Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадия независимости (от 2 до 3 лет)

Поиск

В возрасте от 2 до 3 лет ребенок во многих отношениях по-прежнему беспомощен. Он обретает, однако, постепенно рас­тущую физическую автономность и начинает становиться не­зависимым — по мере того как все лучше учится ходить и со­вершать руками манипуляции с предметами. Он не только учится контролировать свои движения, но и начинает лучше дифференцировать элементы своего окружения, которые име­ют специфическую значимость для его нужд и удовольствий. Ребенок становится исследователем ради удовлетворения сво­его пробуждающегося любопытства. Ощущая свое могущество, он начинает более непосредственно восставать против ог­раничений и стремится ктому, чтобы обо всем составить собст­венное мнение.

Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «негативной стадией» или «первой взрослостью». Ре­бенок ощущает растущее чувство независимости; его представ­ление о собственной индивидуальности становится явным; взрослые словно бы перечат ему на каждом шагу. Первостепен­ной проблемой становится агрессия и контроль над нею.

На взгляд Булер, в этот негативистский период ребенок на­чинает проверять любовь окружающих к себе. Она описывает период от восьми месяцев до четырех лет как период взаимоот­ношений, когда ребенок экспериментирует, пробует сделать то одно, то другое. В этот период независимости он исследует свои потребности в самоопределении и ставит эксперименты, желая проявить свою независимость от мамы. Первое социальное до­стижение ребенка — способность выпустить мать из поля зре­ния и верить, что она вернется.

Фрейд называет этот период «анальной стадией», поскольку первое реальное расхождение между потребностью ребенка в автономности и родительским требованием дисциплины свя­зано с усилиями взрослых стимулировать ребенка к тому, чтобы он самостоятельно справлял свои физиологические нужды. Пер­вые уроки по контролю над мочеиспусканием и дефекацией влияют на отношения ребенка с родителями. Он вскоре начи­нает понимать, что может доставить удовольствие или вызвать обеспокоенность, отдавая или задерживая фекалии и урину. Так, в дополнение к отказу от еды, выделительные процессы стано­вятся одним из первых видов оружия ребенка в отношениях с

родителями.

Фрейд предположил, что Суперэго, или совесть (представ­ления о дурном и хорошем), начинает развиваться в этот ран­ний период. Психоаналитики считают, что строгие уроки по контролю над мочеиспусканием и дефекацией могут предрас­положить ребенка к формированию ригидного, сурового Су­перэго [95]. Дефицит родительской помощи в обучении этим важным навыкам может предрасположить ребенка к «недостат­ку совести». Причины «вынужденной уступчивости» у взрос­лых проистекают от необходимости подчиняться в анальном периоде, когда родительский контроль над процессами выделения приравнивался к любви [95]. Причиной «сверхконтро­ля» у взрослых нередко оказывается преждевременное обуче­ние их в детские годы самостоятельности при дефекации и мо­чеиспускании. Индивидуум, которому присущ сверхконтроль, зачастую боится естественных импульсов, и этот страх порой распространяется на другие сферы личности. Человек чувст­вует, что все время должен соответствовать требованиям, и это убивает его непосредственность.

Навязчивые привычки в отношении чистоты, аккуратности, педантичности в расписании и, вообще, в организованности, тоже, по всей видимости, имеют своим первоисточником роди­тельскую строгость при обучении контролю над выделительны­ми процессами [95]. О людях, у которых укоренились подобные привычки, говорят, что они «сверхответственные». Они рано научились беспокоиться из-за функций организма, характери­зующихся как «грязные» или требующие подчинения их некое­му «расписанию». Существуют такие излишне независимые индивидуумы, не способные откладывать удовольствия, и это предполагает, что обучение на рассматриваемой стадии было бесконтрольным — родители думали, что любое сдерживание позывов ребенку вредно. Напряженность, связанная у людей с процессами выделения, становится очевидна, если вспомнить, сколько анекдотов существует на эту тему. Юмор, однако, про­истекает из чувства стыда и тревоги. То, что среднестатистичес­кий ребенок способен назвать все свои анатомические части, за исключением выделительных органов, тоже свидетельствует о тенденции подавлять импульсы и избегать запретной темы, чему ребенок научился от родителей.

