Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Московский институт гештальта и психодрамы↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Московский институт гештальта и психодрамы Южно-Российский гештальт-центр ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ НА ПОРОГЕ XXI ПЕКА Ответственный редактор М.П. Аралова Ростов-на-Дону Издательство Ростовского университета УДК 615, 851 ББК 88.4 Т И Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века Т 11 /Отв. ред. М.П. Аралова. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2001. - 142 с. ISBN 5-9275-0098-6 В сборник включены работы, описывающие суть гештальт-подхода применительно к конкретной проблематике различных практических сфер, где он используется: при проведении групп, при организационном консультировании, при работе с пожилыми людьми, в онкологии, при терапии зависимого поведения и сексуальных расстройств. Ценность для гештальт-терапевта заключается в уникальности, неповторимости и непохожести каждого человека, его праве быть тем, кем он является на самом деле. Ценность Встречи между людьми и личной Ответственности - важнейшие положения гештальт-подхода. Адресован широкому кругу специалистов, интересующихся проблемами Человека, и, конечно же, психологам и психотерапевтам — в первую очередь. τ 0303030000-015,_. ББК 88.4 1 М 175(03)2001 Безобъявл. ISBN 5-9275-0098-6 © Издательство РГУ, 2001 ПРЕДИСЛОВИЕ Уважаемые и любимые читатели этого сборника! Уже пять лет Московский институт гештальта и нсиходрамы борется с Всемирной Энтропией, превращающей хорошие гештальт-формы в беспредельный Хаос (накануне третьего тысячелетия тянет на мегакосмические метафоры). Все больше соратников вовлекается в эту борьбу - Южно-Российский гештальт-центр из кучки кокетливых девушек-геш-тальтисток (М.Аралова, М.Мясникова, Л.Гейденрих) на наших глазах превращается в Могучую глыбу Ростовского гештальта, собравшую в нынешнем 2000 г. на свою психотерапевтическую гештальт-конференцию «Бабье лето» многие десятки ходоков-участников «с южных гор до самых до окраин» - из Москвы, Минска, Краснодара, Питера, Крыма и др. И вот сейчас ЮРГЦ при поддержке нашего института издает сборник переводов статей из «Гештальт Ревю» - одного из ведущих зарубежных журналов по гештальт-терапии (благодарим издателя Джозефа Мельника за любезное разрешение нанечать помещенные в данном сборнике тексты). Особенно актуальны эти статьи в связи с завершением так называемой 3-й ступени профессиональной образовательной программы по гештальт-терапии, проводимой в Московском институте гештальта и психодрамы под руководством Боба Резника, Тода Бэрли, Риты Резник и других тренеров ГАТЛА (Лос-Анд-желесского объединения гештальт-тренеров) в 1998-2000 гг. Данная программа завершается сертификацией, включающей теоретический экзамен, для сдачи которого требуется ознакомление с зарубежной литературой но гештальт-теории поля, контакта, феноменологии, /диалога. Надеемся, что представленные здесь тексты будут полезны при подготовке к этому гештальт-экзаме- ну, впрочем, как и для первичного ознакомления с гештальт-ме-тодом читателей, только начинающих знакомство с таким замечательным психотерапевтическим инструментом. В данный сборник помещен еще один любопытный перевод. В 1999 г. психодраматическое мировое сообщество интенсивно отмечало 80-летие одной из ведущих психодраматисток мира француженки Анны Шутценбергер (приезжавшей с Я.Морено в 1958 г. в Россию). Федерация европейских психодраматических институтов (ФЕПТО), в состав которой входит наш институт и членом-соучредителем которой я являюсь, издала в честь Анны сборник статей «Обучение психодраме в Европе», где помещена небольшая статья по футуропрактике. Может быть, перевод этой статьи будет интересен и русскому читателю, увлекающемуся футуро-практикой (синтетическим психотерапевтическим направлением, основанным на гештальт-методе и психодраме). В заключение - блицобзор гештальтпсиходраматических новостей 2000 г. В Казахстане продолжает успешно развиваться гештальт-со-общество - первая алма-атинская гештальт-грунпа не без участия организатора Антонины Сердюк и тренеров МИГИПа, которая овладевает премудростями гештальт-практики. Они грозятся устроить в 2001 г. интенсив на озере