Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, определяющие готовностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Несколько факторов определяют готовность клиента к участию в консультациях или сеансах психотерапии. Самым важным является наличие у него мотивации для получения помощи. К числу других факторов относятся представления клиента о психотерапии, его интеллект или способности к переосмыслению, уровень понимания своих проблем и самого себя, его ожидания относительно роли консультанта и общая гибкость его защитной системы. Проблемы, связанные с подготовкой к консультациям, описаны ниже. Проблемы и трудности Несколько факторов могут мешать клиенту сразу погрузиться в психотерапию. Первый из них — это культурно обусловленное сопротивление, о котором уже говорилось. Второе препятствие — условия, в которых проходит консультация. Кабинету консультанта нередко не хватает уединенности и комфорта, иногда до такой степени, что клиент приходит в крайнее замешательство, его обуревают подозрения, что любой может обнаружить факт его присутствия здесь и узнать, о чем идет речь. Поэтому уединенность, комфорт, конфиденциальность принадлежат к числу важнейших факторов создания благоприятной атмосферы для клиента. Предшествующий неблагоприятный опыт общения с консультантами, компетентными или не очень, часто с самого начала создает негативные предпосылки. Такого же уровня фактор — репутация консультанта. Часто положительную роль на начальном этапе консультаций играют такие моменты, как известность консультанта своим умением помогать людям, наличие у него каких-то символов статуса, скажем, степеней и званий, дипломов и сертификатов, наличие положительных рекомендаций и отзывов. Отсутствие со стороны клиента ясного понимания сути консультаций и психотерапии — часто встречающаяся причина недостаточной готовности к штурму проблемы. Важно, чтобы клиент имел представление о сильных сторонах и ограниченных возможностях консультирования и психотерапии и располагал информацией о продолжительности сеансов и всего процесса, о записи на прием к консультанту. Этот аспект подготовки подробно рассматривается под названием «структурирование» в главе 7. В этой же связи может встретиться такая проблема как уровень интеллекта. Например, в области психотерапевтического консультирования исследование Крайдера [72] показало, что люди сболее высокими умственными способностями имеют больше шансов на успех терапии. Затрудненность доступа к консультанту является еще одним важным препятствием на пути подготовки консультаций. Например, обеспокоенный своими проблемами клиент приходит, намереваясь немедленно взяться задело. А ему отвечают, что прием придется перенести на более позднюю дату, потому что консультант слишком занят. Нередко это приводит к тому, что он уже больше не возвращается. Желательно создать такую «приемную систему», чтобы встречаться с каждым клиентом при его первом обращении хотя бы ненадолго. Такая встреча позволит ему почувствовать, что кое-что уже сделано, а также определить степень срочности психотерапии или консультаций, необходимость обращения кдругим специалистам и прочих мер. И последняя трудность — отсутствие положительного отношения к консультациям в рамках конкретного общественного института. В некоторых больницах, школах и колледжах складывается такая административная политика, в силу неудачного стечения обстоятельств в прошлом или неправильных представлений о консультациях и психотерапии, что даже самые опытные консультанты не в состоянии нормально работать. Например, увязывание консультаций с дисциплинарной и контрольной функцией школы и превращение консультационной службы в рычаг администрирования. Учащиеся быстро распознают такую взаимосвязь. Впрочем, это не означает, что консультационные службы не могут эффективно использоваться администратором в качестве вспомогательного средства для работы с труд-ными детьми. Однако в любом случае к пространственному сближению этих служб и к возникновению эмоциональных ассоциаций между консультационной и дисциплинарной функциями следует относиться со всей осторожностью и по мере возможности их разделять. Необходимо постоянно анализировать, какая репутация складывается у консультационных служб. Например, в колледже или в общегородской службе легко заработать репутацию «клиники для амбулаторных» или места, где подлечивают «чудаковатых». Чтобы клиенты были готовы к консультациям, нужно все время разъяснять философию психотерапевтической деятельности потенциальной клиентуре.
