Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадия независимости (от 2 до 3 лет)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В возрасте от 2 до 3 лет ребенок во многих отношениях по-прежнему беспомощен. Он обретает, однако, постепенно растущую физическую автономность и начинает становиться независимым — по мере того как все лучше учится ходить и совершать руками манипуляции с предметами. Он не только учится контролировать свои движения, но и начинает лучше дифференцировать элементы своего окружения, которые имеют специфическую значимость для его нужд и удовольствий. Ребенок становится исследователем ради удовлетворения своего пробуждающегося любопытства. Ощущая свое могущество, он начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится ктому, чтобы обо всем составить собственное мнение. Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «негативной стадией» или «первой взрослостью». Ребенок ощущает растущее чувство независимости; его представление о собственной индивидуальности становится явным; взрослые словно бы перечат ему на каждом шагу. Первостепенной проблемой становится агрессия и контроль над нею. На взгляд Булер, в этот негативистский период ребенок начинает проверять любовь окружающих к себе. Она описывает период от восьми месяцев до четырех лет как период взаимоотношений, когда ребенок экспериментирует, пробует сделать то одно, то другое. В этот период независимости он исследует свои потребности в самоопределении и ставит эксперименты, желая проявить свою независимость от мамы. Первое социальное достижение ребенка — способность выпустить мать из поля зрения и верить, что она вернется. Фрейд называет этот период «анальной стадией», поскольку первое реальное расхождение между потребностью ребенка в автономности и родительским требованием дисциплины связано с усилиями взрослых стимулировать ребенка к тому, чтобы он самостоятельно справлял свои физиологические нужды. Первые уроки по контролю над мочеиспусканием и дефекацией влияют на отношения ребенка с родителями. Он вскоре начинает понимать, что может доставить удовольствие или вызвать обеспокоенность, отдавая или задерживая фекалии и урину. Так, в дополнение к отказу от еды, выделительные процессы становятся одним из первых видов оружия ребенка в отношениях с родителями. Фрейд предположил, что Суперэго, или совесть (представления о дурном и хорошем), начинает развиваться в этот ранний период. Психоаналитики считают, что строгие уроки по контролю над мочеиспусканием и дефекацией могут предрасположить ребенка к формированию ригидного, сурового Суперэго [95]. Дефицит родительской помощи в обучении этим важным навыкам может предрасположить ребенка к «недостатку совести». Причины «вынужденной уступчивости» у взрослых проистекают от необходимости подчиняться в анальном периоде, когда родительский контроль над процессами выделения приравнивался к любви [95]. Причиной «сверхконтроля» у взрослых нередко оказывается преждевременное обучение их в детские годы самостоятельности при дефекации и мочеиспускании. Индивидуум, которому присущ сверхконтроль, зачастую боится естественных импульсов, и этот страх порой распространяется на другие сферы личности. Человек чувствует, что все время должен соответствовать требованиям, и это убивает его непосредственность. Навязчивые привычки в отношении чистоты, аккуратности, педантичности в расписании и, вообще, в организованности, тоже, по всей видимости, имеют своим первоисточником родительскую строгость при обучении контролю над выделительными процессами [95]. О людях, у которых укоренились подобные привычки, говорят, что они «сверхответственные». Они рано научились беспокоиться из-за функций организма, характеризующихся как «грязные» или требующие подчинения их некоему «расписанию». Существуют такие излишне независимые индивидуумы, не способные откладывать удовольствия, и это предполагает, что обучение на рассматриваемой стадии было бесконтрольным — родители думали, что любое сдерживание позывов ребенку вредно. Напряженность, связанная у людей с процессами выделения, становится очевидна, если вспомнить, сколько анекдотов существует на эту тему. Юмор, однако, проистекает из чувства стыда и тревоги. То, что среднестатистический ребенок способен назвать все свои анатомические части, за исключением выделительных органов, тоже свидетельствует о тенденции подавлять импульсы и избегать запретной темы, чему ребенок научился от родителей. На этой стадии важнейшей проблемой становится контроль над агрессивными чувствами. Фенихель сравнивает ее с проблемой сексуальных побуждений: «Если они не могут найти удовлетворения в своей исходной форме, они способны трансформироваться, сменить свои объекты или цели, либо подчиниться вытеснению со стороны Эго, а затем снова проявиться разнообразными способами и под самыми разными масками» [95, р. 55—57]. Таким образом, задача родителей на этой стадии — направлять агрессию ребенка в такое русло, чтобы она не стала нежелательным образом отложенной, замаскированной или замещенной. Поскольку предоставлять ребенку неограниченную свободу не менее вредно, чем излишне стеснять ее, следует помнить, что об этом говорит Хорни [149]. Не сами по себе фрустрации и депривации имеют критическое значение для развития ребенка, а обстановка, в которой они происходят. Фактически ребенок способен вынести многое, если это происходит на фоне любви и заботливого отношения к нему. Розензвейг[259] полагает, что есть три возможных способа справиться с возникшими агрессивными чувствами: 1) Экстрапунитшный. В данном случае враждебность направляется вовне, на других людей или на предметы. Когда этот способ становится доминирующим, человек может превратиться в «хронического критикана». 