую, гово­рит: «Вы человек способный; вы можете быть последователь­ным; вы можете быть рассудительным; вы можете быть органи-. зованным; вы можете испытывать лучшие чувства; вы можете решить эту проблему».

Подбадривание — это также процесс подстройки консульта­ций к существующей у клиента системе убеждений. Подбадри­вание стимулирует исследование новых идей и опробование иных видов поведения. В таком своем качестве подбадривание выступает временным вспомогательным средством, позволяю­щим удержать клиента от прекращения взаимоотношений. Кел-ли [165] сравнивает подбадривание с пресловутым поводком и с проволокой, которой предварительно скрепляют конструкцию, чтобы в дальнейшем сделать ее прочной и работоспособной. Подбадривание также предотвращает фрагментацию понятий клиента, хотя позднее он может сам решиться на изменение сво­его неадаптивного реагирования.

Вторым достоинством подбадривания являются предоставля­емые им прямые средства для снятия тревожности и ощущения небезопасности. Хотя тревожность в нужной дозе служит пози­тивной мотивирующей силой для того, чтобы удержать клиента на консультациях, и полезным ориентиром в поисках первопри­чины неприятностей, при чрезмерной интенсивности она препят­ствует терапевтическому процессу. Подбадривание имеет свойство удерживать под контролем тревожность, порождаемую са­мим консультационным процессом, благодаря заверению клиен­та, что ему нет необходимости слишком быстро исследовать свои чувства. Такое применение подбадривания особенно полезно для контроля тревожности вне взаимоотношений, например, во вре­мя перерывов на выходные или на каникулы.

Третье достоинство подбадривания сводится к тому подкреп­ляющему действию, которое оно оказывает на новые поведен­ческие формы. Зачастую бывает трудно переключиться на но­вый образ действий — даже после того, как были достигнуты значительные инсайты. Клиент нередко впадает в уныние, ве­дущее к потере уверенности в себе и объясняющееся мелкими неудачами при реализации запланированных улучшений. Од­ним из примеров здесь служит студент, пытающийся повысить свою низкую успеваемость. Подбадривание в виде похвалы за его старания, заверений, что он справится с временными труд­ностями, и поощрения установок уверенности в себе обычно по­могает ему закрепить или восстановить это новоприобретенное поведение.

Подбадривание, таким образом, является неявной формой выражения оценки консультанта, формой обещания улучшений, что, как мы полагаем, вполне согласуется с эклектическим под­ходом, в котором ценится честное выражение консультантом своих чувств, как и выражение чувств клиента. Однако такое выражение чувств консультанта не должно противоречить бла­гополучию клиента. С этой точки зрения можно заметить, что снисходительность должна быть двухсторонней — для клиента и для консультанта. Мы полагаем, что воздержание консультанта от подбадривания, когда он искренне чувствует такое желание, является формой терапевтической нечестности. Консультаци­онные взаимоотношения, не позволяющие консультанту ис­кренне выражать свои чувства, втискивают его в своего рода эмоциональную смирительную рубашку, что может быть вред­но для самих взаимоотношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.006 с.)