Профессиональное консультирование и психотерапия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное консультирование и психотерапия



 

Чем старше становится область психотерапии и консуль­тирования, тем очевиднее, что профессиональная компетент­ность здесь требует чего-то большего, нежели знание соответ­ствующих приемов. Консультант может быть чрезвычайно искусным, но лишенным широкого кругозора и той отточенно­сти профессионального мастерства, которые приобретаются благодаря глубоким фундаментальным знаниям. В данной книге мы постараемся позаботиться об этих жизненно важных состав­ляющих профессионального образования. Помимо описания фундаментальных методов психотерапии и консультирования, в этот труд вошли важнейшие исторические данные, теория личности и описание ситуаций, встречающихся в практике пси­хотерапии и консультирования в самой разной обстановке: в шко­лах, колледжах, организациях, церквях, клиниках и на предпри­ятиях.

В данной главе рассматривается происхождение таких отраслей психологии, как психотерапия и психологическое консуль­тирование, их нынешний статус и тенденции, а также ряд акту­альных профессиональных проблем.

Поскольку задачей психотерапевтов и консультантов явля­ется содействие личностным изменениям у клиентов, глава 2 состоит из вводного обсуждения теории, изложения различных подходов и краткого описания взглядов на природу и функции личности. Принципиальные представления о развитии лично­сти с акцентами на специфических проблемах каждой стадии — от младенчества до старости — обсуждаются в главе 3, тогда как обзор внутреннего содержания процессов психотерапии и кон­сультаций помещен в главе 4.

Назначением части I является ознакомление читателя с проблемами профессиональной практики и подготовка его к об­суждению методологии в частях II и III с помощью обзора тео­рий личности и концепций развития человеческой личности.

В части II психотерапия и консультации рассматриваются под углом зрения «Как это делается». В главе 5, посвященной подготовке клиента к консультациям, изложены важные моменты методологического характера. Главы 6-8 посвящены природе взаимоотношений при консультировании- их установлению и поддержанию. Уделяется внимание факторам, создающим проблемы для консультанта. В главе 9-11 описываются и иллюстрируются важные методы интерпретации, оценки, предоставления информации и групповой терапии. В основе части II лежит идея о том, что психотерапевтические установки и методы усваиваются при научении, а не проявляются как природный дар. Поэтому эффективные методы консультирования можно усвоить благодаря сознательному изучению, усердной практике и самокритичной проверке.

Предполагается, что читатель, в какой бы профессиональной обстановке он ни работал, сможет выбрать из приводимых далее методов то, которые лучше всего соответствуют его специализации и институациональному статусу.

В части III описываются рассмотренные ранее методы в сфере психологических проблем, связанных с браком, семейной жизнью, философией и религей, умственной деятельностью, образовательной и профессиональной ориентацией, дисциплиной и трудовыми отношениями. Назначение этой части- дать описание некоторых проблем, свойственных каждой из перечисленных областей, специфик этих областей и необходимых для них адаптаций общей теории и методологии. Дополнительная цель- ознакомить студентов с разнообразными приложениями практической психологии в сфере глубинных человеческих проблем.

В книгу включены материалы, не содержащие сведений по методологии, а представляюие теоретические знания, необходимые в профессиональном образовании психотерапевта или консультанта. Конечно, этот материал не включает в себя все, что должен знать компетентный специалист в данной области, но мы надеемся, что готовящимся к профессиональной деятельности студентам и уже работающим профессионалам наша книга поможет более точно определить, какие знания нужны в искусстве психологической помощи.

