Московский институт гештальта и психодрамы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московский институт гештальта и психодрамы



Московский институт гештальта и психодрамы

Южно-Российский гештальт-центр

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ НА ПОРОГЕ XXI ПЕКА

Ответственный редактор М.П. Аралова

Ростов-на-Дону

Издательство Ростовского университета


УДК 615, 851 ББК 88.4 Т И

Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века

Т 11 /Отв. ред. М.П. Аралова. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2001. - 142 с.

ISBN 5-9275-0098-6

В сборник включены работы, описывающие суть гештальт-подхода применительно к конкретной проблематике различных практических сфер, где он используется: при проведении групп, при организационном консультировании, при работе с пожилыми людьми, в онкологии, при терапии зависимого поведения и сексуальных расстройств. Ценность для гештальт-терапевта заключается в уникальности, неповторимости и непохожести каждого человека, его праве быть тем, кем он является на самом деле. Ценность Встречи между людьми и личной Ответственности - важнейшие положения гештальт-подхода.

Адресован широкому кругу специалистов, интересующихся проблемами Человека, и, конечно же, психологам и психотерапевтам — в первую очередь.

τ 0303030000-015,_. ББК 88.4

1 М 175(03)2001 Безобъявл.

ISBN 5-9275-0098-6

© Издательство РГУ, 2001


ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые и любимые читатели этого сборника!

Уже пять лет Московский институт гештальта и нсиходрамы борется с Всемирной Энтропией, превращающей хорошие гештальт-формы в беспредельный Хаос (накануне третьего тысячелетия тянет на мегакосмические метафоры).

Все больше соратников вовлекается в эту борьбу - Южно-Российский гештальт-центр из кучки кокетливых девушек-геш-тальтисток (М.Аралова, М.Мясникова, Л.Гейденрих) на наших глазах превращается в Могучую глыбу Ростовского гештальта, собравшую в нынешнем 2000 г. на свою психотерапевтическую гештальт-конференцию «Бабье лето» многие десятки ходоков-участников «с южных гор до самых до окраин» - из Москвы, Минска, Краснодара, Питера, Крыма и др.

И вот сейчас ЮРГЦ при поддержке нашего института издает сборник переводов статей из «Гештальт Ревю» - одного из ведущих зарубежных журналов по гештальт-терапии (благодарим издателя Джозефа Мельника за любезное разрешение нанечать помещенные в данном сборнике тексты).

Особенно актуальны эти статьи в связи с завершением так называемой 3-й ступени профессиональной образовательной программы по гештальт-терапии, проводимой в Московском институте гештальта и психодрамы под руководством Боба Резника, Тода Бэрли, Риты Резник и других тренеров ГАТЛА (Лос-Анд-желесского объединения гештальт-тренеров) в 1998-2000 гг.

Данная программа завершается сертификацией, включающей теоретический экзамен, для сдачи которого требуется ознакомление с зарубежной литературой но гештальт-теории поля, контакта, феноменологии, /диалога. Надеемся, что представленные здесь тексты будут полезны при подготовке к этому гештальт-экзаме-


ну, впрочем, как и для первичного ознакомления с гештальт-ме-тодом читателей, только начинающих знакомство с таким замечательным психотерапевтическим инструментом.

В данный сборник помещен еще один любопытный перевод. В 1999 г. психодраматическое мировое сообщество интенсивно отмечало 80-летие одной из ведущих психодраматисток мира француженки Анны Шутценбергер (приезжавшей с Я.Морено в 1958 г. в Россию). Федерация европейских психодраматических институтов (ФЕПТО), в состав которой входит наш институт и членом-соучредителем которой я являюсь, издала в честь Анны сборник статей «Обучение психодраме в Европе», где помещена небольшая статья по футуропрактике. Может быть, перевод этой статьи будет интересен и русскому читателю, увлекающемуся футуро-практикой (синтетическим психотерапевтическим направлением, основанным на гештальт-методе и психодраме).

В заключение - блицобзор гештальтпсиходраматических новостей 2000 г.

В Казахстане продолжает успешно развиваться гештальт-со-общество - первая алма-атинская гештальт-грунпа не без участия организатора Антонины Сердюк и тренеров МИГИПа, которая овладевает премудростями гештальт-практики. Они грозятся устроить в 2001 г. интенсив на озере Иссык-Куль.

