Стадия консолидации (от 35 до 50 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадия консолидации (от 35 до 50 лет)



В возрасте около 35 лет мужчина вступает во второй основ­ной этап своей жизни, о котором говорилось в начале данной главы. В первую половину жизни точки приложения его энер­гии, его интересы и ценности оформились в соответствии с его личной и социальной средой обитания. Среднестатистический мужчина добивается своих профессиональных целей к середине четвертого десятка лет и достигает некоторой финансовой ста­бильности. Для женщины же открывается новый период свобо­ды, так как повзрослевшие дети уже не требуют от нее столько внимания.

Если задуматься о многочисленныхтребованиях, предъявляе­мых к взрослому мужчине среднего возраста, нередко уже огра­ничившему свой творческий потенциал, с помощью которого он мог бы им соответствовать, не приходится удивляться, что у мно­гих несчастливых людей проявляются проблемы, описанные О'Келли и Маклером:

«То, что параноидальные идеи о вероломстве и дискриминации со стороны вышестоящих настолько распространены, и то, что это ра­сстройство встречается, главным образом, начиная с возраста 35 лет и старше, предполагает валидность данного механизма для объяснения та­ких параноидальных иллюзий. Именно в среднем возрасте индивидуум впервые испытывает трудности конкуренции — в сексуальной сфере и на своей работе — с теми, кто моложе него. Для многих индивидуумов признание того факта, что возраст приносит с собой спад в некоторых разновидностях адаптивного потенциала, - признание слишком горькое, чтобы на него пойти; гораздо легче искать причины своей неадекватности во внешних обстоятельствах [225, р. 299].

«Как представляется, для психического здоровья мужчины, пе­реходящего ко второму этапу жизни, основополагающее значе­ние имеет то, чтобы он переориентировал точки приложения сво­ей энергии и свои ценности в направлении, способном до конца жизни оставаться удовлетворительным для него самого и его се­мьи. Он должен снова, как и в ранней юности, заглянуть внутрь себя и задать вопрос: «Для чего?». Юнг, возможно, выразитель­нее, нежели остальные авторы, говорит о необходимости переоцен­ки ценностей для сохранения и улучшения психического здоро­вья на предстоящие годы:

Мы видим, что на этой стадии жизни —от 35 до 40 лет— подготавлива­ется важное изменение в человеческой психике... Точно так же, как ин­фантильный индивидуум отшатывается от неизвестности, встречающейся в мире вообще и в человеческом существовании в частности, взрослый че­ловек отшатывается от.второй половины своей жизни.

Чтобы точнее охарактеризовать это, мне придется взять в качестве срав­нения дневной путь солнца. Утром... солнце начинает свой невидимый путь к зениту... В момент полудня начинается снижение. И это снижение под­разумевает обращение в свою противоположность всех идеалов и ценнос­тей, которые так сияли утром.

...Мы не можем жить в послеполуденный период жизни согласно про­грамме утра жизни — ведь то, что утром было великим, вечером станет ма­лым, и то, что утром было истинным, вечером станет ложным.

Для человека юного это едва ли не грех (уж во всяком случае опас­ность) — чрезмерно заниматься самим собою; для пожилого человека это обязанность и необходимость — уделять самому себе самое серьезное вни­мание. Щедро одарив мир своим светом, солнце прячет лучи, с тем чтобы светить для самого себя. Вместо того чтобы поступать точно так же, мно­гие старые люди предпочитают превратиться в ипохондриков, скряг, докт­ринеров, апологетов былой или вечной юности — все это жалкие суррога­ты, выбранные вместо подлинного озарения самого себя, но это и неизбежные следствия того заблуждения, что во вторую половину жизни следует руководствоваться теми же принципами, что и в первую ее поло­вину [161, р. 120-125].