 

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Терапевтическая психология- это отрасль науки, основанная на знаниях, полученных в ряде взаимосвязанных областей профессиональной деятельности, в каждой из которых осуще­ствляется «функция психологической помощи». Например, кли­ническая психология, с ее традиционным акцентом на поста­новке диагноза, в настоящее время сосредоточена главным об­разом на психотерапии и консультациях. Консультативная психология — это еще один аспект психологии, включающий в себя как традиционное консультирование, так и новые прило­жения клинического характера. Педагогическая психология — третья область на обширном поле психологии, где начинают находить свое применение психотерапия и консультирование. Психиатрия, несомненно, внесла огромный вклад в концеп­ции и методы, задействованные в настоящее время в процессе психологической помощи. Из области социального обеспече­ния также пришло богатое наследие в виде опыта консульта­ций и опросов. Пасторские консультации при церкви — одна из областей профессиональной деятельности, имеющая много общего с терапевтической психологией. Консультации для ра­ботников и руководителей на предприятиях —развивающаяся область, в которой также применяются методы психотерапии и консультирования.

Нынешняя тенденция к формальному утверждению терапев­тической психологии в качестве научной дисциплины — явле­ние естественное. Психология в течение многих лет сотрудни­чала с другими отраслями профессиональной деятельности, предлагая свой уникальный подход к пониманию человеческо­го поведения. Чтобы преуспеть в занятиях психотерапией и кон­сультировании, психологи, как представляется, должны осо­знать и научиться применять достижения всех существующих профессиональных областей, связанных с оказанием психоло­гической помощи, помимо использования уникальных резуль­татов их собственной науки. На рис. 1 проиллюстрировано со­отношение между дисциплинами, благодаря которым собраны и в которых используются материалы данной книги.

Терапевтическая психология охватывает обе ветви — психо­терапию и консультирование. Прежде чем закончить этот раз­дел, необходимо пояснить различия в этих двух формах психо­логической помощи людям.

Авторы данной книги — психолог-консультант, работающий в колледже, и клинический психолог, занимающийся частной практикой, объединили две точки зрения, относящиеся, соот-

 

Рис. 1. Связь терапевтической психологии со вспомогательными профес­сиональными областями, связанными с оказанием психологической помощи

 

ветственно, кдвум разным областям их практического опыта, что­бы сформировать комплекс знаний, полезный для развития пси­хотерапии и консультирования. Полученный результат — книгу «Терапевтическая психология» — можно определить как совокуп­ность представлений, оценок и приемов, общих для обоих про­цессов — консультирования и психотерапии.

На рис. 2 изображен диапазон терапевтической психологии. Психотерапия и консультирование рассматриваются как пере­секающиеся области профессиональной деятельности. Для ха­рактеристики консультирования применимы следующие сло-

' Диапазон \

/ терапевтической психологии \

Образовательное \ Поддерживающее \ Ситуативное.

Направленное на: ^ _

— решение проблем

— получение информации

— выделение «нормы»

/Поддерживающая

(более направленно) / Реконструктивная Глубинная Психоаналитическая Акцентированная на бессознательном Направленная на неврозы и другие серьезные эмоциональные проблемы

Рис. 2. Диапазон консультирования и психотерапии в рамках терапев­тической психологии

 

ва: «образовательное», «с поддержкой клиента», «ситуативное», «нацеленное нарешение проблем», «сознательная информирован­ность», «сосредоточенность на "нормальных" индивидуумах», «кратковременное». Психотерапия характеризуется так: «поддер­живающая», «реконструктивная», «глубинная», «психоаналити­ческая», «акцентированная на бессознательном», «направленная на "неврозы" и другие серьезныеэмоциональные проблемы», «дол­говременная».

Мы убеждены, что вряд ли кто-то станет оспаривать два спис­ка, представленных на рис. 2 и соответствующих двум краям не­прерывного диапазона «консультирование — психотерапия». Глав­ное исключение может быть связано с тем фактом, что в наши дни значительное время тратится на поддерживающую терапию ам­булаторных, не рассматриваемых в качестве пациентов, больных шизофренией. Например, многие психотерапевты в клиниках Управления по делам ветеранов назвали бы это психотерапией, но они бы подчеркнули, что она имеет поддерживающий харак­тер, а не характер модификации личности. Как бы то ни было, большинство людей, надо полагать, не назвали бы этот род дея­тельности консультированием.

