Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории поля и консультирование

Поиск

Приверженцев теорий поля часто причисляют к бихевиорис-там — по причине их внимания к научению как изменению вос­приятия и того значения, которое они придают систематическим наблюдениям поведения. В нескольких аспектах, однако, они от­личаются, особенно втом, что касается их феноменологического подхода к восприятию. Среди теорий поля более формализован­ным подходом выделяется гештальт-психология, представленная такими известными именами, как Коффка, Келер, Вертхаймер и Левин.

Концепции гештальт-психологии были перенесены в Соеди­ненные Штаты из Европы приблизительно в то же время, когда там достиг своего полного расцвета бихевиоризм. Гештальт-психология радикально отличалась от бихевиоральной психологии тем, что имела тенденцию не придавать значения скрупулезно­му разложению поведения на отдельные механистические за­висимости типа стимул—реакция, а вместо этого подчеркивала динамическую организацию всего процесса поведения.

Перлз, Гудман и Хефферлин [233] разработали психотерапев­тический подход под названием «гештальт-терапия», в котором важная роль отводилась применению гештальт-психологии в пси­хотерапии. Внимание уделялось проблемам осознания, сущест­вования цельной личности в творческом контакте с ее окружени­ем, перестройки сенсорных способностей индивидуума. Система психотерапии Перлза разрабатывалась с целью объединения принципов гештальт-психологии, фрейдовских структур, взгля­дов Райха и принципов общей семантики.

Сторонниками гештальт-психологии были сделаны два важных вклада в теорию консультирования. Это принципы перцепцион­ной организации и феномен инсайтного научения. Гештальт-пси-хологи постулируют, что психологическая структура личности имеет тенденцию смещаться в сторону целостности. Это означает, что индивидуум стремится привести свое восприятие к простому и завершенному организационному виду, чтобы избежать напря­жения, вызываемого дезорганизацией. Например, когда мы видим неполный рисунок хорошо знакомого предмета, мы склонны мыс­ленно дорисовывать недостающие детали, чтобы получить опозна­ваемый образ. Сторонники гештальт-психологии подчеркивают влияние на организм «поля», то есть факторов его окружения. Левин, может быть, не задумывался о приложении своей теории в области психологических консультаций, однако он сформулиро­вал несколько концепций, особенно ценных для консультантов. Левин называет своютеорию «топологической»теорией личности, так как использует математическую модель для описания психо­логического поля индивидуума (Lewin, 183). Он изображает взаи­модействия личности в психологическом поле с помощью терми­нов теории поля, таких как вектор (направление) и валентность (притягательная сила). Он рассматривает динамическую систему личности, складывающуюся из взаимозависимых подсистем, что составляет заметный контраст с системой личности у Фрейда, в большей степени связанной с историей жизни клиента.

Левин описывает индивидуума как «дифференцированное жизненное пространство», состоящее из энергетических систем.

По этой модели ребенок начинаетжизнь в качестве сравнительно простого организма; и по мере его развития ускоряются процессы дифференциации и интефации. Вместе с развитием формируется жесткость структурных фаниц в пределах личности. Напряже­ние или потребности, развивающиеся вследствие внутренних кон­фликтов и фрустраций при целенаправленной деятельности, вы­полняют функцию мотивационных сил. Эти силы побуждают индивидуума действовать, чтобы снизить напряжение или удов­летворить свои потребности.

Одним из аспектов влияния теории Левина для консульти­рования является значение помощи клиенту в увеличении про­ницаемости его внутриличностных барьеров, для того чтобы он не страдал от их изолирующего действия в случае их ригидно­сти. Еще одна задача консультанта — помогать клиенту ставить себе цели в разумных пределах. Это нужно для того, чтобы уменьшить его фрустрацию, обусловленную препятствиями, возникающими на пути к цели, то есть выработать реалистич­ный «уровень притязаний». Результатом фрустрации, например, может стать вынужденное перемещение личности в область фантастических решений. В тяжелых случаях индивидуум на­столько путает фантазии с реальностью, что они уже восприни­маются как реальность.

Исходя из теории Левина, принципиальные цели консуль­танта могут быть следующими: расширить жизненное простран­ство индивидуума так, чтобы он мог жить более гибко, помочь ему удалить препятствия, которые мешают в достижении его це­лей (скажем, улучшить его навыки чтения, чтобы он смогдобить-ся успеха на работе или вучебе), и, наконец, снизить ригидность внутриличностных барьеров, чтобы он мог почувствовать свобо­ду и непринужденность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.006 с.)