Фазы развития группы и ее доминирующая модальность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фазы развития группы и ее доминирующая модальность



Фаза Доминирующая модальность
Ориентации Личностная
Дифференциации Межличностная
Аффилиаиии Групповая

На стадии ориентации группа будет иметь преимущественно личностную направленность. Ее энергия будет относительно низкой. Участники будут смотреть вниз или быстро переводить глаза с места на место, откидываться назад на спинку стула и мало говорить, а также ожидать от ведущего действий по стимулированию работы группы. Ее члены будут сообщать об осознании следую-


щих внутренних процессов: тревоги, раздражения, поверхностного дыхания и опасения относительно того, что в дальнейшем будет происходить в группе. Эти осознания будут преобладать у участников в группах, ориентированных как на процесс, так и на обучение и выполнение заданий. Члены групп, ориентированных на обучение, будут скорее приступать к работе, смягчая тем самым ощущаемый ими дискомфорт. В этот момент может быть уместно предложение группе заданий или упражнений, если эти задания такого типа, что могут быть эффективно выполнены индивидами, сфокусированными на себе. В группе пока еще нет межличностных связей (кроме тех, которые были до группы), так что межличностный уровень в ней пока находится в эмбриональном состоянии. Межличностные явления в группе в начале работы целиком состоят из того, что ее члены отмечают недостаток безопасности, ориентации, включенности и принятия. Можно попробовать сделать некоторые технические определения относительно такой группы, однако групповой уровень процесса ограничен для исследования на этой стадии в связи с тем, что у участников еще нет осознания группы целиком или чувства общности.

На фазе дифференциации члены группы больше осознают друг друга. Межличностный уровень процесса начинает преобладать. Участники группы меньше осознают свои внутренние процессы и больше интересуются тем, что другие делают, говорят и не говорят. Член группы начинает определять чужих и врагов, переживает притяжение и предпочтения и будет с большей вероятностью вовлекать других в диалог. Задания, которые даются на фазе дифференциации, выполняются преимущественно на межлично стном уровне. Личностный уровень будет время от времени становиться интенсивным, но в отличие от фазы ориентации эти переживания пробуждаются и провоцируются преимущественно другими участниками группы.

Наконец, на фазе аффилиации доминирующей модальностью переживаний и опыта участников будет вся группа в целом. Ее члены будут начинать большинство предложений с «мы», а не с «я» или «ты». Теперь группа ощущает себя группой, а личностный и межличностный уровни процесса часто играют вторичную роль, даже когда группа имеет с ними дело. Это момент развития группы, когда пора заказывать майки с ее эмблемой, потому что все с гордостью идентифицируют себя как команду.

Эта теория поможет нам раскрыть, почему интервенции, о которых мы говорили немного раньше, не возымеют действия. Попросить членов обняться с соседом и спеть свою любимую песню на первой встрече группы означает попросить их перейти из


своей личностной модальности переживаний в межличностную и в мир группы слишком рано (т.е. до того, как они почувствовали себя в безопасности и включенными). А мы говорили и о том, что поиск согласия в группе на фазе дифференциации также преж-девремен, т. к. это будет являться предложением перейти на групповую модальность переживаний, когда участники группы еще интенсивно переживают межличностный уровень. Группа на фазе аффилиации не склонна венчать индивидуальные достижения или работать в режиме соревнования. Ведущий может пользоваться этими знаниями как руководящими принципами для выбора уровня и типа интервенций в работе с группой. Вы можете связывать уровень интервенции с преобладающей модальностью переживаний участников в зависимости от фазы развития группы. На ранних стадиях ее работы ведущий работает на личностном уровне, осознавая, что члены слабо чувствуют других участников группы и группу в целом. Такой подход позволяет ведущему делать интервенции в соответствии с доминирующей модальностью группового опыта и на том же уровне, на котором находится большинство групповых фигур. Во время фазы дифференциации ведущий поощряет участников к общению с другими членами группы, которые интересуют их, и работа проходит на межличностном уровне, наиболее продуктивном для работы в группе на этой фазе развития. Если группа находится на аффилиативной фазе, большинство интервенций ведущий может делать на общегрупповом уровне, отражая групповой уровень процессов, которые находятся на переднем крае осознания участников группы на данной стадии работы.

Этот подход к интервенции в группе согласуется с «парадоксальной теорией изменений» (Бейсер, 1970) - фундаментальной теорией изменений в гештальт-терапии. Бейсер говорит, что изменения происходят, когда ситуация, имеющая место в данный момент времени, или «то, что есть», подвергается наиболее полному осознанию. Ведущий может работать в соответствии с этим подходом, который является более консервативным, находя соответствие между интервенциями и ведущей модальностью группового опыта на данной фазе развития группы.

