Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гештальт-терапия и организационное консультирование. Историческая перспективаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(1930 - 1996)* © 2001 г. Эдвин С. Невис Пер. с англ. О. В. Василец На психологическую практику, в частности гештальт-тера-пию или консультирование организаций, сильное влияние оказывает социальное, экономическое, политическое и интеллектуальное развише общества. Изменение этих факторов вызывает изменение спроса на те ли иные интервенции на рынке услуг. Рост интереса к осознанию в долгий период либерализма (1930-1965) сменился вниманием к действию в эпоху консерватизма (1965-1995). В статье обсуждаются смысл этих перемен и новый переход к эпохе либерализма, возможности гештальт-тера-пии и организационного консультирования в настоящий моменг. Эта статья затрагивает вопросы применения гештальт-терапии при организационном консультировании, а также то влияние, которое оказывают изменения в социальном контексте на интеграцию этих двух направлений. Рассматривая различные периоды за 70-летнюю историю этих двух направлений, я надеюсь осветить настоящее положение дел и те изменения в развитии гештальт-терапии и организационном консультировании, которых можно ожидать в будущем. * Перепечатано без изменений из журнала «Гештальт Ревю». № 2. Вып. I. 1997. © 2000, by Analytic Press, Ins.. » Гештальт-терапия и организационное развитие — относительно новые явления, развивающиеся на базе уже разработанных теорий в период с 1930 г. по 1965 г. Рассматриваемые нами направления начали развиваться в период, когда либерализм преобладал в экономике, социальной сфере и общественной мысли. Идеи и энергия, высвобожденные в этот период, воспламенили воображение многих людей и привели к возникновению и распространению психологического профессионализма, начавшего свой путь в США и постепенно охватившего Европу. Важное влияние на этот процесс оказали идеи психоанализа и групповой динамики. Обычно отдают должное «героическим фигурам», которые породили новое мышление, однако цель этой статьи - показать, что новая модель может выжить и развиться только до уровня, поддерживаемого и питаемого средой. До некоторой степени гештальт-терапия развивалась как реакция на доктрину Фрейда, которая взращивалась ранее, в условиях консерватизма, в социальном, политическом и экономическом мышлении. Фриц и Лаура Перлз, Пол Гудман и Изидор Фромм были движимы тем, что они считали слабостью в психоанализе, однако их также вело видение новой терапевтической модели, более соответствующей времени осознания себя взрослым человеком. Итак, их мышление было сформировано либеральным фоном, который развивался и расцветал с 1930 г. до 1956 г. Действительно, без поддерживающей среды гештальт-терапия не оказала бы такого влияния на психологический мир и общество. Организационное консультирование также начало развиваться как реакция на более раннюю модель - «тейлоризм», теорию научного управления, господствовавшую в первой трети XX в. Основным звеном этой теории было разбиение работы на мельчайшие элементы и исследование времени, которое может отводиться на повседневное их исполнение. Это было значимо в начале XX в., когда питательной средой экономики был дешевый труд неграмотных иммигрантов, выполнявших простые задания, не требовавшие больших затрат на обучение. Позднее, в 1940-х, Дуглас Мак-Грегор (1950, 1960) и Крис Эрджирис (1957) привлекли наше внимание к совсем другой модели, больше соответствовавшей миру сложных задач, где работы выполнялись более квалифицированными сотрудниками. Модель Мак-Грегора «теория Х/теория Y», согласно которой работникам нужно доверять и стимулировать их на выполнение более сложных заданий, и они хо- тят, чтобы с ними обращались по-взрослому, не могла бы появится без его прежнего открытия, что рабочий мир меняется. Величие работы Мак-Грегори и Эрджириса, в которой выразилось их ломающее все устоявшиеся в этой области положения, невозможно осознать без глубокого понимания духа времени, в котором они жили. По всей видимости понятия гештальт-терании были впервые применены в области организационного консультирования в 1959 г. Ричард Уоллен - гештальт-терапевт, внесший вклад в развитие теории групповой динамики, сформировал с автором (тогда практиковавшим психологом в области организационного консультирования) команду, разработавшую и применявшую систему отбора управленцев, тренинг сензитив-ности для среднего управленческого звена и проводившую общие консультации. Позднее методология гештальт-терапии была введена Национальной тренинговой лабораторией (NTL) при творческой поддержке У. Уорнера Берка, который через некоторое время обучился в гештальт-институте