Иссык-Куль. Ежегодная гештальт-конференция Восточно-Европейского геш-тальт института (Георгий Платонов.) во время белых ночей в Питере снова имела безобразный успех как у жителей обеих столиц, так и у других уважаемых посетителей. Новосибирск (Надежда Кузнецова, Петр Рыженков и опять же не без МИГИПа) продолжал соблазнять жителей Сибири своими гештальт-драмателесно-ориентированными интенсивами на берегу Обского моря (июль). Звание самого Жаркого гештальт-драматического интенсива но праву присвоено турецкому интенсиву МИГИПа (организатор Мария Лекарева-Бозененкова), во время которого температура воздуха, воды и недр достигала 50 "С (впрочем, комфорт пятизвездочного отеля и безудержная дневная страсть участников к психотерапевтической работе делали жару практически незаметной). Известный гештальтист Борис Новодержкин настойчиво рвется к лаврам отца-героя и этим летом опять родил гештальтиста (третьего по счету, если верить бюллетеням). Русская гештальт-экспансия, о которой с тревогой говорят все футурологи мира, продолжается - в августе Нифонт Долгополов стал первым русским гештальтистом, ступившим на австралий- скую землю. Впрочем, там неожиданно оказалась целая орда местных гештальтистов, умудрившихся уже объединиться (после 25 лет раздоров) в Австрало-Новозеландскую гештальт-ассоциа-цию (которая, собственно, и пригласила вышеназванного первопроходца на свою 2-ю конференцию). В Крыму при попустительстве тренеров А.А.Коробова и Н.Б.Долгополова психотерапевтическая группа (сентябрьский интенсив «a deux» - «на двоих тренеров») от переизбытка геш-тальт эмоций резко пошла в гору и была окончательно поймана тренерами только на вершине горы Ай-Петри. Московский гештальт-институт после длительных дискуссий с нестрадающим благим нравом Фрицем Перлзом при поддержке издательства «Смысл» издал его книгу «Эго, Голод и Агрессия». 22-24 декабря, как перелетные птицы, слетаются гештальтис-ты и психодраматисты на 5-ю ежегодную практическую конференцию МИГИПа (где почти всех участников блицновостей можно живьем увидеть в работе и быту). Парадное название конференции — «Гештальт и психодрама накануне третьего тысячелетия», тайный смысл - «Как остаться человеком в XXI веке?». Желаем всем читателям благополучно преодолеть излом тысячелетий и в будущем году успешно развивать Свою Подобность (Девам - Девственность, Цезарям - Царственность) и Полярности (Гештальтистам - Драматизм, Драматистам - Аутизм). А еще, конечно, как написала в 6-летнем возрасте моя дочь Маша в новогодней открытке своей 80-летней бабушке: «желаю тибе ща-стя в личной жизни». То бишь, чтобы Жизнь у Вас была Лично Вашей и чтобы было в ней Счастье! Директор МИГИII Нифонт Долгополое, Москва, 2001 ПОЧЕМУ ИМЕННО ГЕШТАЛЬТ...? (ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ) Идея подготовки настоящего сборника возникла во время нашего участия в программе продвинутого обучения гештальт-тера-пии под руководством Лос-Анджелесовской группы тренеров во главе с Бобом Резником. От него Южно-Российский гештальт-центр получил в подарок новый выпуск из серии очень популярных среди специалистов журналов «Гештальт ревю», с которым мы ознакомились с большим интересом. Нам представилось, что коллеги с таким же удовольствием, как и мы, будут читать эти работы и получат более широкое и глубокое представление о предпочитаемом многими психотерапевтами всего мира практическом методе. В дальнейшем материалы сборника были дополнены статьями коллег, с которыми мы учимся и работаем бок о бок, а также обмениваемся профессиональными идеями и супервизиями, получаем профессиональную помощь и персональную поддержку. В то время, как мы девятый год обучались и работали в геш-тальт-подходе, нас неоднократно спрашивали: почему же ваш профессиональный выбор связан именно с гештальтом...? Конечно же, я сама нередко задумывалась над этим. Для меня это выбор не только профессиональный, но и личный. Отвечая на этот вопрос, не могу не обратиться к ценностям мировоззренческой основы подхода. При этом я не побоюсь оказаться субъективной. Ценность для гештальт-терапевта заключается в уникальности, неповторимости и непохожести каждого человека, его праве быть тем, кем он является на самом деле. Эта вера первостепенна прежде всего для разворачивания