Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценность принципов гештальт-психологии

Поиск

Восприятие

Первым важным вкладом теории поля стали представления о влиянии восприятия на поведение. Коумс [67] резюмировал ос­новные принципы теории восприятия следующим образом: во-первых, физическое состояние организма предопределяет харак­тер того, что воспринимает индивидуум. Следовательно, поведе­ние индивидуумазависит от состояния его перцепционного поля в данный момент. Во-вторых, восприятие зависит от времени, поскольку экспозиция должна быть достаточно долгой, чтобы дать сенсорным органам возможность адекватно отреагировать. В-тре­тьих, восприятие невозможно, пока нет соответствующего опы­та, конкретного или символического. В-четвертых, ценности и цели индивидуума влияют на его восприятие. В целом, люди вос­принимают то, что хотят или научены воспринимать. В-пятых, Эго индивидуума и его личностная система избирательно опреде­ляют, что будет восприниматься. В-шестых, испытанная наопы-те уфоза (как указано выше) влияет на диапазон и качество вос­приятия. Уфоза, вероятно, сужает перцепционное поле, а также вынуждает индивидуума охранять целостность организационной структуры своей личности с помощью различных защитных ме­ханизмов.

Комбинированная перцепционная теория научения, таким образом, начинается с того постулата, что поведение, в первую очередь, зависит от состояния перцепционного поля индивиду­ума вданный момент. Снигги Коумс [285], например, говорято важности понимания личности в терминах ее уникального пер­цепционного, или «феноменологического» поля. Эти феномено­логические взгляды заметно контрастируют со взглядами пси­хоаналитическими, суть которых заключается в том, что на поведение влияют вытесненные глубоко в подсознание биофа-фические события в истории личности. Приверженцы психо­анализа склонны утверждать, что поведение индивидуума вдан­ный момент наполнено смыслом, автоматически придаваемым текущим событиям в терминах, определяемых уникальной пред­шествующей историей вытеснений и проявлений «либидо». В отличие от этого, бихевиорист подчеркнул бы значение предше­ствующего научения.

Келли [165] построил систему, которую называет «конструкт-ный альтернатизм». Этот взгляд сводится к перцепционной тео­рии, в соответствии с которой клиент конструирует свой мир раз­нообразными альтернативными способами, а потому он не свя­зан конкретным набором конструктов, относящихся к его миру. Основополагающий постулат Келли состоит втом, что «жизнен­ные процессы индивидуума психологически направляются тем, как он предвидит развитие событий» [165, р. 46]. В его «теории личностных конструктов» имеется множество построений и оп­ределений, однако она сводится к перцепционной теории науче­ния, учитывающей личную историю клиента в качестве основы для понимания его восприятия вданный момент. Из построений Келли можно вывести много следствий для консультирования, в том числе и стратегию содействия клиенту в изменении его роле­вых конструктов (или образа себя) в качестве основы для плани­руемых изменений в поведении. Взгляды Келли отличаются от взглядов Роджерса и сторонников теории личности втом важном \ аспекте, что Келли не постулирует «принцип развития», движу­щий клиента в сторону зрелости его «Я».

Теория личности взначительной мере опирается на принципы восприятия. Например, многие соображения в этой теории осно^ ' ваны на том, что консультант пытается проникнуть в перцепци­онную систему координат клиента, чтобы увидеть мир его глаза­ми. Поскольку реальность клиента —это то,что он воспринима­ет, очень важно, чтобы консультант мог присмотреться к реальности клиента.

С вышеизложенными идеями связана предписываемая кли­енту потребность «раскрепостить свое восприятие», то есть сделать его менее ригидным и менее подверженным искаже­ниям. Консультант добивается этого, позволяя использовать себя в качестве того «экрана», на который клиент проецирует свое восприятие. Консультант «отражает» это восприятие та­ким способом, который помогает клиенту понять, что есть воз­можность взглянуть на свои проблемы под другим углом. Кон­сультант поощряет клиента в исследовании чувств и идей, которые до сих пор были вне его сознания. Такой процесс вер­бализации помогает индивидууму изменить и расширить свой перцепционный мир, приобретая тем самым большую свобо­ду выбора.

Важный вклад исследований восприятия в психотерапевтиче­ское консультирование состоит в развитии проективных методик. Хотя они разрабатывались в первую очередь как инструменты личностной диагностики, они служат хорошим подспорьем для консультанта, о чем пойдет речь в главе 10. Роршах, Муррэй, Бек и Клопфер не только стали пионерами в развитии проективных техник, но также добавили многоценного к перцепционной тео­рии личности.

Инсайт

Второй важный вклад гештальт-психологии в психотерапию — это концепция инсайтного научения. С этой точки зрения процесс поиска решения ведет к «реструктуризации поля» и «перета­совке» взаимосвязей, что, в свою очередь, зачастую вызывает не­ожиданное озарение. Предшествующий опыт рассматривается поддругим углом зрения, и события оказываются в иных соотно­шениях друг с другом. Именно инсайтом объясняются реакции типа: «Ой, да, почемутолькоя не понял этого раньше?», так часто встречающиеся во время консультаций.

Инсайт достигается при консультировании за счет помощи клиенту в пересмотре его прошлого опыта и реорганизации это­го опыта для удобства обозрения, в активном поиске новых ре­шений, а затем — в ожидании, когда произойдет перестройка восприятия. В реальных ситуациях консультаций у клиента обычно есть какие-то свои предположения относительно при­чин происходящего сними какие-то гипотетические решения, которые он хотел бы испробовать. Задача консультанта — по­мочь раскрепостить ригидное мышление клиента, чтобы могла произойти перцепционная перестройка, заканчивающаяся ин­сайтом. Достигается это благодаря подробному обсуждению с клиентом его чувств и идей, связанных с релевантными аспек­тами проблемы. Именно в ходе процесса вербализации клиент фактически заново переживает или испытывает свое прошлое или нынешнее восприятие. Что-то происходите перцепцион­ной организацией индивидуума, когда поверхностное знание себя и других преобразуется в глубокое понимание и возрос­шее осознание, по поводу которых мы говорим: «инсайт».

Здесь нужно подчеркнуть значение «инкубационного» пе­риода. Консультант и клиент могут обсуждать многие релевант­ные аспекты проблем клиента при отсутствии удовлетворитель­ных вариантов решения. Затем, спустя какое-то время, клиент возвращается со свежим «арсеналом» для штурма проблемы или с готовым решением, которое намерен обсудить в ходе беседы. Как правило, инсайт нельзя ускорить — он оказывается спон­танным и неожиданным, — но самый надежный способ вы­звать его, по всей видимости, связан с успехом консультанта в создании такой атмосферы консультаций, когда клиент может исследовать многие аспекты своего релевантного прошлого опыта и нынешних чувств, испытывая ощущение свободы и глубокой личной заинтересованности. Инсайт более вероятен, когда клиент «увлечен» своей проблемой, то есть, когда он не ограничивает себя в глубоком повторном переживании тех чувств, в отношении которых он склонен к отрицанию, иска­жению или проекции. Должно также наличествовать горячее желание найти решение, позволяющее избавиться от затруд­нений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.006 с.)