Второй подход к интервенции заключается в более целенаправленных и точных интервенциях, не согласующихся с ведущей модальностью группового опыта в данный момент времени. Такой подход содержит в себе больший риск и требует больших подготовленности и опыта ведущего. Реализуя этот способ интервенции, ведущий способствует развитию процессов, которые не являются фигурами для участников группы в этот момент времени (Фрю, 1983).

»8


На ранних стадиях работы ведущий может начать «межличностное раскачивание» вокруг того, что похожего есть у участников группы, сдвигая фокус с личностного на межличностный уровень процесса. «Джон, Вас со Стивом, похоже, волнуют одинаковые вопросы относительно групповых целей». Или ведущий может сделать интервенцию на групповом уровне: «Мне кажется, что группа немного тревожится сейчас». Или на фазе дифференциации ведущий может сделать интервенцию на личностном уровне, предлагая члену группы осознать свои чувства или отношения, которые он проецирует на другого ее члена, что является частым случаем на этой стадии работы группы. Ведущий может вьшти с группового уровня на фазе аффилиации, чтобы помочь группе проверить возможности «группового мышления» (Янис, 1972) или подготовиться к завершению группы, что требует также осознания личностного и межличностного уровней процесса.

Комбинирование этих двух подходов обычно составляет наиболее эффективный способ ведения группы.

Практика: группа, ориентированная на решение проблем, заходит в тупик на фазе дифференциации. Многофункциональная команда была сформирована для определения и выработки рекомендаций по решению коммуникационных проблем между департаментами организаций. Вас назначили ее ведущим. Группа прошла фазу ориентации. Вам помогло то, что Вы знали о процессе образования фигур у индивидов, о групповых фигурах, о теории развития группы и об уровнях процессов в ней и интервенций.

Происходит четвертая встреча группы. На третьей встрече Жорж, который проявился как лидер по критерию компетентности, предложил группе в следующий раз выполнить ряд процедур, с которыми он был знаком, чтобы во время четвертой встречи решить определенные задачи. Жорж оказал сильное влияние на группу, чтобы она работала тем способом, который был им предложен, а Вы не заметили какого-либо сопротивления его идеям со стороны участников группы. В начале четвертой встречи происходит следующий диалог:

Жорж: Хорошо, все готовы начать работать? Рэнди: Жорж, я думал о твоих предложениях между нашими встречами, и у меня есть другая идея относительно того, как мы можем работать. Жорж: Извини, Рэнди. Мы договорились на прошлой неделе работать так, как я предложил. Теперь слишком поздно менять что-нибудь. Рэнди: Я не был согласен с тобой на прошлой неделе. Я


молчал на прошлой встрече потому, что был подав-лен твоей энергией и настойчивостью. Жорж: Рэнди, у тебя отрицательная репутация в этой компании. Наша команда не будет терпеть твою дест-руктивность и контролирующее поведение.

Эта группа «вопит» в ожидании интервенции. Все (исключая, быть может, Жоржа) будут смотреть на Вас с надеждой. Что Вы скажете, и на каком уровне процесса будет Ваша интервенция?

На межличностном уровне у Вас есть много возможностей. Вы можете активно вовлечься в конфликт между Жоржем и Рэнди в качестве посредника. Если Вы видите ценность в перемещении конфликта в другой межличностный контекст, то можете спросить, хочет ли кто-нибудь сказать, о чем он не решался говорить, как это сделал Рэнди; или спросите, хотел бы кто-то еще послушать идеи Рэнди о том, чем заниматься сегодня. Вы можете также заявить о своем авторитете и сместить акцент процесса на Ваши с Жоржем отношения, сказав: «Жорж, поздно или нет, но высказывать новые идеи сегодня буду я как ведущий группы». Эта интервенция быстро переведет осознание Жоржа с Рэнди на предмет Ваших с ним отношений.

Вы можете способствовать перемещению процесса на личностный уровень: «Я бы хотел,.чтобы каждый молча подумал в течении нескольких минут, что Вы чувствуете прямо сейчас». Или: «Жорж, я заметил, что ты смотришь в иол. Что ты сейчас чувствуешь?» Или: «Жорж, вместо того, чтобы говорить Рэнди от лица всей группе, некоторое время сосредоточься на себе и определи, каковы твои собственные мысли».

