Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональное консультирование и психотерапия↑ Стр 1 из 98Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Чем старше становится область психотерапии и консультирования, тем очевиднее, что профессиональная компетентность здесь требует чего-то большего, нежели знание соответствующих приемов. Консультант может быть чрезвычайно искусным, но лишенным широкого кругозора и той отточенности профессионального мастерства, которые приобретаются благодаря глубоким фундаментальным знаниям. В данной книге мы постараемся позаботиться об этих жизненно важных составляющих профессионального образования. Помимо описания фундаментальных методов психотерапии и консультирования, в этот труд вошли важнейшие исторические данные, теория личности и описание ситуаций, встречающихся в практике психотерапии и консультирования в самой разной обстановке: в школах, колледжах, организациях, церквях, клиниках и на предприятиях. В данной главе рассматривается происхождение таких отраслей психологии, как психотерапия и психологическое консультирование, их нынешний статус и тенденции, а также ряд актуальных профессиональных проблем. Поскольку задачей психотерапевтов и консультантов является содействие личностным изменениям у клиентов, глава 2 состоит из вводного обсуждения теории, изложения различных подходов и краткого описания взглядов на природу и функции личности. Принципиальные представления о развитии личности с акцентами на специфических проблемах каждой стадии — от младенчества до старости — обсуждаются в главе 3, тогда как обзор внутреннего содержания процессов психотерапии и консультаций помещен в главе 4. Назначением части I является ознакомление читателя с проблемами профессиональной практики и подготовка его к обсуждению методологии в частях II и III с помощью обзора теорий личности и концепций развития человеческой личности. В части II психотерапия и консультации рассматриваются под углом зрения «Как это делается». В главе 5, посвященной подготовке клиента к консультациям, изложены важные моменты методологического характера. Главы 6-8 посвящены природе взаимоотношений при консультировании- их установлению и поддержанию. Уделяется внимание факторам, создающим проблемы для консультанта. В главе 9-11 описываются и иллюстрируются важные методы интерпретации, оценки, предоставления информации и групповой терапии. В основе части II лежит идея о том, что психотерапевтические установки и методы усваиваются при научении, а не проявляются как природный дар. Поэтому эффективные методы консультирования можно усвоить благодаря сознательному изучению, усердной практике и самокритичной проверке. Предполагается, что читатель, в какой бы профессиональной обстановке он ни работал, сможет выбрать из приводимых далее методов то, которые лучше всего соответствуют его специализации и институациональному статусу. В части III описываются рассмотренные ранее методы в сфере психологических проблем, связанных с браком, семейной жизнью, философией и религей, умственной деятельностью, образовательной и профессиональной ориентацией, дисциплиной и трудовыми отношениями. Назначение этой части- дать описание некоторых проблем, свойственных каждой из перечисленных областей, специфик этих областей и необходимых для них адаптаций общей теории и методологии. Дополнительная цель- ознакомить студентов с разнообразными приложениями практической психологии в сфере глубинных человеческих проблем. В книгу включены материалы, не содержащие сведений по методологии, а представляюие теоретические знания, необходимые в профессиональном образовании психотерапевта или консультанта. Конечно, этот материал не включает в себя все, что должен знать компетентный специалист в данной области, но мы надеемся, что готовящимся к профессиональной деятельности студентам и уже работающим профессионалам наша книга поможет более точно определить, какие знания нужны в искусстве психологической помощи.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Терапевтическая психология- это отрасль науки, основанная на знаниях, полученных в ряде взаимосвязанных областей профессиональной деятельности, в каждой из которых осуществляется «функция психологической помощи». Например, клиническая психология, с ее традиционным акцентом на постановке диагноза, в настоящее время сосредоточена главным образом на психотерапии и консультациях. Консультативная психология — это еще один аспект психологии, включающий в себя как традиционное консультирование, так и новые приложения клинического характера. Педагогическая психология — третья область на обширном поле психологии, где начинают находить свое применение психотерапия и консультирование. Психиатрия, несомненно, внесла огромный вклад в концепции и методы, задействованные в настоящее время в процессе психологической помощи. Из области социального обеспечения также пришло богатое наследие в виде опыта консультаций и опросов. Пасторские консультации при церкви — одна из областей профессиональной деятельности, имеющая много общего с терапевтической