На этой стадии важнейшей проблемой становится контроль над агрессивными чувствами. Фенихель сравнивает ее с пробле­мой сексуальных побуждений:

«Если они не могут найти удовлетворения в своей исходной форме, они способны трансформироваться, сменить свои объекты или цели, либо подчиниться вытеснению со стороны Эго, а затем снова проявиться разно­образными способами и под самыми разными масками» [95, р. 55—57].

Таким образом, задача родителей на этой стадии — направ­лять агрессию ребенка в такое русло, чтобы она не стала неже­лательным образом отложенной, замаскированной или заме­щенной. Поскольку предоставлять ребенку неограниченную сво­боду не менее вредно, чем излишне стеснять ее, следует помнить, что об этом говорит Хорни [149]. Не сами по себе фрустрации и депривации имеют критическое значение для развития ребенка, а обстановка, в которой они происходят. Фактически ребенок спо­собен вынести многое, если это происходит на фоне любви и за­ботливого отношения к нему.

Розензвейг[259] полагает, что есть три возможных способа спра­виться с возникшими агрессивными чувствами:

1) Экстрапунитшный. В данном случае враждебность направ­ляется вовне, на других людей или на предметы. Когда этот спо­соб становится доминирующим, человек может превратиться в «хронического критикана».

2) Интропунитивный. В таком случае прямая ответственность возлагается на самого себя, на себя направлен гнев и каратель­ные санкции в форме самокритики и самообвинений. Такие люди могут быть вечно извиняющимися, с излишней готовностью принять вину на себя.

3) Инпунитивный. Агрессивный аспект в данной ситуации минимизируется. Когда этот способ становится доминирующим, человек может настолько преуменьшать свои агрессивные чув­ства и действия, что уже не в состоянии оценить их последствия для себя самого и для других.

Изложенные взгляды на связь между проблемами анальной стадии развития и позднейшими трудностями в сфере агрессии и фрустраций соответствуют классической гипотезе Фрейда. Новые течения в психоанализе при объяснении агрессивного поведения больше внимания уделяют вопросам социального научения. Фрейд использовал биологическуютерминологиюдля описания последствий при неправильном решении проблем с выделительными процессами; однако он сознавал, что социаль­ный микроклимат семьи в первые годы жизни человека высту­пает основой его поведения в дальнейшем. Например, ребенок на стадии зависимости учится, как чувствовать себя в безопас­ности, даже будучи беспомощным и слабым. Сходным образом на анальной стадии ребенок озабочен исследованием социаль­ного микроклимата в семье, когда выделительные процессы яв­ляются главным зримым аспектом этой проблемы развития.

Каждый из описанных выше способов совладания с агрес­сивными чувствами может быть уместен в определенных ситуа­циях. Роль родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку по­нять, что иногда бывают виноваты другие, иногда он сам, а иногда его чувства просто преувеличены. Тогда ребенок получает воз­можность направлять свою агрессию или гнев в конструктивное русло.

Эриксон называет этот период независимости «стадией авто­номии» [93]. У ребенка развивается потребность быть независи­мым, однако он продолжает нуждаться в ощущении зависимости и в поддержке. С точки зрения развития у индивидуума способ­ности любить, ребенок на этой стадии нуждается в том, чтобы понять: его любят таким, какой он есть, даже «с грязной попой». Ему нужно узнать, что его ценят за его независимость точно так же, как за его зависимость.