диалогического партнерского общения терапевта и клиента, которые прилагают усилия для того, чтобы во все большей степени становиться теми, кто они есть на самом деле. Только будучи самим собой, К можно измениться внутренне - таково понимание механизма изменения в гештальт-подходе. Встреча терапевта и клиента в данном контексте оказывается лабораторией для исследования процессов, протекающих на пути личностного изменения. При этом осознание на границе «между» и границе-«контакт» - это то, что необходимо человеку для личностного роста и, что является условием для совершения или не совершения им собственных выборов и принятия на себя ответственности за них, т.е. ценность Встречи между людьми и личной ответственности - важнейшие посылки гештальт-иодхода. Вспоминаются слова Л.Н.Толстого, сказанные им, конечно, в другом ключе, но, на мой взгляд, уместные по отношению к работе терапевта и клиента на гештальт-терапевтической сессии: «Разумная жизнь подобна человеку, несущему далеко перед собой фонарь, освещающий его путь. Такой человек никогда не доходит до конца освещенного места, - освещенное место всегда идет впереди него...» В настоящее время гештальт-терапия практикуется во многих сферах и областях нашей жизни, ее влияние расширяется и углубляется. Преимуществом данного подхода является то, что он открыт не только для лиц с отклонениями от нормы, но и для людей с психологическими трудностями, и для всех стремящихся усилить свой внутренний потенциал и улучшить качество жизни, это — «терапия нормальных людей» (Ф.Перлз). Обращаясь к содержанию сборника, отметим, что его статьи отражают смысл направления работы Южно-Российского геш-тальт-центра и проводимой им и факультетом психологии Ростовского госуниверситета в конце сентября - октябре ежегодной научно-практической конференции «Области применения геш-тальт-подхода» (второе, более неофициальное, название конференции - «Бабье лето»). В сборник включены работы, описывающие суть гештальт-подхода применительно к конкретной проблематике различных практических сфер, где он используется: при проведении групп, при организационном консультировании, при работе с пожилыми людьми, в онкопедиатрии, при терапии зависимого поведения и сексуальных расстройств. Таким образом, данный сборник адресован широкому кругу специалистов, интересующихся проблемами Человека, и, конечно же, психологам и психотерапевтам - в первую очередь. Выражаем искреннюю благодарность П.Н.Ермакову, декану факультета психологии РГУ, благодаря помощи и личной поддержке которого состоялись наша конференция, публикация данного сборника и многое другое. Огромную благодарность выражаем Н.Б.Долтополову, директору МИГИПа, за его критичные и в то же время доброжелательные супервизии и персональную поддержку, помогающие нашему профессиональному развитию и практической и обучающей деятельности. Желаем всем подлинного контакта и живой встречи при чтении данного сборника. Надеемся, что Ваша жизнь наполнится в результате новым Опытом. Директор Южно-Российского, гешгпалып-центра Марина Аралова Ростов-на-Дону, 2001 г. ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД В РАБОТЕ? ОРГАНИЗАЦИЯМИ Эдвин С. Невис Пер. с англ. О. В. Василец На психологическую практику, в частности гештальт-тера-пию или консультирование организаций, сильное влияние оказывает социальное, экономическое, политическое и интеллектуальное развише общества. Изменение этих факторов вызывает изменение спроса на те ли иные интервенции на рынке услуг. Рост интереса к осознанию в долгий период либерализма (1930-1965) сменился вниманием к действию в эпоху консерватизма (1965-1995). В статье обсуждаются смысл этих перемен и новый переход к эпохе либерализма, возможности гештальт-тера-пии и организационного консультирования в настоящий моменг. Эта статья затрагивает вопросы применения гештальт-терапии при организационном консультировании, а также то влияние, которое оказывают изменения в социальном контексте на интеграцию этих двух направлений. Рассматривая различные периоды за 70-летнюю историю этих двух направлений, я надеюсь осветить настоящее положение дел и те изменения в развитии гештальт-терапии и организационном консультировании, которых можно ожидать в будущем. * Перепечатано