Ограничение сферы применения теории свойств и факторов в психотерапии и консультировании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ограничение сферы применения теории свойств и факторов в психотерапии и консультировании



Сторонники подхода свойств и факторов предаются эмпири­ческому изучению взаимоотношений, возникающих в процессе консультирования, пытаясь осмыслить свои наблюдения в рам­ках некоей общей теории. Их прагматические интересы, по-ви­димому, заставляют их сосредоточиться на поминутном изучении беседы, на исследовании свойств и факторов, которые могут быть измерены и использованы в прогностических формулах, и на кон­сультационном процессе в целом как серии шагов к довольно спе­цифическим консультационным целям.

Одна из важных проблем, возникающих вследствие такого практического стремления к конкретным целям, заключается в установлении критериев успешности психотерапии и консуль­тирования. Осмысленное соединение происходящего в консуль­тационном процессе с измеримыми критериями успешности консультирования — тема многих современных исследований. Каково, например, соотношение между директивностью пове­дения консультанта и последующей способностью клиента при­нимать на себя ответственность за свою жизнь, трудоустройст­во, успеваемость, отношения с родными и близкими или про­сто почувствовать себя счастливее? В данном эмпирическом методе прошлое клиента вызывает мало интереса, разве что оно покажется релевантным консультанту, систематически наблю­дающему клиента.

Сосредоточенность этой группы исследователей консуль­тационного процесса на объективности, диагностировании и прогнозировании порождала у научной общественности неко­торую озабоченность и даже тревогу. Их называли «директиви-стами», подразумевая, что данный метод консультирования сводится к формуле: «Выясни, что с клиентом не так, и скажи ему». Чрезмерное увлечение методами диагностирования и про­гнозирования и отказ от взглядов, более близких к динамичес­ким теориям, приводили к злоупотреблениям и крайностям, что вызвало много саркастических откликов во время дискуссии 1940-х годов о директивном и недирективном поведении кон­сультанта. Лишь очень наивный адепт школы свойств и фак­торов способен верить, будто бы консультант, собравший до­статочно много фактов относительно разнообразных свойств клиента, сможет осмыслить его поведение. Нам уже хорошо известно, что ценность простой каталогизации фактов не слиш­ком велика.

Исследование процесса

Позднее исследователи продолжали изучать процесс кон­сультирования, применяя аналитический подход. Они сосре­доточивались на самом процессе консультирования с точки зрения поиска процедур, наиболее эффективных для дости­жения конкретных целей с клиентом конкретного типа и в конкретной институционной обстановке. Такой «процессу­альный» подход является скорее эмпирическим, нежели эк­лектическим. Теоретики в этой области изучали консульта­ционные беседы в поисках элементов, замедляющих или ускоряющих продвижение к цели, а также факторов, улуч­шающих коммуникацию между консультантом и клиентом. Робинсон [246], например, разработал «коммуникационный подход», в котором описывается вербальная составляющая консультаций. Проблемы изучаются с помощью записей бесед в таких аспектах, как «ответственность», «лидерство», «коэф­фициент разговорчивости», а также «планируемые высказы­вания» и «дискуссионные блоки». Робинсон интересуется тем воздействием, которое оказывают на клиента методы и уста­новки консультанта, в общем и целом не обращаясь к каким-либо конкретным систематическим теориям личности или на­учения.

 

МНОГОГРАННЫЙ ПОДХОД

 

Имеющиеся теории консультационного процесса и модели личности еще недостаточно полны и систематизированы, что­бы провести консультанта через лабиринт многогранных проблем, встречающихся в повседневной практике. Тем не менее добросо­вестный терапевт или консультант в своей профессиональной роли ученого-практикадолжен критически анализировать разнообраз­ные теории ради знакомства с идеями, которые расширят его кру­гозор и повысят его профессионализм.

По мере развития теории консультирования интуитивные динамические взгляды могут объединяться с более объектив­ными и аналитическими лабораторными подходами. Глубин­но-биографическая модель личности, сосредоточенная на внутренних побуждениях и импульсах к действию, может достичь согласования с теориями, в которых акцент ставится на перцеп­ционной матрице индивидуума в данный момент.

Дальнейшей разработки ждет вопрос о целях психотерапии. Обоснования этих целей в отношении тех личностей, у которых просматривается рабская зависимость индивидуума от собствен­ной внутренней предрасположенности и защитных механизмов в противопоставлении адаптивности, свободе выбора и потенциалу развития индивидуума, тоже нуждаются в прояснении.

И хотя не существует единого теоретического ключа для ре­шения всех проблем, многие теории все-таки бывают полезны в частных приложениях. Думающий консультант занимается теориями, стараясь распространить их на те проблемы, с кото­рыми сталкивается на разнообразных и сложных поворотах кон­сультационных взаимоотношений. Каждый профессиональный консультант и клиницист обязан постоянно работать над совер­шенствованием своих концептуальных моделей.

