Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гипотеза о системе ядра личности

Поиск

Эта система во многих отношениях подобна Ид у Фрейда или «тени» у Юнга, а также «коллективному бессознательному». Она близка к тому, что обычный человек назвал бы «натурой челове­ка». На рис. 7 ядро обозначено буквами CS — это самая внутрен­няя часть в «древесном стволе» личности.

Система ядра содержит в себе базовые, фундаментальные потребности и побуждения, общие для всех человеческих су­ществ. В этом смысле система ядра является своего рода «об­щим знаменателем» для человечества и многих живых су­ществ, тогда как система «Я» представляет собой уникальный элемент личности. Примерами некоторых характеристик си­стемы ядра служат базовые побуждения человека, такие как сексуальность и стремление к безопасности. Базовая потреб­ность в агрессивности тоже является частью этой схемы. Та­кие потребности и побуждения ядра могут быть доминирую­щими силами внутри личности, особенно во время серьезной угрозы или кризиса, и проявляться во многих производных от них видах поведения.

Данные в пользу наследственного происхождения системы ядра фрагментарны и противоречивы. Исходя из антропологиче­ских и биологических данных, можно предположить, что челове­ческое существо приходит в этот мир с системой потребностей, ориентированной, главным образом, на общение, любовь, взаи­мопомощь, поиск безопасности. Удовлетворяя свои потребности в безопасности и устанавливая баланс компромиссов в семейной жизни, индивидуум испытывает фрустрации. Эти фрустрации порождают защитное поведение, которое, в сочетании с конкрет­ным социальным научением в рамках окружающей культуры, зачастую создает видимость глубоко укорененных афессивных потребностей и заложенных в природе человека враждебности и антисоциальности. Итак, мы полагаем, что антигуманистические качества в системе ядраличности приобретаются научением, а не являются составной частью унаследованной матрицы пове­дения.

Поведенческие проявления побуждений и потребностей ядра, которые проникли через защитные системы, могут нахо­диться в противоречии с более сознательным, рационально спла­нированным поведением. Согласно гипотезе Юнга, чрезмерная аффектация любого конкретного типа сознательного поведения развивает соответствующую антитезу на подсознательном уров­не. Например, неуемное стремление к добродетельной жизни (на сознательном уровне) будет в равной мере порождать свою противоположность — распущенность — на уровне ядра лич­ности. Обычно защитные средства для снятия такого конфлик­та сводятся к проекции конфликта на окружающих в форме не­годующей критики.

Согласно позиции авторов, система ядра не является ни по­зитивной, ни негативной, но включает в себя элементы обеих этих оценочных категорий. Такой взгляд на ядро личности в высшей степени сходен с описанием подсознания у Фромма, когда он говорит следующее:

«В мышлении Фрейда подсознательное предстает, главным образом, тем, что только есть в нас плохого, что вытеснено и несовместимо с требо­ваниями нашей культуры и нашего высшего "Я". В системе Юнга подсоз­нательное становится источником откровения, символическим представ­лением того, что на религиозном языке называется Господь Бог. По его мнению, тот факт, что мы подвержены диктату нашего подсознания, уже сам по себе является религиозным феноменом. Я полагаю, что обе эти кон­цепции подсознательного суть односторонние искажения истины. Наше подсознание — то есть та часть нашего "Я", которая исключается из орга­низованного Эго, — содержит одновременно и низшее, и высшее, и самое плохое, и самое хорошее (Курсив наш. — авт.). Мы должны подходить к подсознательному не так, словно бы оно было Богом, которому мы должны поклоняться, или драконом, которого мы должны сразить, но со смирени­ем, с идущим из сокровенных глубин чувством юмора, когда мы видим эту часть нас самих такой, какая она есть, без ужаса и без благоговения. Мы обнаруживаем в себе желания, страхи, идеи, инсайты, которые исключа­ются из организационной структуры нашего сознания и которые мы заме­чаем в других, но не в себе» [117, р. 97].

Одна из главных проблем бытия в целом и глубинной психоте­рапии в частности — вопрос, как совместить сознательные потребности и желания с побуждениями системы ядраличности, сни­мая тем самым внутренний конфликт. И хотя работа консультанта над проблемами эго-системы и системы «Я», возможно, не так уж глубоко затрагивает упомянутую выше тематику, важно, тем не менее, иметь представление о некоторых гипотезах, указывающих на сам факт существования и на функции ядраличности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В этой главе высказывается следующая точка зрения: кон­сультантам и психотерапевтам следует владеть последователь­ной и четко сформулированной теорией личности, которой они могли бы руководствоваться в своей деятельности в каче­стве ученых-практиков в области терапевтической психологии. И хотя не существует такой теории личности, которая была бы адекватной основой для практики психотерапии и консульти­рования, каждый теоретический подход имеет для практики свое уникальное значение. Множество самых разных динамических и бихевиористских моделей личности может привлекаться кон­сультантом для того, чтобы помочь ему понять данного, кон­кретного, неповторимого в своей индивидуальности клиента. Предложенный нами многогранный подход должен послужить основой, на которой можно выстраивать концепции консуль­тационных взаимоотношений и консультационного процесса.

 

 

Глава 3

Развитие личности

 

 

Процесс психотерапии имеет различные цели в зависи­мости от взглядов психотерапевта. Важной общей целью является помощь клиенту в развитии созидательной и открытой личнос­ти. Для достижения этой цели требуется иметь представление о прошлом клиента, его нынешней стадии развития и его планах на будущее. В данной главе прослеживаются основные события в жизни каждого человека, чтобы иметь возможность взглянуть на процессы и цели психотерапевтического консультирования, обсуждаемые в главе 4, через призму развития личности. Данный краткий обзор не предназначен для того, чтобы служить исчерпывающей сводкой литературы о процессах роста и развития. Вместо этого представлена та важная для целей консультирования и психотерапии точка зрения, что психолог­ическое развитие происходит посредством межличностных взаимодействий, и что многие человеческие проблемы возник­ают из-за торможения способности к любви и прочным человеческим привязанностям. Мы предлагаем вам обсудить значение и важность любви на различных стадиях развития личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.01 с.)