в Кливленде. С этого момента между двумя направлениями происходила быстрая интеграция, которая интенсифицировалась работами Стэна Германа, Леонарда Хирсча, Джона Картера, Кэ-ролин Люкенсмейер и Элайны Кепнер, каждый из которых учился и/или преподавал в гештальт-институте Кливленда. На всех этих людей сильно повлияла работа Курта Левина, раннего теоретика гештальт-терапии, который проводил семинары в области групповой динамики. Движение к интеграции двух направлений, о которых мы ведем речь, не было бы возможным без всеобщего климата либерализма. Таким образом, в 1965 г. гештальт-тералия и организационное консультирование были в достаточной мере сформированы как профессиональные направления в психологии, вызывающие значительный интерес. Это время можно назвать «золотой эрой» в связи с тем, что многие люди с большим оптимизмом и вдохновением принимали участие в программах, расширявших их осознание себя и интенсифицировавших их опыт принадлежности к организации. В табл. 1 приводятся некоторые из ключевых ценностей, составляющих основу гештальт-терапии и организационного консультирования. Обзор этих ценностей поможет увидеть, насколько схожи гештальт-тераиия и организационное консультирование, и нет ничего удивительного в том, что их сочетание привлекало сотни практикующих психологов и психотерапевтов в течение многих лет. Таблица 1 Основные положения гештальт-терапии и организационного развития на заре их становления
Наряду с существенным расширением возможностей профессионалов с 1965 г. изменения в обществе, начавшие происходить тогда и происходящие по сей день, оказали и продолжают оказывать глубокое влияние на суть организационного консультирования. Начало развития организационного консультирования проходило в период беспрецедентного экономического роста в США. В 1950-1960-е гг. спрос на организационных консультантов был велик. Они были нужны для распространения управленческого опыта и развития персонала на всех уровнях. Начиная с 1965 г. экономический рост в мире существенно снизился и социальный климат стал консервативнее, что оказало влияние и на практику организационного консультирования. С 1965 г. по 1996 г. мы работали в условиях консервативной среды, однако придерживались либерального набора ценностей, принятых нами ранее. Тот факт, что с 1965 г. многие, присоединившись к нам, процветали в областях гештальт-терании и организационного консультирования, можно приписать успеху прошлых лет и остаточному либеральному мышлению. Но это не должно ослеплять нас относительно того, что мы остались в меньшинстве, которое пытается связать прошлое с настоящим и жить в двух мирах одновременно. Наша популяция клиентов состоит из относительно малой группы людей, многие из которых пытаются вовлечь нас в поле консервативных ценностей. Это специалисты в области психотерапии и организационного консультирования. В период с 1945 г. по 1965 г. профессия «частнопрактикующий психотерапевт» стала значимой и получила общественный статус к 1980 г. Однако в связи с социальными изменениями в сферах здравоохранения и управления эти области переживают хаос, и есть серьезные опасения, касающиеся выживания профессии психотерапевта. Цикл консерватизм - либерализм В этой части статьи мы проследим циклы развития либерализма и консерватизма с 1930 г. по настоящее время. При этом мы должны сделать два допущения. Первое состоит в том, что эта статья пишется с точки зрения американской перспективы. В то время как видение истории отсылает нас к мировым процессам, организационное консультирование - это американское нововведение, и его родиной остается именно Америка, что связано с конгруэнтностью ценностей организационного консультирования и гештальт-терапии с ценностями демократии. В дополнение можно отметить решающее значение второй мировой войны, которая дала 1» толчок развитию США в отличие от Европы и Азии. Действительно, военное ведомство США было важным источником поддержки для исследований и тренинга профессионалов, которые сыграли ключевую роль в закладывании основ организационного консультирования и психотерапии. Также необходимо сказать, что для понимания истории США и обзора социополитических течений и тенденций будет весьма полезно обратиться к концептуальной работе историка Артура М. Шлесингера (1939). Шлесингер показывает, что с момента своего основания вплоть до 1932 г. CIJJA переживали периодическую смену либеральной и консервативной идеологий, которая происходила с 20-30-летним интервалом. Уильям Боттиглиа в своих лекциях в Массачусетском технологическом институте продолжил временной обзор Шлесингера до 1990 г., обнаруживая тот же «маятниковый эффект». Боттиглиа определил период 1932-1965 гг. как либеральный, а