Многие взрослые, обращающиеся к консультантам и психо­терапевтам, страдают от проблем контроля над своими агрес­сивными чувствами из-за неправильного родительского воспи­тания на этой ранней стадии развития. Психотерапия способна дать им отдушину в виде вербального выражения своей враждеб­ности без нанесения вреда окружающим. Интропунитивный индивидуум получает возможность заново оценить свои ощу­щения собственной неполноценности и ненависти к себе. Его привычная психосоматическая реакция закупоривать гнев в себе тоже может быть ослаблена. Психотерапия также помогает че­ловеку, чрезмерно часто ставящему себя в подчиненное или за­висимое положение, узнать о своем праве на агрессивные чув­ства и независимость.

Цель психотерапии — помочь взрослому человеку правиль­но распоряжаться своей агрессивностью. Благодаря психотера­пии он сможет узнать, что в определенных, особых обстоятель­ствах бывает уместно выразить свои агрессивные чувства. Он научится мириться с фрустрацией в допустимых пропорциях. В случае сильного раздражения, когда под угрозой оказывают­ся основы его индивидуальности, он может научиться претво­рять свою агрессию в конструктивные действия.

Стадия усвоения ролей (от 4 до 6 лет)

В возрасте от 4 до 6 лет ребенок испытывает потребность в еще большей свободе, соответственно своей возросшей по­движности и уверенному освоению в окружающем мире. Его любопытство и исследовательская активность распространя­ются во многих направлениях, и у него начинает проявляться совестливость, характер которой во многих решающих аспектах определяется тем, как к нему относятся его родители. Ин­терес ребенка к своим половым органам и к различию поло­вых ролей достигает пика. Естественным результатом его лю­бопытства становятся открытие приятного возбуждения, до­ставляемого мастурбацией, и игры с актуализацией мужских и женских социальных ролей, образцом для которых служат родители.

То, как родители реагируют на интерес ребенка к вопросам пола и к мастурбации, имеет большое значение для его само­уважения и позднейших ощущений в связи со своими сексуаль­ными импульсами и половой активностью. Родители и учителя не должны ни переоценивать, ни недооценивать половую ак­тивность ребенка. Зачастую страх наказания и страх кастрации, преодолевать которые в последующие годы помогает клиенту психотерапевт, восходят к детскому опыту стыда, упреков, уг­роз страшной кары за невинную сексуальную активность ребен­ка. Коль скоро родители понимают естественный ход развития ребенка и сами не проявляют по отношению к нему лишней чувственности либо крайнего ханжества и нетерпимости, у ре­бенка улучшаются шансы выработать здравые установки в во­просах секса и половых ролей.

Важным моментом развития на стадии усвоения ролей яв­ляется то, что ребенок признает свою принадлежность к соот­ветствующему полу благодаря процессу отождествления себя с родителем одного с ним пола. Родители служат образцом для формирования у ребенка понятий «мужское» и «женское». Для мальчиков естественно появление привязанности к матери, а для девочек — к отцу. Эту фазу любви Фрейд называет «эди­повой стадией». Если ребенок в своем развитии не перераста­ет эту исходную привязанность, говорят, что у него «эдипов комплекс» или, в случае девочки, «комплекс Электры». В этот период, который психоаналитики называют «романом семей­ной любви», родитель одного с ребенком пола зачастую рас­сматривается им как соперник в отношениях с другим роди­телем.

Важно, чтобы родители, проявляя понимание, помогли ребен­ку «успешно справиться» с этой стадией во избежание будущих проблем. Среднестатистический ребенок научится идти на ком­промисс и делить любимого родителя с родителем своего пола. Благодаря этому у ребенка развивается идентификация сродителем одного с ним пола. Это отождествление проявляется в интересе мальчика к тому, что делает отец, и в интересе девочки к занятиям матери.

