Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Главные следствия из теории «я»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Один из важнейших вкладов этого течения в психотерапию и консультирование состоит в том, что центральное место в консультационном процессе занимает переживающий свой опыт индивидуум. Поскольку клиент имеет внутри самого себя и потенциал для своего развития, и осмысленное восприятие своего опыта, ответственность за изменения и обладание «центром оценивания» опыта тоже должны быть прерогативой клиента. Его внутренняя система отсчета обычно достаточно близка к «объективной реальности», так что консультант может осмысленно доверяться тому, что говорит клиент. Тем не менее, консультант должен постоянно себя спрашивать: «Что он пытается высказать? И что это для него значит?» Тогда свое понимание воспринимаемого клиентом мира он сможет выказать ему неформальным образом. Такое положение дел способствует дальнейшему зарождению и кристаллизации чувств, ведущих к инсайту, который, в свою очередь, приводит к изменению планов и действий в позитивную сторону. Еще одно следствие из принципа развития состоит в том, что отношение консультанта в ходе беседы должно быть настолько приязненным и терпимым, чтобы свести угрозу для «Я» клиента к минимуму. Снижение угрозы позволяет клиенту примириться с ранее неприемлемыми аспектами своей личности и выразить чувства, до того никогда не признаваемые. Встраивая в структуру своей самоорганизации дополнительные части своего опыта, ранее отрицаемого и искаженного, он оказывается в лучшем положении для того, чтобы начать принимать других людей и достичь характеристик полностью функционирующей личности, как они описаны у Роджерса [252]. Третье следствие: эмоциональность консультационных взаимоотношений является наиболее важным психотерапевтическим элементом. Объем информации о клиенте, точность диагноза и понимание предыстории клиента, выходящие в некоторых теориях психотерапии на первый план, лишь вторичны по сравнению с той «атмосферой», которая создается благодаря искренности консультанта, его приязни, теплу, сочувственному и чуткому пониманию. Меньше внимания уделяется тому, в каком направлении будет двигаться клиент, и больше — установлению взаимоотношений, при которых он сможет свободно и без тревоги совершать шаги в исследовании собственных чувств. Когда, скажем, такие взаимоотношения предлагаются «правонарушителю», можно ожидать, что у него произойдет прогресс в его социализации, так как он увидит, что для него это самый многообещающий выбор. Таким образом, упор на изменение базовых мотивов или стереотипов невелик. Приверженец теории «Я» заявляет, что подобное поведение автоматически изменяется в социально желательном направлении, когда восприятие у клиента приобретает более тонко организованную структуру и когда он открывает для себя более приемлемые способы удовлетворения своих потребностей наряду с потребностями общества. Обзор различных подходов в теории «Я» Принципиальная особенность теорий личности — постулирование представления «Я»-концепции. Второй характерной чертой выступает вера во врожденный позитивный потенциал развития, в силы самоактуализации человеческого существа. В психотерапии основное внимание уделяется взаимоотношениям консультанта и клиента. Для этих взаимоотношений принципиально важное значение имеют терпимые и доброжелательные установки консультанта. Основным отличием теорий личности от других динамических подходов представляется стремление с самого начала выстроить и затем поддерживать неугрожающие и снимающие тревогу взаимоотношения. Еще одно отличие от других подходов —повышение доли ответственности, возлагаемой на самого клиента.
БИХЕВИОРАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
В то время как сторонники динамических теорий стараются с помощью умозаключений постичь характеристики сознательного и подсознательного, бихевиористы сосредоточиваются на объективном исследовании поведения клиента и процессов научения — в качестве источника гипотез о сущности консультирования. Поскольку при таком подходе основное внимание уделяется поведению, первоочередная задача здесь — выявить, каким образом было приобретено данное поведение и как его можно изменить. Гештальт-психология или, другими словами, психология поля — течение довольно обособленное. Ее приверженцы включены нами в более широкое бихевиористское направление в связи с тем, что они тоже придают большое значение процессам научения и систематическим наблюдениям поведения. Однако различий между гештальт-психологией и бихевиоризмом больше, чем сходных черт. Во многих случаях концепции гештальт-психологии, с ее повышенным интересом к процессам восприятия, служат важным источником для подходов в теории «Я». Роль теории научения Исторически это течение восходит к 1920-м годам — к концепции Павлова об условных рефлексах в качестве основы научения и к бихевиоризму Уотсона. Их стремление к объективности приводит к усилению акцента на изучении наиболее простых форм поведения с помощью экспериментов с животными. Хотя возможностей прямого применения формальной теории научения в проблематике психотерапии и консультирования не так уж много, в последние несколько лет появился ряд академических книг и статей, в которых предпринимались попытки объяснять психотерапевтические ситуации в терминах теории научения. Примерами таких усилий по объединению теории и практики служат следующие работы: Моурер [2 17], Доллард и Миллер [83J, Шобен [274], Шоу [270]. Характеристики и предпосылки Теория научения в первую очередь предполагает, что значительная часть человеческого поведения —результат научения. Предполагается также, что поведение может быть модифицировано и что поведение клиента, как и взаимосвязь этого поведения с предшествующими обстоятельствами жизни клиента, может быть описано с помощью гипотез, выводимых из соответствующей модели личности. Некоторые термины и общие соображения, характерные для различных вариантов теории научения, рассматриваются ниже. Строго бихевиористские объяснения поведения клиента основаны в большинстве случаев на трудах таких ученых, как Торндайк, Халл, Гутри, Скиннер и Толман. Моурер и Миллер, Шоу, Роттер и Шобен пытались применить эти принципы в психологическом консультировании. Все подобные изыскания начинаются с предположения, что у личности есть побуждения. Эти побуждения обусловлены в первую очередь психологически, однако вследствие социального научения складывается разветвленная иерархия вторичных мотивов. Эти побуждения и мотивы подталкивают индивидуума к неким целям. Прошлый опыт индивида формирует ожидания (не признаваемые некоторыми сторонниками концепции подкрепления): если он будет стремиться достичь цели определенным способом, то достигнет ее. Стимулы или ключевые признаки инициируют реакцию, которая продвигает клиента к его целям. Эту последовательность называют «моделью S—R» (стимул—реакция). Индивидуум осуществляет дискриминацию стимулов в соответствии с прошлыми условиями выработки условных рефлексов. Ключевой концепцией в бихевиористском подходе является подкрепление. Это условия вознаграждения, которые возникают, когда завершается последовательность стимул—реакция. Тогда данная модель^—Лимеет тенденцию ксвоему воспроизведению в сходных обстоятельствах и к обобщению, распространяемому на другие типы реакций, похожие на усвоенный при научении образец. Кроме того, реакция по определенной схеме, если не происходит ее повторения и периодического подкрепления, имеет тенденцию к затуханию, то есть исчезновению. Процессы получения иной реакции на те же самые стимулы и замены одних стимулов другими с целью получения той же самой реакции, называются изменением условных рефлексов или, в психотерапевтической терминологии, переобучением. Сторонник теории научения рассматривает тревожные состояния как разновидность беспредметного страха, когда индивидуум не осознает ни источника, ни объекта своих страхов. Примером приложения теории научения к консультированию служит «теория воспрепятствования» Филлипса [235]. Филлипс подчеркивает одновременную ассертивность и избирательность поведения индивидуума и отказывается от концепций личности, предполагающих наличие в ней «оси глубины» и «защитных механизмов». Чтобы изменить в ходе психотерапии поведение клиента, консультант создает условия, которые препятствуют имеющимся стереотипам поведения и обучают клиента новым типам реакции применительно к его жизненным обстоятельствам. Филлипс без обиняков обращается к одному из важнейших вопросов психотерапии, а именно: так ли уж необходимо постулировать существование в личности оси глубины в сочетании с рядом допущений относительно подсознания и защитных механизмов, таких как вытеснение? Еще один вопрос, который поднимают сторонники теории научения, — это вопрос об экспериментальном подтверждении. Приверженец теории научения усердно стремится так сформулировать свои концепции, постулаты и гипотезы, чтобы они были соотносимы с поведением и допускали наблюдения и исследования в лабораторных условиях. Сторонник теории научения сурово критикует способы построения теории, так как концепции, постулаты и гипотезы, по его мнению, слишком «скользкие» и расплывчатые и их трудно соотносить с наблюдаемым поведением. Тем не менее, теория научения не смогла предложить полезных в практическом смысле альтернативных концепций вместо ряда дедуктивных концепций о структуре и функционировании личности, выводимых в динамических теориях и теориях личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.127.13 (0.009 с.) |