Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс консультирования и психотерапии

Поиск

 

Термин «процесс», в соответствии с тем, как он употре­бляется в обиходной и профессиональной речи, подразумевает непрекращающиеся изменения. В этой главе описываются различные этапы одного процесса и происходящие изменения, а также очерчивается круг проблем, связанных с обеспечением личностных изменений в ходе процесса. Читателю напоми­нается о различии между консультированием и психотерапией, речь о котором шла в главе 1. В данной главе, описывая стадии процесса, мы приложили старания к тому, чтобы провести различие между двумя соответствующими моделями. Большая часть главы, впрочем, будет посвящена проблемам, тяготеющим к психотерапевтическому краю непрерывного диапазона взаимоотношений психологической помощи. Акцент, в соответ­ствии с основным содержанием книги, будет делаться на кратко­временной психотерапии, имеющей малую и среднюю глубину, а не на долговременной глубинной психотерапии.

Терапевтическая психология сосредоточивается на понима­нии взаимосвязи идей, ощущений и действий человека. Кли­енты, приходящие к психотерапевту, хотят избавиться от сво­их проблем. Консультирование или психотерапия не сводятся к негативному, манипулятивному процессу освобождения кли­ента от импульсивных чувств, обуздывания его желаний, из­бавления от страхов, убеждения его в необходимости действо­вать заранее известным образом или изменения основ его си­стемы ценностей. Терапевтическая психология в таких своих приложениях, как консультирование и психотерапия, — это, главным образом, процесс выработки понимания, интеграции несовместимых элементов личности и помощи клиенту в ис­пользовании им своего здравого смысла, а также своих соци­альных навыков и способностей решать проблемы и планиро­вать свои действия.

Консультирующие психологи и психотерапевты не занима­ются,.с профессиональной точки зрения, специфическими цен­ностями (такими как разновидности поведения) или смыслом бытия, смыслом жизни. Хотя они признают важность этих цен­ностей в полнокровной и плодотворной жизни клиента, послед­ние относятся скорее к сфере забот и ответственности других людей — религиозных консультантов, учителей, родителей и др. Консультирующие психологи и психотерапевты занимаются в первую очередь тем процессом, в ходе которого человек воспри­нимает и реализует свои цели; сами же цели, как правило, исхо­дят из других источников, отличных от консультационных вза­имоотношений как таковых.

Хотя мы твердо придерживаемся изложенной философской позиции, касающейся целей, непосредственно связанных с на­шими взаимоотношениями с клиентами, нас также заботят те общие категории терапевтического результата, которые уже за­трагивают сферу ценностей. Такие цели будут обсуждаться во второй половине данной главы.

 

ХАРАКТЕР ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ

Общие модели

Хотя процесс остается примерно одинаковым для проблем всех типов, существуют некоторые различия в этапах его раз­вития — в зависимости оттого, какое внимание уделяется, со­ответственно, фактам и чувствам. Например, при решении проблемы планирования будущей профессии или получения образования фактической информации уделяется большое вни­мание, тогда как в случае решения эмоциональных проблем, ког­да индивидуум отчаянно старается справиться с трудностями, возникающими в межличностном общении, информации, как таковой, внимания уделяется мало, зато большое значение при­дается пониманию клиентом собственных чувств и чувств дру­гих людей.

Модель консультирования по поводу выбора профессии/образо­вания.

Для решения проблем, имеющих информационный аспект, таких как проблема профориентации, модель консультирова­ния в общем случае включает в себя следующие шаги:

1. Установление взаимоотношений.

2. Формулировка и проработка проблем.

3. Общее структурирование характера консультационного про­цесса.

4. Обсуждение проблемы и сбор данных (посредством бесе-, ды, изучения истории клиента, тестов, анкет, опросников).

5. Оценивание индивидуума (если используются тесты). *

6. Изучение клиентом информации о профессии или учебе.

7. Обсуждение данных оценивания и сведений, полученных; клиентом.

8. Синтез разумного плана на основе этих данных.

9. Обсуждение шагов, необходимых для выполнения плана. 10. Проведение завершающих процедур (возможно повторное оценивание и изменение планов).

Изменения, происходящие в таком, в высшей степени рас­судочном процессе, — это главным образом изменения эго-си-стемы, хотя система «Я» тоже участвует в важном решении о выборе профессии. Система «Я» отвечает за вопросы честолю­бия и установок по отношению к самому себе, проявляющиеся в процессе большинства консультаций по поводу выбора про­фессии/образования. Эти шаги будут рассмотрены и сформу­лированы с практической точки зрения в главе 14.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.006 с.)