Завершение гешталыпов и смысл жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Завершение гешталыпов и смысл жизни



Гериатрическая терапия помогает клиентам жить в настоящем моменте, здесь и сейчас, перед лицом старения и умирания. Находиться в настоящем моменте и переживать настоящее секунда за секундой - это исключительно ценное умение и искусство, которому учатся и которое оттачивают гештальт-терапевты. Это умение чрезвычайно важно для каждого, кто работает с гериатрическими клиентами.

Применение принципов гештальта в терапевтическом взаимодействии, особенно внимание к процессам, происходящим на границе контакта, вносит вклад в чувство опоры клиента, его личностное присутствие, контакт и гомеостаз. Большая часть терапевтической работы с пациентами, приближающимися к смерти, посвящена об-


разованию гештальта. Когда терапевт приближается к клиенту, предвкушая чувство волнения и личностный рост клиента, а не знакомое чувство страха, более вероятно, что контакт, который между ними состоится, будет иметь новые грани. Это поддерживает у клиента ощущение присутствия в настоящем моменте, его возможности и внутреннее решение прожить свои последние дни. Пациенты переживают динамичный процесс интеграции одновременно с доверием к жизни и смерти.

Здоровый подход к «наступлению старости» включает в себя возможность ухода от контакта, когда гештальт завершен, удовлетворение достигнуто и завершение наступило. Пожилые люди часто ощущают себя менее достойными потому, что их чувства притупляются и жизненная энергия уменьшается, а у них могут быть незавершенные в прошлом дела, которые должны быть окончены для того, чтобы их самооценка не пострадала. Неоконченные дела влияют на чувство целостности как пожилых людей, так и молодых, и в терапии им оказывается такая помощь, чтобы они могли прийти к согласию с жизнью, которую прожили. Сочетание таких терапевтических методов, как реминисценция, пересмотр жизни, акцент на чувствах, повышение осознаваиия и когнитивная терапия помогают клиентам принять то, что происходит. Очень старые клиенты борются с реальностью того, что их прошлое не может быть изменено. Подавленность и отчаяние часто следуют за тем, что они не могут принять то, что прошлое неизменимо. Однако вне зависимости от того, могут они принять этот факт или нет, задача терапевта - помочь им осознать, что могут измениться их чувства относительно прошлого. Это понимание обычно повышает степень принятия себя и самооценку, потому что они могут вербализовать и отпустить свое прошлое, а также экспериментировать с чувствами прощения, разрешения и завершения.

Нормальное старение включает в себя переживания горя И печали. Пожилые люди печалятся о многих вещах, но особенно о тех аспектах в прошлом, которые, как они чувствуют, ушли из их жизни. Принятие этих очень личностных, интрапсихичес-ких и физических потерь помогает им достичь завершения сложного процесса жизни. Так они скорее достигнут ощущения осмысленности в своей новой роли стареющего жителя в доме по уходу за пожилыми людьми. Когда этот процесс переживания горя незавершен, часто возникают ощущения отчаяния, негодования и уход в изоляцию. Джесиоловски (1988) выявил, что гештальт-группа пересмотра жизни дает пожилым людям возможность печалиться и горевать вместе с другими людьми, ощу-


щение принадлежности к сообществу пожилых людей с уникальной, но похожей историей каждого и возвращение ролей, которые были потеряны в связи с институцжжализацией.

Желание новизны не исчезает с возрастом. Можно содействовать тому, чтобы пожилые пациенты делали рефрейминг (переформирование) своих негативных ожиданий от будущего. Когда пациент близок к смерти, с его финальной частью жизни можно обращаться как с таинством. Одна их лучших метафор во время этого перехода - образование гусеницей кокона перед тем, как появится бабочка. Когда мы сидим у постели умирающего пациента, мы воспринимаем и принимаем то, как они. отправляются в этот «полет свободы», совмещая комфорт и поддержку, чтобы чувствовать, что они готовы к элегантному отбытию. Мы также чувствуем заботу о том, куда принесет их эта следующая фаза жизненного путешествие. Работая с метафорами и сновидениями, пациенты приближаются к встрече с мистерией в этом плодородном пространстве. Это может расширить их воображение и надежду. Однако такие фантазии о неизвестном могут и усилить их страхи. Терапевты должны знать потенциальные интервенции, способствующие появлению безопасности и разрешения ситуации.

