Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гештальт-подход в терапевтической работе
С ЗАВИСИМОСТЯМИ © 2001 г. К.Ю. Королев {Белорусский гешталът-коллегиум) Адекватное понимание развития зависимости неотделимо от истории развития личности в ее биологическом, психологическом и социальном контекстах. В настоящее время большинство исследователей и практиков рассматривают развитие зависимостей как многослойный и многоступенчатый процесс, берущий свое начало в сложном взаимодействии биологических и социальных предпосылок. Касаясь первых, следует особо оговорить роль факторов наследственности. Существует превратное и упрощенное понимание роли наследственных факторов в генезе наркоманий и болезней зависимости, как неких носителей фатального начала, неумолимо, как рок, ведущих человека к неизбежному развитию болезненного пристрастия. На современном уровне понимания роли наследственности известно, что наследуется не сама болезнь, а определенная слабость систем биохимической переработки алкоголя в организме, ведущая к меньшей устойчивости субъекта к эйфори- зирующему, т. е. непосредственно наркотическому, действию ал коголя. Слабость организменных ферментных систем порождает повышенную по сравнению с нормой активность мозговых нейрохимических механизмов выработки внутримозговых гормонов удовольствия и сверхчувствительность к колебанию их уровня в крови, обусловливая возникновение у зависимых больных явлений биологического, оказываемого первичного влечения к алкоголю, синдрома отмены и колебаний настроения при лишении привычного вещества и при его приеме. Активную роль биологические факторы начинают играть при наличии реальной нагрузки организма алкоголем либо другим наркотиком, т.е. в основном с подросткового возраста. До этого в динамике развития зависимости главную роль игра ют психосоциальные факторы жизни, а именно семья и микросоциальное окружение. Современная точка зрения на зависимости рассматривает их как своеобразную задержку нормальной психосоциальной динамики взросления личности с наличием искажений в проживании типичных возрастных кризисов развития. Основой для такого понимания служит эпигенетическая теория периодизации возрастного развития американского психоаналитика Э.Эриксона. В его теории выделяется восемь стадий, и каждой из них соответствует определенный этап в развитии зависимости.
На каждой из стадий с максимальным драматизмом концентрируются жизненный опыт и проблема выбора индивида, и эти эпизоды определяются как психосоциальные кризисы, оставляющие следы в личности человека в виде замороженных, незавершенных эмоциональных реакций по отношению к миру («замерзшие следы феноменологии» по Р. Резнику) и глубоко укоренившихся, часто бессознательных убеждений о себе и способах отношения к миру (системы неосознаваемых интроектов). Исходя из этого, стратегической целью психотерапии зависимого индивида являются: 1. Диагностика специфических нарушений контакта со своими чувствами и внешним миром в лице другого (терапевта), формирующихся при искаженном проживании каждой из стадий. 2. Их активизация в пространстве контакта терапевт-клиент, где клиент «здесь и теперь» неизбежно воспроизведет свои привычные паттерны прерывания контакта с собой и с миром, как правило, являющиеся микромоделью поведения «там и всегда» (Ф. Перлз). -15 г мощь клиенту в проживании и осознавании заморожен-х и искаженных реакций на жизненные проблемы, их сонетное с клиентом исследование и переоценка. 4. Восстановление способности к естественному течению эмоциональных реакций и пересмотру базовых жизненных убеждений, что дает эффект своеобразного психологического взросления субъекта, поддерживаемого и активизируемого психотерапевтом. Flo прежде этого необходим процесс полного восстановления жизненной истории человека, т.е. воссоздание целостного гештальта жизни клиента. И несколько позже именно эта «фигура» становится «фоном», на котором разворачивается воссоздание целостной и непрерывной «фигуры» - собственной «истории болезни», т.е. личной биопсихосоциальной истории зависимости. Именно момент контакта с этой фигурой, т.е. признание плачевного положения вещей - факта наличия алкоголизма или наркомании и кризисного жизненного тупика пациента, является первым терапевтическим актом - преодолением анозогнозии. Именно здесь клиент нуждается в массивной терапевтической поддержке и безусловном принятии терапевтом, ибо данный момент воистину самый драматичный кризис терапии. Следует постоянно поддерживать структуру отношений и поддерживать осознавание клиентом процесса своих переживаний, контакта со своими весьма тягостными чувствами, помогая клиенту своим присутствием и обратной связью. Можно не отказывать зависимым клиентам в структурирующих комментариях в этот момент, так как для переоценки своих застывших убеждений пациент реально нуждается в новой информации, это тоже новый опыт. Каждая стадия жизненного процесса спонтанно воспроизводится в динамике взаимоотношений в системе «терапевт - клиент», символически воспроизводя базовые аспекты развития взаимоотношений в системах «человек - мир» и «человек - человек», в общем пространстве взаимоотношений. Эти стадии характеризуются активизацией определенных эмоциональных и мировоззренческих полярных пар, зашифрованных в темах каждой терапевтической сессии либо группового обсуждения, осознанное проживание которых дает стимул и поле для личностного роста клиента и его постепенного исцеления. Первая стадия жизненного цикла проживается в первый год жизни и определяется отношением микросоциального окружения младенца к нему на осознаваемом и неосознаваемом уровнях по критерию принятие - непринятие и отражается в характере и стиле отношений и контактов с младенцем, и особенно отношени-