Ужас, с которым мужчина встречает свои поздние годы, виден по феноменальному успеху шутки Джека Бенни о том, что ему «тридцать девять». Возраст тридцати девяти лет для мужчин пред­ставляется таким же критическим, как двадцать девять лет для женщин. В сорок лет мужчины и женщины ощущают, что они «пересекли черту» и больше не молоды. Многие мужчины и женщины не могут смириться с этим фактом и проходят через фазу интенсивных сексуальных экспериментов и отчаянных стараний выглядеть и вести себя как молодые. Юнг считает, что сорокалет­ние создают для консультантов и психотерапевтов особую про­блему:

«Возьмем в качестве примера самый ординарный и часто задаваемый вопрос: "Каков смысл моей жизни и жизни вообще?" Сегодня люди уве­рены, что они слишком хорошо знают, каким будет — или, вернее, каким должен быть — ответ священника на этот вопрос. Они улыбнутся при одной мысли об ответе философа, и уж совсем немногого, как правило, ждут от врача. Но вот от психотерапевта, который анализирует подсозна­ние, несомненно, можно чему-то научиться. Возможно, в глубинах чело­веческой психики он раскопал среди прочего такое откровение о смысле жизни, которое дорогого стоит! Длялюбого серьезно мыслящего человека облегчением будет услышать, что психотерапевт тоже не знает, что ска­зать. С такого признания нередко и начинается доверие к нему пациен­та» [161, р. 267].

Однако эта мучительная проблема не отпускает психотерапевта и консультанта. Юнг говорит: «Именно поэтому мы, психотера­певты, вынуждены заниматься проблемой, которая, строго гово­ря, относится к ведению богословов» [ 161, р. 268]. Итак, хотя пси­хотерапевт не знает ответа, он должен знать сам вопрос, который люди задают себе, и некоторые ответы на него, которые они обыч­но находят.

Процесс консультирования и психотерапии, описываемый в следующей главе, не имеет специфических отличий для людей данной возрастной группы. Однако долгая работа Юнга с людь­ми, вступившими во вторую половину жизни, предполагает всю важность того, чтобы упомянутый процесс помогал индивидууму найти действеннуюфилософиюжизни. Развитие плодотворной и творческой индивидуальности, одна из целей психотерапии, до­стигается нелегко. Юнгтак комментирует этот вопрос: «Нелегкое дело — вести образ жизни, выстроенной в подражание Христу, но невыразимо труднее прожить свою жизнь так же истинно, как Христос прожил свою» [161, р. 273]. Это могло бы стать важней­шей целью психотерапии.

Любовь на ранних фазах второй половины жизни, по-види­мому, лучше всего можно описать словом «уважение». Под этим подразумевается способность всецело и до конца признавать индивидуальность другого человека. В браке, в частности, это предполагает уважение неповторимых качеств супруги или су­пруга: партнеры достигли состояния такой личностной безопас­ности, что у каждого из них есть собственная индивидуальность, собственный стержень, собственная жизнь; и все же каждый способен относиться к другому без доминирования и эксплуа­тации.

Стадия инволюции (от 45 до 60 лет)

В возрасте от 40 до 50 лет у женщин и от 45 до 60 лет у муж­чин иногда возникает депрессия того типа, который называют «инволюционной меланхолией». У женщин она встречается во время менопаузы, климактерического периода. Мужчины за­частую переживают депрессию, когда отмечают упадок своей репродуктивной способности. Результаты исследований пред­полагают, что подобные реакции вызваны не эндокринными расстройствами или другими органическими изменениями, а психологическими проблемами, связанными с этим периодом жизни [95].

Булер [47] сравнивает период менопаузы с периодом взросле­ния. На обеих стадиях происходяту индивидуума физиологичес­кие и психологические метаморфозы, изменение его образа жиз­ни с последующей выработкой самооценки.

На стадии инволюции человек может ощущать, что уже ми­новал период наибольшей продуктивности, и что многие замыс­лы, идеалы и цели уже никогда не будут им реализованы. Жен­щины, в особенности, ощущают, что их красота быстро увядает, а их неспособность рожать детей заставляет их считать, что жизнь прошла. Старые конфликты, успешно вытесненные во время взросления, зачастую возвращаются.