Ежегодная гештальт-конференция Восточно-Европейского геш-тальт института (Георгий Платонов.) во время белых ночей в Питере снова имела безобразный успех как у жителей обеих столиц, так и у других уважаемых посетителей.

Новосибирск (Надежда Кузнецова, Петр Рыженков и опять же не без МИГИПа) продолжал соблазнять жителей Сибири своими гештальт-драмателесно-ориентированными интенсивами на берегу Обского моря (июль).

Звание самого Жаркого гештальт-драматического интенсива но праву присвоено турецкому интенсиву МИГИПа (организатор Мария Лекарева-Бозененкова), во время которого температура воздуха, воды и недр достигала 50 "С (впрочем, комфорт пятизвездочного отеля и безудержная дневная страсть участников к психотерапевтической работе делали жару практически незаметной).

Известный гештальтист Борис Новодержкин настойчиво рвется к лаврам отца-героя и этим летом опять родил гештальтиста (третьего по счету, если верить бюллетеням).

Русская гештальт-экспансия, о которой с тревогой говорят все футурологи мира, продолжается - в августе Нифонт Долгополов стал первым русским гештальтистом, ступившим на австралий-


скую землю. Впрочем, там неожиданно оказалась целая орда местных гештальтистов, умудрившихся уже объединиться (после 25 лет раздоров) в Австрало-Новозеландскую гештальт-ассоциа-цию (которая, собственно, и пригласила вышеназванного первопроходца на свою 2-ю конференцию).

В Крыму при попустительстве тренеров А.А.Коробова и Н.Б.Долгополова психотерапевтическая группа (сентябрьский интенсив «a deux» - «на двоих тренеров») от переизбытка геш-тальт эмоций резко пошла в гору и была окончательно поймана тренерами только на вершине горы Ай-Петри.

Московский гештальт-институт после длительных дискуссий с нестрадающим благим нравом Фрицем Перлзом при поддержке издательства «Смысл» издал его книгу «Эго, Голод и Агрессия».

22-24 декабря, как перелетные птицы, слетаются гештальтис-ты и психодраматисты на 5-ю ежегодную практическую конференцию МИГИПа (где почти всех участников блицновостей можно живьем увидеть в работе и быту). Парадное название конференции — «Гештальт и психодрама накануне третьего тысячелетия», тайный смысл - «Как остаться человеком в XXI веке?».

Желаем всем читателям благополучно преодолеть излом тысячелетий и в будущем году успешно развивать Свою Подобность (Девам - Девственность, Цезарям - Царственность) и Полярности (Гештальтистам - Драматизм, Драматистам - Аутизм). А еще, конечно, как написала в 6-летнем возрасте моя дочь Маша в новогодней открытке своей 80-летней бабушке: «желаю тибе ща-стя в личной жизни». То бишь, чтобы Жизнь у Вас была Лично Вашей и чтобы было в ней Счастье!

Директор МИГИII Нифонт Долгополое,

Москва, 2001


ПОЧЕМУ ИМЕННО ГЕШТАЛЬТ...? (ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ)

Идея подготовки настоящего сборника возникла во время нашего участия в программе продвинутого обучения гештальт-тера-пии под руководством Лос-Анджелесовской группы тренеров во главе с Бобом Резником. От него Южно-Российский гештальт-центр получил в подарок новый выпуск из серии очень популярных среди специалистов журналов «Гештальт ревю», с которым мы ознакомились с большим интересом. Нам представилось, что коллеги с таким же удовольствием, как и мы, будут читать эти работы и получат более широкое и глубокое представление о предпочитаемом многими психотерапевтами всего мира практическом методе. В дальнейшем материалы сборника были дополнены статьями коллег, с которыми мы учимся и работаем бок о бок, а также обмениваемся профессиональными идеями и супервизиями, получаем профессиональную помощь и персональную поддержку.