ем и удовлетворением базовых физиологических потребностей ребенка, прежде всего потребности в безопасности и принятии. В норме у ребенка формируется отношение базового доверия к миру, в противном случае - состояние базовой тревоги, впоследствии формирующей у субъекта сниженную стрессоустойчивость и глубинную потребность в поиске состояний эмоционального принятия значимыми другими (любой ценой) и состояний базового психофизического комфорта и расслабления, т.е. переживаний состояний и ситуаций, свободных от базисной тревоги. Именно уровень архаичных аффективных дисфункций, создающих невыносимый дискомфорт и напряжение, может быть рассмотрен как отправной пункт формирования зависимостей, особенно химических. Базовый, психофизический эффект алкоголя связан с реализацией химическим путем именно этой нереализованной потребности в безопасности и комфорте, и на первой стадии контакта вопросы доверия - недоверия - основное содержание работы. Вторая стадия развития охватывает период от одного до двух лет и связана с обучением ребенка навыкам опрятности и чистоплотности. Ее проживание характеризуется активизацией полярной эмоциональной пары автономия - зависимость (или комплекс стыда и сомнений). Ее суть определяется эмоциональным отношением к данной проблеме, и, если родители ведут себя корректно, ребенок чувствует себя эмоционально целостным и комфортным существом, получающим опыт автономии и самопринятия по модели принятия себя значимыми другими. В противоположном случае он воспринимает себя как принимаемого только в случае подавления естественных потребностей в комфорте, т.е. только оставаясь чистым, он принимаем, при отправлении естественных нужд он грязен, неприятен и заслуживает стыда и порицания. Избегая стыда и сомнений в собственной ценности, ребенок учится ставить удовлетворение собственных нужд в зависимость от отношения значимых других, отказывая себе в естественности, и стойкая фиксация на этом полюсе самоотношения и самоманипулирования формирует базовую личностную предпосылку именно состояний соза-висимости и зависимости. Именно здесь складывается второй пласт, второй составной вектор зависимых состояний, а именно - глубинное нарушение самооценки, проявляющееся в ее стойком снижении, крайней хрупкости и неустойчивости. Защитные образования, призванные защитить аддикта от невыносимости переживания своей малоценности и самоуничижения, проявляют себя в многочисленных паттернах прерывания ситуаций, потенциально несущих угрозу стыда либо унижения. Именно эти стратегии форми-
J руют поведенческий стереотип стремления быть идеальным (сотрудником, семьянином, профессионалом) - перфекционизм, желание всем угодить, быть нужным, хорошим во всех отношениях и незаменимым - паттерны созависимости, следования нормам и приличиям, стереотипам «быть как все» и «так принято». Работа с этим пластом требует большой выдержки, такта, способности поддержать переживания стыда и малоценности клиента, постепенной, пошаговой работы по аккуратному выращиванию его самооценки. Здесь важно быть внимательным как к его непосредственной феноменологии, так и к выражению им «застывших», интрое-цированных, непрожитых пластов опыта, к их тактичному исследованию и бережной конфронтации с ними. Эта задача красной нитью будет идти далее через все контексты терапии, будь то группа либо индивидуальная работа. Третья критическая стадия развития проживается в возрасте с трех до шести лет и связана с переживанием полярностей в паре инициативность - вина. Активная деятельность по освоению окружающего мира и реализация ребенком собственных планов развивает в нем чувство здоровой активности и инициативы. Однако оно сдерживается естественными социальными ограничениями со стороны родителей, активирующих противоположный полюс вины как нормального социального регулятора поведения, интериоризируемого ребенком. Переживание постоянства своих неудач, фиксация родителей на негативно-ограничивающем полюсе отношений к активности ребенка приводит к переживанию хронического чувства вины и неосознаваемому самоподдержанию чувства зависимости своего эмоционального состояния от значимого другого и внешнего мира вообще. Активизация этого чувства в терапии неизбежна и работа с ним является одним из базовых моментов в терапии. Скрытая, застывшая энергия вины должна быть здесь трансформирована в принятие ответственности за свое прошлое и действия по прямому или символическому переводу этой энергии в действия по покаянию либо по прямому возмещению ущерба другим людям. Это важнейший момент по восстановлению контакта аддикта с миром в лице других людей (исцеление через встречу по М. Буберу) и, опосредованно через них, с самим собой - со своими чувствами, желаниями и потребностями. Это момент восстановления в терапии способности «жить в мире», в том числе и в мире с собой. Очень важно на этой стадии отделить и дезактуализировать иррациональную вину аддикта за свое заболевание от реалистической ответственности за свое исцеление, проявления которой имеет смысл всячески активизировать и поддерживать.
