Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадия консолидации (от 35 до 50 лет)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В возрасте около 35 лет мужчина вступает во второй основной этап своей жизни, о котором говорилось в начале данной главы. В первую половину жизни точки приложения его энергии, его интересы и ценности оформились в соответствии с его личной и социальной средой обитания. Среднестатистический мужчина добивается своих профессиональных целей к середине четвертого десятка лет и достигает некоторой финансовой стабильности. Для женщины же открывается новый период свободы, так как повзрослевшие дети уже не требуют от нее столько внимания. Если задуматься о многочисленныхтребованиях, предъявляемых к взрослому мужчине среднего возраста, нередко уже ограничившему свой творческий потенциал, с помощью которого он мог бы им соответствовать, не приходится удивляться, что у многих несчастливых людей проявляются проблемы, описанные О'Келли и Маклером: «То, что параноидальные идеи о вероломстве и дискриминации со стороны вышестоящих настолько распространены, и то, что это расстройство встречается, главным образом, начиная с возраста 35 лет и старше, предполагает валидность данного механизма для объяснения таких параноидальных иллюзий. Именно в среднем возрасте индивидуум впервые испытывает трудности конкуренции — в сексуальной сфере и на своей работе — с теми, кто моложе него. Для многих индивидуумов признание того факта, что возраст приносит с собой спад в некоторых разновидностях адаптивного потенциала, - признание слишком горькое, чтобы на него пойти; гораздо легче искать причины своей неадекватности во внешних обстоятельствах [225, р. 299]. «Как представляется, для психического здоровья мужчины, переходящего ко второму этапу жизни, основополагающее значение имеет то, чтобы он переориентировал точки приложения своей энергии и свои ценности в направлении, способном до конца жизни оставаться удовлетворительным для него самого и его семьи. Он должен снова, как и в ранней юности, заглянуть внутрь себя и задать вопрос: «Для чего?». Юнг, возможно, выразительнее, нежели остальные авторы, говорит о необходимости переоценки ценностей для сохранения и улучшения психического здоровья на предстоящие годы: Мы видим, что на этой стадии жизни —от 35 до 40 лет— подготавливается важное изменение в человеческой психике... Точно так же, как инфантильный индивидуум отшатывается от неизвестности, встречающейся в мире вообще и в человеческом существовании в частности, взрослый человек отшатывается от.второй половины своей жизни. Чтобы точнее охарактеризовать это, мне придется взять в качестве сравнения дневной путь солнца. Утром... солнце начинает свой невидимый путь к зениту... В момент полудня начинается снижение. И это снижение подразумевает обращение в свою противоположность всех идеалов и ценностей, которые так сияли утром. ...Мы не можем жить в послеполуденный период жизни согласно программе утра жизни — ведь то, что утром было великим, вечером станет малым, и то, что утром было истинным, вечером станет ложным. Для человека юного это едва ли не грех (уж во всяком случае опасность) — чрезмерно заниматься самим собою; для пожилого человека это обязанность и необходимость — уделять самому себе самое серьезное внимание. Щедро одарив мир своим светом, солнце прячет лучи, с тем чтобы светить для самого себя. Вместо того чтобы поступать точно так же, многие старые люди предпочитают превратиться в ипохондриков, скряг, доктринеров, апологетов былой или вечной юности — все это жалкие суррогаты, выбранные вместо подлинного озарения самого себя, но это и неизбежные следствия того заблуждения, что во вторую половину жизни следует руководствоваться теми же принципами, что и в первую ее половину [161, р. 120-125]. Ужас, с которым мужчина встречает свои поздние годы, виден по феноменальному успеху шутки Джека Бенни о том, что ему «тридцать девять». Возраст тридцати девяти лет для мужчин представляется таким же критическим, как двадцать девять лет для женщин. В сорок лет мужчины и женщины ощущают, что они «пересекли черту» и больше не молоды. Многие