промежуток 1965 г. - позднее 1990 гг. как его консервативный противовес (президентство Никсона, Форда, Картера, Рейгана и Буша). Прежде чем мы продолжим каш исторический обзор, существенным будет поделиться с Вами тем, как я определяю либеральную и консервативную идеологии. Мои определения несколько шире, чем у Шлесингера, но соответствуют его политически ориентированным представлениям: Либеральный • не ограниченный; открытый, отдающий, экспансивный; • терпимый по отношению к отличным от собственной точкам зрения; • не ортодоксальный и не конвенцияльный; приветствует реформы и прогресс; • открытый к идеям, несущим вызов традиционным положениям. Консервативный • поддерживает статус-кво; предпочитает «ненасильственные ценности»; • предпочитает осторожность, безопасность; продвигается постепенно и умеренно; • сохраняет традиции; стабильность высоко ценится; • сопротивляется и противостоит изменению традиционных положений. Обозревая следующие исторические периоды, помните, пожалуйста, что либерализм и консерватизм являются законными выражениями человеческих стремлений и желаний. Более того, оба элемента присутствуют в каждый исторический период. Консервативное мышление не исчезло с наступлением 1932 г. И хотя многие люди верят, что последние годы мы переполнены консервативным мышлением, либеральное мышление не вымерло. Суть в том, что одно из них доминирует в определенный период времени и оказывает влияние на то, как протекает практика гештальт-терапии и организационного консультирования. Преобладание либерализма Начало: 1930-е гг. Декада 1930-х явилась временем невероятных изменений во всем мире, а не только в США. Предыдущее десятилетие, «ревущие двадцатые», было эпохой роста интересов бизнеса, что привело к широким инвестициям и спекуляциям и, наконец, к «Великой депрессии». В то время как имели место существенные либеральные изменения в сферах искусства, техники и интеллектуального прогресса, последствия первой мировой войны породили гедонистические тенденции, направленные против среднего гражданина. Совмещенные с экономическими и политическими факторами, они породили консервативный период, кульминацией которого стала Великая депрессия — коллапс финансовых рынков и огромных размеров мировая безработица. Начиная с «Великой депрессии» и до 1932 г. стал расцветать период либеральной идеологии. Хотя экономически время было очень тяжелое, в обществе начала пробуждаться надежда. Наблюдался прорыв в естественных и социальных науках, а также в развитии экономической и политической теории. Появились такие волнующие арены для профессионалов, как психоанализ, психологическое тестирование и применение психологии в бизнесе. Несмотря на или, наоборот, благодаря плохим экономическим условиям и страху распространения фашизма, возникло плодотворное новое мышление. На протяжении 1930-х гг. и в последующий 15-летний период любой теоретический или методологический шаг, который поддерживал гешталъттерапию или организационное консультирование, был развит и сделан широкодоступным. В табл. 2 представлены основные критические события 30-х гг. Продолжение: 1940-е гг. Тенденция, стартовавшая в 1930-е, продолжала наращивать скорость в 1940-е. Миграция европейских ученых и интеллектуалов в США имела поразительные последствия. По мере того как вторая мировая война затормозила некоторые улучшения, либеральная идеология, стимулированная войной, подвигла развитие естественных и социальных наук. Многие теоретические и методологические прорывы, которые впоследствии были использо- ваны в организационном консультировании, совершились исследователями, работавшими на военную отрасль. Триумф союзников породил волну, приведшую к демократии многие страны. Создание тренинга сензитивности и национальных тренингояых лабораторий было естественным продолжением вдохновленной Куртом Левиным интервенции развития общества. Как результат - громадный интерес молодых людей к карьере в области психологии и связанных с ней социальных наук. Важным аспектом этой тяги была надежда на светлое будущее посредством развития этих областей. Психоанализ, Т-грушты, бихевиоризм и социальные исследования должны были стать дорогой к более человечному миру. Гештальт-терапия стала новым голосом и присоединилась к растущему числу голосов в движении за индивидуальную и групповую психотерапию. Кроме того, появился новый класс писателей, который стал публиковать работы с сильно выраженной психологической ориентацией. Хотя экзистенциалисты и сказали, что мы не можем не думать о тревоге и отчаянии, в большой степени это была эра оптимизма, особенно начиная с 1945 г. В табл. 3 сведены главные события этого периода. Таблица 2 Основные события 1930-х гг. Социальные, политические