Важный результат этого периода развития состоит в том, что у ребенка появляются высокая оценка своего пола и признание принадлежности к нему. Оптимальным дополнением к этому оказалось бы то обстоятельство, что родитель соответствующе­го пола — образец, достойный подражания. Если отец комфорт­но себя чувствует в своих мужских ролях, сын захочет быть муж­чиной, как папа, и не будет бояться этих ролей. Если мать сча­стлива в своих женских ролях, у маленькой девочки появится уважение, восхищение и желание быть похожей на нее.

Эриксон [93] называет период раннего детства «стадией инициа­тивы». При этом он имеет в виду, что ребенок движется в будущее. Ребенку на его пути взросления нужно, чтобы родитель того же пола, что и он сам, был с ним. Если эдипова ситуация была успешно раз­решена, мальчик отождествляет себя сотцом, считает себя агрессив­ным и властным в своем подходе кжизни. Девочка, подражая мате­ри, стремится стать приятной, привлекательной и выработать неди-рективные подходы кжизни.

Желательные гетеросексуальные отношения вероятнее все­го появятся в итоге, если во время ролевого периода влечение ребенка к родителю противоположного пола воспринимается тем естественно и непринужденно. В подростковом возрасте, когда так важно установить хорошие гетеросексуальные отно­шения, предпосылки для «симпатии» к представителям проти­воположного пола, заложенные в раннем детстве, дадут свой результат.

На протяжении этой стадии усвоения ролей и расширения инициативы родители должны осуществлять практический кон­троль, который, соответственно, поможет ребенку в развитии собственной совестливости. Тип и качество этого родительско­го контроля, являющегося для ребенка внешним, окажут важ­ное влияние как на внутренний контроль, то есть на совесть, который разовьется у ребенка, так и на то, в каких направлени­ях будет распространяться его инициатива.

Фромм [115, р. 157] полагает, что конфликт этой стадий вы­зван в первую очередь не сексуальным соперничеством, а являет­ся результатом негативной реакции ребенка на родительский ав­торитет. Это борьба между свободой и непосредственностью ребенка, с одной стороны, и ожиданиями и авторитетом родителей, иногда иррациональным, — с другой.

Как указывалось в главе 2, непосредственность и независи­мость являются характеристиками зрелой личности, и если ре­бенок наэтой ранней стадии потерпел поражение в своей борьбе засвободу, вполне вероятно, что тем самым будут созданы пред­посылки для проявления в его дальнейшей жизни невротичес­кой покорности. Излишняя покровительственность или нега­тивное, отвергающее отношение могут усложнить продвижение ребенка через эту стадию детства. Родители могут способство­вать развитию совестливости, сочетая похвалы и наказания, в которых проявляется понимание ими ребенка. На этой стадии ребенок сможет узнать, что любовь не всегда выражается в лас­ковом и заботливом отношении к нему, но иногда и в наказании. Родители могут поощрять в ребенке любознательность, воспри­имчивость, готовность встретиться с чем-то неизвестным и от­крытость для новых решений. Они могут дать ребенку позитив­ный тип совести, суть которого состоит в том, что в очерченных пределах на свои импульсы вполне можно полагаться и следо­вать им. Однако родители также могут убить в ребенке любозна­тельность, заглушить инициативу и сформировать у него кара­тельный тип совести, которая запрещает доверяться импульсам. Развитие совести происходит, скорее, за счет тонких, недирек­тивных методов, а не силы. По-видимому, больше всего способ­ствует этому личный пример, тип поведения, который родители демонстрируют ребенку, и то, как они с ним общаются в повсед­невных семейных отношениях.

Булер [47] рассматривает период от 5 до 8 лет как стадию за­дач, на которой ребенок учится работать с предметами. Если при­сутствуют здравая родительская забота и интерес, у ребенка раз­вивается «сознательность в задачах», то есть чувство ответствен­ности за свои задачи. Именно по этой причине важны развивающие занятия в детских садах. Ребенок может творчески заниматься созиданием и чувствовать свои этические обязатель­ства в отношении результатов этого процесса, как и в отношении других своих занятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.50 (0.014 с.)