Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М.Н. Мясникова (Южно-Российский гештальт-центр)
В данной статье предпринимается попытка раскрыть возможности работы с психотравмой в русле гештальт-подхода через анализ случая с девочкой-подростком - жертвой терракта. Материал, используемый здесь, является результатом гештальт-тера-певтической практики автора в составе группы психологов Ростовского областного психолого-педагогического и медико-социального центра. На месте происшествия после терракта в г. Волгодонске оказывалась психологическая поддержка пострадавшим детям и методическая помощь специалистам учреждений образования, работавшим с ними. 16 сентября 1999 г. в г. Волгодонске был совершен взрыв жилого дома. От взрывной волны значительно разрушилась часть девятиэтажного жилого дома, вследствие чего погибли люди. Более чем в десятках домов, которые находились в радиусе взрыва, разрушились оконные и дверные проемы. По статистике кабинета неотложной психолого-психотерапевтической помощи, за первые три недели после терракта было принято более тысячи человек (1 076) и значительная часть взрослого и детского населения, по мнению психиатров, была подвержена посттравматическому стрессу. Дети и подростки менее защищены в ситуации психотравмы, это связано с возрастными особенностями, так как в отличие от взрослых они не умеют перерабатывать негативную информацию на уровне сознания, а просто 5а запоминают ситуацию и переживания и затем выражают свои связанные с пережитым чувства через поведение [1, 5]. У ребенка после психологической травмы развиваются нарушения, которые приводят к изменениям на соматическом, эмоциональном, личностном, поведенческом уровнях [6]. Симптомокомплекс, нарушений, проявляемый после психологической травмы, называют посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Рассмотрим гештальт-терапевтическое понимание того, как формируется ПТСР и какие пути работы с ним существуют. По гештальт-теории клиент наблюдается в процессе прохождения цикла опыта. Гештальт-терапевт исследует с клиентом прерывание цикла опыта и осуществляет терапевтическое вмешательство на конкретном уровне: либо чувственном, либо мобилизации энергии, либо осознавании. В контексте темы нашей работы нарушение цикла Опыта произошло на фазе ассимиляции - закрытия, так как на ней происходит суммирование опыта с оцениванием того, что случилось, и сожалением по поводу того, что не случилось. Если опыт имеет негативный характер, в нашем случае травматическая ситуация, то это горькая болезненная реакция. Синдром посттравматического стресса является примером неспособности клиента к демобилизации на фазе ассимиляции - закрытия. Главное в терапии -позволить опыту впитаться, т. е. пережить его и освободиться от него, в результате чего человек становится более мудрым и готовым к новому восприятию.
Гештальт-терапевт в случае работы с синдромом посттравматического стресса помогает клиенту признать необходимость «отворачивания», так как травма может быть притягательной и непреодолимой, что способствует продолжительным переживаниям у клиента [7]. Главным аспектом психотерапевтического процесса является помощь клиенту в нахождении форм выражения негативных чувств [2]. Диалог и проговаривание используются в качестве «действия». Клиента необходимо стимулировать к выражению чувств, а терапевт должен проявлять адекватную поддержку, что поможет клиенту выгерпеть возникшие эмоции и держать их на уровне, при котором они могут быть приняты и усвоены им. Наша практическая помощь строилась на преодолении психологических последствий травматической ситуации, принятии настоящей жизненной ситуации и создании перспектив будущего. Основными направлениями ее явились работа с тяжелыми эмоциональными состояниями, неадекватностью поведения, восстановление интереса к жизни и учебе. После взрыва дома у многих Пострадавших детей наблюдались как общие для ПТСР симптомы: страхи, беспокойство, навязчивые и шоковые состояния, физические увечья, нарушения сна, психосоматические расстройства, так и специфические для ситуации г. Волгодонска: страх засыпания (так как многих взрыв застал во сне), нахождения у окон (большинство травм - от разбитых стекол), вхождение одного в подъезд, «синдром фиксированного времени», с внезапным пробуждением от 5 до 6 утра, навязчивость ложиться спать ночью в верхней одежде. У детей, попавших в неожиданную травмирующую ситуацию, произошло ее бессознательное запечатле-ние, а также фиксация своей реакции на нее и реакции окружающих людей. Фактически все дети подросткового возраста, с которыми проводилась психокоррекционная работа, запомнили саму ситуацию: пожар после взрыва, крушение дома, звуки бьющегося стекла, крики и плач окружающих людей и свои переживания в этот момент - ужас, беспомощность, страх перед будущим (что будет дальше?). В последующем (через 1,5-2 недели) негативный опыт стал определять настоящее этих детей. Представление о мире как о добром и светлом разрушилось. Так, в случае с девочкой 12 лет (моей клиенткой) подчеркивалось: все, что было до взрыва, - «У меня никогда не будет хороших отношений с подругой, у которой дом не взорвали»; невосполнимостъ потерь и утрата - «Мой дом разрушен, никогда я не смогу побыть в моей любимой комнате с любимыми игрушками»; бесперспективность в дальнейшей жизни ~ «Разбит инструмент, на котором я хорошо играла, я теперь никогда не стану пианисткой, а я так мечтала об этом до взрыва».