Методы подготовки клиентов Один из способов привлечь людей с проблемами — это беседы. Руководители агентств и директора консультационных служб сообщают, что всякий раз после открытых выступлений на такие темы, как психическая гигиена, семейные проблемы, педагогические методики, поведениедетей, количество обращающихся за помощью возрастает. Итак, известить свою потенциальную клиентуру о существовании службы и дать свои координаты для контакта — один из надежных способов подготовки большого числа клиентов. Второй метод мотивации клиентов — создание климата, благоприятствующего обращению за помощью. В образовательных учреждениях, например, это особенно важно, поскольку очень немногие учащиеся обращаются за помощью добровольно. Отношение к консультациям, особенно к психотерапевтическим консультациям, как к самому обычному и ничуть не стыдному средству помочь себе стать более зрелой личностью, лучше успевающим студентом, более пригодным для семейной жизни супругом, могло бы способствовать более частым обращениям за консультациями и максимальному использованию возможностей консультирования. Третий метод стимулирования слабо мотивированных клиентов и лучшей подготовки тех, кто уже собрался обратиться за помощью, — это инструктирование направляющих. Консультанты должны постоянно работать над повышением информированности тех лиц, которые направляют к ним клиентов, и чаще встречаться с врачами, учителями, экспертами в различных областях, священнослужителями, адвокатами, менеджерами по кадрам и другими людьми, у которых вероятен первый контакт с потенциальными клиентами. Правильная техника рекомендаций очень важна для подготовки клиентов. Можно случайно смутить потенциального клиента, сказав ему: «Вам надо обратиться к психологу», а можно взять на себя труд рекомендовать такое обращение в манере, не содержащей угрозы для клиента. Например так: «Мне кажется, это немного не по моей части. Я полагаю, вам лучше обсудить это с доктором Бланком, который, вероятно, сумеет вам помочь с этой проблемой. Он психолог, специализирующийся на личностных проблемах, его офис расположен в центральном торговом комплексе. Его телефон: Привет-5554». Зачастую компетентный направляющий в состоянии дополнить такое высказывание реалистическим, честным и обнадеживающим отзывом о психологических консультациях, так что потенциальный клиент примет его предложение. Важный принцип при направлении клиентов — честность и откровенность в отношении замеченной проблемы. Отговорки и иносказания только усложняют дело. Человек, дающий рекомендацию, может пригласить к себе потенциального клиента и сказать: «Я подметил за вами некоторые особенности, в связи с чем вам, видимо, нужно будет —да вы, наверное, и сами захотите — получить помощь». Затем он опишет особенности поведения и укажет, где клиент мог бы получить необходимую помощь. Впрочем, если клиент не готов выслушать такое предложение и плохо представляет, какое мнение сложилось о нем у окружающих, подобный подход тоже может оказаться достаточно угрожающим. Давать клиенту рекомендации труднее, когда консультант уже сам какое-то время проработал с клиентом, а затем понял, что должен направить его к другому специалисту. И опять же, откровенность, с которой консультант поднимает этот вопрос, имеет критическое значение, ведь клиент так легко может домыслить какие-то суждения в свой адрес или почувствовать себя отвергаемым. Такого отношения консультанта, как «я сделал для вас все, что мог» или «ваш случай слишком трудный», следует избегать. Лучше будет сказать: «Давайте посмотрим, не существует ли иных возможностей помочь вам с этой проблемой». Методы и источники рекомендаций — вопрос сложный и в каждом городе может решаться по-своему. Специалисты По подготовке консультантов в Мичиганском государственном университете опубликовали перечень подсказок на случай рекомендаций, предназначенный, в первую очередь, для помощи школьным и университетским консультантам, однако он пригоден и для всех работников и организаций, которым доводится направлять клиентов в другие службы. 1) Проверьте, использовала ли школа все имеющиеся у нее ресурсы для помощи учащемуся, прежде чем направлять его к специалистам за пределы школы. 2) Постарайтесь обсудить возникшую проблему со специалистом или сотрудником соответствующей организации, прежде чем направление станет необходимым. 3) Постарайтесь перед тем, как давать направление, выяснить, с кем контактировали родители или учащийся по поводу данной проблемы и какими были итоги этих контактов. 