Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение амбивалентности и однозначности

Поиск

Понятие амбивалентности и ее терапевтический смысл, по представлениям Бордина [40], является характеристикой сти­мулирующей ситуации, на которую люди реагируют по-разно­му и для которой не существует однозначной реакции. В различ­ных аспектах консультационных взаимоотношений для клиен­та много неопределенного и амбивалентного. Обычно консультант на ранних стадиях проясняет свою роль и ситуацию в целом по­средством процесса под названием «структурирование». Однако степень ясности или неопределенности остается достаточно глу­боким аспектом взаимоотношений.

Неопределенность в отношениях позволяет клиенту проеци­ровать свои чувства на неоднозначную консультационную ситу­ацию. Это достигается легко, так каклюдям свойственно тракто­вать неоднозначные стимулы в терминах своих индивидуальных проекций. Такой процесс проецирования своих чувств помогает клиенту осознать эти чувствам обратить на них серьезное внима­ние, а консультанту позволяет узнать о них и применить соответ­ствующую консультационную технику.

Однако чрезмерная неопределенность может привести ктому, что у некоторых клиентов сильно повысится тревожность из-за неудачных попыток найти во взаимоотношениях хоть что-то безопасное и структурированное. Например, если консультант в начале процесса излишне снисходителен к клиенту и допус­кает слишком свободное погружение в чувства, это может довести последнего до панического состояния, а в некоторых случаях и толкнуть за психотическую грань.

Некоторая опасность для взаимоотношений появляется и тог­да, когдаличность консультанта для клиента слишком однознач­на или между ними устанавливается слишком близкое личное знакомство. Некоторая личностная неоднозначность необходи­ма, чтобы клиент мог приписывать консультанту любую роль, какую захочет. Эта мысль подробней будет обсуждаться в разделе о переносе, а сейчас следует указать, что чем меньше клиент знает о собственных чувствах консультанта и его личной жизни, тем легче тому выполнять свою терапевтическую функцию.

Проблему социальной дистанции не следует путать с той эмоци­ональной дистанцией, которая обсуждалась вы ше в разделе о субъ-ективном и объективном. Если консультант вступит в слишком приятельские отношения с клиентом, то есть позволит узнать себя как вполне определенную, конкретную личность, он обнаружит, что в ситуации терапевтической беседы испытывает слишком сильное давление, вынуждение «играть самого себя». Тем самым терапевтическая беседа смещается в направлении светской бол­товни за чашечкой кофе. С этим трудно справиться, скажем, в школьной обстановке, когда консультант нередко встречается со своими клиентами из числа учащихся не только в терапевтичес­ких ситуациях.

В обстановке клиники проблема социального общения с кли­ентом создает проблемы взаимоотношений. Поэтому большин­ство клиницистов считают неразумным общаться с клиентом на социальном уровне. Ожидания, связанные с социальными от­ношениями, имеют тенденцию резко отличаться от терапевти­ческих и мешать хорошим консультационным взаимоотноше­ниям.

 

Ответственность

Установление консультационных взаимоотношений с кли­ентом предполагает готовность консультанта принять на себя некоторую ответственность за результаты консультирования и даже готовность разделить с клиентом его неприятности. Кон­сультирование — дело весьма серьезное и требует серьезности намерений со стороны консультанта. Речь также идет о доле ответственности для клиента, которая должна быть отнюдь не малой, поскольку вопрос стоит именно о его проблемах и его по­ведении.

Консультанты расходятся в своих представлениях о той доле от­ветственности, которую должен взять на себя каждый из участни­ков. Мы полагаем, что на консультанта не ложится ответственность зато, чтобы устроить жизнь клиента или выбрать для него жизнен­ные цели. Тем не менее в силу установления взаимоотношений кон­сультанту отведена ответственная руководящая роль, согласно ко­торой он должен защищать клиента и возложить на себя определен­ные обязательства по поводу результатов в связи с тем влиянием, которое он, какличность, оказывает на взаимоотношения. Послед­нее обстоятельство особенно характерно для психотерапевтичес­ких взаимоотношений, когда клиент принимает такие критичес­кие решения в своей жизни, как разводиться ему или не разводить­ся, уйти л и из дому, совершить самоуби йство, смен ить место работы, бросить школу.

Дилемму клиента трудно свести к одной формуле. Пропор­ция в разделении ответственности зависит от таких факторов как возраст клиента, тип проблемы, институционная обстанов­ка, юридически определяемая доля ответственности и профес­сиональные ожидания. Некоторые консультанты регулируют вопрос ответственности, не рекомендуя клиенту принимать осо­бо важные решения, такие как развод, до окончания срока кон­сультаций. Такие консультанты указывают, что вскрываемые взаимоотношения являются материалом для изучения причин и последствий развода, что в дальнейшем позволит клиенту при­нять здравое решение и воплотить его в жизнь. Авторы полага­ют, что в большинстве случаев вопрос ответственности не мо­жет быть урегулирован так изящно. Описанная в следующей главе техника структурирования помогает как консультанту, так и клиенту прямо подойти к проблеме распределения индиви­дуальной и обоюдной ответственности.

На консультанта, работающего в условиях учреждения, ложит­ся дополнительная ответственность — сохранять лояльность по отношению к тому социальному институту, в который он входит. Взаимная ответственность учреждения и консультанта обуслов­лена чем-то вроде этического кодекса; однако она предполагает суровую реальность ответственности учреждения за обеспечение адекватных условий работы и, например, юридическую поддержку. Консультант несет перед своим учреждением ответственность за проведение принятой в нем административной политики. Хотя этот аспект ответственности не является характеристикой взаи­моотношений, он оказывается для них фактором прямого давле­ния.

Об ответственности консультанта в более широком социаль­ном смысле, ответственности перед обществом, речь пойдет позднее, при обсуждении вопросов этики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.25 (0.006 с.)