Проблема разработки лаконичного и многогранного подхода к консультированию предполагает отбор концепций, которые при­жились в практике консультаций и оказываются эффективными при работе с большинством клиентов. Отбор моделей личности, согла­сованных с тем универсумом, в котором работает консультант, и от­бор методов, гармонирующих с личностью консультанта, расширя­ют его собственный поведенческий репертуар, атакже снабжают его терминологией и системой отсчета, благодаря которым он может формулировать, доводить до сведения клиента и проверять свои наблюдения, касающиеся консультационных взаимоотношений.

Изложенные ниже концепции представляют собой попытку сделать процесс консультирования и психотерапии более понят­ным для нас самих и, надеемся, для читателя. Эти идеи предлага­ются не в качестве «еще одной теории», а, скорее, в качестве ил­люстративного материала к попытке связать воедино различные мнения относительно структуры и функционирования человече­ских существ с целью сделать процессы психотерапии и консуль­тирования более понятными. Читательзаметитзначительные «за­имствования» из других теорий, каждая из которых является по-своему уникальной и ценной. На рис. 5 проиллюстрирован процесс, в ходе которого консультант формулирует и применяет на практике свои модели, составленные на основе многих имею­щихся теорий. Следует отметить, что в то время как психотера-

 

Теория\ Бихевиористская * / теория научения

Модель

личности

у консультанта

Общая

бихевиористская теория

Уникальные вариации и применения модели Рис. 5. Многогранный подход к модели личности

 

певтический психолог формулирует свою модель исходя из своих наблюдений и теоретических построений, на первом плане для него должен оставаться принцип неповторимости каждого отдель­ного клиента.

 

Описательная модель

Применяя современные и традиционные теории личности в консультировании, следует учитывать несколько аспектов. Как уже говорилось в этой главе, существуют значительные разно­гласия по поводу необходимости включать в концептуальную си­стему координат ось глубины, однако мы полагаем, что включе­ние еще и оси времени очень важно для объяснения событий, на­блюдаемых при консультировании.

Глубинно-биографический подход вданный момент необхо­дим — в связи с тем пониманием настоящего, которое консуль­тант и клиент могут приобрести благодаря знакомству с историей клиента. Каждая стадия развития характеризуется своими уни­кальными проблемами, которые закладывают в почву семена бу­дущих проблем. Более того, психотерапевтический консультант начинает работу с клиентом, находящимся на конкретном уровне развития личности. Изменения поведения, которые происходят в ходе консультационного процесса в каждый данный момент, за­висят от всей истории развития клиента, а не только от его ны­нешнего восприятия внешнего мира.

Еще одна причина для встраивания оси глубины в нашу мо­дель состоит в том, что она, по-видимому, помогает сделать ди­агностические высказывания более осмысленными. Обоснова­ния нашего подхода к вопросам диагностики в главе 5 восходят к биографической точке зрения. Даже сами цели психотерапев­тического процесса концентрируются вокруг непрекращающих­ся процессов развития, установившихся ранее в истории разви­тия клиента. Коль скоро мы видим назначение психотерапев­тического процесса в продолжении и стимуляции нормального развития за счет обоюдных усилий психотерапевта и клиента, важно, чтобы как консультант, так и клиент имели представление об оси развития.

Глубинно-биографический подход не противоречит совре­менному интересу к самым последним перцепционным теори­ям, поскольку существующее вданный момент восприятие кли­ентом своей реальности тоже входит в число насущных клини­ческих сведений. Например, нельзя по-настоящему узнать, что представляет из себя дом, не пожив в нем. Мы можем измерить его, сфотографировать, изучить его историю, но так толком и не узнать его. Точно так же невозможно понять клиента, пока мы не узнаем, какой ему виДится его нынешняя ситуация.

Изложенные ниже идеи — это попытка объединить историче­ские и современные взгляды в многогранном, учитывающем ось времени, подходе к пониманию клиента. На рис. 6 приведена схе­матическая иллюстрация развития личности от низкого до высо­кого уровня дифференцированности. Личность предстает в виде совокупности непрестанно расширяющихся колец. Культурная среда, в которой развивается личность, представлена трехмерным пространством, окружающим развивающуюся личность.

 

Личность взрослого человека

Высокая дифференцированность

Низкая дифференцированность

Ро ждени е____ ____ ____ ____

Ось времени для стадий развития

Рис. 6. Модель развития личности

Личность индивидуума

Авторы выбрали концептуальную схему развития личнос­ти, напоминающую схему разастания древесного ствола от саженца до зрелого дерева. Изображением личности в каж­дый данный момент является, таким образом, совокупность концентрических колец, расширяющихся наружу. На рис. 7 приведена иллюстрация этой модели в случае взрослого чело­века.

ODS

ODS — Система внешней защиты SS — Система «Я»

ES— Эго-система CS— Система ядра личности

IDS — Система внутренней защиты

Рис. 7. Личность индивидуума. Унитарная структура организации взаимодействующих энергетических систем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.01 с.)