Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ограничение сферы применения теории свойств и факторов в психотерапии и консультированииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сторонники подхода свойств и факторов предаются эмпирическому изучению взаимоотношений, возникающих в процессе консультирования, пытаясь осмыслить свои наблюдения в рамках некоей общей теории. Их прагматические интересы, по-видимому, заставляют их сосредоточиться на поминутном изучении беседы, на исследовании свойств и факторов, которые могут быть измерены и использованы в прогностических формулах, и на консультационном процессе в целом как серии шагов к довольно специфическим консультационным целям. Одна из важных проблем, возникающих вследствие такого практического стремления к конкретным целям, заключается в установлении критериев успешности психотерапии и консультирования. Осмысленное соединение происходящего в консультационном процессе с измеримыми критериями успешности консультирования — тема многих современных исследований. Каково, например, соотношение между директивностью поведения консультанта и последующей способностью клиента принимать на себя ответственность за свою жизнь, трудоустройство, успеваемость, отношения с родными и близкими или просто почувствовать себя счастливее? В данном эмпирическом методе прошлое клиента вызывает мало интереса, разве что оно покажется релевантным консультанту, систематически наблюдающему клиента. Сосредоточенность этой группы исследователей консультационного процесса на объективности, диагностировании и прогнозировании порождала у научной общественности некоторую озабоченность и даже тревогу. Их называли «директиви-стами», подразумевая, что данный метод консультирования сводится к формуле: «Выясни, что с клиентом не так, и скажи ему». Чрезмерное увлечение методами диагностирования и прогнозирования и отказ от взглядов, более близких к динамическим теориям, приводили к злоупотреблениям и крайностям, что вызвало много саркастических откликов во время дискуссии 1940-х годов о директивном и недирективном поведении консультанта. Лишь очень наивный адепт школы свойств и факторов способен верить, будто бы консультант, собравший достаточно много фактов относительно разнообразных свойств клиента, сможет осмыслить его поведение. Нам уже хорошо известно, что ценность простой каталогизации фактов не слишком велика. Исследование процесса Позднее исследователи продолжали изучать процесс консультирования, применяя аналитический подход. Они сосредоточивались на самом процессе консультирования с точки зрения поиска процедур, наиболее эффективных для достижения конкретных целей с клиентом конкретного типа и в конкретной институционной обстановке. Такой «процессуальный» подход является скорее эмпирическим, нежели эклектическим. Теоретики в этой области изучали консультационные беседы в поисках элементов, замедляющих или ускоряющих продвижение к цели, а также факторов, улучшающих коммуникацию между консультантом и клиентом. Робинсон [246], например, разработал «коммуникационный подход», в котором описывается вербальная составляющая консультаций. Проблемы изучаются с помощью записей бесед в таких аспектах, как «ответственность», «лидерство», «коэффициент разговорчивости», а также «планируемые высказывания» и «дискуссионные блоки». Робинсон интересуется тем воздействием, которое оказывают на клиента методы и установки консультанта, в общем и целом не обращаясь к каким-либо конкретным систематическим теориям личности или научения.
МНОГОГРАННЫЙ ПОДХОД
Имеющиеся теории консультационного процесса и модели личности еще недостаточно полны и систематизированы, чтобы провести консультанта через лабиринт многогранных проблем, встречающихся в повседневной практике. Тем не менее добросовестный терапевт или консультант в своей профессиональной роли ученого-практикадолжен критически анализировать разнообразные теории ради знакомства с идеями, которые расширят его кругозор и повысят его профессионализм. По мере развития теории консультирования интуитивные динамические взгляды могут объединяться с более объективными и аналитическими лабораторными подходами. Глубинно-биографическая модель личности, сосредоточенная на внутренних побуждениях и импульсах к действию, может достичь согласования с теориями, в которых акцент ставится на перцепционной матрице индивидуума в данный момент. Дальнейшей разработки ждет вопрос о целях психотерапии. Обоснования этих целей в отношении тех личностей, у которых просматривается рабская зависимость индивидуума от собственной внутренней предрасположенности и защитных механизмов в противопоставлении адаптивности, свободе выбора и потенциалу развития индивидуума, тоже нуждаются в прояснении. И хотя не существует единого теоретического ключа для решения всех проблем, многие теории все-таки бывают полезны в частных приложениях. Думающий консультант занимается теориями, стараясь распространить их на те проблемы, с которыми сталкивается на разнообразных и сложных поворотах консультационных взаимоотношений. Каждый профессиональный консультант и клиницист обязан постоянно работать над совершенствованием своих концептуальных моделей. Проблема разработки лаконичного и многогранного