Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следующие характеристики и предположения

Поиск

Хотя теоретическая конструкция «Я» является главным струк­турным элементом, принципиально важное предположение — ос­новная гипотеза в теории «Я» — состоит в том, что индивидууму свойственна потребность в развитии для самоактуализации. Ор­ганизм стремится не только к самосохранению, но также к само­совершенствованию в направлении личностной целостности, интегрированности, завершенности и автономности. Поэтому предполагается, что у клиента наличествуют способность и моти­вация самому решать свои проблемы. Главное следствие из этого взгляда заключается в том, что задача консультанта — создавать в беседе соответствующую «атмосферу» и применять методы, спо­собствующие проявлению этих естественных сил развития, дей­ствующих в направлении перехода к душевному здоровью и твор­чески продуктивному поведению.

Хотя считается, что «потребность в самоактуализации» обус­ловлена биологически, предполагается, что направление такого развития обусловлено культурной средой —родителями, сверст­никами, учителями и другими значимыми для ребенка людьми. Поскольку индивидуум склонен отказываться от восприятия опыта, конфликтующего с его «Я»-концепцией, эти силы развития в процессе становления личности зачастую искажаются. Та­кое положение дел нередко дает картину личности, лишенной по­зитивной мотивации кразвитию. Приверженцам теории «Я», по-видимому, свойственно твердое убеждение, что позитивные силы развития в конце концов должны возобладать. В частности, неза­висимость вытеснит зависимость; интеграция преодолеет дезин­теграцию; антисоциальное поведение сменится социальным.

Третья предпосылка, основанная на взглядах, которые назы­ваются «феноменологией», состоит в следующем: «реальность» индивидуума —это то, что он воспринимает. Внешние события важны для него только в той мере, в какой он на опыте пережи­вает их значимость. Феноменологисты говорят: «Чтобы понять индивидуума, нужно выявить из его поведения его "феномено­логическое поле"». Иными словами, чтобы по-настоящему уз­нать человека, наблюдатель или консультант должен выяснить, как тот воспринимает свое окружение и самого себя. Соответст­венно, термин «внутренняя система отсчета» стал в консульти­ровании общеупотребительным, подразумевая, что консультант должен постараться как можно глубже проникнуть в мир вос­приятия клиента. Это личное понимание служит необходимым вступлением к «принятию» системы ценностей клиента. Данная точка зрения объясняет, почему сторонники клиент-центриро­ванной терапии придают такое значение глубокому пониманию и признанию внутренних установок клиента. Итак, в феноме­нологическом подходе приветствуются способности психотера­певта к эмпатии, сопереживанию.

Роджерс [249] предложил в рабочем порядке систему из четыр­надцати постулатов, которые выходят за пределы упомянутых нами базовых предпосылок. Сейчас много усилий тратится на то, чтобы внести ясность в эти вопросы и подвергнуть его предложе-ния строгой экспериментальной проверке. Исследования сосре­доточены на вопросе о том, как организованы и как изменяются сознательные и подсознательные уровни личности. Впрочем, это достаточно трудная задача — связать изменения, происходящие при клиент-центрированном консультировании, с постулатами теории «Я», особенно с ее базовым постулатом о самоактуализа­ции. Примеры исследовательских усилий, прилагаемых в этом направлении, собраны в обзоре Роджерса и Даймонда [258].

Родственное течение втеориях личности —это ориентирован­ный на «потребности» подход. Маслоу [197], например, дополняет базовые постулаты теории «Я», такие как принцип самоак­туализации, представлениями об основных человеческих по­требностях. Он рассматривает человеческое существо как ин­тегрированный, целостный организм с набором базовых по­требностей, ранжированных в иерархии приоритетов, которая определяется, главным образом, той культурной средой, в ко­торой человек вырос. Психотерапевтический процесс тогда предстает систематизированным удовлетворением потребнос­тей посредством совершенно особой разновидности межлич­ностных отношений. Как убежден Маслоу, его теория удовле­творения потребностей объясняет, почему так часто помощь в решении психологических проблем способны оказывать люди,. имеющие самые благие намерения, но не подготовку в области теории и методов консультирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.44 (0.005 с.)