Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценность принципов гештальт-психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Восприятие Первым важным вкладом теории поля стали представления о влиянии восприятия на поведение. Коумс [67] резюмировал основные принципы теории восприятия следующим образом: во-первых, физическое состояние организма предопределяет характер того, что воспринимает индивидуум. Следовательно, поведение индивидуумазависит от состояния его перцепционного поля в данный момент. Во-вторых, восприятие зависит от времени, поскольку экспозиция должна быть достаточно долгой, чтобы дать сенсорным органам возможность адекватно отреагировать. В-третьих, восприятие невозможно, пока нет соответствующего опыта, конкретного или символического. В-четвертых, ценности и цели индивидуума влияют на его восприятие. В целом, люди воспринимают то, что хотят или научены воспринимать. В-пятых, Эго индивидуума и его личностная система избирательно определяют, что будет восприниматься. В-шестых, испытанная наопы-те уфоза (как указано выше) влияет на диапазон и качество восприятия. Уфоза, вероятно, сужает перцепционное поле, а также вынуждает индивидуума охранять целостность организационной структуры своей личности с помощью различных защитных механизмов. Комбинированная перцепционная теория научения, таким образом, начинается с того постулата, что поведение, в первую очередь, зависит от состояния перцепционного поля индивидуума вданный момент. Снигги Коумс [285], например, говорято важности понимания личности в терминах ее уникального перцепционного, или «феноменологического» поля. Эти феноменологические взгляды заметно контрастируют со взглядами психоаналитическими, суть которых заключается в том, что на поведение влияют вытесненные глубоко в подсознание биофа-фические события в истории личности. Приверженцы психоанализа склонны утверждать, что поведение индивидуума вданный момент наполнено смыслом, автоматически придаваемым текущим событиям в терминах, определяемых уникальной предшествующей историей вытеснений и проявлений «либидо». В отличие от этого, бихевиорист подчеркнул бы значение предшествующего научения. Келли [165] построил систему, которую называет «конструкт-ный альтернатизм». Этот взгляд сводится к перцепционной теории, в соответствии с которой клиент конструирует свой мир разнообразными альтернативными способами, а потому он не связан конкретным набором конструктов, относящихся к его миру. Основополагающий постулат Келли состоит втом, что «жизненные процессы индивидуума психологически направляются тем, как он предвидит развитие событий» [165, р. 46]. В его «теории личностных конструктов» имеется множество построений и определений, однако она сводится к перцепционной теории научения, учитывающей личную историю клиента в качестве основы для понимания его восприятия вданный момент. Из построений Келли можно вывести много следствий для консультирования, в том числе и стратегию содействия клиенту в изменении его ролевых конструктов (или образа себя) в качестве основы для планируемых изменений в поведении. Взгляды Келли отличаются от взглядов Роджерса и сторонников теории личности втом важном \ аспекте, что Келли не постулирует «принцип развития», движущий клиента в сторону зрелости его «Я». Теория личности взначительной мере опирается на принципы восприятия. Например, многие соображения в этой теории осно^ ' ваны на том, что консультант пытается проникнуть в перцепционную систему координат клиента, чтобы увидеть мир его глазами. Поскольку реальность клиента —это то,что он воспринимает, очень важно, чтобы консультант мог присмотреться к реальности клиента. С вышеизложенными идеями связана предписываемая клиенту потребность «раскрепостить свое восприятие», то есть сделать его менее ригидным и менее подверженным искажениям. Консультант добивается этого, позволяя использовать себя в качестве того «экрана», на который клиент проецирует свое восприятие. Консультант «отражает» это восприятие таким способом, который помогает клиенту понять, что есть возможность взглянуть на свои проблемы под другим углом. Консультант поощряет клиента в исследовании чувств и идей, которые до сих пор были вне его сознания. Такой процесс вербализации помогает индивидууму изменить и расширить свой перцепционный мир, приобретая тем самым большую свободу выбора. Важный вклад исследований восприятия в психотерапевтическое консультирование состоит в развитии проективных методик. Хотя они разрабатывались в первую очередь как инструменты личностной диагностики, они служат хорошим подспорьем для консультанта, о чем пойдет речь в главе 10. Роршах, Муррэй, Бек и Клопфер не только стали пионерами в развитии проективных техник, но также добавили многоценного к перцепционной теории личности. Инсайт Второй важный вклад гештальт-психологии в психотерапию — это концепция инсайтного научения. С этой точки зрения процесс поиска решения ведет к «реструктуризации поля» и «перетасовке» взаимосвязей, что, в свою очередь, зачастую вызывает неожиданное озарение. Предшествующий опыт рассматривается поддругим углом зрения, и события оказываются в иных соотношениях друг с другом. Именно инсайтом объясняются реакции типа: «Ой, да, почемутолькоя не понял этого раньше?», так часто встречающиеся во время консультаций. Инсайт достигается при консультировании за счет помощи клиенту в пересмотре его прошлого опыта и реорганизации этого опыта для удобства обозрения, в активном поиске новых решений, а затем — в ожидании, когда произойдет перестройка восприятия. В реальных ситуациях консультаций у клиента обычно есть какие-то свои предположения относительно причин происходящего сними какие-то гипотетические решения, которые он хотел бы испробовать. Задача консультанта — помочь раскрепостить ригидное мышление клиента, чтобы могла произойти перцепционная перестройка, заканчивающаяся инсайтом. Достигается это благодаря подробному обсуждению с клиентом его чувств и идей, связанных с релевантными аспектами проблемы. Именно в ходе процесса вербализации клиент фактически заново переживает или испытывает свое прошлое или нынешнее восприятие. Что-то происходите перцепционной организацией индивидуума, когда поверхностное знание себя и других преобразуется в глубокое понимание и возросшее осознание, по поводу которых мы говорим: «инсайт». Здесь нужно подчеркнуть значение «инкубационного» периода. Консультант и клиент могут обсуждать многие релевантные аспекты проблем клиента при отсутствии удовлетворительных вариантов решения. Затем, спустя какое-то время, клиент возвращается со свежим «арсеналом» для штурма проблемы или с готовым решением, которое намерен обсудить в ходе беседы. Как правило, инсайт нельзя ускорить — он оказывается спонтанным и неожиданным, — но самый надежный способ вызвать его, по всей видимости, связан с успехом консультанта в создании такой атмосферы консультаций, когда клиент может исследовать многие аспекты своего релевантного прошлого опыта и нынешних чувств, испытывая ощущение свободы и глубокой личной заинтересованности. Инсайт более вероятен, когда клиент «увлечен» своей проблемой, то есть, когда он не ограничивает себя в глубоком повторном переживании тех чувств, в отношении которых он склонен к отрицанию, искажению или проекции. Должно также наличествовать горячее желание найти решение, позволяющее избавиться от затруднений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.006 с.) |