4) Назначьте одного человека ответственным за работу с учащимся и родителями в процессе выдачи направления. 5) Узнайте, не работает ли уже с семьей какая-то общегородская консультативная служба, так как обсуждение вопроса с этой службой является целесообразным первым шагом при выдаче направлений в подобных случаях. 6) Неразумно и непрактично направлять учащегося в общегородскую службу без ведома, согласия и сотрудничества его родителей. 7) Когда рассказываете учащимся или родителям об имеющихся в школе или в городе службах, помните, что преподаватель должен рассказать о функциях и ограниченных возможностях этих служб. Не создавайте впечатления, что каждый специалист или организация знает ответы на все вопросы и может творить чудеса. 8) Не инструктируйте учащегося или родителей, как «пролезть» без очереди в клиентуру труднодоступных служб. 9) При малейшей возможности предоставьте учащемуся или родителям самим записываться на прием к специалисту. Не «кормите с ложечки» учащегося, оказывая ему больше помощи, чем необходимо. 10) Помните, однако, что в некоторых случаях — очень незрелым, зависимым или больным учащимся или их родителям — может оказаться необходимой помощь в том, чтобы записаться на прием или даже доехать до места нахождения службы. 11) Заручитесь письменным согласием родителей учащегося, прежде чем направлять информацию в социальную службу. 12) Окажите услугу специалисту или организации, указав, кто будет контактным лицом со стороны вашего учебного заведения [205]. Четвертый способ подготовки к консультациям —дать потенциальному клиенту информацию о нем самом. Это довольно легко в условиях колледжа или школы по сравнению с частной или клинической практикой. Обычно имеются результаты нескольких наборов тестов, а в личных делах накапливаются данные постоянно ведущегося учета. Студентам объявляется, что они могут прийти и обсудить результаты тестов. Например, студенты, вошедшие в число лучших, могут быть извещены об этом факте. Они нередко выражают удивление по поводу своих высоких способностей и отсутствия соизмеримых академическихдостижений. Консультанты могут заметить в личных делах студентов обстоятельства, свидетельствующие о возможном существовании проблем. Если общий климат, о чем мы уже говорили, благоприятен, студенту зачастую помогают, проявив за него инициативу, и обращают его внимание на проблему. Речь может идти о проблемах, которые сам студент осознает смутно и от которых уже какое-то время уходит (убегает). Здесь может возникнуть вопрос, имеетли консультант моральное право таким способом форсировать установление консультационных взаимоотношений; однако это представляется вполне оправданным сточки зрения общеобразовательного процесса в целом, важной составной частью которого зачастую являются консультации. Пятым важным способом формирования мотивации клиентов выступает сам учебный процесс. Робинсон [246], изучавший проблему мотивации у изучающих консультирование, упоминает несколько таких источников. Специальные курсы различного обучения — «Английский язык», «Техника чтения», «Ориентация», «Психическая гигиена», «Семья» — предоставляют людям превосходные возможности сформулировать свои проблемы и скоординировать свои планы с учетом потребности в консультационной помощи. Такой тип учебной программы не только помогает людям, имеющим проблемы, вплотную подойти к ним, но также предоставляет прекрасную возможность мотивировать лучших студентов стремиться к тому, что Робинсон [246] называет «более высоким уровнем адаптивных навыков». Такое стремление приводит к повышению эффективности и продуктивности, обогащению эмоционального опыта, лучшему состоянию здоровья по сравнению с тем, что могло бы получиться само собой или в результате неупорядоченных стереотипов образа жизни. Итак, консультационные взаимоотношения в состоянии помочь личностям, уже достигшим высокого уровня, совершенствоваться и дальше. Исследование с помощью опросников является шестым средством поиска потенциальных клиентов и создания у них мотивации (табл. 2). Многопрофильные опросники, такие как проблемный опросник Муни [210], молодежная анкета SRA [242], предварительный опросник Берди [26], служат важной цели —лучше информироватьлюдей об их проблемах и, возможно, стимулировать их что-то предпринять для решения выявленных проблем. Как обнаружил Робинсон [246], обычно при проведении таких процедур среди студентов в среднем выявляется двадцать пять проблем. Таблица 2*
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.69.176 (0.014 с.) |