Изучение терапевтической психологии, таким образом, имеет три достаточно общих назначения: 1) создать представ­ление о диапазоне и объеме знаний, необходимых для профес­сионально компетентного консультанта или психотерапевта; 2) привести к овладению фундаментальными знаниями, кото­рые должны быть досконально изучены, прежде чем можно будет пользоваться методами психотерапии или консультиро­вания; 3) способствовать выработке представлений об усовер­шенствованиях методологии, которые необходимы для различ­ных специализаций, возникающих в обеих этих ветвях тера­певтической психологии.

Блос [36] и Пепински [228] утверждают, что при консульти­ровании речь идет о случаях относительно неглубоких проблем, то есть о людях, у которых не развились стойкие невротичес­кие расстройства и которые, главным образом, страдают от на­пряжения, созданного внешними условиями. Тем не менее Торн [298], являющийся одновременно психиатром и психологом, описывает консультирование как одну из разновидностей пси­хотерапии, но ориентированную на проблемы «здоровых» лю­дей. Робинсон [243] привносит новые полезные представления в определение консультирования, которое он рассматривает как психологическую помощь здоровым людям для улучшения их навыков адаптации, что проявляется в повышении у них зре­лости, самостоятельности, личностной цельности и ответствен­ности.

Хотя сформулировать точное объединяющееопределение кон­сультирования достаточнотрудно, Густад [133] усматривает в опуб­ликованных определениях три категории:

1) описывающие участников, которых обычно двое, с уточ­нением профессиональной роли и рода деятельности консуль­танта (учитель, священнослужитель, психолог);

2) обозначающие цели в терминах улучшения адаптации, рас­ширения навыков и удовлетворенности жизнью;

3) подчеркивающие аспекты научения в ходе консультаций.

Густад, исходя из своего обзора, предложил комбинирован­ное определение консультирования, в которое вошли все три ключевых элемента:

«Консультирование — это ориентированный на научение процесс, осуще­ствляемый двумя участниками в простой социальной обстановке, один на один, когда консультант, профессионально компетентный п отношении

соответствующих психологических умений и знаний, стремится помочь кл­иенту способами, обусловленными потребностями последнего, и в контек­сте общей программы работы с клиентурой: лучше узнать самого себя, науч­иться пользоваться этими знаниями для достижения более ясно очерченных и реалистичных целей, с тем чтобы клиент мог почувствовать себя счастливее и стать более полезным членом общества» [133, р. 17].

Психотерапия, напротив, определяется как более общее пре­образование научения индивида не только на сознательном, но и на бессознательном уровне. Основополагающая цель психо­терапии — помочь клиенту осуществить перцепционную перестройку, встроить последующие инсайты в структуру лич­ности и выработать умение справляться с чувствами, возника­ющими в глубинах его личности. Существующие у него меха­низмы защиты обычно модифицируются до такой степени, что достигается реадаптация. Таким образом, психотерапия глуб­же затрагивает личность пациента или клиента и больше со­средоточивается на смягчении патологических состояний, не­жели консультирование, которое не отличается столь глубо­ким проникновением в структуру личности индивида. При консультировании внимание уделяется рациональному пла­нированию, решению проблем и поддержке в ситуативном на­пряжении, возникающем в повседневной жизни здоровых людей. Вследствие этого процесс консультирования требует меньшей продолжительности, чем психотерапия. Терапевти­ческая психология охватывает широкий смысловой диапа­зон, на одном краю которого впитывает в себя функции обу­чения и воспитания, а на другом — сливается с интенсивной психотерапией.

Для многих клиницистов различие между психотерапией и консультированием представляется главным образом количест­венным, а не качественным. Для достижения целей нашей кни­ги мы решили употреблять такие термины, как консультант, психотерапевт, клиницист, психолог-консультант, психотера­певт-консультант и психолог в качестве взаимозаменяемых в той достаточно широкой области, где их значения пересекаются. Однако мы признаем, что между этими терминами существуют определенные различия, поэтому будем стараться проводить их разграничение в тех областях, которые считаются первоочеред­ной сферой деятельности либо консультантов, либо, соответст­венно^ психотерапевтов.

