Стиль интервенций ведущего на разных стадиях развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стиль интервенций ведущего на разных стадиях развития



Фаза развития группы Стиль интервенции на уровне группы Пели интервенций
Ориентации Влияние Ориентация. Поошрение включенности. Создание безопасности
Дифференциации Соревнование Поддержка конфликта. Создание уважения к различиям
Аффилиаиии Подтверждение Осознание групповой автономии. Осознание связи между участниками группы

Предыдущие два абзаца представляют принципы, применимые к интервенции на уровне всей группы. Ведущие должны также выбирать влияющий, соревнующийся или подтверждаю-


щий тип интервенции на индивидуальном уровне в группе. Принципы выбора интервенции на индивидуальном уровне не такие простые. В общем, ведущим не следует применять влияющие и соревнующиеся интервенции слишком рано, пока участники не почувствуют в группе принятия и безопасности. Исключением являются случаи, когда ведущий применяет влияющую интервенцию, стараясь предотвратить конфликт между членами группы или критицизм, пока группа не готова к дифференциации. Подтверждающие интервенции для индивидов годятся на всех фазах групповой динамики. Подтверждающие интервенции создают в группе атмосферу уважения особенностей восприятия и чувств каждого участника группы.

Соревнующиеся интервенции по отношению к индивидам наиболее эффективны на фазе дифференциации, влияющие (навязывающие) могут использоваться умеренно на любой фазе групповой динамики в том случае, если ведущий заинтересован в направлении группы к фазе аффилиации и взаимозависимости.

В заключение этой теоретической части заметим, что участники группы не всегда воспринимают интервенцию соответственно тому намерению, которое ведущий вкладывает в нее. В конечном счете истинное значение интервенции, является ли она влияющей, соревнующейся или подтверждающей, определяется как намерением ведущего, так и тем влиянием, которое она оказывает на членов группы. На восприятие интервенции участниками влияет также и фаза развития, на которой находится группа. Например, молчание ведущего будет восприниматься как подтверждение опыта участников группы, если это происходит на поздних стадиях ее работы, и как воздействие на членов, если это первая встреча группы. Тот, кто контролирует, чем группа будет заниматься, воспринимается в середине работы как влияющий или соревнующийся ее член. Ведущий, берущий ответственность за группу и заботящийся о ней в начале работы воспринимается как поддерживающий и подтверждающий опыт.

В этом смысле стиль ведения создается совместно с группой и является функцией контакта ведущего и ее участников на тот момент, когда происходят интервенции. Окончательная практическая часть этой статьи проиллюстрирует, каким образом ведущий группы может применить влияющий, соревнующийся и подтверждающий стили интервенции, помогая группе приблизиться к ее завершению.

Практика: окончание группы. Вы ведете группу поддержки в течение нескольких месяцев. Сегодня второе до окончания группы занятие. Встреча начинается со следующего диалога:


Элайна: Мне хорошо находиться здесь сегодня вечером. Мне становится грустно и немного страшно от того, что скоро наша группа завершится. Лаура: Не беспокойся, Элайна. Большинство из нас будет

видеться после окончания группы. Михаил: Я планирую летом пикник, и мы все сможем вновь

собраться там. Лаура: Отлично. Тогда давайте двигаться дальше. У кого

есть вопросы, которые он хотел бы обсудить сегодня вечером и получить поддержку? Группы, которые скоро заканчиваются, как правило, избегают момента расставания. Вы осознаете это и решаете сделать интервенцию прежде, чем группа начнет работать как обычно. Обдумывая возможности Вашей интервенции, Вы осознаете, что группа находится на фазе аффилиации, во время которой основная модальность «групповая» и группа оказывает много поддержки своим участникам.

Следуя указаниям табл. 3, Вы можете сделать поддерживающую интервенцию о групповом процессе: «Группа не хочет приближаться к осознанию факта, что мы почти закончили нашу работу». Или Вы можете.сделать соревнующуюся интервенцию на групповом уровне: «Я предлагаю не работать дальше так же, как обычно. Я бы хотел, чтобы группа приняла более отчетливое и осознанное решение относительно того, как работать сегодня вечером». Вы можете сделать подтверждающую/влияю щую интервенцию индивидам по отношению к личностному уровню: «Элайна, я вижу, что ты испытываешь чувства по отношению к окончанию группы (подтверждение). Что ты чувствуешь теперь, после высказываний Лауры и Михаила (влияющая)?» Вы можете повлиять на каждого члена группы и направить их осознание на личностный уровень: «Я прошу каждого из Вас обратиться внутрь себя и осознать чувства, которые вы испытываете по отношению к окончанию нашей группы». Или Вы можете перевести участников группы на межличностный уровень влияющей интервенцией: «Оглядите всю группу. Сейчас время сказать друг другу, какое влияние на вас оказывают другие ее члены».