В то время, как мы девятый год обучались и работали в геш-тальт-подходе, нас неоднократно спрашивали: почему же ваш профессиональный выбор связан именно с гештальтом...? Конечно же, я сама нередко задумывалась над этим. Для меня это выбор не только профессиональный, но и личный. Отвечая на этот вопрос, не могу не обратиться к ценностям мировоззренческой основы подхода. При этом я не побоюсь оказаться субъективной. Ценность для гештальт-терапевта заключается в уникальности, неповторимости и непохожести каждого человека, его праве быть тем, кем он является на самом деле. Эта вера первостепенна прежде всего для разворачивания диалогического партнерского общения терапевта и клиента, которые прилагают усилия для того, чтобы во все большей степени становиться теми, кто они есть на самом деле. Только будучи самим собой,

К


можно измениться внутренне - таково понимание механизма изменения в гештальт-подходе. Встреча терапевта и клиента в данном контексте оказывается лабораторией для исследования процессов, протекающих на пути личностного изменения. При этом осознание на границе «между» и границе-«контакт» - это то, что необходимо человеку для личностного роста и, что является условием для совершения или не совершения им собственных выборов и принятия на себя ответственности за них, т.е. ценность Встречи между людьми и личной ответственности - важнейшие посылки гештальт-иодхода.

Вспоминаются слова Л.Н.Толстого, сказанные им, конечно, в другом ключе, но, на мой взгляд, уместные по отношению к работе терапевта и клиента на гештальт-терапевтической сессии: «Разумная жизнь подобна человеку, несущему далеко перед собой фонарь, освещающий его путь. Такой человек никогда не доходит до конца освещенного места, - освещенное место всегда идет впереди него...»

В настоящее время гештальт-терапия практикуется во многих сферах и областях нашей жизни, ее влияние расширяется и углубляется. Преимуществом данного подхода является то, что он открыт не только для лиц с отклонениями от нормы, но и для людей с психологическими трудностями, и для всех стремящихся усилить свой внутренний потенциал и улучшить качество жизни, это — «терапия нормальных людей» (Ф.Перлз).

Обращаясь к содержанию сборника, отметим, что его статьи отражают смысл направления работы Южно-Российского геш-тальт-центра и проводимой им и факультетом психологии Ростовского госуниверситета в конце сентября - октябре ежегодной научно-практической конференции «Области применения геш-тальт-подхода» (второе, более неофициальное, название конференции - «Бабье лето»). В сборник включены работы, описывающие суть гештальт-подхода применительно к конкретной проблематике различных практических сфер, где он используется: при проведении групп, при организационном консультировании, при работе с пожилыми людьми, в онкопедиатрии, при терапии зависимого поведения и сексуальных расстройств.

Таким образом, данный сборник адресован широкому кругу специалистов, интересующихся проблемами Человека, и, конечно же, психологам и психотерапевтам - в первую очередь.

Выражаем искреннюю благодарность П.Н.Ермакову, декану факультета психологии РГУ, благодаря помощи и личной поддержке которого состоялись наша конференция, публикация данного сборника и многое другое.


Огромную благодарность выражаем Н.Б.Долтополову, директору МИГИПа, за его критичные и в то же время доброжелательные супервизии и персональную поддержку, помогающие нашему профессиональному развитию и практической и обучающей деятельности.

Желаем всем подлинного контакта и живой встречи при чтении данного сборника. Надеемся, что Ваша жизнь наполнится в результате новым Опытом.

Директор Южно-Российского,

гешгпалып-центра Марина Аралова

Ростов-на-Дону, 2001 г.


ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД В РАБОТЕ? ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Эдвин С. Невис

Пер. с англ. О. В. Василец

На психологическую практику, в частности гештальт-тера-пию или консультирование организаций, сильное влияние оказывает социальное, экономическое, политическое и интеллектуальное развише общества. Изменение этих факторов вызывает изменение спроса на те ли иные интервенции на рынке услуг. Рост интереса к осознанию в долгий период либерализма (1930-1965) сменился вниманием к действию в эпоху консерватизма (1965-1995). В статье обсуждаются смысл этих перемен и новый переход к эпохе либерализма, возможности гештальт-тера-пии и организационного консультирования в настоящий моменг. Эта статья затрагивает вопросы применения гештальт-терапии при организационном консультировании, а также то влияние, которое оказывают изменения в социальном контексте на интеграцию этих двух направлений. Рассматривая различные периоды за 70-летнюю историю этих двух направлений, я надеюсь осветить настоящее положение дел и те изменения в развитии гештальт-терапии и организационном консультировании, которых можно ожидать в будущем.