Оля в период взрыва находилась в квартире, которая полностью разрушилась и по счастливой случайности никто из ее близких и она сама не имели физических увечий. Терракт явился сильным источником стресса для Оли, так как был вне области ее жизненного опыта. Наличие ПТСР проявлялось в ее реакциях на разных уровнях: физиологическом — головные боли, усталость, затрудненное дыхание; эмоциональном - нарастающая тревога, плач без слез, желание мести, подавленность; когнитивном - ухудшение концентрации внимания, рассеянность, забывчивость, мысленная жвачка, большая ориентация на прошлое, чем на настоящее и будущее; поведенческом - социальная изоляция, снижение интересов, изменения в межличностных отношениях со сверстниками. Таким образом, у Оли возникло ПТСР как затяжная реакция на стрессовое событие, постоянным эмоциональным фоном ее жизни стала депрессия с чувством необычной усталости. Часто в ее сознании проявлялось лсихотравмирующее событие, она зацикливалась на мыслях о случившемся и практически не могла сконцентрироваться на каждодневной реальности. Девочка на протяжении определенного времени (1,5 мес.) после терракта ежедневно приходила на место события к разрушенному дому и с чувством глубокой печали находилась какое-то время там, впадая в состояние оцепенения, пока ее не обнаруживал кто-либо из родных или знакомых. В семье девочки был определенный запрет говорить о случившемся: все члены семьи избегали возможности говорить о своих чувствах в связи с потерей. Взрослые ссылались на то, что у других еще более тяжелая ситуация: неко-торые жильцы дома потеряли не только жилье, но и близких. Поведение Оли (посещение места происшествия) можно объяснить, обращаясь к феномену «незавершенного действия», являющемуся одним из центральных в гештальт-терапии. Незавершенные ситуации обязательно содержат переживания, которые не были выражены и завершены в прошлом |3, 4]. В гештальт-терапии описаны отдельные действия, ведущие к завершению ситуации: прощание, прощение и благодарность. В работе с Олей процесс завершения ситуации начался через ее соприкосновение с психотравмирующим событием. Девочке было предложено нарисовать ситуацию, которая часто неожиданно вспыхивала в сознании. Она воспроизвела картину горящего после взрыва дома. В процессе рисования Оля постепенно сама стала выражать негативные чувства, у нее появились слезы на глазах.
В данный момент важной терапевтической задачей стало создание атмосферы безопасности и поддержки, чтобы дать возможность почувствовать доверие, что взрослый принимает ее видение, перегруженное эмоциями, в качестве «нормальной реакции на ненормальные обстоятельства»: ее слезы, чувство страха, беспомощности, горя, чувство злости и мести к тем, кто разрушил ее дом, упреки всем, кто не пострадал. Отреагирование чувств с плачем и рассказом о событии позволило Оле значительно ослабить мучившие ее переживания и сделать утрату доступной для исследования. Оля долго с грустью смотрела на рисунок и вдруг стала непроизвольно рассказывать о том, какая замечательная атмосфера была в доме до взрыва. На этом этапе девочке было предложено сформулировать прощальное послание к своему Дому. Оно звучало так: «Я оставляю тебя себе: твою атмосферу легкости, уюта и жизнерадостности, ее я беру в свою новую квартиру». С принятием потери Оля поняла, что именно в жизни Дома на самом деле явилось важным, и это позволило образовать смысл настоящего и будущего в новой квартире. Я предложила Оле создать рисунок ее нового жилья. Он был выполнен в жанре плана-схемы квартиры, но примечательно то, что все свободное пространство на рисунке девочка заштриховала другим цветом, который и обозначал «эту самую атмосферу». Так называемые «походы» Оли к разрушенному дому после этой работы прекратились. Нам еще предстояло встретиться с серьезной подростковой темой: «Как изменилось мое «я» после взрыва, в чем смысл моего существования», но этот фрагмент психокоррекционной работы по преодолению психотравмы - тема для другой статьи. В ходе психокоррекционой работы по снятию психологических последствий лсихотравмы у детей, необходимо придерживаться стратегии побуждения ребенка к более насыщенному выражению незавершенных чувств, создавая при этом атмосферу безопасности и поддержки. Только заканчивая работу над незавершенными ситуациями, ребенок с психотравмой и симптоматикой ПТСР может продолжать свое естественное развитие и быть открытым к получению нового жизненного опыта и знаний. Литература 1. Брязгунов И.П., Михайлов A.M. Последствия посттравматичес-