Касаясь вопросов старения и смерти, Пек (1968) определил стремление к самотрансценденции как развивающий ресурс в ситуации физического увядания. Пожилой человек, стоящий лицом к приближающейся смерти, может двигаться осознанно через обычные физические границы на пути к надежде и смыслу. Основанное на экзистенциализме определение Яломом (1980) смысла жизни включает как земное, так и космическое значение. Земное значение полностью мирское и касается того, что жизнь любого человека обладает качеством целостности и содержит личные ценности. «Космическое значение подразумевает некоторый замысел, существующий отдельно от нас и высший по отношению к человеческой личности, а также неизменно относящийся к некоторому магическому или духовному устройству вселенной» (с. 423). Вера или ощущение того, что каждый имеет связь с неким космическим порядком вне человека, таким, какой «предоставляет нам религиозный взгляд на мир, предлагает нам широкий выбор интерпретаций целей индивидуальной жизни - некоторые указывает нам доктрина, а иные рисует наше воображение» (Ялом, 1980, с. 425).

Техники гештальт-терапии могут оказаться полезными для исследования обоих типов смысла. Создавая отношения доверия для исследования прошлого клиента, включая незавершенные дела, гештальт-терапевты помогают пожилым клиентам отсортировать их достоинства и недостатки с целью принятия и интегра-


ции. Как и в технике пересмотра жизни с помощью тераггевта, это облегчает поиск интеграции в земном значении смысла жизни. Будучи свободным от самообвинений, человеческое Эго переживает старение здесь и сейчас с достоинством.

Важно поддерживать и уважать духовную жизнь человека. Для взращивания духовного существования в системе верований клиента можно проводить работу по развитию осознания и эксперименты в гештальт-подходе. Исследование Ингерсолл (1995) в области на тему связи психотерапии и духовной жизни показали, что для терапевта важно помогать клиенту вовлекаться в изучение своей духовности. Работа Замборски (1982) определила, что клиенты выбирают геш-тальт-подход для выражения аспектов своих религиозных ценностей. В свете этих двух исследований и клинического опыта авторов, можно посоветовать читателям тщательно отбирать гештальт-методики и другие терапевтические интервенции для проведения духовных поисков. Люди заботливо хранят свои духовные ценности, а пожилым может не доставать поддержки, особенно от клиницистов, для того чтобы говорить о своих духовных ценностях. Следует быть готовым перейти на религиозный и духовньш язык с пожилыми клиентами, а также проявить уважение к их традициям и убеждениям и не навязывать собственные догмы, присущие терапевту. Хотя авторы не приравнивают религию и духовность, пожилые клиенты часто считают, что это одно и то же. Прежде чем произойдет завершение жизни и окончательный уход, клиенты часто пытаются ухватить смысл того, перед чем они находятся. Пожилым это исследование дается легче, когда они вовлечены в терапевтические «Я-Ты» отношения, потому что такие отношения снижают естественную тревогу переживания новой ситуации. Как говорит Кюблер-Росс (1969):

Те, у кого есть сила и любовь для того, чтобы сидеть с умирающим пациентом в молчании, присутствуя при том, что находится за пределами слов, узнают, что этот момент не является ни пугающим, ни болезненным, а это просто мирное окончание работы тела. Вид спокойной смерти человеческого существа напоминает падающую звезду; один из миллионов огоньков на бескрайнем небе, который загорается на крошечный момент времени только для того, чтобы потом исчезнуть навсегда в бесконечной ночи. Опыт работы терапевтом умирающего пациента помогает осознать уникальность каждого человеческого существа в огромном море человечества. Это дает возможность понять конечность и ограниченность нашей жизни (с. 276).


Заключение

Гештальт-терапия с гериатрическими пациентами фокусируется на «приходе старости» как времени, когда основным вопросом жизни становится ее завершение. Гештальт-терапия, соединяясь с моделями пересмотра жизни и терапии переоценки, особенно ценна для лечения пожилых людей. Несмотря на то, что смерть неминуема, в процессе терапевтического контакта в гештальт-терапии пожилые люди могут легче переживать опыт одиночества, стабильности, спокойствия завершенности, хорошее самочувствие целостности и перспективу новых горизонтов.