мужчины и женщины не могут смириться с этим фактом и проходят через фазу интенсивных сексуальных экспериментов и отчаянных стараний выглядеть и вести себя как молодые. Юнг считает, что сорокалетние создают для консультантов и психотерапевтов особую проблему: «Возьмем в качестве примера самый ординарный и часто задаваемый вопрос: "Каков смысл моей жизни и жизни вообще?" Сегодня люди уверены, что они слишком хорошо знают, каким будет — или, вернее, каким должен быть — ответ священника на этот вопрос. Они улыбнутся при одной мысли об ответе философа, и уж совсем немногого, как правило, ждут от врача. Но вот от психотерапевта, который анализирует подсознание, несомненно, можно чему-то научиться. Возможно, в глубинах человеческой психики он раскопал среди прочего такое откровение о смысле жизни, которое дорогого стоит! Длялюбого серьезно мыслящего человека облегчением будет услышать, что психотерапевт тоже не знает, что сказать. С такого признания нередко и начинается доверие к нему пациента» [161, р. 267]. Однако эта мучительная проблема не отпускает психотерапевта и консультанта. Юнг говорит: «Именно поэтому мы, психотерапевты, вынуждены заниматься проблемой, которая, строго говоря, относится к ведению богословов» [ 161, р. 268]. Итак, хотя психотерапевт не знает ответа, он должен знать сам вопрос, который люди задают себе, и некоторые ответы на него, которые они обычно находят. Процесс консультирования и психотерапии, описываемый в следующей главе, не имеет специфических отличий для людей данной возрастной группы. Однако долгая работа Юнга с людьми, вступившими во вторую половину жизни, предполагает всю важность того, чтобы упомянутый процесс помогал индивидууму найти действеннуюфилософиюжизни. Развитие плодотворной и творческой индивидуальности, одна из целей психотерапии, достигается нелегко. Юнгтак комментирует этот вопрос: «Нелегкое дело — вести образ жизни, выстроенной в подражание Христу, но невыразимо труднее прожить свою жизнь так же истинно, как Христос прожил свою» [161, р. 273]. Это могло бы стать важнейшей целью психотерапии. Любовь на ранних фазах второй половины жизни, по-видимому, лучше всего можно описать словом «уважение». Под этим подразумевается способность всецело и до конца признавать индивидуальность другого человека. В браке, в частности, это предполагает уважение неповторимых качеств супруги или супруга: партнеры достигли состояния такой личностной безопасности, что у каждого из них есть собственная индивидуальность, собственный стержень, собственная жизнь; и все же каждый способен относиться к другому без доминирования и эксплуатации. Стадия инволюции (от 45 до 60 лет) В возрасте от 40 до 50 лет у женщин и от 45 до 60 лет у мужчин иногда возникает депрессия того типа, который называют «инволюционной меланхолией». У женщин она встречается во время менопаузы, климактерического периода. Мужчины зачастую переживают депрессию, когда отмечают упадок своей репродуктивной способности. Результаты исследований предполагают, что подобные реакции вызваны не эндокринными расстройствами или другими органическими изменениями, а психологическими проблемами, связанными с этим периодом жизни [95]. Булер [47] сравнивает период менопаузы с периодом взросления. На обеих стадиях происходяту индивидуума физиологические и психологические метаморфозы, изменение его образа жизни с последующей выработкой самооценки. На стадии инволюции человек может ощущать, что уже миновал период наибольшей продуктивности, и что многие замыслы, идеалы и цели уже никогда не будут им реализованы. Женщины, в особенности, ощущают, что их красота быстро увядает, а их неспособность рожать детей заставляет их считать, что жизнь прошла. Старые конфликты, успешно вытесненные во время взросления, зачастую возвращаются. Берглер [28] описывает этот период среднего возраста у мужчин как их «вторую юность». Мужчина начинает чувствовать, что он всеми забыт, что его роль кормильца семьи воспринимается как должное и что его безопасности в профессиональной сфере угрожают молодые конкуренты. В семейном кругу произошли изменения: дети повзрослели, а жена переживает климакс. Он