Еще один подход к различению форм психотерапевтической помощи и отделению медицинских функций от психологичес­ких проиллюстрирован в табл. 1. Здесь показана значительная область перекрытия, существующая на границе между психо­логией и психиатрией, наряду с некоторыми специфическими

 

 

Таблица 1 КОНТИНУУМ ПСИХОТЕРАПИИ ОТ МЕДИЦИНЫ ДО ПСИХОЛОГИИ

Задачи психиатрии и неврологии (медицины)   Область объединяющая медицину и психологию Задачи консультативно-клинической психологии
Лечение выраженных неврозов и психозов: - психохирургия; - электрошок; - наркосинтез; - транквилизаторы; - седативные - препараты; - гормоны; - инсулиновый шок; - витамины     Психотерапия и повышение квалификации (критерии, применяемые для опреде­ления круга психотера­певтических обязанностей медика или психолога) Необходимая информация о психотерапевте: уровень психотерапевти­ческого образования; — опыт в психотерапии; — умение ставить диагноз и знание психотерапии; — объем психотерапевтичес­ких обязанностей, делеги­рованных социальными ин­ститутами; — институциональная обста­новка (школа или больница); — юридические ограничения; Необходимая информация о пациенте или клиенте: — глубина, на которую затронута личность; — ригидность защитных структур; — сила Эго и другие личностные ресурсы; — соматические осложнения; — степень недееспособности, предполагаемая симптомами; — характер целей психо­ терапии   Планирование и решение проблем: — диагностические и прогностические психологические тесты; — информационные ре­сурсы; — интерпретация фак­тов Оказание помощи при трудностях обучения: — коррективные методы; -диагностические пси­хологические тесты Эмоциональные проблемы: — коррекция ситуатив­ной тревожности, враж­дебности, амбивалент­ности и их симптомов, не предполагающих не­дееспособности или глубины проблем; — изучение анамнеза и описание функциони­рования личности с по­мощью психометричес­ких тестов  

 

функциями медицинских психотерапевтов, перечисленными в левом крайнем столбце, и специфическими функциями психо­логов и консультантов — в правом. Функции повышения ква­лификации и психотерапии, общие для обеих групп, собраны в среднем столбце вместе с факторами, которые должны прини­маться во внимание при определении круга обязанностей пси­хотерапевта.

Есть психиатры, заявляющие, что всякая психотерапия отно­сится исключительно к области медицины. Если следовать их логике, то информация о функциях консультантов, и клиничес­ких психологов должна быть помещена в крайний правый стол­бец. Правда, некоторые психологи и педагоги готовы выполнить аналогичную операцию относительно медиков. Мы же полагаем, что существуют логические и практические резоны для разделе­ния психотерапевтических обязанностей. Ответ, по нашему мне­нию, состоит в аккуратно сформулированном разграничении функций в соответствии со схемой, данной в среднем, переход­ном столбце. Такие критерии, как глубина (на которую затронута личность пациента), образование, опыт, ответственность, инсти­туциональная обстановка, должны определять, кто будет осуще­ствлять психотерапию и в какой степени.

В этой вводной главе речь пойдет о шести тенденциях, спо­собствующих повышению профессионализма в терапевтиче­ской психологии: 1) акцент на профессиональной ответст­венности; 2) профессионализация во многих направлениях; 3) сосредоточенность на личных взаимоотношениях клиента и консультанта, а не на проблемах или методах; 4) использование научных данных и методов для решения человеческих проблем; 5) возникновение объединяющихтеоретических построений для примирения противоречивых взглядов и объяснения происхо­дящего с клиентом процесса изменений; 6) расширение целей и приложений консультирования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.176.66 (0.022 с.)