Следуя основным принципам, которыми руководствуются геш-тальт-терапевты, мы получаем богатые возможности для осмысленного вовлечения и осуществления терапевтического контакта с этой популяцией клиентов. Существенным преимуществом, касающимся терапевтического успеха с пожилыми людьми, является возможность для терапевта начать распутывать собственные неразрешенные проблемы, связанные со старением, утратой способностей и смертью. Будучи открытыми к боли, лишениям и печалям пожилых людей, терапевты могут учиться сопереживать, понимать и иметь дело с этими универсальными человеческими феноменами. Терапевты, вовлеченные в такую работу, возвращают себе также недоступный ранее резервуар знаний и моделей, которые помогут собственной адаптации к старению и дадут силы преодолеть стереотипное отношение общества к старости (ageism).

Мы обращаемся к психотерапевтам вообще и гештальт-терапев-там в частности, призывая уделять больше внимания потребности в холистических и гуманистических психологических центрах по работе с пожилыми людьми. Теоретики и практики гештальт-терапии находятся в превосходном положении для накопления большего знания о межличностных, вн^триличностньгх процессах и процессах на границе контакта, которые имеют место при динамике старения. Зная, что наши профессии, в основе которых лежит помощь другим людям, -психология, социальная работа и консультирование - сами «становятся старыми», кажется странным, что наши «профессиональные старики» не уделяют большего внимания потребностям пожилых людей. Основатели гештальт-терапии умерли при жизни авторов. Несколько пионеров из первого поколения гешталът-терапевтов тоже умерли совсем недавно, а оставшиеся сейчас являются пожилыми людьми. В связи с тем, что столько теории и методов гештальт-терапии возникают из нашего собственного опыта, мы находим удивительным то, что не появляется больше работ по гештальт-терапии, касающихся пожилых людей. Интерес, к гериатрической психотерапии растет, а финансирование становится возможным. Новые техно-


логии оценки и терапии помогут определить потребности нашей быстрорастущей гериатрической популяции.

К старению и смерти приходит в своей жизни каждый человек. Что требуется пожилому человеку для своей самореализации и интеграции, прежде чем он умрет, - это важный социальный вопрос, нуждающийся во внимании и действиях со стороны гештальт-терапевтов. Теория гештальт-терапии, ее исследования и практика могут занять жизненно важное место в будущем гериатрической службы. Очевидно, что гештальт-сообщество может многое предложить для понимания того, как лучше встретить нашу экзистенциальную ответственность в конечной фазе жизни.

Литература

1. Beck В. A Woods. Unpublished poetry collection on aging. Canton, OH. 1995.

2. Bitzan J.E. & Kruzich J.M. Interpersonal relationships of nursing home residents. The Gerontologist. 1990. 30:385-390.

3. Bould S.,Sanborn B. & ReifL. Eighty-five Plus. Belmont, CA: Wadsworth. 1989.

4. Butler R.N. Intensive psychotherapy for the hospitalized aged. Geriatrics. 1960. 15:644-648.

5. The life review: An interpretation of reminiscence in the aged. Psychiatry. 1963. 26:65-76.

6. The life review: An interpretation of reminiscence in the aged. In: Middle Age and Aging, ed. B. L. Neugarten. Chicago, IL: University of Chicago Press. 1968. Pp. 486-496.

7. Age: The life review. Psychol. Today. 1971. 5:49-89.

8. Lewis M. Aging and Mental Health. St. Louis: Mosby. 1982.

9. Byerly F.C. & Carlson W.A. Comparison among inpatients, outpatients and normals on three self report depression inventories. /. din. Psychol.. 1982. 38:705-712.

10. Erikson E.H. Childhood and Society. N. Y.: Norton. 1950.

11. Identity and the life cycle. Psycholog. Iss.. 1959. 1:101-165.

12. Reflections on Dr. Borg's life cycle. In: Adulthood, ed. E. H. Erikson. N. Y.: Norton. 1978. Pp. 123-162.

13. Hobson R.E. Forms of Feeling. N. Y.: Tavistock. 1985

14. lngersoll R.E. Spiritual wellness. Unpublished^ doctoral dissertation, Kent State University, Kent, OH. 1995.

15. Jesiolowski B. The Gestalt life cycle group. Paper resented to Cuyahoga Valley Counseling Center Staff, Akron, OH. 1986.

16. The use of Gestalt therapy with the aged in the life review process. Unpublished doctoral dissertation. Kent State University, Kent, OH. 1988.