* Перепечатано без изменений из журнала «Гештальт Ревю». № 2. Вып. I. 1997. © 2000, by Analytic Press, Ins..

»


Гештальт-терапия и организационное развитие — относительно новые явления, развивающиеся на базе уже разработанных теорий в период с 1930 г. по 1965 г. Рассматриваемые нами направления начали развиваться в период, когда либерализм преобладал в экономике, социальной сфере и общественной мысли. Идеи и энергия, высвобожденные в этот период, воспламенили воображение многих людей и привели к возникновению и распространению психологического профессионализма, начавшего свой путь в США и постепенно охватившего Европу. Важное влияние на этот процесс оказали идеи психоанализа и групповой динамики.

Обычно отдают должное «героическим фигурам», которые породили новое мышление, однако цель этой статьи - показать, что новая модель может выжить и развиться только до уровня, поддерживаемого и питаемого средой. До некоторой степени гештальт-терапия развивалась как реакция на доктрину Фрейда, которая взращивалась ранее, в условиях консерватизма, в социальном, политическом и экономическом мышлении. Фриц и Лаура Перлз, Пол Гудман и Изидор Фромм были движимы тем, что они считали слабостью в психоанализе, однако их также вело видение новой терапевтической модели, более соответствующей времени осознания себя взрослым человеком. Итак, их мышление было сформировано либеральным фоном, который развивался и расцветал с 1930 г. до 1956 г. Действительно, без поддерживающей среды гештальт-терапия не оказала бы такого влияния на психологический мир и общество.

Организационное консультирование также начало развиваться как реакция на более раннюю модель - «тейлоризм», теорию научного управления, господствовавшую в первой трети XX в. Основным звеном этой теории было разбиение работы на мельчайшие элементы и исследование времени, которое может отводиться на повседневное их исполнение. Это было значимо в начале XX в., когда питательной средой экономики был дешевый труд неграмотных иммигрантов, выполнявших простые задания, не требовавшие больших затрат на обучение. Позднее, в 1940-х, Дуглас Мак-Грегор (1950, 1960) и Крис Эрджирис (1957) привлекли наше внимание к совсем другой модели, больше соответствовавшей миру сложных задач, где работы выполнялись более квалифицированными сотрудниками. Модель Мак-Грегора «теория Х/теория Y», согласно которой работникам нужно доверять и стимулировать их на выполнение более сложных заданий, и они хо-


тят, чтобы с ними обращались по-взрослому, не могла бы появится без его прежнего открытия, что рабочий мир меняется. Величие работы Мак-Грегори и Эрджириса, в которой выразилось их ломающее все устоявшиеся в этой области положения, невозможно осознать без глубокого понимания духа времени, в котором они жили.

По всей видимости понятия гештальт-терании были впервые применены в области организационного консультирования в 1959 г. Ричард Уоллен - гештальт-терапевт, внесший вклад в развитие теории групповой динамики, сформировал с автором (тогда практиковавшим психологом в области организационного консультирования) команду, разработавшую и применявшую систему отбора управленцев, тренинг сензитив-ности для среднего управленческого звена и проводившую общие консультации. Позднее методология гештальт-терапии была введена Национальной тренинговой лабораторией (NTL) при творческой поддержке У. Уорнера Берка, который через некоторое время обучился в гештальт-институте в Кливленде. С этого момента между двумя направлениями происходила быстрая интеграция, которая интенсифицировалась работами Стэна Германа, Леонарда Хирсча, Джона Картера, Кэ-ролин Люкенсмейер и Элайны Кепнер, каждый из которых учился и/или преподавал в гештальт-институте Кливленда. На всех этих людей сильно повлияла работа Курта Левина, раннего теоретика гештальт-терапии, который проводил семинары в области групповой динамики.