без изменений из журнала «Гештальт Ревю». № 2. Вып. I. 1997. © 2000, by Analytic Press, Ins.. » Гештальт-терапия и организационное развитие — относительно новые явления, развивающиеся на базе уже разработанных теорий в период с 1930 г. по 1965 г. Рассматриваемые нами направления начали развиваться в период, когда либерализм преобладал в экономике, социальной сфере и общественной мысли. Идеи и энергия, высвобожденные в этот период, воспламенили воображение многих людей и привели к возникновению и распространению психологического профессионализма, начавшего свой путь в США и постепенно охватившего Европу. Важное влияние на этот процесс оказали идеи психоанализа и групповой динамики. Обычно отдают должное «героическим фигурам», которые породили новое мышление, однако цель этой статьи - показать, что новая модель может выжить и развиться только до уровня, поддерживаемого и питаемого средой. До некоторой степени гештальт-терапия развивалась как реакция на доктрину Фрейда, которая взращивалась ранее, в условиях консерватизма, в социальном, политическом и экономическом мышлении. Фриц и Лаура Перлз, Пол Гудман и Изидор Фромм были движимы тем, что они считали слабостью в психоанализе, однако их также вело видение новой терапевтической модели, более соответствующей времени осознания себя взрослым человеком. Итак, их мышление было сформировано либеральным фоном, который развивался и расцветал с 1930 г. до 1956 г. Действительно, без поддерживающей среды гештальт-терапия не оказала бы такого влияния на психологический мир и общество. Организационное консультирование также начало развиваться как реакция на более раннюю модель - «тейлоризм», теорию научного управления, господствовавшую в первой трети XX в. Основным звеном этой теории было разбиение работы на мельчайшие элементы и исследование времени, которое может отводиться на повседневное их исполнение. Это было значимо в начале XX в., когда питательной средой экономики был дешевый труд неграмотных иммигрантов, выполнявших простые задания, не требовавшие больших затрат на обучение. Позднее, в 1940-х, Дуглас Мак-Грегор (1950, 1960) и Крис Эрджирис (1957) привлекли наше внимание к совсем другой модели, больше соответствовавшей миру сложных задач, где работы выполнялись более квалифицированными сотрудниками. Модель Мак-Грегора «теория Х/теория Y», согласно которой работникам нужно доверять и стимулировать их на выполнение более сложных заданий, и они хо- тят, чтобы с ними обращались по-взрослому, не могла бы появится без его прежнего открытия, что рабочий мир меняется. Величие работы Мак-Грегори и Эрджириса, в которой выразилось их ломающее все устоявшиеся в этой области положения, невозможно осознать без глубокого понимания духа времени, в котором они жили. По всей видимости понятия гештальт-терании были впервые применены в области организационного консультирования в 1959 г. Ричард Уоллен - гештальт-терапевт, внесший вклад в развитие теории групповой динамики, сформировал с автором (тогда практиковавшим психологом в области организационного консультирования) команду, разработавшую и применявшую систему отбора управленцев, тренинг сензитив-ности для среднего управленческого звена и проводившую общие консультации. Позднее методология гештальт-терапии была введена Национальной тренинговой лабораторией (NTL) при творческой поддержке У. Уорнера Берка, который через некоторое время обучился в гештальт-институте в Кливленде. С этого момента между двумя направлениями происходила быстрая интеграция, которая интенсифицировалась работами Стэна Германа, Леонарда Хирсча, Джона Картера, Кэ-ролин Люкенсмейер и Элайны Кепнер, каждый из которых учился и/или преподавал в гештальт-институте Кливленда. На всех этих людей сильно повлияла работа Курта Левина, раннего теоретика гештальт-терапии, который проводил семинары в области групповой динамики. Движение к интеграции двух направлений, о которых мы ведем речь, не было бы возможным без всеобщего климата либерализма. Таким образом, в 1965 г. гештальт-тералия и организационное консультирование были в достаточной мере сформированы как профессиональные направления в психологии, вызывающие значительный интерес. Это время можно назвать «золотой эрой» в связи с тем, что многие люди с большим оптимизмом и вдохновением принимали участие в программах, расширявших их осознание себя и интенсифицировавших их опыт принадлежности к организации. В табл. 1 приводятся некоторые из ключевых ценностей, составляющих основу гештальт-терапии и организационного консультирования. Обзор этих ценностей поможет увидеть, насколько схожи гештальт-тераиия и организационное консультирование, и нет ничего удивительного в том, что их сочетание привлекало сотни практикующих психологов и психотерапевтов в течение многих лет. Таблица 1 Основные положения гештальт-терапии и организационного развития на заре их становления