Сопротивление группы окончанию призывает ведущего сменить стиль ведения на фазе аффилиации, ему следует стать менее подтверждающим и более соревнующимся и влияющим для того, чтобы группа могла завершить последнюю задачу своего развития - работу по завершении группы. Полезно поддерживать эту работу на всех грех уровнях. Что участники группы


думают и чувствуют (личностный уровень) по отношению к завершению работы? Что им нужно сказать друг другу (межличностный уровень), чтобы завершить группу? Что каждому нужно сказать об этой группе (групповой уровень) прежде, чем она завершится? И так же, как и на прежних стадиях развития, ведущему будет полезно заниматься всеми тремя модальностями опыта в группе и сочетать поддерживающий, соревнующийся и влияющий стили интервенции.

Выводы it рекомендации

Рецептов ведения группы не существует. Интервенции - это искусство, которое требует навыков, креативности и опыта. В данной статье содержится пригодный для работы каркас, включающий теорию и практические приложения, которые пригодятся для ведения самых разных ограниченных во времени групп.

Задача ведения любой группы довольно сложна. У ведущего должен быть способ организации восприятия и понимания большого объема информации, которая создается, когда индивиды собираются в группу. Пользуясь теорией гештальт-терапии и теорией развития групп, ведущий может формировать смысл происходящего в группе, выде ляя индивидуальные и групповые фигуры, уровни процесса в группе, фазы ее развития и доминирующие модальности опыта. Исходя из этого, ведущий может делать интервенции, основанные на своем непосредственном опыте и выборе, пользуясь пониманием этих теоретических конструктов. Ведущим также стоит проверять взаимоотношения между собственными фигурами и фигурами группы (членов группы) и чередовать влияющий, соревнующийся и подтверждающий стили интервенции по ходу группы.

Авторами ясно осознается уклон в достижении максимума развития группы в большинстве групповых ситуаций. Даже в традиционных группах, центрированных на ведущем, есть способы решить основные вопросы фаз ориентации и дифференциации, чтобы достичь реализации некоторого уровня аффилиации и тем самым улучшить качество пребывания в группе всех участников.

Литература

1. BeisserA. The paradoxical theory of change. In: Gestalt Therapy Now, ed. J. Fagan & I. Shepherd. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books. 1970. Pp. 77-80.

2. Bennis W.G. & Shepard H.A. A theory of group development. Human Relations. 1956. 9:415-437.


3. Frew J.E. Encouraging what is not figural in the Gestalt group. J. Specialists Group Work. 1983. 8:175-181.

4. From the perspective of the environment. Gestalt J. 1992. 15:39-59.

5. Janis I.JL. Victims of Groupthink. Boston: Houghton Mifflin. 1972.

6. Kepner E. Gestalt group process. In: Beyond the Hot Seat, ed. B. Feder & R. Ronall. N. Y.: Brunner/Mazel. 1980. Pp. 5-24

7. Koffka K. Principles of Gestalt Psychology. N. Y.: Harcourt, Brace & World. 1935.

8. Kohler W. Gestalt Psychology. N. Y.: Liveright. 1947.

9. Latner J. The G«stait Therapy Book, Highland, NY: Center for Gestalt Development. 1986.

10. Lexvin K. Field Theory in Social Science. N. Y.: Harper & Row. 1951.

11. Peris F.S. The Gestalt Approach and Eyewitness to Therapy. Palo Alto, CA: - Science and Behavior Books. 1973.

12. Schutz W.C. Elements of Encounter. N. Y.: Bantam Books. 1973.

13. Singer D. Boundary management in psychological work in groups. Appl. Behav. Sci.. 1975. 2:137-176.

14. Tuckman B.W. Developmental sequence in small groups. Psychol. Bull.. 1965. 63:384-399.

15. Yalom ID. The Theory and Practice of Group Psychotherapy. N. Y.: Basic Books. 200 j" 22nd Street Vancouver, WA 98663. 1995.

ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД В ТЕРАПИИ

СЕКСУАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ

© 2001 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.114 (0.007 с.)