беспокоится из-за своего здоровья, сексуальной полноценности и «успеха в жизни». В таких ситуациях он защищается, проецируя причины своей неудовлетворенности на жену и обвиняя ее в своих неприятностях. Он уверен, что она никогда его не любила и не понимала. Нередко следующим шагом становится появление «подруги», которая должна потакать его капризам и удовлетворять его потребность в любви и понимании. Берглер [28] предполагает, что сила «бунта среднего возраста» определяется степенью «психического мазохизма» у мятежника, его стремления словно бы находить удовольствие в самоистязании. Бунте неизбежностью проваливается и при водит л ибо к осознанию его надуманности, либо к чувствам обиды и негодования, которые могут стать причиной развода. Однако развод, как правило, не служит хорошим лекарством, так как лечит симптомы, а не саму проблему. В дополнение к семейным проблемам мужчину среднего возраста одолевают вопросы профессиональной карьеры. В рамках усиливающегося процесса самоанализа, начинающегося с приближением сорокалетия, мужчина оценивает себя в терминах «победы» или «поражения». Консультирование и психотерапия способны помочь таким людям найти здравые основы для самооценки и осознать, что в понятии «победа», возможно, есть какие-то свои степени или градации. Период среднего возрастаусовременныхлюдей сильноотличается оттого, что было в прошлых поколениях. Научная медицина добавила к средней продолжительности жизни около двадцати лет.' Чтобы не растратить эти годы впустую и конструктивно использовать свободу от семейных забот, матерям может быть предложено возвращение к работе или выполнение каких-то общественных обязанностей. Количество матерей, которые возвращаются на работу, когда их дети становятся старшеклассниками, увеличивается. «С 1947 года имело место увеличение на 76 % числа работающих замужних женщин в возрасте от 35 до 44 лет и на 123 % в возрасте от45 до 64 лет» [193, р. 29]. Эриксон называет эту стадию жизни «стадией порождения» [93]. Тем самым Эриксон подразумевает, что взрослый мужчина может решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться, занявшись наставлением молодых людей и таким образом удовлетворяя свою потребность в ответственности родительского типа. Как полагает Булер, в жизни можно будет увидеть возрастание еезначимости и интереса, если родитель сможет отождествлять себя «и со своим собственным жизненным опытом, и с жизненным опытом своего потомства» [47, р. 184]. Это одна из причин, по которой иметьдетей так важно для психического здоровья. Тем же, у кого родителей нет, важнознать, что многие люди на этой стадии жизни усваивают роль своеобразных вторых родителей для молодежи. Любовь на этой стадии жизни подразумевает, прежде всего, способность отдавать, особенно по отношению к своим детям. Впрочем, одна из форм передачи, которой лучше избегать, — это проекция. Родители на этой стадии зачастую проецируют заново переживаемые проблемы своей юности на своих детей. Практикующему психотерапевту нередко приходится интерпретировать подобные идеи для своего клиента. Что касается женщины в этот период жизни, то она зачастую активно возобновляет роль жены, роль,,которая оставалась на втором плане в годы рождения и воспитания детей. Она в состоянии снова уделить внимание своему мужу как мужчине, удовлетворить его потребность в ласке, понимании и уединении. Возможно, ей потребуется больше заботиться о сохранении своей личной привлекательности и обаяния. Муж тоже должен понимать специфические проблемы своей жены, переживающей климакс. Ее состояние требует с его стороны повышенной и непритворной тактичности, внимательности и заботливости. Для любви на этой критической стадии инволюции существуют уникальные пути выражения. Все большее признание приобретает тот факт, что мужское и женское начало сосуществуют в каждом мужчине и каждой женщине. По мнению Фромма, «точно так же, как с физиологической точки зрения и у мужчин, и у женщин присутствуют гормоны противоположного пола, в психологическом смысле они тоже бисексуальны» [113, р. 33]. Далее Фромм возвращается к этой теме: «Существует мужественность и женственность