Наряду с существенным расширением возможностей профессионалов с 1965 г. изменения в обществе, начавшие происходить тогда и происходящие по сей день, оказали и продолжают оказывать глубокое влияние на суть организационного консультирования. Начало развития организационного консультирования проходило в период беспрецедентного экономического роста в США. В 1950-1960-е гг. спрос на организационных консультантов был велик. Они были нужны для распространения управленческого опыта и развития персонала на всех уровнях. Начиная с 1965 г. экономический рост в мире существенно снизился и социальный климат стал консервативнее, что оказало влияние и на практику организационного консультирования. С 1965 г. по 1996 г. мы работали в условиях консервативной среды, однако придерживались либерального набора ценностей, принятых нами ранее. Тот факт, что с 1965 г. многие, присоединившись к нам, процветали в областях гештальт-терании и организационного консультирования, можно приписать успеху прошлых лет и остаточному либеральному мышлению. Но это не должно ослеплять нас относительно того, что мы остались в меньшинстве, которое пытается связать прошлое с настоящим и жить в двух мирах одновременно. Наша популяция клиентов состоит из относительно малой группы людей, многие из которых пытаются вовлечь нас в поле консервативных ценностей. Это специалисты в области психотерапии и организационного консультирования. В период с 1945 г. по 1965 г. профессия «частнопрактикующий психотерапевт» стала значимой и получила общественный статус к 1980 г. Однако в связи с социальными изменениями в сферах здравоохранения и управления эти области переживают хаос, и есть серьезные опасения, касающиеся выживания профессии психотерапевта. Цикл консерватизм - либерализм В этой части статьи мы проследим циклы развития либерализма и консерватизма с 1930 г. по настоящее время. При этом мы должны сделать два допущения. Первое состоит в том, что эта статья пишется с точки зрения американской перспективы. В то время как видение истории отсылает нас к мировым процессам, организационное консультирование - это американское нововведение, и его родиной остается именно Америка, что связано с конгруэнтностью ценностей организационного консультирования и гештальт-терапии с ценностями демократии. В дополнение можно отметить решающее значение второй мировой войны, которая дала 1» толчок развитию США в отличие от Европы и Азии. Действительно, военное ведомство США было важным источником поддержки для исследований и тренинга профессионалов, которые сыграли ключевую роль в закладывании основ организационного консультирования и психотерапии. Также необходимо сказать, что для понимания истории США и обзора социополитических течений и тенденций будет весьма полезно обратиться к концептуальной работе историка Артура М. Шлесингера (1939). Шлесингер показывает, что с момента своего основания вплоть до 1932 г. CIJJA переживали периодическую смену либеральной и консервативной идеологий, которая происходила с 20-30-летним интервалом. Уильям Боттиглиа в своих лекциях в Массачусетском технологическом институте продолжил временной обзор Шлесингера до 1990 г., обнаруживая тот же «маятниковый эффект». Боттиглиа определил период 1932-1965 гг. как либеральный, а промежуток 1965 г. - позднее 1990 гг. как его консервативный противовес (президентство Никсона, Форда, Картера, Рейгана и Буша). Прежде чем мы продолжим каш исторический обзор, существенным будет поделиться с Вами тем, как я определяю либеральную и консервативную идеологии. Мои определения несколько шире, чем у Шлесингера, но соответствуют его политически