Четвертый кризис жизни связан с возрастом семь-восемь лет и непосредственно отражает самоотношение ребенка в первые школьные годы, отраженным образом показывающее отношение к нему внешнего мира. Эта стадия связана с парой компетентность - неполноценность. Затруднения в школьной адаптации и социализации могут формировать у ребенка хроническое чувство неполноценности и потребность в систематическом получении позитивной оценки и одобрении своих действий, что впоследствии находит отражение в хронически нереализованной потребности зависимого субъекта быть совершенным и лучшим и избегании чувств своей несостоятельности, что легко достигается при приеме психоактивных веществ и компенсаторном повышении самооценки в опьянении. Пятый кризис является чрезвычайно значимым в развитии зависимостей и связан с опытом дальнейшей социализации и выходом за пределы привычных микросоциальных групп - семьи и школьного окружения. В этот период подростку предстоит решить две сложнейшие и взаимоисключающие задачи - осознать и принять свою уникальность - идентичность (создать чувство своего Я с соответствующими границами) и получить подтверждение своего принятия средой сверстников, т.е. обрести еще одно МЫ, помимо уже имеющегося (в благоприятных случаях) семейного МЫ и МЫ формально-школьного уровня. Межличностное напряжение, столь присущее подростку из дисфункциональной семьи, хронически, чрезвычайно усиливается при его интеграции в группу сверстников, и частым ритуалом приема в группу является тест на алкоголизацию. Последующие ритуалы приема алкоголя в рамках проведения свободного времени зачастую впервые дают подростку опыт психофизического переживания комфорта, принятия и безопасности в целом спектре ситуаций напряженного межличностного общения, как то - знакомство с новыми людьми, общение с противоположным полом, выражение своей индивидуальности в агрессии и чувство принятия окружающим миром - группой сверстников. Опыт подростковой алкоголизации имеет определяющее значение в развитии зависимости, ибо здесь алкоголь впервые предстает в символическом виде как универсальное средство для решения накопившихся к этому времени внутри- и межличностных проблем души и жизни подростка. Однако ценой за эту легкость может быть утрата идентичности своего Я в отрыве от привычной группы и состояния алкогольной эйфории, что ведет к спутанности ролей, распылению и аморфности Я и утрате его четких границ. Ведущей темой работы на этом этапе становятся неразрешенные проблемы пубертатного возраста, их повторное проживание и разрешение в терапев-
тическом пространстве. Часто наблюдается любопытный клинический феномен - нормализация отношений аддикта - родителя со своими детьми-подростками, если таковые у него имеются. Шестой кризис развивается у молодых взрослых - (18-25 лет) и связан с альтернативами поиска близости, интимности и построением прочного контакта с любимым человеком для создания собственного МЫ либо с развитием социальной и межличностной изоляции с замыканием на себе самом. Здесь очень часто созависи-мый субъект выбирает себе супруга по принципу дополнительности - способности эмоционально удовлетворять нереализованные потребности более ранних периодов, и неудивительно, что впоследствии в таких браках все четче проявляет себя дефицит любви, больно ранящий обоих супругов и побуждающий одного из них искать спасения от эмоциональной боли в привычных иллюзиях опьянения, игры или любовных отношений на стороне. Неудивительно, что дисфункционально-созависимая семья является источником и местом поддержания новых сценариев созависимого поведения у своих детей. Алкоголизм одного из супругов в таких семьях - не что иное, как химическое бегство от пугающей пустоты их отношений. На данном этапе работа идет в очень деликатных и чувствительных регистрах и касается преимущественно тем близости, интимности, доверия и способности к сопереживанию и поддержке Другого. Седьмой кризис - кризис среднего возраста (40-45 лет) -связан с понятием генеративности - застоя и проявляет себя в интересе к следующему поколению, реализации основного жизненного дела, замысла, идеи либо в застое и замыкании на самом себе и пространстве семьи. Чувство нереализованности, неприкаянности, жизненной неполноты, экзистенциальной пустоты, крайне тяжелое и активно избегаемое многими зависимыми и созависи-мыми субъектами, неизбежно активизируется на продвинутых этапах терапии и нуждается в активной и серьезной проработке. В рамках этой