Берглер [28] описывает этот период среднего возраста у муж­чин как их «вторую юность». Мужчина начинает чувствовать, что он всеми забыт, что его роль кормильца семьи воспринимается как должное и что его безопасности в профессиональной сфере угрожают молодые конкуренты. В семейном кругу произошли изменения: дети повзрослели, а жена переживает климакс. Он беспокоится из-за своего здоровья, сексуальной полноценности и «успеха в жизни». В таких ситуациях он защищается, проеци­руя причины своей неудовлетворенности на жену и обвиняя ее в своих неприятностях. Он уверен, что она никогда его не любила и не понимала. Нередко следующим шагом становится появление «подруги», которая должна потакать его капризам и удовлетво­рять его потребность в любви и понимании.

Берглер [28] предполагает, что сила «бунта среднего возраста» определяется степенью «психического мазохизма» у мятежника, его стремления словно бы находить удовольствие в самоистяза­нии. Бунте неизбежностью проваливается и при водит л ибо к осо­знанию его надуманности, либо к чувствам обиды и негодования, которые могут стать причиной развода. Однако развод, как пра­вило, не служит хорошим лекарством, так как лечит симптомы, а не саму проблему.

В дополнение к семейным проблемам мужчину среднего воз­раста одолевают вопросы профессиональной карьеры. В рам­ках усиливающегося процесса самоанализа, начинающегося с приближением сорокалетия, мужчина оценивает себя в терми­нах «победы» или «поражения». Консультирование и психоте­рапия способны помочь таким людям найти здравые основы для самооценки и осознать, что в понятии «победа», возможно, есть какие-то свои степени или градации.

Период среднего возрастаусовременныхлюдей сильноотлича­ется оттого, что было в прошлых поколениях. Научная медицина добавила к средней продолжительности жизни около двадцати лет.' Чтобы не растратить эти годы впустую и конструктивно использо­вать свободу от семейных забот, матерям может быть предложено возвращение к работе или выполнение каких-то общественных обязанностей. Количество матерей, которые возвращаются на работу, когда их дети становятся старшеклассниками, увеличи­вается. «С 1947 года имело место увеличение на 76 % числа рабо­тающих замужних женщин в возрасте от 35 до 44 лет и на 123 % в возрасте от45 до 64 лет» [193, р. 29].

Эриксон называет эту стадию жизни «стадией порождения» [93]. Тем самым Эриксон подразумевает, что взрослый мужчина может решить многие проблемы, с которыми ему приходится стал­киваться, занявшись наставлением молодых людей и таким об­разом удовлетворяя свою потребность в ответственности родитель­ского типа. Как полагает Булер, в жизни можно будет увидеть возрастание еезначимости и интереса, если родитель сможет отож­дествлять себя «и со своим собственным жизненным опытом, и с жизненным опытом своего потомства» [47, р. 184]. Это одна из причин, по которой иметьдетей так важно для психического здо­ровья. Тем же, у кого родителей нет, важнознать, что многие люди на этой стадии жизни усваивают роль своеобразных вторых ро­дителей для молодежи.

Любовь на этой стадии жизни подразумевает, прежде всего, способность отдавать, особенно по отношению к своим детям. Впрочем, одна из форм передачи, которой лучше избегать, — это проекция. Родители на этой стадии зачастую проецируют заново переживаемые проблемы своей юности на своих детей. Практикующему психотерапевту нередко приходится интерпре­тировать подобные идеи для своего клиента.

Что касается женщины в этот период жизни, то она зачас­тую активно возобновляет роль жены, роль,,которая остава­лась на втором плане в годы рождения и воспитания детей. Она в состоянии снова уделить внимание своему мужу как мужчине, удовлетворить его потребность в ласке, понимании и уединении. Возможно, ей потребуется больше заботиться о сохранении своей личной привлекательности и обаяния. Муж тоже должен понимать специфические проблемы своей жены, переживающей климакс. Ее состояние требует с его стороны повышенной и непритворной тактичности, внимательности и заботливости.

Для любви на этой критической стадии инволюции сущест­вуют уникальные пути выражения.