ориентированным представлениям: Либеральный • не ограниченный; открытый, отдающий, экспансивный; • терпимый по отношению к отличным от собственной точкам зрения; • не ортодоксальный и не конвенцияльный; приветствует реформы и прогресс; • открытый к идеям, несущим вызов традиционным положениям. Консервативный • поддерживает статус-кво; предпочитает «ненасильственные ценности»; • предпочитает осторожность, безопасность; продвигается постепенно и умеренно; • сохраняет традиции; стабильность высоко ценится; • сопротивляется и противостоит изменению традиционных положений. Обозревая следующие исторические периоды, помните, пожалуйста, что либерализм и консерватизм являются законными выражениями человеческих стремлений и желаний. Более того, оба элемента присутствуют в каждый исторический период. Консервативное мышление не исчезло с наступлением 1932 г. И хотя многие люди верят, что последние годы мы переполнены консервативным мышлением, либеральное мышление не вымерло. Суть в том, что одно из них доминирует в определенный период времени и оказывает влияние на то, как протекает практика гештальт-терапии и организационного консультирования. Преобладание либерализма Начало: 1930-е гг. Декада 1930-х явилась временем невероятных изменений во всем мире, а не только в США. Предыдущее десятилетие, «ревущие двадцатые», было эпохой роста интересов бизнеса, что привело к широким инвестициям и спекуляциям и, наконец, к «Великой депрессии». В то время как имели место существенные либеральные изменения в сферах искусства, техники и интеллектуального прогресса, последствия первой мировой войны породили гедонистические тенденции, направленные против среднего гражданина. Совмещенные с экономическими и политическими факторами, они породили консервативный период, кульминацией которого стала Великая депрессия — коллапс финансовых рынков и огромных размеров мировая безработица. Начиная с «Великой депрессии» и до 1932 г. стал расцветать период либеральной идеологии. Хотя экономически время было очень тяжелое, в обществе начала пробуждаться надежда. Наблюдался прорыв в естественных и социальных науках, а также в развитии экономической и политической теории. Появились такие волнующие арены для профессионалов, как психоанализ, психологическое тестирование и применение психологии в бизнесе. Несмотря на или, наоборот, благодаря плохим экономическим условиям и страху распространения фашизма, возникло плодотворное новое мышление. На протяжении 1930-х гг. и в последующий 15-летний период любой теоретический или методологический шаг, который поддерживал гешталъттерапию или организационное консультирование, был развит и сделан широкодоступным. В табл. 2 представлены основные критические события 30-х гг. Продолжение: 1940-е гг. Тенденция, стартовавшая в 1930-е, продолжала наращивать скорость в 1940-е. Миграция европейских ученых и интеллектуалов в США имела поразительные последствия. По мере того как вторая мировая война затормозила некоторые улучшения, либеральная идеология, стимулированная войной, подвигла развитие естественных и социальных наук. Многие теоретические и методологические прорывы, которые впоследствии были использо- ваны в организационном консультировании, совершились исследователями, работавшими на военную отрасль. Триумф союзников породил волну, приведшую к демократии многие страны. Создание тренинга сензитивности и национальных тренингояых лабораторий было естественным продолжением вдохновленной Куртом Левиным интервенции развития общества. Как результат - громадный интерес молодых людей к карьере в области психологии и связанных с ней социальных наук. Важным аспектом этой тяги была надежда на светлое будущее посредством развития этих областей. Психоанализ, Т-грушты, бихевиоризм и социальные исследования должны были стать дорогой к более человечному миру. Гештальт-терапия стала новым голосом и присоединилась к растущему числу голосов в движении за индивидуальную и групповую психотерапию. Кроме того, появился новый класс писателей, который стал публиковать работы с сильно выраженной психологической ориентацией. Хотя экзистенциалисты и сказали, что мы не можем не думать о тревоге и отчаянии, в большой степени это была эра оптимизма, особенно начиная с 1945 г. В