Движение к интеграции двух направлений, о которых мы ведем речь, не было бы возможным без всеобщего климата либерализма. Таким образом, в 1965 г. гештальт-тералия и организационное консультирование были в достаточной мере сформированы как профессиональные направления в психологии, вызывающие значительный интерес. Это время можно назвать «золотой эрой» в связи с тем, что многие люди с большим оптимизмом и вдохновением принимали участие в программах, расширявших их осознание себя и интенсифицировавших их опыт принадлежности к организации. В табл. 1 приводятся некоторые из ключевых ценностей, составляющих основу гештальт-терапии и организационного консультирования. Обзор этих ценностей поможет увидеть, насколько схожи гештальт-тераиия и организационное консультирование, и нет ничего удивительного в том, что их сочетание привлекало сотни практикующих психологов и психотерапевтов в течение многих лет.


Таблица 1

Основные положения гештальт-терапии и организационного развития на заре их становления

Гештальт-терапия Обучение происходит посредством изучения опыта здесь и теперь Организационное консультирование Обучение интенсифицируется привлечением внимания к процессу управленческих интеракиий, которые рассматриваются в соответствующем контексте
Осознание предшествует эффективному действию; осознание приводит к возможности выбора Изменения в человеческих системах могут произойти только тогда, когда их участники вовлекутся в сам процесс изменений
У людей есть врожденное свойство вести себя наиболее эффективно и цель терапевта — помочь им узнать это Люди в организации обладают необходимым потенциалом для решения стоящих перед ними проблем. Задача -осознание этого потенциала и его использование
Взаимодействие терапевта и клиента облегчает рост клиента. Присутствие терапевта — критический фактор Открытая и доверительная атмосфера является существенным фактором для здоровой рабочей среды
Рост происходит на границе контакта: между тем, что известно или принимается, и тем, что неизвестно и отвергается Исследовательская модель «обратная связь/действие» может служить путем к развитию и изменению организации
За изменения несет ответственность клиент, а не терапевт Ответственность за изменения несет клиент, а не консультант
Автономия индивида — решающий фактор здорового приспособления Малая группа - единица, позволяющая эффективно привносить изменения

Наряду с существенным расширением возможностей профессионалов с 1965 г. изменения в обществе, начавшие происходить тогда и происходящие по сей день, оказали и продолжают оказывать глубокое влияние на суть организационного консультирования. Начало развития организационного консультирования проходило в период беспрецедентного экономического роста в США. В 1950-1960-е гг. спрос на организационных консультантов был велик. Они были нужны для распространения управленческого опыта и развития персонала на всех уровнях. Начиная с 1965 г. экономический рост в мире существенно снизился и социальный климат стал консервативнее, что оказало влияние и на практику организационного консультирования. С 1965 г. по 1996 г. мы работали в условиях консервативной среды, однако придерживались либерального набора ценностей, принятых нами ранее. Тот факт, что с 1965 г. многие, присоединившись к нам, процветали в областях гештальт-терании и организационного консультирования, можно приписать успеху прошлых лет и остаточному либеральному мышлению. Но это не должно ослеплять нас относительно того, что мы остались в меньшинстве, которое пытается связать прошлое с настоящим и жить в двух мирах одновременно. Наша популяция клиентов состоит из относительно малой группы людей, многие из которых пытаются вовлечь нас в поле консервативных ценностей. Это специалисты в области психотерапии и организационного консультирования. В период с 1945 г. по 1965 г. профессия «частнопрактикующий психотерапевт» стала значимой и получила общественный статус к 1980 г. Однако в связи с социальными изменениями в сферах здравоохранения и управления эти области переживают хаос, и есть серьезные опасения, касающиеся выживания профессии психотерапевта.

Цикл консерватизм - либерализм

В этой части статьи мы проследим циклы развития либерализма и консерватизма с 1930 г. по настоящее время. При этом мы должны сделать два допущения. Первое состоит в том, что эта статья пишется с точки зрения американской перспективы. В то время как видение истории отсылает нас к мировым процессам, организационное консультирование - это американское нововведение, и его родиной остается именно Америка, что связано с конгруэнтностью ценностей организационного консультирования и гештальт-терапии с ценностями демократии. В дополнение можно отметить решающее значение второй мировой войны, которая дала


толчок развитию США в отличие от Европы и Азии. Действительно, военное ведомство США было важным источником поддержки для исследований и тренинга профессионалов, которые сыграли ключевую роль в закладывании основ организационного консультирования и психотерапии.