психологией. Консультации для работников и руководителей на предприятиях —развивающаяся область, в которой также применяются методы психотерапии и консультирования. Нынешняя тенденция к формальному утверждению терапевтической психологии в качестве научной дисциплины — явление естественное. Психология в течение многих лет сотрудничала с другими отраслями профессиональной деятельности, предлагая свой уникальный подход к пониманию человеческого поведения. Чтобы преуспеть в занятиях психотерапией и консультировании, психологи, как представляется, должны осознать и научиться применять достижения всех существующих профессиональных областей, связанных с оказанием психологической помощи, помимо использования уникальных результатов их собственной науки. На рис. 1 проиллюстрировано соотношение между дисциплинами, благодаря которым собраны и в которых используются материалы данной книги. Терапевтическая психология охватывает обе ветви — психотерапию и консультирование. Прежде чем закончить этот раздел, необходимо пояснить различия в этих двух формах психологической помощи людям. Авторы данной книги — психолог-консультант, работающий в колледже, и клинический психолог, занимающийся частной практикой, объединили две точки зрения, относящиеся, соот-
Рис. 1. Связь терапевтической психологии со вспомогательными профессиональными областями, связанными с оказанием психологической помощи
ветственно, кдвум разным областям их практического опыта, чтобы сформировать комплекс знаний, полезный для развития психотерапии и консультирования. Полученный результат — книгу «Терапевтическая психология» — можно определить как совокупность представлений, оценок и приемов, общих для обоих процессов — консультирования и психотерапии. На рис. 2 изображен диапазон терапевтической психологии. Психотерапия и консультирование рассматриваются как пересекающиеся области профессиональной деятельности. Для характеристики консультирования применимы следующие сло- ' Диапазон \ / терапевтической психологии \ Образовательное \ Поддерживающее \ Ситуативное. Направленное на: ^ _ — решение проблем — получение информации — выделение «нормы» /Поддерживающая (более направленно) / Реконструктивная Глубинная Психоаналитическая Акцентированная на бессознательном Направленная на неврозы и другие серьезные эмоциональные проблемы Рис. 2. Диапазон консультирования и психотерапии в рамках терапевтической психологии
ва: «образовательное», «с поддержкой клиента», «ситуативное», «нацеленное нарешение проблем», «сознательная информированность», «сосредоточенность на "нормальных" индивидуумах», «кратковременное». Психотерапия характеризуется так: «поддерживающая», «реконструктивная», «глубинная», «психоаналитическая», «акцентированная на бессознательном», «направленная на "неврозы" и другие серьезныеэмоциональные проблемы», «долговременная». Мы убеждены, что вряд ли кто-то станет оспаривать два списка, представленных на рис. 2 и соответствующих двум краям непрерывного диапазона «консультирование — психотерапия». Главное исключение может быть связано с тем фактом, что в наши дни значительное время тратится на поддерживающую терапию амбулаторных, не рассматриваемых в качестве пациентов, больных шизофренией. Например, многие психотерапевты в клиниках Управления по делам ветеранов назвали бы это психотерапией, но они бы подчеркнули, что она имеет поддерживающий характер, а не характер модификации личности. Как бы то ни было, большинство людей, надо полагать, не назвали бы этот род деятельности консультированием. Изучение терапевтической психологии, таким образом, имеет три достаточно общих назначения: 1) создать представление о диапазоне и объеме знаний, необходимых для профессионально компетентного консультанта или психотерапевта; 2) привести к овладению фундаментальными знаниями, которые должны быть досконально изучены, прежде чем можно будет пользоваться методами психотерапии или консультирования; 3) способствовать выработке представлений об усовершенствованиях методологии, которые необходимы для различных специализаций, возникающих в обеих этих ветвях терапевтической психологии. Блос [36] и Пепински [228] утверждают, что при консультировании речь идет о случаях относительно неглубоких проблем, то есть о людях, у которых не развились стойкие невротические расстройства и которые, главным образом, страдают от напряжения, созданного внешними условиями. Тем не менее Торн [298], являющийся одновременно психиатром и психологом, описывает консультирование как одну из разновидностей психотерапии, но ориентированную на проблемы «здоровых» людей. Робинсон [243] привносит новые полезные представления в определение консультирования, которое он рассматривает как психологическую помощь здоровым людям для улучшения их навыков адаптации, что проявляется в повышении у них зрелости, самостоятельности, личностной цельности и ответственности. Хотя сформулировать точное объединяющееопределение консультирования достаточнотрудно, Густад [133] усматривает в опубликованных определениях три категории: 1) описывающие участников, которых