2) Интропунитивный. В таком случае прямая ответственность возлагается на самого себя, на себя направлен гнев и карательные санкции в форме самокритики и самообвинений. Такие люди могут быть вечно извиняющимися, с излишней готовностью принять вину на себя. 3) Инпунитивный. Агрессивный аспект в данной ситуации минимизируется. Когда этот способ становится доминирующим, человек может настолько преуменьшать свои агрессивные чувства и действия, что уже не в состоянии оценить их последствия для себя самого и для других. Изложенные взгляды на связь между проблемами анальной стадии развития и позднейшими трудностями в сфере агрессии и фрустраций соответствуют классической гипотезе Фрейда. Новые течения в психоанализе при объяснении агрессивного поведения больше внимания уделяют вопросам социального научения. Фрейд использовал биологическуютерминологиюдля описания последствий при неправильном решении проблем с выделительными процессами; однако он сознавал, что социальный микроклимат семьи в первые годы жизни человека выступает основой его поведения в дальнейшем. Например, ребенок на стадии зависимости учится, как чувствовать себя в безопасности, даже будучи беспомощным и слабым. Сходным образом на анальной стадии ребенок озабочен исследованием социального микроклимата в семье, когда выделительные процессы являются главным зримым аспектом этой проблемы развития. Каждый из описанных выше способов совладания с агрессивными чувствами может быть уместен в определенных ситуациях. Роль родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, что иногда бывают виноваты другие, иногда он сам, а иногда его чувства просто преувеличены. Тогда ребенок получает возможность направлять свою агрессию или гнев в конструктивное русло. Эриксон называет этот период независимости «стадией автономии» [93]. У ребенка развивается потребность быть независимым, однако он продолжает нуждаться в ощущении зависимости и в поддержке. С точки зрения развития у индивидуума способности любить, ребенок на этой стадии нуждается в том, чтобы понять: его любят таким, какой он есть, даже «с грязной попой». Ему нужно узнать, что его ценят за его независимость точно так же, как за его зависимость. Многие взрослые, обращающиеся к консультантам и психотерапевтам, страдают от проблем контроля над своими агрессивными чувствами из-за неправильного родительского воспитания на этой ранней стадии развития. Психотерапия способна дать им отдушину в виде вербального выражения своей враждебности без нанесения вреда окружающим. Интропунитивный индивидуум получает возможность заново оценить свои ощущения собственной неполноценности и ненависти к себе. Его привычная психосоматическая реакция закупоривать гнев в себе тоже может быть ослаблена. Психотерапия также помогает человеку, чрезмерно часто ставящему себя в подчиненное или зависимое положение, узнать о своем праве на агрессивные чувства и независимость. Цель психотерапии — помочь взрослому человеку правильно распоряжаться своей агрессивностью. Благодаря психотерапии он сможет узнать, что в определенных, особых обстоятельствах бывает уместно выразить свои агрессивные чувства. Он научится мириться с фрустрацией в допустимых пропорциях. В случае сильного раздражения, когда под угрозой оказываются основы его индивидуальности, он может научиться претворять свою агрессию в конструктивные действия. Стадия усвоения ролей (от 4 до 6 лет) В возрасте от 4 до 6 лет ребенок испытывает потребность в еще большей свободе, соответственно своей возросшей подвижности и уверенному освоению в окружающем мире. Его любопытство и исследовательская активность распространяются во многих направлениях, и у него начинает проявляться совестливость, характер которой во многих решающих аспектах определяется тем, как к нему относятся его родители. Интерес ребенка к своим половым органам и к различию половых ролей достигает пика. Естественным результатом его любопытства становятся открытие приятного возбуждения, доставляемого мастурбацией, и игры с актуализацией мужских и женских социальных ролей, образцом для которых служат родители. То, как родители реагируют на интерес ребенка к вопросам пола и к мастурбации, имеет большое значение для его самоуважения и позднейших ощущений в связи со своими сексуальными импульсами и половой активностью. Родители и учителя не должны ни переоценивать, ни недооценивать половую активность ребенка. Зачастую страх наказания и страх кастрации, преодолевать которые в последующие годы помогает клиенту психотерапевт, восходят к детскому опыту стыда, упреков, угроз страшной кары за невинную сексуальную активность ребенка. Коль скоро родители понимают естественный ход развития ребенка и сами не проявляют по отношению к нему лишней чувственности либо крайнего ханжества и нетерпимости, у ребенка улучшаются шансы выработать здравые установки в вопросах секса и половых ролей. Важным моментом развития на стадии усвоения ролей является то, что ребенок