табл. 3 сведены главные события этого периода. Таблица 2 Основные события 1930-х гг. Социальные, политические и экономические события ______________ Новое соглашение: Акт восстановления наииональной индустрии; акт о социальной безопасности; акт о создании стандартов честного труда Национального департамента по труду; акт о службах безопасности; Федеральный театр; проекты худож- ______ ников и писателей Уильям Дуглас, Феликс Франкфуртер и Хьюго Блэк присоединились к Верховному Суду США (закон, позволяющий черным входить в юридические школы белых) США познакомились ближе с Россией и начали с ней торговлю; китайские коммунисты начали свой длинный марш; Индийская ______ партия конгресса выигрывает выборы ________________________ Армия США насчитывает 139 тыс. чел.; «нет» - шпионскому ______ бюро США ______________________________________________ ______ Отменен сухой закон; биг-бэнды и музыка «свинг» ___________ «Общественная помощь» в США; развивающиеся страны начинают двигаться Интеллектуально-профессиональное развитие Эйнштейн, Ферми и Раби совершают ключевые исследования в ______ области использования атомной энергии Окончание табл. 2 Патент на нейлон; создание первого реактивного двигателя; построен циклотрон; Лэнд изобретает искусственный поляризатор света; открыт витамин А; построен радар; первое искус- ственное сердце ____________________________________ Либеральная философия: Бертран Рассел, А.Н.Уайтхед, Э. Той- нби, М.Бубер, О.Хаксли, Ж.П.Сартр, Л.Троцкий ________ Развивается антропология: Франи Боас, Рут Бенедикт, Марга- рет Мид __________________________________________ Аж.М.Кейнис. Обшая теория занятости, мотивов и денег Психоанализ: З.Фрейд, К.Юнг, К.Хорни, В.Райх, Х.С.Салливан К. Гольлштейн публикует работу «Организм» (определяет са- моактуализацию) _____________________________________________ Курт Левин приезжает в США и становится лидирующим соии- альным ученым ___________________________________________ Литература: Аж.Орнелли, Аж.Штейн, Р.Грейвз, У.Фолкнер, Э. Хемингуэй, В. Вульф, Аж. Штейнбэк, Э. О'Нейл, Т. Манн, Б. Брехт, Т. С.Эллиот, Г. Лорка _____________________________ Р. Ликерт разрабатывает свою шкалу _________________________ Хавелок Эллис публикует работу по сексуальному поведению Таблица 3 Критические события 1940-х гг. Социальные, политические и экономические события _____________ Война подходит к концу; начало Американского века (1945 -_____ вьетнамская война) __________________________________________ План Маршалла позволяет восстановить Германию, Японию и _____ другие страны ______________________________________________ Независимость Венгрии, Индии, Пакистана, Иордана, Израиля, _____ Индонезии __________________________________________________ Избрана ассамблея в Японии; образована Народная Республи- ка Китай _______________ Джэкки Робинсон становится первым черным игроком высшей _____ лиги в США _________________________________________________ Повышается осознание возможности присоединения к демок- _____ рати и ____________________________________________, _____ _____ Эра «нежной музыки» и романтических фильмов _____ Интеллектуально-профессиональное развитие ^____________ Транзистор, ксерокопия, магнитная запись, электронный мик- I _____ роскоп, изо бретен вертолет___________________________ Окончание табл. 3 Первый компьютер собран в университете штата Пени _______ Пенициллин, стрептомицин и кортизон успешно применяются Доктор Спок публикует книгу «Ребенок и забота о нем» (бе- стселлер на многие годы) ___________________________________ Литература: Т. Уильяме, А. Миллер, У.Х. Оден, Н.Мэйлер, Л. Кампус _______________________________ -: ________ Философия, соииальная теория: М. Полиани, П. Тудман, М. Бубер, П. Тилич _________________________________________ Первая Т-группа, сформированы национальные тренинговые лаборатории __________________________■_______________]________ Карл Роджерс разрабатывает недирективное консультирование и издает первые записи консультативных сессий _____ Маслоу формулирует свою теорию мотивации ________ Фриц и Лаура Перлз создают гештальт-терапию ______ Администрация ветеранов США создает тренинговую программу по клинической психологии и возможность обучения большому числу психологов