17. Johnson С. Age discrimination-It costs all of us dearlv. Ohio Psychology 1995. July. Pp. 12-14.

18. Kermis M.D. Mental Health in Late Life. Boston: Jones and Bartlett. 1986.

19. Kubler-Ross E. On Death and Dying. N. Y.: Macmillan. 1969.

20. hanger E.J, Mindfulness. N. Y.: Addison-Wesley. 1989.

21. Benevento A. Self-induced dependence. /. Personal. &i Soc. Psychol.. 1978. 36:886-893.

22. Lichtenberg P. Undoing the Clinch of Oppression. Cleveland, OH: Gestalt Institute of Cleveland Press. 1990.

23. Meissner A. Resiliency: The disabled and the old. First Annual AAGT International Gestalt Therapy Conference Proceedings (audiotape). New Orleans, LA: Goodtimes Recordings. 1995. October 11.

24. Nemiroff R.A. & Colarusso C.A. Middle Age and Aging-Chicago: University of Chicago. 1985a.

25. The Race Against Time. N. Y.: Plenum. 1985b.

26. Peck R.C. Psychological developments in the second half of life. In: Middle Age and Aging, ed. B. L. Neugarten. Chicago: University of Chicago. 1968. Pp. 80-129.

27. Polster E. A Population of Selves. San Francisco, CA: Jossey-Bass. 1995.

28. Polster M. Gestalt Therapy Integrated. N. Y.: Brunner/ Mazel,

1973.

29. Stein S.A. Sociometry and life review. Unpublished doctoral dissertation. Kent State University, Kent, Ohio. 1993.

30. Tirnko C. & Rodin J. Staff-patient relationships in nursing homes: Sources of conflict and rehabilitation potential. Rehabil. Psychol.. 1985. 30:93-108.

31. United States Bureau of the Census. Historical Statistics of the United States, 3rd ed. Washington, DC: U.S. Government Printing Office. 1970

32. Statistical Abstract of the United States. 112th edition. Washington,DC: U.S. Government Printing Office. 1992.

33. United States Senate Special Committee on Aging. Aging America. Washington, DC: U.S. Department of Health and Human Services. 1990.

34. Yalom I. Existential Therapy. N. Y.: Basic Books. 1980.

35. Zamborsky E. The use of Gestalt therapy with clients expressing religious values issues. Unpublished doctoral dissertation, Kent State University, Kent, OH. 1982.

36. ZinkerJ. Creative Process in Gestalt therapy. N. Y.: Brunner/ Mazel. 1977.


II llll A.M. I -ПОДХОД

В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, СЕМЕЙНОЙ

И ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ГЕШТАЛЬТ ТЕРАПИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГРУПП*

© 2001 г. Джон Е. Фрю

© 2001 г. Пер. с англ. О. В. Василец

Теория и практика, описанные в этой статье, помогут ведущему группы делать эффективные интервенции. Автор описывает разные группы, включая группы, проводящиеся с бизнесменами, в сфере образования и терапевтические. Текст статьи обогащен материалами, заимствованными из литературы по гештальт-терапии и развитию организаций. Автор предлагает ведущим групп делать интервенции на всех уровнях группового процесса - личностном, межличностном, групповом - и поддерживать естественное развитие группы.

Ведение группы - сложная задача. От ведущих групп в клинике, сфере образования, социальной сфере и бизнесе ожидается, что они обладают определенными умениями, помогающими группе достичь ее целей. Многие ведущие групп, оказываясь вполне компетентными при работе с одним человеком, не имели достаточной уверенности для работы с группой с ее непредсказуемой групповой динамикой.

* Перепечатано без изменений из журнала «Гештальт Ревю». № 2. Вып. I. 1997. © 2000, by Analytic Press, Ins..


Эта статья представляет принципы работы с группой в виде своеобразной смеси теории и практики, которые можно применять в самых разных группах, включая терапевтические, группы поддержки, группы в бизнесе, команду, персонал или общественные и государственные организации. Эти принципы можно также применять при ведении тренинговых и учебных групп. Материал статьи поможет ведущим групп делать более точные, целенаправленные и своевременные интервенции. Принципы, описанные здесь, способствуют тому, чтобы ведущие группы больше уважали естественную способность групп со временем развиваться и становиться более зрелыми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.66.87 (0.059 с.)