признает свою принадлежность к соответствующему полу благодаря процессу отождествления себя с родителем одного с ним пола. Родители служат образцом для формирования у ребенка понятий «мужское» и «женское». Для мальчиков естественно появление привязанности к матери, а для девочек — к отцу. Эту фазу любви Фрейд называет «эдиповой стадией». Если ребенок в своем развитии не перерастает эту исходную привязанность, говорят, что у него «эдипов комплекс» или, в случае девочки, «комплекс Электры». В этот период, который психоаналитики называют «романом семейной любви», родитель одного с ребенком пола зачастую рассматривается им как соперник в отношениях с другим родителем. Важно, чтобы родители, проявляя понимание, помогли ребенку «успешно справиться» с этой стадией во избежание будущих проблем. Среднестатистический ребенок научится идти на компромисс и делить любимого родителя с родителем своего пола. Благодаря этому у ребенка развивается идентификация сродителем одного с ним пола. Это отождествление проявляется в интересе мальчика к тому, что делает отец, и в интересе девочки к занятиям матери. Важный результат этого периода развития состоит в том, что у ребенка появляются высокая оценка своего пола и признание принадлежности к нему. Оптимальным дополнением к этому оказалось бы то обстоятельство, что родитель соответствующего пола — образец, достойный подражания. Если отец комфортно себя чувствует в своих мужских ролях, сын захочет быть мужчиной, как папа, и не будет бояться этих ролей. Если мать счастлива в своих женских ролях, у маленькой девочки появится уважение, восхищение и желание быть похожей на нее. Эриксон [93] называет период раннего детства «стадией инициативы». При этом он имеет в виду, что ребенок движется в будущее. Ребенку на его пути взросления нужно, чтобы родитель того же пола, что и он сам, был с ним. Если эдипова ситуация была успешно разрешена, мальчик отождествляет себя сотцом, считает себя агрессивным и властным в своем подходе кжизни. Девочка, подражая матери, стремится стать приятной, привлекательной и выработать неди-рективные подходы кжизни. Желательные гетеросексуальные отношения вероятнее всего появятся в итоге, если во время ролевого периода влечение ребенка к родителю противоположного пола воспринимается тем естественно и непринужденно. В подростковом возрасте, когда так важно установить хорошие гетеросексуальные отношения, предпосылки для «симпатии» к представителям противоположного пола, заложенные в раннем детстве, дадут свой результат. На протяжении этой стадии усвоения ролей и расширения инициативы родители должны осуществлять практический контроль, который, соответственно, поможет ребенку в развитии собственной совестливости. Тип и качество этого родительского контроля, являющегося для ребенка внешним, окажут важное влияние как на внутренний контроль, то есть на совесть, который разовьется у ребенка, так и на то, в каких направлениях будет распространяться его инициатива. Фромм [115, р. 157] полагает, что конфликт этой стадий вызван в первую очередь не сексуальным соперничеством, а является результатом негативной реакции ребенка на родительский авторитет. Это борьба между свободой и непосредственностью ребенка, с одной стороны, и ожиданиями и авторитетом родителей, иногда иррациональным, — с другой. Как указывалось в главе 2, непосредственность и независимость являются характеристиками зрелой личности, и если ребенок наэтой ранней стадии потерпел поражение в своей борьбе засвободу, вполне вероятно, что тем самым будут созданы предпосылки для проявления в его дальнейшей жизни невротической покорности. Излишняя покровительственность или негативное, отвергающее отношение могут усложнить продвижение ребенка через эту стадию детства. Родители могут способствовать развитию совестливости, сочетая похвалы и наказания, в которых проявляется понимание ими ребенка. На этой стадии ребенок сможет узнать, что любовь не всегда выражается в ласковом и заботливом отношении к нему, но иногда и в наказании. Родители могут поощрять в ребенке любознательность, восприимчивость, готовность встретиться с чем-то неизвестным и открытость для новых решений. Они могут дать ребенку позитивный тип совести, суть которого состоит в том, что в очерченных пределах на свои импульсы вполне можно полагаться и следовать им. Однако родители также могут убить в ребенке любознательность, заглушить инициативу и сформировать у него карательный тип совести, которая запрещает доверяться импульсам. Развитие совести происходит, скорее, за счет тонких, недирективных методов, а не силы. По-видимому, больше всего способствует этому личный пример, тип поведения, который родители демонстрируют ребенку, и то, как они с ним общаются в повседневных семейных отношениях. Булер [47] рассматривает период от 5 до 8 лет как стадию задач, на которой ребенок учится работать с предметами. Если присутствуют здравая родительская забота и интерес, у ребенка развивается «сознательность в задачах», то есть чувство ответственности за свои задачи. Именно по этой причине важны развивающие занятия в детских садах. Ребенок может творчески заниматься созиданием и чувствовать свои этические обязательства в отношении результатов этого процесса, как и в отношении других своих занятий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.50 (0.014 с.) |