Главные следствия из теории «я» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главные следствия из теории «я»



Один из важнейших вкладов этого течения в психотерапию и консультирование состоит в том, что центральное место в кон­сультационном процессе занимает переживающий свой опыт индивидуум. Поскольку клиент имеет внутри самого себя и по­тенциал для своего развития, и осмысленное восприятие свое­го опыта, ответственность за изменения и обладание «центром оценивания» опыта тоже должны быть прерогативой клиента. Его внутренняя система отсчета обычно достаточно близка к «объективной реальности», так что консультант может осмыс­ленно доверяться тому, что говорит клиент. Тем не менее, кон­сультант должен постоянно себя спрашивать: «Что он пытает­ся высказать? И что это для него значит?» Тогда свое понима­ние воспринимаемого клиентом мира он сможет выказать ему неформальным образом. Такое положение дел способствует дальнейшему зарождению и кристаллизации чувств, ведущих к инсайту, который, в свою очередь, приводит к изменению планов и действий в позитивную сторону.

Еще одно следствие из принципа развития состоит в том, что отношение консультанта в ходе беседы должно быть настолько приязненным и терпимым, чтобы свести угрозу для «Я» клиента к минимуму. Снижение угрозы позволяет клиенту примириться с ранее неприемлемыми аспектами своей личности и выразить чув­ства, до того никогда не признаваемые. Встраивая в структуру своей самоорганизации дополнительные части своего опыта, ранее отрицаемого и искаженного, он оказывается в лучшем поло­жении для того, чтобы начать принимать других людей и достичь характеристик полностью функционирующей личности, как они описаны у Роджерса [252].

Третье следствие: эмоциональность консультационных взаимо­отношений является наиболее важным психотерапевтическим эле­ментом. Объем информации о клиенте, точность диагноза и пони­мание предыстории клиента, выходящие в некоторых теориях пси­хотерапии на первый план, лишь вторичны по сравнению с той «атмосферой», которая создается благодаря искренности консуль­танта, его приязни, теплу, сочувственному и чуткому пониманию. Меньше внимания уделяется тому, в каком направлении будет дви­гаться клиент, и больше — установлению взаимоотношений, при которых он сможет свободно и без тревоги совершать шаги в ис­следовании собственных чувств. Когда, скажем, такие взаимоот­ношения предлагаются «правонарушителю», можно ожидать, что у него произойдет прогресс в его социализации, так как он увидит, что для него это самый многообещающий выбор. Таким образом, упор на изменение базовых мотивов или стереотипов невелик. При­верженец теории «Я» заявляет, что подобное поведение автоматиче­ски изменяется в социально желательном направлении, когда вос­приятие у клиента приобретает более тонко организованную струк­туру и когда он открывает для себя более приемлемые способы удовлетворения своих потребностей наряду с потребностями обще­ства.

Обзор различных подходов в теории «Я»

Принципиальная особенность теорий личности — постулиро­вание представления «Я»-концепции. Второй характерной чер­той выступает вера во врожденный позитивный потенциал разви­тия, в силы самоактуализации человеческого существа. В психотерапии основное внимание уделяется взаимоотношени­ям консультанта и клиента. Для этих взаимоотношений прин­ципиально важное значение имеют терпимые и доброжелатель­ные установки консультанта. Основным отличием теорий лич­ности от других динамических подходов представляется стремление с самого начала выстроить и затем поддерживать не­угрожающие и снимающие тревогу взаимоотношения. Еще одно отличие от других подходов —повышение доли ответственности, возлагаемой на самого клиента.

 

БИХЕВИОРАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

 

В то время как сторонники динамических теорий стараются с помощью умозаключений постичь характеристики сознательного и подсознательного, бихевиористы сосредоточиваются на объек­тивном исследовании поведения клиента и процессов научения — в качестве источника гипотез о сущности консультирования. По­скольку при таком подходе основное внимание уделяется поведе­нию, первоочередная задача здесь — выявить, каким образом было приобретено данное поведение и как его можно изменить.

Гештальт-психология или, другими словами, психология поля — течение довольно обособленное. Ее приверженцы включены нами в более широкое бихевиористское направление в связи с тем, что они тоже придают большое значение процессам научения и систе­матическим наблюдениям поведения. Однако различий между ге­штальт-психологией и бихевиоризмом больше, чем сходных черт. Во многих случаях концепции гештальт-психологии, с ее повы­шенным интересом к процессам восприятия, служат важным ис­точником для подходов в теории «Я».

