Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение теории научения в психотерапии и консультированииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Не многие экспериментальные психологи делают попытки провести параллели между лабораторными исследованиями и консультациями. Впрочем, несколько смело мыслящих клиницистов попробовали сформулировать факторы и переменные процесса консультирования в терминологии теории научения. Они рассуждают следующим образом: почти всегда состояние самых разных клиентов — от тех, чьи проблемы можно решить при довольно поверхностном консультировании, до тех, кто нуждается в глубокой психотерапии, — представляет собой одну из форм тревоги. Взаимоотношения при консультировании сводятся, сточки зрения большинства клиентов, к снятию тревоги. Многие защитные механизмы тоже снижают тревогу и так часто подкрепляются, что становятся фиксированными. Но хотя защитный механизм, например, сарказм, может разряжать напряжение, он, парадоксальным образом,саморазрушителен и неадаптивен всоциальном плане и потому только усиливаеттревогу. Возможно, теория научения однажды прольет свет на вопрос, почему терпимость и доброжелательность консультанта помогают клиенту ощутить безопасность и научиться поведению, приносящему больше личного удовлетворения, чем неадаптивная защита. Радость, возникающая при улучшении межличностных отношений, по-видимому, оказывает подкрепляющее действие на новое поведение. Нам нужно знать, почему некоторые клиенты в точно таких же условиях не могут научиться удовлетворительному поведению. Почему они упорствуют в своей неадаптивной защите даже тогда, когда вполне осознают ее источники и ту боль, которую причиняют самим себе и окружающим? Многие клиенты могут с большим апломбом разглагольствовать о динамике и симптомах, и все же они, по-видимому, не в состоянии применить эти знания на деле. Как можно добиться подавления импульсов у клиентов с незрелым поведением и так называемыми расстройствами характера — это еще одна проблема, разъяснить которую должна теория научения. Каким образом можно избавиться от реакций, которые сам клиент считает нежелательными, так, чтобы они не возвращались? Как можно осуществить это устранение нежелательных реакций, не прибегая к сознательномуподавлению или подсознательному вытеснению? На теории научения зиждется также идея, что клиента следует поощрять к экспериментам с новыми видами поведения, чтобы расширить его репертуар поведения в социальных ситуациях. Как помочь клиенту в обобщении или переносе его набора реакций [138], которые в консультационных взаимоотношениях он открыл для себя в качестве вознаграждаемых, на ситуации вне консультаций? Этот вопрос часто мучает консультантов. Роттер [260] подчеркивает, что одна из психотерапевтических задач состоит в расширении свободы движений клиента, для того чтобы он лучше осознавал свои возможности и мог совершать больше действий, ведущих к удовлетворению. После раскрепощения ригидного восприятия клиентом своей ситуации, у него вырабатываются ожидания, которые предполагают вознаграждение, а не наказание. Затем, когда клиент проверяет свои новые ожидания относительно самого себя, например, произносит речь на групповом тренинге, его ощущение своей успешности подкрепляется, скажем, благодаря тому, что присутствующие хвалят его за то, как хорошо он справился со своей задачей. Одни только доброжелательные установки консультанта уже, по-видимому, могут оказаться полезны для положительного подкрепления и появления позитивных ожиданий. Клиент, может быть, ожидает, что его усилия будут раскритикованы, однако он встречает со стороны консультанта понимание и перестает волноваться по этому поводу. Это ощущение клиента, что его понимают и ценят, — своего рода положительное подкрепление, которое может вызывать более общее ощущение, что его любят и другие люди, вне ситуации психотерапевтической беседы. Хотя между клиницистами, интересующимися теорией научения, существует более или менее полное согласие по поводу того, как описывать поведение клиента в терминах теории научения, они сильно расходятся в вопросе, насколько активно должен консультант содействовать новому научению. Некоторые считают, что консультант обязан дать клиенту возможность высказать свою проблему, для того чтобы тот мог сам лучше воспринять ее и уточнить. Затем консультант посредством своих предложений и интерпретаций помогает клиенту выработать ожидания более удовлетворительных результатов. Далее консультант старается добиться желаемого поведения, после чего подкрепляет его. Другие консультанты, приверженцы теории научения, полагают, что их первоочередная забота — предотвратить распространение тревоги клиента на другие стимулы и дать возможность принципу ожиданий сделать свое дело. Затем консультант пытается помочь клиенту осознать искажение своих ожиданий и при этом не использует аргументацию и давление. Тем временем доброжелательные установки консультанта доносят до клиента ту идею, что его затруднения вызваны смятением и недопониманием происходящего, а не «слабоволием, вспыльчивостью, ленью или извращенностью». Затем новые модели поведения возникают в качестве пробных предложений со стороны клиента, а не в результате прямых указаний консультанта или вознаграждения в виде его одобрения. В некоторых случаях консультант может принять решение о более активном вмешательстве, чтобы привить клиенту навыки, которые тот сможет использовать для достижения ожидаемого вознаграждения. Например, неуспевающий студент может нуждаться в усовершенствовании своих учебных навыков, прежде чем ему удастся получить вознаграждение благодаря реализации своих новых ожиданий относительно себя как «успевающего студента», которое он, вполне вероятно, затем обобщит до «успешного человека». Принцип ожиданий имеет еще один смысл, касающийся явления переноса. Перенос, о котором речь пойдет в главе 8, в терминах теории научения может быть объяснен как смена имеющихся ожиданий клиента. Примером таких ожиданий может оказаться то, что консультант будет уподоблен другим людям, к которым клиент испытывает определенные чувства: опасение, неприязнь, любовь, симпатию и т. д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.007 с.) |