Также необходимо сказать, что для понимания истории США и обзора социополитических течений и тенденций будет весьма полезно обратиться к концептуальной работе историка Артура М. Шлесингера (1939). Шлесингер показывает, что с момента своего основания вплоть до 1932 г. CIJJA переживали периодическую смену либеральной и консервативной идеологий, которая происходила с 20-30-летним интервалом. Уильям Боттиглиа в своих лекциях в Массачусетском технологическом институте продолжил временной обзор Шлесингера до 1990 г., обнаруживая тот же «маятниковый эффект». Боттиглиа определил период 1932-1965 гг. как либеральный, а промежуток 1965 г. - позднее 1990 гг. как его консервативный противовес (президентство Никсона, Форда, Картера, Рейгана и Буша).

Прежде чем мы продолжим каш исторический обзор, существенным будет поделиться с Вами тем, как я определяю либеральную и консервативную идеологии. Мои определения несколько шире, чем у Шлесингера, но соответствуют его политически ориентированным представлениям: Либеральный

• не ограниченный; открытый, отдающий, экспансивный;

• терпимый по отношению к отличным от собственной точкам зрения;

• не ортодоксальный и не конвенцияльный; приветствует реформы и прогресс;

• открытый к идеям, несущим вызов традиционным положениям.

Консервативный

• поддерживает статус-кво; предпочитает «ненасильственные ценности»;

• предпочитает осторожность, безопасность; продвигается постепенно и умеренно;

• сохраняет традиции; стабильность высоко ценится;

• сопротивляется и противостоит изменению традиционных положений.

Обозревая следующие исторические периоды, помните, пожалуйста, что либерализм и консерватизм являются законными выражениями человеческих стремлений и желаний. Более того, оба элемента присутствуют в каждый исторический период. Консервативное мышление не исчезло с наступлением 1932 г. И хотя


многие люди верят, что последние годы мы переполнены консервативным мышлением, либеральное мышление не вымерло. Суть в том, что одно из них доминирует в определенный период времени и оказывает влияние на то, как протекает практика гештальт-терапии и организационного консультирования.

Преобладание либерализма

Начало: 1930-е гг. Декада 1930-х явилась временем невероятных изменений во всем мире, а не только в США. Предыдущее десятилетие, «ревущие двадцатые», было эпохой роста интересов бизнеса, что привело к широким инвестициям и спекуляциям и, наконец, к «Великой депрессии». В то время как имели место существенные либеральные изменения в сферах искусства, техники и интеллектуального прогресса, последствия первой мировой войны породили гедонистические тенденции, направленные против среднего гражданина. Совмещенные с экономическими и политическими факторами, они породили консервативный период, кульминацией которого стала Великая депрессия — коллапс финансовых рынков и огромных размеров мировая безработица.

Начиная с «Великой депрессии» и до 1932 г. стал расцветать период либеральной идеологии. Хотя экономически время было очень тяжелое, в обществе начала пробуждаться надежда. Наблюдался прорыв в естественных и социальных науках, а также в развитии экономической и политической теории. Появились такие волнующие арены для профессионалов, как психоанализ, психологическое тестирование и применение психологии в бизнесе. Несмотря на или, наоборот, благодаря плохим экономическим условиям и страху распространения фашизма, возникло плодотворное новое мышление. На протяжении 1930-х гг. и в последующий 15-летний период любой теоретический или методологический шаг, который поддерживал гешталъттерапию или организационное консультирование, был развит и сделан широкодоступным. В табл. 2 представлены основные критические события 30-х гг.

Продолжение: 1940-е гг. Тенденция, стартовавшая в 1930-е, продолжала наращивать скорость в 1940-е. Миграция европейских ученых и интеллектуалов в США имела поразительные последствия. По мере того как вторая мировая война затормозила некоторые улучшения, либеральная идеология, стимулированная войной, подвигла развитие естественных и социальных наук. Многие теоретические и методологические прорывы, которые впоследствии были использо-


ваны в организационном консультировании, совершились исследователями, работавшими на военную отрасль. Триумф союзников породил волну, приведшую к демократии многие страны. Создание тренинга сензитивности и национальных тренингояых лабораторий было естественным продолжением вдохновленной Куртом Левиным интервенции развития общества.