И, наконец, на групповом уровне Вы можете сказать: «Непонятно, каким образом в этой группе принимаются решения и когда эти решения становятся окончательными». Или: «Интересно, не являются ли проблемы общения этой группы отражением коммуникационных проблем между нашими организациями?» Или: «Если Рэнди не готов продвигаться вперед сейчас, я готов поспорить, что и другие не готовы. Я предлагаю устроить мозговой штурм и выработать как можно больше идей о том, как нам. работать дальше, прежде чем мы: выберем ту, согласно которой будем работать».

Вашими целями как ведущего группы на фазе дифференциации являются выдвижение в группе ценности различия, убеждение группы, что некоторая конфликтность необходима и нормальна в человеческих сообществах, а также создание культуры, в которой различия уважаются и рассматриваются как достоинство, а не как помеха. Рекомендуется подход, в котором сочетаются ии-

ЮО


тервенции, согласующиеся с преобладающей модальностью группового процесса, а именно межличностной модальностью, с интервенциями, сдвигающими групповое осознание на личностный и групповой уровни.

Практика: ведение группы на фазе аффилиации. Во многих случаях ведение группы во время аффилиативной фазы напоминает управление машиной в путешествии, когда Вы находитесь на скоростном шоссе. Если Вы провели группу через фазы ориентации и дифференциации, то группа будет нуждаться в совсем небольшом явном ведении. И если отношение к Вам группы на фазе ориентации было зависимым, а на фазе дифференциации - контрзависимым, то на фазе аффилиации оно станет взаимозависимым (интерзависимым). Мы пройдем еще одну теоретическую часть, прежде чем группа и наша статья завершится.

Теория: навязывать, соревноваться и подтверждать. Геш-тальт-терапевты имеют репутацию очень навязчивых личностей. Их пациенты говорят с пустыми стульями, наделяют голосом разные части тела и бьют подушки. Используя терминологию этой статьи, можно сказать, что гештальт-терапевты часто характеризуются как индивиды, идущие за своими собственными фигурами и интересами и делающие то, что они хотят, а не ориентирующиеся на процесс образования фигуры у клиента. К сожалению, эта репутация составляет лишь часть картины работы геш-тальт-терапевта.

В недавней статье Фрю (1992) обрисовал модель, в которой терапевт навязывает, соревнуется и подтверждает опыт клиентской системы (клиента, группы и др.) в разные моменты времени. В контексте индивидуальной терапии такая модель относится к процессу образования фигуры терапевта и клиента. Терапевт, интересуясь недавними изменениями в работе клиента, тем самым «навязывает» эту фигуру или интерес посредством своей интервенции: «Как Ваша новая работа?»

Два процесса могут также соревноваться друг с другом и кон трестировать: «Вы хотите завершить нашу встречу раньше. Я бы хотел, чтобы Вы остались. Как мы разрешим наше отличие?» Или терапевт просто подтверждает опыт клиента: «Я вижу, что Вы расстроены сейчас».

Эту модель можно применить и к группе. В какой-то момент группового процесса ведущий будет навязывать (делайте так, как я вам говорю, и соответствуйте моим потребностям), когда-то соревноваться (мое мнение отличается от того, которое сейчас было высказано), а в некоторые моменты времени будет подтверждать опыт группы (группу сейчас занимает вопрос конфиденциально-


сти). Часто ведущий подтверждает опыт группы, просто присутствуя и храня молчание, не навязывая и не соревнуясь с групповым процессом в этот момент.

В табл. 3 описывается соотношение между этими тремя интервенциями и некоторыми из переменных, введенных в этой статье.

На фазе ориентации обычно участники говорят, что воспринимают среду группы как оказывающую влияние на них. Ведущие обнаруживают, что интервенции на уровне группы, влияющие на нее, хорошо воспринимаются участниками. В этот момент развития группа не возражает против директивное™ ведущих, потому что таким образом ведущие направляют ее и устанавливают границы, которые обеспечивают безопасность.

На фазе дифференциации участники чувствуют, что среда группы наполнена соревнованием и соперничеством. Соревнующиеся интервенции группового уровня хорошо подходят для этой фазы групповой динамики. Ведущий может предложить такую точку зрения на групповой процесс, которая отличается от основной точки зрения, превалирующей в группе. Группа на фазе аф-филиации редко нуждается в навязывающем или соревнующемся присутствии ведущего. Подтверждающие интервенции на групповом уровне послужат це.ли утверждения опыта группы.

Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.015 с.)