обычно двое, с уточнением профессиональной роли и рода деятельности консультанта (учитель, священнослужитель, психолог); 2) обозначающие цели в терминах улучшения адаптации, расширения навыков и удовлетворенности жизнью; 3) подчеркивающие аспекты научения в ходе консультаций. Густад, исходя из своего обзора, предложил комбинированное определение консультирования, в которое вошли все три ключевых элемента: «Консультирование — это ориентированный на научение процесс, осуществляемый двумя участниками в простой социальной обстановке, один на один, когда консультант, профессионально компетентный п отношении соответствующих психологических умений и знаний, стремится помочь клиенту способами, обусловленными потребностями последнего, и в контексте общей программы работы с клиентурой: лучше узнать самого себя, научиться пользоваться этими знаниями для достижения более ясно очерченных и реалистичных целей, с тем чтобы клиент мог почувствовать себя счастливее и стать более полезным членом общества» [133, р. 17]. Психотерапия, напротив, определяется как более общее преобразование научения индивида не только на сознательном, но и на бессознательном уровне. Основополагающая цель психотерапии — помочь клиенту осуществить перцепционную перестройку, встроить последующие инсайты в структуру личности и выработать умение справляться с чувствами, возникающими в глубинах его личности. Существующие у него механизмы защиты обычно модифицируются до такой степени, что достигается реадаптация. Таким образом, психотерапия глубже затрагивает личность пациента или клиента и больше сосредоточивается на смягчении патологических состояний, нежели консультирование, которое не отличается столь глубоким проникновением в структуру личности индивида. При консультировании внимание уделяется рациональному планированию, решению проблем и поддержке в ситуативном напряжении, возникающем в повседневной жизни здоровых людей. Вследствие этого процесс консультирования требует меньшей продолжительности, чем психотерапия. Терапевтическая психология охватывает широкий смысловой диапазон, на одном краю которого впитывает в себя функции обучения и воспитания, а на другом — сливается с интенсивной психотерапией. Для многих клиницистов различие между психотерапией и консультированием представляется главным образом количественным, а не качественным. Для достижения целей нашей книги мы решили употреблять такие термины, как консультант, психотерапевт, клиницист, психолог-консультант, психотерапевт-консультант и психолог в качестве взаимозаменяемых в той достаточно широкой области, где их значения пересекаются. Однако мы признаем, что между этими терминами существуют определенные различия, поэтому будем стараться проводить их разграничение в тех областях, которые считаются первоочередной сферой деятельности либо консультантов, либо, соответственно^ психотерапевтов. Еще один подход к различению форм психотерапевтической помощи и отделению медицинских функций от психологических проиллюстрирован в табл. 1. Здесь показана значительная область перекрытия, существующая на границе между психологией и психиатрией, наряду с некоторыми специфическими
Таблица 1 КОНТИНУУМ ПСИХОТЕРАПИИ ОТ МЕДИЦИНЫ ДО ПСИХОЛОГИИ
функциями медицинских психотерапевтов, перечисленными в левом крайнем столбце, и специфическими функциями психологов и консультантов — в правом. Функции повышения квалификации и психотерапии, общие для обеих групп, собраны в среднем столбце вместе с факторами, которые должны приниматься во внимание при определении круга обязанностей психотерапевта. Есть психиатры, заявляющие, что всякая психотерапия относится исключительно к области медицины. Если следовать их логике, то информация о функциях консультантов, и клинических психологов должна быть помещена в крайний правый столбец. Правда, некоторые психологи и педагоги готовы выполнить аналогичную операцию относительно медиков. Мы же полагаем, что существуют логические и практические резоны для разделения психотерапевтических обязанностей. Ответ, по нашему мнению, состоит в аккуратно сформулированном разграничении функций в соответствии со схемой, данной в среднем, переходном столбце. Такие критерии, как глубина (на которую затронута личность пациента), образование, опыт, ответственность, институциональная обстановка, должны определять, кто будет осуществлять психотерапию и в какой степени. В этой вводной главе речь пойдет о шести тенденциях, способствующих повышению профессионализма в терапевтической психологии: 1) акцент на профессиональной ответственности; 2) профессионализация во многих направлениях; 3) сосредоточенность на личных взаимоотношениях клиента и консультанта, а не на проблемах или методах; 4) использование научных данных и методов для решения человеческих проблем; 5) возникновение объединяющихтеоретических построений для примирения противоречивых взглядов и объяснения происходящего с клиентом процесса изменений; 6) расширение целей и приложений консультирования.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.126 (0.01 с.) |