тематики и далее на первый план выходят режимы работы в пространстве экзистенциальных переживаний, ценностей и значений, суть и форма которых отлично отражены в работах Дж. Бьюдженталя, В. Франкла и И. Ялома. Восьмой кризис - это кризис финала жизни, проявляющий себя либо чувством осмысленности, цельности и единства своей жизни как завершенного гештальта и интегрированное™ в мир, общество и семью, либо чувством пустоты и бессмысленности, неспособности обобщить свой жизненный опыт и структурировать его в единое целое, что приводит к переживаниям отчаяния и бессмысленности от невозможности прожить жизнь снова и от SO неизбежности смерти, от которой человека в жизни ничто не удерживает. Обычно химически зависимый субъект умирает физически до наступления этого кризиса либо может просто покончить с собой, внезапно протрезвев и поняв, где он очутился в этой жизни, что чаще проявляет себя клинически затяжными необъяснимыми депрессиями у внешне благополучных людей и в большей мере относится к клинике кризисных состояний, чем к наркологии. Впрочем, и то, и другое - психотерапия... В настоящее время отечественная практика психотерапии зависимостей переживает период разброда и шатания, а точнее, поиска ясных теоретических и методологических опор для повышения эффективности и осознавания механизмов Действия техник и приемов работы. Ни одна существующая концепция не дает ясного ответа на вопрос - как формируется и поддерживается та или иная зависимость, что порождает их взаимосвязь - например, феномены алкоголизации наркомана в ремиссии или невротизации «сухого» алкоголика. Остается также без ответа вопрос о стадийности и последовательности терапевтических мероприятий, а также критерии клинико-психологического «выздоровления» аддикта. На взгляд автора, и из личного клинического опыта, совершенно адекватно позволяет объяснить динамику формирования, патологического функционирования и обратного развития зависимостей на сегодняшний день динамическая теория личности в гештальт-подходе, разрабатываемая в России Д. Хломовым (Москва). В интерпретации автора данных строк, согласно этой теории, первичная задача психотерапевта - выяснить, в каком поле организации опыта - шизоидном, нарцистическом или невротическом, преимущественно организует свою жизнь и коммуникацию с миром пациент. Какие механизмы прерывания контакта с жизнью использует, как девитализирует себя привычным образом. Какие нерешенные проблемы развития и блокированные потребности воспроизводит. Для решения этих и других вопросов я предлагаю концепцию «пересечения и континуальности» полей организации опыта, согласно которой наркомания может быть рассмотрена преимущественно как шизоидный способ организации (вернее, ухода от) контакта с миром, химическим путем защищающий наркомана от переживания боли и ужаса от данного контакта, невыносимо ужасным для него, а также как способ шизоидно-мифологического контакта с «другими мирами». Принятие гипотезы о континуальности личностных полей позволяет понять, какие потребности напряженно фрустрированы у «сухого» наркомана (а это прежде всего самоуважение, оценка себя в социуме и принятие), и объяснить механизмы его алкоголизации по нарцистическому принципу. Аналогичным образом алкоголик, личность инфантильно-нарцистическая, ищущая признания своей значимости и избегающая ситуаций унижения и оценивания, попадая в незнакомое ему пространство трезвой жизни («ремиссия»), оказывается совершенно беззащитным перед миром невротически созависимых отношений и либо невротизируется, чаще по психосоматическому типу, либо привычным путем уходит в хорошо понятный ему мир нарцистически-химического взаимодействия со средой (срыв). Именно поэтому резкое прекращение психотерапии после 1-4 месяцев трезвости у алкоголика очень часто чревато срывом, поскольку невротически созависимый радикал личности у него остается интактным и определяет крайне дискомфортный для него способ жизни, жить которым он просто не умеет. Все это подтверждает гипотезу о «континуальности и пересечении» полей организации опыта и дает осознанную стратегию построения программ терапии и реабилитации, обеспечивающих послойность и континуальность проработки проблем ад-дикта и ко-аддикта. Именно непрерывность этих личностных структур позволяет внятно объяснить высокую эффективность континуальных моделей терапии - например, «12 шагов» или «континуальная терапия» Ю.В.Валентика. ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.013 с.) |