Как результат - громадный интерес молодых людей к карьере в области психологии и связанных с ней социальных наук. Важным аспектом этой тяги была надежда на светлое будущее посредством развития этих областей. Психоанализ, Т-грушты, бихевиоризм и социальные исследования должны были стать дорогой к более человечному миру. Гештальт-терапия стала новым голосом и присоединилась к растущему числу голосов в движении за индивидуальную и групповую психотерапию. Кроме того, появился новый класс писателей, который стал публиковать работы с сильно выраженной психологической ориентацией. Хотя экзистенциалисты и сказали, что мы не можем не думать о тревоге и отчаянии, в большой степени это была эра оптимизма, особенно начиная с 1945 г. В табл. 3 сведены главные события этого периода.

Таблица 2 Основные события 1930-х гг.

Социальные, политические и экономические события ______________

Новое соглашение: Акт восстановления наииональной индустрии; акт о социальной безопасности; акт о создании стандартов честного труда Национального департамента по труду; акт о службах безопасности; Федеральный театр; проекты худож-

______ ников и писателей

Уильям Дуглас, Феликс Франкфуртер и Хьюго Блэк присоединились к Верховному Суду США (закон, позволяющий черным входить в юридические школы белых)

США познакомились ближе с Россией и начали с ней торговлю; китайские коммунисты начали свой длинный марш; Индийская

______ партия конгресса выигрывает выборы ________________________

Армия США насчитывает 139 тыс. чел.; «нет» - шпионскому

______ бюро США ______________________________________________

______ Отменен сухой закон; биг-бэнды и музыка «свинг» ___________

«Общественная помощь» в США; развивающиеся страны начинают двигаться Интеллектуально-профессиональное развитие

Эйнштейн, Ферми и Раби совершают ключевые исследования в

______ области использования атомной энергии


Окончание табл. 2

Патент на нейлон; создание первого реактивного двигателя; построен циклотрон; Лэнд изобретает искусственный поляризатор света; открыт витамин А; построен радар; первое искус-

ственное сердце ____________________________________

Либеральная философия: Бертран Рассел, А.Н.Уайтхед, Э. Той-

нби, М.Бубер, О.Хаксли, Ж.П.Сартр, Л.Троцкий ________

Развивается антропология: Франи Боас, Рут Бенедикт, Марга-

рет Мид __________________________________________

Аж.М.Кейнис. Обшая теория занятости, мотивов и денег Психоанализ: З.Фрейд, К.Юнг, К.Хорни, В.Райх, Х.С.Салливан К. Гольлштейн публикует работу «Организм» (определяет са-

моактуализацию) _____________________________________________

Курт Левин приезжает в США и становится лидирующим соии-

альным ученым ___________________________________________

Литература: Аж.Орнелли, Аж.Штейн, Р.Грейвз, У.Фолкнер, Э. Хемингуэй, В. Вульф, Аж. Штейнбэк, Э. О'Нейл, Т. Манн,

Б. Брехт, Т. С.Эллиот, Г. Лорка _____________________________

Р. Ликерт разрабатывает свою шкалу _________________________

Хавелок Эллис публикует работу по сексуальному поведению

Таблица 3 Критические события 1940-х гг.

Социальные, политические и экономические события _____________

Война подходит к концу; начало Американского века (1945 -_____ вьетнамская война) __________________________________________

План Маршалла позволяет восстановить Германию, Японию и _____ другие страны ______________________________________________

Независимость Венгрии, Индии, Пакистана, Иордана, Израиля, _____ Индонезии __________________________________________________

Избрана ассамблея в Японии; образована Народная Республи-

ка Китай _______________

Джэкки Робинсон становится первым черным игроком высшей _____ лиги в США _________________________________________________

Повышается осознание возможности присоединения к демок-

_____ рати и ____________________________________________, _____

_____ Эра «нежной музыки» и романтических фильмов _____

Интеллектуально-профессиональное развитие ^____________

Транзистор, ксерокопия, магнитная запись, электронный мик- I _____ роскоп, изо бретен вертолет___________________________