кого стрессового расстройства и другие стрессовые реакции у детей //Семейная психология и семейная терапия. 1998. №3. 2. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М., 1992. 3. Мазур Е.С. Эффект Зейгарник и концепция незавершенных действий в гештальт-терапии // Гештальт и психодрама в работе со взрослыми. Новосибирск; М., 1998. 4. Мазур Е.С, Гештальт-подход при оказании психотерапевтической помощи пострадавшим от землетрясения //Московский психотерапевтический журнал. 1994. №3. 5. Масгутова С.К. Психологическая реабилитация детей, переживших железнодорожную катастрофу (из опыта работы) // Вопросы психологии. 1990. №1. 6. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997. 7. Мельник Дж., Невис СМ. Диагноз: борьба за осмысленную парадигму // Координаты «Я»: здесь и теперь. СПб., 1996. Гештальт-подход В области социальной защиты ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ: «С ПРИХОДОМ ВОЗРАСТА» И «ЗАВЕРШЕНИЕ ГЕШТАЛЬТОВ» ©2001 г. Уолдт Апсель Л., Стивен Л; Стейн © 2001 г. Пер. с английского О. В. Василец Авторы намереваются инициировать процесс применения гештальт-теории, практики и результатов исследовательской работы в области гештальт-терапии к психологическим нуждам быстро растущей популяции пожилых людей. В статье на рассмотрение гештальт-тераневтов представлены размышления и идеи, которые могут быть применены в организации психологической службы для гериатрических пациентов, особенно в учреждениях для пожилых людей. Дискуссия на тему текущих демографических тенденций и проблем дискриминации и стереотипного видения составляют основу для развития психотерапии пожилых людей. Нужды и психологические проблемы, присущие пожилому возрасту, могут решаться с помощью гештальт-терапии, принципам которой в точности подчиняется конечная стадия жизни, поскольку она протекает, когда пациенты имеют дело с проблемами погруженности в себя, незавершенных дел, потери контроля, неразрешенных полярностей и закрытия гештальта. * Перепечатано без изменений из журнала «Гештальт Ревю». № 2. Вып. I. 1997. © 2000 by Analytic Press, las.. 5» Объем теории, результатов исследований и методов гештальт-терапии, которая появляется и применяется к гериатрической популяции клиентов, явно недостаточен. В исследовании Джеси-оловски (1988) обнаружилось, что для терапии гериатрических пациентов ценно сочетание двух методов психотерапии - терапии пересмотра (обзора) жизни и групповой гештальт-терапии. Штейн (1993) была открыта польза применения социометрии, групповой гештальт-терапии и фототерапии при работе с гериатрическими пациентами, поскольку при этом создается сообщество, помогающее им. Однако в области гериатрической гештальт-тера-пии существует явный недостаток публикаций. При выработке подхода к предмету гериатрической психотерапии авторы считают, что целесообразнее основываться как можно в большей степени на собственном клиническом мировоззрении и искусстве, рассматривая их как знания и навыки. В этом контексте произведения Рильке (в переводе Хобсона, 1985) дают психотерапевту наброски художника, освещающие некоторые вопросы старения и процесс помощи пожилым людям, в котором воспоминания используются для того, чтобы переживать жизнь более полно. То, о чем Рильке пишет в стихах, может быть прямо применено при терапевтическом контакте с пожилыми людьми.
Нужно быть способным вернуться в мыслях к дорогам в неизведанные дали, к неожиданным встречам и расставаниям, которые предчувствовались задолго; к дням детства, по-прежнему смутным, и к родителям, которые неминуемо сделали больно, когда пытались доставить удовольствие, которое трудно было понять... Должны быть воспоминания о многих ночах любви, каждая из которых не похожа на другую,о крике женщин при родах,светлые и бледнеющие, и спящие., меркнущие в темноте. Должны быть воспоминания о том, как были у кровати умирающего, сидели у тела в комнате с открытыми окнами и отрывистыми звуками. И все же мало просто иметь воспоминания. Нужно уметь забыть их, когда их слишком много, и нужно иметь безмерное терпение, чтобы дождаться, когда они веу.утся снова. В самих воспоминаниях все еще нет мастерства. Только когда они превратятся в нашу кровь, взгляд и жесты, безымянные и неотличимые от нас самих - только тогда случится так, что в самый неожиданный момент первое слово поэмы возникнет из нас и продолжится из наших воспоминаний. 5» J С наступлением возраста люди усыхают и сморщиваются; они становятся ниже ростом и меньше. Суставы становятся напухшими и болезненными, спина - согнутой. Сна болит от артрита и развивающегося радикулита. Волосы утоньшаются по мере того, как седеют, а кожа покрывается пятнами, морщинясь. Взгляд делается неясным, так как глаза слабеют, а слух начинает подводить. Руки могут стать пустыми, расставшись с тем, кого любили и обнимали. Нормальные изменения и потери с наступлением пожилого возраста становятся огромными, когда пожилые люди попадают в дом для престарелых. Там их жизнь разворачивается таким образом, как они никогда не могли предположить, и к чему они оказываются весьма плохо подготовленными. Горестный парадокс состоит в том, что возраст человека, его физические, эмоциональные, социальные и духовные потребности с возрастом растут, но одновременно с этим ресурсы среды и системы поддержки снижаются. К сожалению, эмоциональная и межличностная депривация нашей гериатрической популяции пренебрегается и недооценивается психотерапевтическим сообществом.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.153 (0.021 с.) |