подхода к консультированию предполагает отбор концепций, которые прижились в практике консультаций и оказываются эффективными при работе с большинством клиентов. Отбор моделей личности, согласованных с тем универсумом, в котором работает консультант, и отбор методов, гармонирующих с личностью консультанта, расширяют его собственный поведенческий репертуар, атакже снабжают его терминологией и системой отсчета, благодаря которым он может формулировать, доводить до сведения клиента и проверять свои наблюдения, касающиеся консультационных взаимоотношений. Изложенные ниже концепции представляют собой попытку сделать процесс консультирования и психотерапии более понятным для нас самих и, надеемся, для читателя. Эти идеи предлагаются не в качестве «еще одной теории», а, скорее, в качестве иллюстративного материала к попытке связать воедино различные мнения относительно структуры и функционирования человеческих существ с целью сделать процессы психотерапии и консультирования более понятными. Читательзаметитзначительные «заимствования» из других теорий, каждая из которых является по-своему уникальной и ценной. На рис. 5 проиллюстрирован процесс, в ходе которого консультант формулирует и применяет на практике свои модели, составленные на основе многих имеющихся теорий. Следует отметить, что в то время как психотера-
Теория\ Бихевиористская * / теория научения Модель личности у консультанта Общая бихевиористская теория Уникальные вариации и применения модели Рис. 5. Многогранный подход к модели личности
певтический психолог формулирует свою модель исходя из своих наблюдений и теоретических построений, на первом плане для него должен оставаться принцип неповторимости каждого отдельного клиента.
Описательная модель Применяя современные и традиционные теории личности в консультировании, следует учитывать несколько аспектов. Как уже говорилось в этой главе, существуют значительные разногласия по поводу необходимости включать в концептуальную систему координат ось глубины, однако мы полагаем, что включение еще и оси времени очень важно для объяснения событий, наблюдаемых при консультировании. Глубинно-биографический подход вданный момент необходим — в связи с тем пониманием настоящего, которое консультант и клиент могут приобрести благодаря знакомству с историей клиента. Каждая стадия развития характеризуется своими уникальными проблемами, которые закладывают в почву семена будущих проблем. Более того, психотерапевтический консультант начинает работу с клиентом, находящимся на конкретном уровне развития личности. Изменения поведения, которые происходят в ходе консультационного процесса в каждый данный момент, зависят от всей истории развития клиента, а не только от его нынешнего восприятия внешнего мира. Еще одна причина для встраивания оси глубины в нашу модель состоит в том, что она, по-видимому, помогает сделать диагностические высказывания более осмысленными. Обоснования нашего подхода к вопросам диагностики в главе 5 восходят к биографической точке зрения. Даже сами цели психотерапевтического процесса концентрируются вокруг непрекращающихся процессов развития, установившихся ранее в истории развития клиента. Коль скоро мы видим назначение психотерапевтического процесса в продолжении и стимуляции нормального развития за счет обоюдных усилий психотерапевта и клиента, важно, чтобы как консультант, так и клиент имели представление об оси развития. Глубинно-биографический подход не противоречит современному интересу к самым последним перцепционным теориям, поскольку существующее вданный момент восприятие клиентом своей реальности тоже входит в число насущных клинических сведений. Например, нельзя по-настоящему узнать, что представляет из себя дом, не пожив в нем. Мы можем измерить его, сфотографировать, изучить его историю, но так толком и не узнать его. Точно так же невозможно понять клиента, пока мы не узнаем, какой ему виДится его нынешняя ситуация. Изложенные ниже идеи — это попытка объединить исторические и современные взгляды в многогранном, учитывающем ось времени, подходе к пониманию клиента. На рис. 6 приведена схематическая иллюстрация развития личности от низкого до высокого уровня дифференцированности. Личность предстает в виде совокупности непрестанно расширяющихся колец. Культурная среда, в которой развивается личность, представлена трехмерным пространством, окружающим развивающуюся личность.
Личность взрослого человека Высокая дифференцированность Низкая дифференцированность Ро ждени е____ ____ ____ ____ Ось времени для стадий развития Рис. 6. Модель развития личности Личность индивидуума Авторы выбрали концептуальную схему развития личности, напоминающую схему разастания древесного ствола от саженца до зрелого дерева. Изображением личности в каждый данный момент является, таким образом, совокупность концентрических колец, расширяющихся наружу. На рис. 7 приведена иллюстрация этой модели в случае взрослого человека. ODS ODS — Система внешней защиты SS — Система «Я» ES— Эго-система CS— Система ядра личности IDS — Система внутренней защиты Рис. 7. Личность индивидуума. Унитарная структура организации взаимодействующих энергетических систем
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.127 (0.011 с.) |