Окончание табл. 3

Первый компьютер собран в университете штата Пени _______

Пенициллин, стрептомицин и кортизон успешно применяются Доктор Спок публикует книгу «Ребенок и забота о нем» (бе-

стселлер на многие годы) ___________________________________

Литература: Т. Уильяме, А. Миллер, У.Х. Оден, Н.Мэйлер,

Л. Кампус _______________________________ -: ________

Философия, соииальная теория: М. Полиани, П. Тудман,

М. Бубер, П. Тилич _________________________________________

Первая Т-группа, сформированы национальные тренинговые

лаборатории __________________________■_______________]________

Карл Роджерс разрабатывает недирективное консультирование

и издает первые записи консультативных сессий _____

Маслоу формулирует свою теорию мотивации ________

Фриц и Лаура Перлз создают гештальт-терапию ______

Администрация ветеранов США создает тренинговую программу по клинической психологии и возможность обучения большому числу психологов Начало науки управления; исследования операций; кибернетика

Консолидация либеральных сил: 1950~1965 гг. Если 1930-1940-е были годами нового развития, то в последующие годы наблюдалось применение и распространение понятий и схем, разработанных за предыдущий период. Поддерживаемый длиннейшим этапом экономической экспансии в американской истории и развития «великого сообщества» несколькими годами позже, общественный и частный сектор начали экспериментировать в областях организационного консультирования, психотерапии, управленческого образования и «развития человеческого потенциала». Это был период цветения, потому что стало возможным изменить сознание многих людей в разных областях жизни. Этот период можно назвать эрой развития индивидуальных интервенций, которые рассматривались как основной способ улучшения поведения во всех сферах жизни. К этому времени был накоплен большой потенциал подготовленных практиков, чтобы они могли подойти к формализации и институционализации как гештальт-терапии, так и организационного консультирования. В табл. 4 перечислены основные события этого периода.

IS


Таблица 4 Основные события 1950-1965 гг.

Социальные, политические и экономические события _________

Прирост валового национального продукта на 4 % в год (сравните - в 1990 г. 2-2,5 %); «Если вы можете сделать это,

вы можете продать это» _____________________________________

Эрл Уоррен становится Верховным Судьей Верховного Суда США: «Революция прав» (Миранда, Гидеон, Браун; Департа-

_____ мент образовательных решений) _______________

«Спокойные голы Эйзенхауэра»; конец Корейской войны, ко-

роткий период консолидации _______________________________

США определяет должность в кабинете секретаря по здравоох-

_____ ранению, образованию и труду ______________________________

Мартин Лютер Кинг становится лидером движения десегре-

_____ гации _______________________________________________________

Джон Ф. Кеннеди и «Камелот»: корпус Мира, корпус Труда и

________Т\Д._____________________________________________________________________________________р

«Великое общество»: Равные права на трудовую занятость, Утвердительная акция, Гражданский кодекс, Акт о правах из-

_____ бирателей 1965 г. ___________________________________________

_____ Эра психолеликов (Т.Лири); коммуны, «движение хиппи» _____

_____ Авангард в искусстве, кино, музыке, танце __________________

Интеллектуально-профессиональные события ______________________

Эра телевиления: омнибус, Театр Крафта, программы ново-

_____стен____________________________________________________

______ Писатели-феминисты С. де Бьювуа, Б.Фридэн ________________

______ Б.Ф.Скиннер, М.Хайдиггер, Поль Тилич ______________________

Дж.Гэлбрейт «Изобильное общество», У.Х.Уайт «Человек орга-

______ низации» ___________________________________________________

______ Рост управленческих школ __________________________________

______ Работа Мак-Грегора, Херибергз и Маслоу ___________________

Энкаунтер-группы (группы встреч), гештальт-терапия, экзистен-______ циальный психоанализ ___________________________

Авижение развития человеческого потенциала: Эсален, геш-______ тальт-институт и др. ________________________________________

Первая конференция по управлению Национальных тренинго-

вых лабораторий (1956); сеть организационного консультиро-—------вания сформирована в 1964 г. ------------------__-------------------

Семейная терапия становится зрелой дисциплиной



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.127 с.)