Начало науки управления; исследования операций; кибернетика Консолидация либеральных сил: 1950~1965 гг. Если 1930-1940-е были годами нового развития, то в последующие годы наблюдалось применение и распространение понятий и схем, разработанных за предыдущий период. Поддерживаемый длиннейшим этапом экономической экспансии в американской истории и развития «великого сообщества» несколькими годами позже, общественный и частный сектор начали экспериментировать в областях организационного консультирования, психотерапии, управленческого образования и «развития человеческого потенциала». Это был период цветения, потому что стало возможным изменить сознание многих людей в разных областях жизни. Этот период можно назвать эрой развития индивидуальных интервенций, которые рассматривались как основной способ улучшения поведения во всех сферах жизни. К этому времени был накоплен большой потенциал подготовленных практиков, чтобы они могли подойти к формализации и институционализации как гештальт-терапии, так и организационного консультирования. В табл. 4 перечислены основные события этого периода. IS Таблица 4 Основные события 1950-1965 гг. Социальные, политические и экономические события _________ Прирост валового национального продукта на 4 % в год (сравните - в 1990 г. 2-2,5 %); «Если вы можете сделать это, вы можете продать это» _____________________________________ Эрл Уоррен становится Верховным Судьей Верховного Суда США: «Революция прав» (Миранда, Гидеон, Браун; Департа- _____ мент образовательных решений) _______________ «Спокойные голы Эйзенхауэра»; конец Корейской войны, ко- роткий период консолидации _______________________________ США определяет должность в кабинете секретаря по здравоох- _____ ранению, образованию и труду ______________________________ Мартин Лютер Кинг становится лидером движения десегре- _____ гации _______________________________________________________ Джон Ф. Кеннеди и «Камелот»: корпус Мира, корпус Труда и ________Т\Д._____________________________________________________________________________________р «Великое общество»: Равные права на трудовую занятость, Утвердительная акция, Гражданский кодекс, Акт о правах из- _____ бирателей 1965 г. ___________________________________________ _____ Эра психолеликов (Т.Лири); коммуны, «движение хиппи» _____ _____ Авангард в искусстве, кино, музыке, танце __________________ Интеллектуально-профессиональные события ______________________ Эра телевиления: омнибус, Театр Крафта, программы ново- _____стен____________________________________________________ ______ Писатели-феминисты С. де Бьювуа, Б.Фридэн ________________ ______ Б.Ф.Скиннер, М.Хайдиггер, Поль Тилич ______________________ Дж.Гэлбрейт «Изобильное общество», У.Х.Уайт «Человек орга- ______ низации» ___________________________________________________ ______ Рост управленческих школ __________________________________ ______ Работа Мак-Грегора, Херибергз и Маслоу ___________________ Энкаунтер-группы (группы встреч), гештальт-терапия, экзистен-______ циальный психоанализ ___________________________ Авижение развития человеческого потенциала: Эсален, геш-______ тальт-институт и др. ________________________________________ Первая конференция по управлению Национальных тренинго- вых лабораторий (1956); сеть организационного консультиро-—------вания сформирована в 1964 г. ------------------__------------------- Семейная терапия становится зрелой дисциплиной Рассматривая исторический материал как фон, можно понять то, как гештальт-терапия и организационное консультирование расцвели и каким образом практикующие эти направления люди заинтересовались в их интеграции. Движения за национальную демократию, различные «права», начавшиеся как рабочие движения и продолжающиеся как десегрегация и феминизм, способствовали укреплению ценностей объединения и изменения различных институтов и общественных акций. /Другие движения, такие как введение Т-групп и создание техник самопознания, сделали акцент на ценностях процесса. Вместе с развитием феноменологии и экзистенциальной философии они выдвинули на первый план важность осознания как существенный акцент работы. Действител
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.142.42 (0.013 с.) |