и экономические события ______________ Новое соглашение: Акт восстановления наииональной индустрии; акт о социальной безопасности; акт о создании стандартов честного труда Национального департамента по труду; акт о службах безопасности; Федеральный театр; проекты худож- ______ ников и писателей Уильям Дуглас, Феликс Франкфуртер и Хьюго Блэк присоединились к Верховному Суду США (закон, позволяющий черным входить в юридические школы белых) США познакомились ближе с Россией и начали с ней торговлю; китайские коммунисты начали свой длинный марш; Индийская ______ партия конгресса выигрывает выборы ________________________ Армия США насчитывает 139 тыс. чел.; «нет» - шпионскому ______ бюро США ______________________________________________ ______ Отменен сухой закон; биг-бэнды и музыка «свинг» ___________ «Общественная помощь» в США; развивающиеся страны начинают двигаться Интеллектуально-профессиональное развитие Эйнштейн, Ферми и Раби совершают ключевые исследования в ______ области использования атомной энергии Окончание табл. 2 Патент на нейлон; создание первого реактивного двигателя; построен циклотрон; Лэнд изобретает искусственный поляризатор света; открыт витамин А; построен радар; первое искус- ственное сердце ____________________________________ Либеральная философия: Бертран Рассел, А.Н.Уайтхед, Э. Той- нби, М.Бубер, О.Хаксли, Ж.П.Сартр, Л.Троцкий ________ Развивается антропология: Франи Боас, Рут Бенедикт, Марга- рет Мид __________________________________________ Аж.М.Кейнис. Обшая теория занятости, мотивов и денег Психоанализ: З.Фрейд, К.Юнг, К.Хорни, В.Райх, Х.С.Салливан К. Гольлштейн публикует работу «Организм» (определяет са- моактуализацию) _____________________________________________ Курт Левин приезжает в США и становится лидирующим соии- альным ученым ___________________________________________ Литература: Аж.Орнелли, Аж.Штейн, Р.Грейвз, У.Фолкнер, Э. Хемингуэй, В. Вульф, Аж. Штейнбэк, Э. О'Нейл, Т. Манн, Б. Брехт, Т. С.Эллиот, Г. Лорка _____________________________ Р. Ликерт разрабатывает свою шкалу _________________________ Хавелок Эллис публикует работу по сексуальному поведению Таблица 3 Критические события 1940-х гг. Социальные, политические и экономические события _____________ Война подходит к концу; начало Американского века (1945 -_____ вьетнамская война) __________________________________________ План Маршалла позволяет восстановить Германию, Японию и _____ другие страны ______________________________________________ Независимость Венгрии, Индии, Пакистана, Иордана, Израиля, _____ Индонезии __________________________________________________ Избрана ассамблея в Японии; образована Народная Республи- ка Китай _______________ Джэкки Робинсон становится первым черным игроком высшей _____ лиги в США _________________________________________________ Повышается осознание возможности присоединения к демок- _____ рати и ____________________________________________, _____ _____ Эра «нежной музыки» и романтических фильмов _____ Интеллектуально-профессиональное развитие ^____________ Транзистор, ксерокопия, магнитная запись, электронный мик- I _____ роскоп, изо бретен вертолет___________________________ Окончание табл. 3 Первый компьютер собран в университете штата Пени _______ Пенициллин, стрептомицин и кортизон успешно применяются Доктор Спок публикует книгу «Ребенок и забота о нем» (бе- стселлер на многие годы) ___________________________________ Литература: Т. Уильяме, А. Миллер, У.Х. Оден, Н.Мэйлер, Л. Кампус _______________________________ -: ________ Философия, соииальная теория: М. Полиани, П. Тудман, М. Бубер, П. Тилич _________________________________________ Первая Т-группа, сформированы национальные тренинговые лаборатории __________________________■_______________]________ Карл Роджерс разрабатывает недирективное консультирование и издает первые записи консультативных сессий _____ Маслоу формулирует свою теорию мотивации ________ Фриц и Лаура Перлз создают гештальт-терапию ______ Администрация ветеранов США создает тренинговую программу по клинической психологии и возможность обучения большому числу психологов Начало науки управления; исследования операций; кибернетика Консолидация либеральных сил: 1950~1965 гг. Если 1930-1940-е были годами нового развития, то в последующие годы наблюдалось применение и распространение понятий и схем, разработанных за предыдущий период. Поддерживаемый длиннейшим этапом экономической экспансии в американской истории и развития «великого сообщества» несколькими годами позже, общественный и частный сектор начали экспериментировать в областях организационного консультирования, психотерапии, управленческого образования и «развития