Все большее признание приобретает тот факт, что мужское и женское начало сосуществуют в каждом мужчине и каждой жен­щине. По мнению Фромма, «точно так же, как с физиологичес­кой точки зрения и у мужчин, и у женщин присутствуют гормо­ны противоположного пола, в психологическом смысле они тоже бисексуальны» [113, р. 33]. Далее Фромм возвращается к этой теме:

«Существует мужественность и женственность в характере, а не только в сексуальной функции. Мужской характер можно определить через такие качества, как проницательность, наставление, активность, дисцип­линированность и авантюрность; а женЪкий характер — через плодотворную восприимчивость, заботливость, реалистичный взгляд на вещи, терпе­ливость, материнство (всегда следует помнить, что в каждом индивидууме обе эти характеристики смешиваются, однако с преобладанием той, которая свойственна его или ее полу)» [ИЗ, р. 36].

Юнг выдвинул интересную гипотезу о том, что в первую поло­вину жизни у представителей каждого из полов мужское и женское начало используются в неравной степени. «Мужчина использует свой огромный запас мужской сущности и оставляет на потом лишь малое количество женской сущности, которую ему прихо­дится реализовать. У женщины все происходит в точности наобо­рот: она позволяет активизироваться своему неизрасходованно­му запасу мужественности» [161,р. 123].

Когда мужчина или женщина достигают возраста от 40 до 50 лет, происходит критическое изменение психологии, описа­ние которого очень ярко дает Юнг:

«Часто бывает, что мужчина сорока или пятидесяти лет бросает свой бизнес, а его жена тогда надевает мужские штаны и открывает собственную лавочку, где муж иногда выполняет обязанности подручной рабочей силы. Существует множество женщин, которые пробуждаются для социальных обязанностей и социальной ответственности лишь после того, как им исполнится сорок с лишним лет. В современной деловой жизни — особенно в Соединенных Штатах— нервный срыв на пятом десятке лет или чуть позже стал весьма распространенным явлением. Если присмотреться к его жертвам чуть поближе, то можно увидеть, что мужской стиль жизни, который до сих пор удерживал свои позиции, оказался сломан, но остался лишь женоподобный мужчина. И напротив, точно в тех же самых сферах бизнеса можно встретить женщин, у которых во второй половине жизни развились необычайная сила мужского начала и деловая хватка, отвергающие чувства и душевные переживания. Очень часто такая инверсия сопровождается всевозможными катастрофами в супружеской жизни; ведь нетрудно представить себе, что может произойти, когда муж открывает в себе нежность чувств, а жена — остроту своего мышления» [161, р. 124].

Подводя итог вышесказанного, можно предположить, что один из аспектов супружеской любви на этой стади и жизни лучше всего может быть выражен через понимание и поощрение каждым из партнеров происходящей у другого партнера реализации ранее игнорируемого мужского или женского потенциала. Это подра­зумевает появление уважения к женскому началу, а не только к мужскому. Как указывает Фромм [113], крайне патриархальные взгляды Фрейда привели его к допущению, что сексуальность сама по себе имеет мужское начало, поэтому он игнорировал цен­ности женской составляющей характера.

На счет незрелой любви на стадии инволюции, таким обра­зом, можно отнести ту же критику, которой Фромм подвергает концепцию Фрейда: «Моя критика теории Фрейда сводится не к тому, что он преувеличивал значение сексуальности, а к тому, что его понимание сексуальности не было достаточно глубоким» [113, р. 37]. Помощь в преодолении «бунта среднего возраста» за­частую позволяет вернуться любви к собственной жене (или мужу), когда сексуальность развивается в глубину своей харак­терологической и психологической грани.

И, наконец, последняя задача развития в этом возрасте — урегулирование отношений со стареющими родителями. В сред­нем периоде жизни индивидуум оказывается в центре семьи, состоящей из трех поколений. Кода дети взрослеют и покидают дом, старики становятся все старше и требуют все больше забо­ты. Возможно, им нужна финансовая помощь или медицинский уход. Вообще говоря, ни одно из поколений не хочет жить с дру­гим, и нерешенные конфликты отцов и детей обычно возрож­даются, когда два поколения вынуждены жить вместе. Одно из возможных архитектурных решений — строить «дома для трех поколений», где найдется место для личной жизни дедушек и бабушек, поселившихся со своими детьми. Здесь, правда, есть свои финансовые ограничения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.018 с.)