Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Достоинства использования техники молчания консультантомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одна из основных наших посылок состоит в предположении, что молчание позитивного, принимающего типа является самой многообещающей консультационной техникой. Молчание консультанта вынуждает клиента говорить. Сходным образом, молчаливое присутствие другого человека нередко переориентирует внимание клиента на насущные задачи — на его собственные проблемы. Молчание консультанта может тогда стимулировать клиента взять на себя больше ответственности. Второе достоинство, подчеркнутое благодаря исследованиям с тестом Роршаха, связано с тем, что интровертные люди могут быть творческими личностями с богатой внутренней жизнью. Их не обязательно ставить ниже в сравнении с получающими более высокую социальную оценку экстравертными людьми. В ходе консультаций клиент выясняет для себя, что можно быть человеком тихим и все же уважаемым. Возможно, именно такое признание права клиента на молчание дает малозаметным людям ощущение собственной ценности и тем самым помогает принять себя таким, какой он есть. Ощущая принятие себя как робкого и тихого человека, он затем способен и сам усвоить эту установку по отношению к себе. В следующем описании одного консультационного случая у Роджерса подразумевается терапевтическая ценность молчания. «Я только что довел до конца самый странный консультационный случай из всех, с которыми когда-либо сталкивался. Думаю, он сможет вас заинтересовать. Джоан стала одной из самых первых моих клиенток, когда я начал вести консультации по полдня в неделю в местной школе старшей ступени (Десятый — двенадцатый классы в двенадцатилетке. — Прим. перев.). Она сказала куратору девочек: "Я чувствую такую робость, что даже не смогу объяснить, в чем моя проблема. Не могли бы вы рассказать вместо меня?". И куратор девочек рассказала мне, прежде чем я познакомился с Джоан, что ее беспокоит отсутствие друзей. Куратор девочек добавила, что и по ее наблюдениям Джоан всегда выглядит такой одинокой. Когда я в первый раз встретился с Джоан, она мало говорила о своей проблеме и лишь чуть-чуть рассказала о своих родителях, которых, по всей видимости, очень любила. Однако в беседе возникали долгие паузы. Полная и дословная запись следующих четырех бесед уместилась бы на этом клочке бумаги. К середине ноября Джоан отметила, что "дела идут довольно хорошо". Но без всяких уточнений. Тем временем куратор сообщила, что, по наблюдениям учителей, Джоан стала приветливо им улыбаться при случайных встречах в коридоре. Раньше такое было неслыханно. Впрочем, куратор редко видела Джоан и ничего не могла сказать о ее контактах с другими учащимися. В декабре состоялась одна беседа, на протяжении которой Джоан говорила свободно. Другие характеризовались молчанием, во время которого она просто сидела, явно погрузившись в глубокие размышления и лишь изредка улыбаясь. То же молчание в следующие два с половиной месяца. Затем я услышал, что ученицы этой школы избрали ее "девушкой месяца"! Основанием для присуждения этого титула всегда были спортивные успехи и популярность среди учениц. В то же время я получил записку от Джоан: "Думаю, в наших встречах больше нет необходимости". Конечно же, нет, совершенно очевидно, что нет, но почему? Что произошло за эти часы молчания? Моя вера в способности клиента подверглась суровому испытанию. Я рад, что она не была посрамлена» [249, р. 158-159]. Очевидно, терапевтическая ценность времяпровождения с человеком, который понимал Джоан и верил в ее способность решить свои проблемы, оказалась достаточно велика, как ни мало было сказано между ними. Третье ценное свойство паузы, молчания консультанта заключается втом, что долгий период безмолвия после интенсивного выражения чувств позволяет клиенту поразмыслить и прийти к глубокому инсайту. Если бы консультант форсировал продолжение исследования или перешел бы к излишней вербализации, инсайта могло бы и не быть. Клиент часто использует молчание, чтобы глубже погрузиться в свои мысли, проиграть в уме альтернативные образы действий или взвесить решение. Ему нужно чувствовать, что консультант одобряет такое его времяпровождение, и что он не огорчает консультанта таким своим поведением. Фактически, один из доходящих до крайности стилей психотерапии, известный под названием «метод безмолвной беседы», почти полностью сводится к такому невербальному типу коммуникации, когда терапевт передает клиенту свое понимание того, что тот борется с глубокими и трудными чувствами. Таким образом, одно из достоинств молчания состоит в том, что оно стимулирует глубину проникновения клиента в свои чувства. Четвертым ценным свойством молчания является снижение темпа беседы. Консультант нередко чувствует, что клиент спешит или считает себя обязанным стараться изо всех сил. Консультант может снизить интенсивность и темп до уровня, более приемлемого для обоих участников, увеличивая длительность пауз. В сущности, консультант говорит: «Мы не торопимся; спокойней». Итак, молчание консультанта на поздних стадиях терапии способно оказывать на клиента благотворное успокаивающее действие. В единственном имеющемся исследовании применения консультантом терапевтических пауз Тиндалл и Робинсон [305] разделили паузы у консультанта, ведущего консультации по улучшению учебных навыков, на три категории: намеренные (для усиления), организационные (для переходов) и паузы естественного завершения (для окончания консультации). Организационные паузы в подавляющем большинстве случаев были полезней всего для прояснения обсуждаемой темы и для подготовки кусвоению информации, предоставляемой консультантом. Клиенты обычно брали слово только после намеренной паузы или паузы естественного завершения. Впрочем, исследование Тин-далла и Робинсона показывает, что паузы могут иметь для клиента множество различных смыслов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.161.178 (0.01 с.) |