человеческого потенциала». Это был период цветения, потому что стало возможным изменить сознание многих людей в разных областях жизни. Этот период можно назвать эрой развития индивидуальных интервенций, которые рассматривались как основной способ улучшения поведения во всех сферах жизни. К этому времени был накоплен большой потенциал подготовленных практиков, чтобы они могли подойти к формализации и институционализации как гештальт-терапии, так и организационного консультирования. В табл. 4 перечислены основные события этого периода. IS Таблица 4 Основные события 1950-1965 гг. Социальные, политические и экономические события _________ Прирост валового национального продукта на 4 % в год (сравните - в 1990 г. 2-2,5 %); «Если вы можете сделать это, вы можете продать это» _____________________________________ Эрл Уоррен становится Верховным Судьей Верховного Суда США: «Революция прав» (Миранда, Гидеон, Браун; Департа- _____ мент образовательных решений) _______________ «Спокойные голы Эйзенхауэра»; конец Корейской войны, ко- роткий период консолидации _______________________________ США определяет должность в кабинете секретаря по здравоох- _____ ранению, образованию и труду ______________________________ Мартин Лютер Кинг становится лидером движения десегре- _____ гации _______________________________________________________ Джон Ф. Кеннеди и «Камелот»: корпус Мира, корпус Труда и ________Т\Д._____________________________________________________________________________________р «Великое общество»: Равные права на трудовую занятость, Утвердительная акция, Гражданский кодекс, Акт о правах из- _____ бирателей 1965 г. ___________________________________________ _____ Эра психолеликов (Т.Лири); коммуны, «движение хиппи» _____ _____ Авангард в искусстве, кино, музыке, танце __________________ Интеллектуально-профессиональные события ______________________ Эра телевиления: омнибус, Театр Крафта, программы ново- _____стен____________________________________________________ ______ Писатели-феминисты С. де Бьювуа, Б.Фридэн ________________ ______ Б.Ф.Скиннер, М.Хайдиггер, Поль Тилич ______________________ Дж.Гэлбрейт «Изобильное общество», У.Х.Уайт «Человек орга- ______ низации» ___________________________________________________ ______ Рост управленческих школ __________________________________ ______ Работа Мак-Грегора, Херибергз и Маслоу ___________________ Энкаунтер-группы (группы встреч), гештальт-терапия, экзистен-______ циальный психоанализ ___________________________ Авижение развития человеческого потенциала: Эсален, геш-______ тальт-институт и др. ________________________________________ Первая конференция по управлению Национальных тренинго- вых лабораторий (1956); сеть организационного консультиро-—------вания сформирована в 1964 г. ------------------__------------------- Семейная терапия становится зрелой дисциплиной Рассматривая исторический материал как фон, можно понять то, как гештальт-терапия и организационное консультирование расцвели и каким образом практикующие эти направления люди заинтересовались в их интеграции. Движения за национальную демократию, различные «права», начавшиеся как рабочие движения и продолжающиеся как десегрегация и феминизм, способствовали укреплению ценностей объединения и изменения различных институтов и общественных акций. /Другие движения, такие как введение Т-групп и создание техник самопознания, сделали акцент на ценностях процесса. Вместе с развитием феноменологии и экзистенциальной философии они выдвинули на первый план важность осознания как существенный акцент работы. Действительно, многие из тех, кто включился на ранних стадиях в работу над тренингом сензитивно-сти, верили, что этот подход был лучшим для «развития осознавания». Термин рост осознанности также стал популярным. Кроме того, Фриц Перлз (1947) рассматривал возможность назвать «терапией концентрирования» то, что теперь известно нам как гештальт-терапия. И многие из либеральных движений были первоначально созданы для повышения осознания как шага, ведущего к специфическим изменениям. Вышесказанное свидетельствует о том, что социальный климат либерализма приводит к заинтересованности в теориях и методах осознавания. «Осознанная жизнь» нуждаетсяя в средствах ее достижения, что позволяет развиваться и расцветать профессиональному полю психотерапии и организационного консультирования. В восприимчивой социальной и экономической среде возможности профессиональной деятельности многократно возрастают. Как результат появляется плюрализм, в условиях которого наработки последних 30 лет заняли такое же законное место, как и старая культура.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.19 (0.011 с.) |