в характере, а не только в сексуальной функции. Мужской характер можно определить через такие качества, как проницательность, наставление, активность, дисциплинированность и авантюрность; а женЪкий характер — через плодотворную восприимчивость, заботливость, реалистичный взгляд на вещи, терпеливость, материнство (всегда следует помнить, что в каждом индивидууме обе эти характеристики смешиваются, однако с преобладанием той, которая свойственна его или ее полу)» [ИЗ, р. 36]. Юнг выдвинул интересную гипотезу о том, что в первую половину жизни у представителей каждого из полов мужское и женское начало используются в неравной степени. «Мужчина использует свой огромный запас мужской сущности и оставляет на потом лишь малое количество женской сущности, которую ему приходится реализовать. У женщины все происходит в точности наоборот: она позволяет активизироваться своему неизрасходованному запасу мужественности» [161,р. 123]. Когда мужчина или женщина достигают возраста от 40 до 50 лет, происходит критическое изменение психологии, описание которого очень ярко дает Юнг: «Часто бывает, что мужчина сорока или пятидесяти лет бросает свой бизнес, а его жена тогда надевает мужские штаны и открывает собственную лавочку, где муж иногда выполняет обязанности подручной рабочей силы. Существует множество женщин, которые пробуждаются для социальных обязанностей и социальной ответственности лишь после того, как им исполнится сорок с лишним лет. В современной деловой жизни — особенно в Соединенных Штатах— нервный срыв на пятом десятке лет или чуть позже стал весьма распространенным явлением. Если присмотреться к его жертвам чуть поближе, то можно увидеть, что мужской стиль жизни, который до сих пор удерживал свои позиции, оказался сломан, но остался лишь женоподобный мужчина. И напротив, точно в тех же самых сферах бизнеса можно встретить женщин, у которых во второй половине жизни развились необычайная сила мужского начала и деловая хватка, отвергающие чувства и душевные переживания. Очень часто такая инверсия сопровождается всевозможными катастрофами в супружеской жизни; ведь нетрудно представить себе, что может произойти, когда муж открывает в себе нежность чувств, а жена — остроту своего мышления» [161, р. 124]. Подводя итог вышесказанного, можно предположить, что один из аспектов супружеской любви на этой стади и жизни лучше всего может быть выражен через понимание и поощрение каждым из партнеров происходящей у другого партнера реализации ранее игнорируемого мужского или женского потенциала. Это подразумевает появление уважения к женскому началу, а не только к мужскому. Как указывает Фромм [113], крайне патриархальные взгляды Фрейда привели его к допущению, что сексуальность сама по себе имеет мужское начало, поэтому он игнорировал ценности женской составляющей характера. На счет незрелой любви на стадии инволюции, таким образом, можно отнести ту же критику, которой Фромм подвергает концепцию Фрейда: «Моя критика теории Фрейда сводится не к тому, что он преувеличивал значение сексуальности, а к тому, что его понимание сексуальности не было достаточно глубоким» [113, р. 37]. Помощь в преодолении «бунта среднего возраста» зачастую позволяет вернуться любви к собственной жене (или мужу), когда сексуальность развивается в глубину своей характерологической и психологической грани. И, наконец, последняя задача развития в этом возрасте — урегулирование отношений со стареющими родителями. В среднем периоде жизни индивидуум оказывается в центре семьи, состоящей из трех поколений. Кода дети взрослеют и покидают дом, старики становятся все старше и требуют все больше заботы. Возможно, им нужна финансовая помощь или медицинский уход. Вообще говоря, ни одно из поколений не хочет жить с другим, и нерешенные конфликты отцов и детей обычно возрождаются, когда два поколения вынуждены жить вместе. Одно из возможных архитектурных решений — строить «дома для трех поколений», где найдется место для личной жизни дедушек и бабушек, поселившихся со своими детьми. Здесь, правда, есть свои финансовые ограничения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.013 с.) |