Роль теории научения

Исторически это течение восходит к 1920-м годам — к кон­цепции Павлова об условных рефлексах в качестве основы на­учения и к бихевиоризму Уотсона. Их стремление к объектив­ности приводит к усилению акцента на изучении наиболее про­стых форм поведения с помощью экспериментов с животными. Хотя возможностей прямого применения формальной теории научения в проблематике психотерапии и консультирования не так уж много, в последние несколько лет появился ряд академи­ческих книг и статей, в которых предпринимались попытки объ­яснять психотерапевтические ситуации в терминах теории науче­ния. Примерами таких усилий по объединению теории и практи­ки служат следующие работы: Моурер [2 17], Доллард и Миллер [83J, Шобен [274], Шоу [270].

Характеристики и предпосылки

Теория научения в первую очередь предполагает, что значительная часть человеческого поведения —результат научения. Предполагается также, что поведение может быть модифици­ровано и что поведение клиента, как и взаимосвязь этого поведения с предшествующими обстоятельствами жизни клиента, может быть описано с помощью гипотез, выводимых из соответствующей модели личности. Некоторые термины и общие соображения, характерные для различных вариантов теории научения, рассматриваются ниже.

Строго бихевиористские объяснения поведения клиента ос­нованы в большинстве случаев на трудах таких ученых, как Торндайк, Халл, Гутри, Скиннер и Толман. Моурер и Миллер, Шоу, Роттер и Шобен пытались применить эти принципы в психологическом консультировании. Все подобные изыскания начинаются с предположения, что у личности есть побужде­ния. Эти побуждения обусловлены в первую очередь психоло­гически, однако вследствие социального научения складыва­ется разветвленная иерархия вторичных мотивов. Эти побуж­дения и мотивы подталкивают индивидуума к неким целям. Прошлый опыт индивида формирует ожидания (не признава­емые некоторыми сторонниками концепции подкрепления): если он будет стремиться достичь цели определенным спосо­бом, то достигнет ее. Стимулы или ключевые признаки иници­ируют реакцию, которая продвигает клиента к его целям. Эту последовательность называют «моделью S—R» (стимул—реак­ция). Индивидуум осуществляет дискриминацию стимулов в соответствии с прошлыми условиями выработки условных ре­флексов.

Ключевой концепцией в бихевиористском подходе является подкрепление. Это условия вознаграждения, которые возника­ют, когда завершается последовательность стимул—реакция. Тогда данная модель^—Лимеет тенденцию ксвоему воспроизве­дению в сходных обстоятельствах и к обобщению, распространя­емому на другие типы реакций, похожие на усвоенный при науче­нии образец. Кроме того, реакция по определенной схеме, если не происходит ее повторения и периодического подкрепления, имеет тенденцию к затуханию, то есть исчезновению. Процессы полу­чения иной реакции на те же самые стимулы и замены одних сти­мулов другими с целью получения той же самой реакции, называ­ются изменением условных рефлексов или, в психотерапевтичес­кой терминологии, переобучением. Сторонник теории научения рассматривает тревожные состояния как разновидность беспред­метного страха, когда индивидуум не осознает ни источника, ни объекта своих страхов.

Примером приложения теории научения к консультированию служит «теория воспрепятствования» Филлипса [235]. Филлипс подчеркивает одновременную ассертивность и избирательность поведения индивидуума и отказывается от концепций личнос­ти, предполагающих наличие в ней «оси глубины» и «защитных механизмов». Чтобы изменить в ходе психотерапии поведение клиента, консультант создает условия, которые препятствуют имеющимся стереотипам поведения и обучают клиента новым типам реакции применительно к его жизненным обстоятельст­вам. Филлипс без обиняков обращается к одному из важней­ших вопросов психотерапии, а именно: так ли уж необходимо постулировать существование в личности оси глубины в соче­тании с рядом допущений относительно подсознания и защит­ных механизмов, таких как вытеснение?

Еще один вопрос, который поднимают сторонники теории на­учения, — это вопрос об экспериментальном подтверждении. Приверженец теории научения усердно стремится так сформу­лировать свои концепции, постулаты и гипотезы, чтобы они были соотносимы с поведением и допускали наблюдения и ис­следования в лабораторных условиях. Сторонник теории науче­ния сурово критикует способы построения теории, так как кон­цепции, постулаты и гипотезы, по его мнению, слишком «скользкие» и расплывчатые и их трудно соотносить с наблюда­емым поведением. Тем не менее, теория научения не смогла предложить полезных в практическом смысле альтернативных концепций вместо ряда дедуктивных концепций о структуре и функционировании личности, выводимых в динамических тео­риях и теориях личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.012 с.)