Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденция 1: ответственность и многогранностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В основе терапевтической психологии лежат многие дисциплины, о которых мы уже упоминали. Нижеследующий исторический очерк рассказывает о формировании терапевтической психологии как сферы ответственной профессиональной деятельности и иллюстрирует соотношение терапевтической психологии с другими специализациями. Консультативная психология Консультативная психология — это синтез многих родственных тенденций, присущих педагогике, психической гигиене, психометрии, сфере социального обеспечения и различным течениям психотерапии. Занимающийся консультациями психолог предполагает, что его внимания требуют нуждающиеся в консультациях люди, а не их проблемы. Раздробление личности соответственно ее профессиональным, семейным, школьным и прочим проблемам, требующим решения, — это проявление характерной для прошлого узости профессиональных интересов. Однако консультанты признают, что психологические затруднения в жизни людей, как правило, группируются по линиям специфических проблем. Консультативная психология не так давно миновала в своей истории точку развития, сравнимую с положением дел в медицине на начало столетия. В то время Уильям Ослер выстроил в медицине «вавилонскую башню» и сформировал эклектическую систему научной медицинской практики из множества разрозненных и противоречивых способов лечения. Словосочетание «консультирующий психолог» входит, например, в обозначения ряда профессий [298], принятых в Управлении по делам ветеранов [211]. Многие частные и коллегиальные консультационные~центры, имеющие в своем штате профессионально знающих психологию консультантов, в последнее время начинают называть их «психологическими консультантами». Существуют и другие названия профессии консультанта. Совершенно очевидно, что термин «консультант», для того чтобы стать осмысленным, должен начинаться с прилагательного, ведь «консультантами» объявляет себя множество людей с самым разным уровнем подготовки. Для обозначения функций психологического консультирования предлагались и другие термины: общеклинический консультант [136], психологический консультант [40; 306] и психотерапевтический консультант [237]. Американская психологическая ассоциация — по большей части благодаря конференции психологов, состоявшейся в Северо-Западном университете в 1951 году, — изменила в разделе 17 обозначение «Консультации и наставничество» на «Консультативная психология», признавая тем самым растущую обособленность консультативной ветви психологии [298]. Сходным образом, Американская коллегия экзаменаторов по профессиональной психологии осуществляет сертификационные процедуры для консультирующих психологов в качестве представителей одного из трех рассматриваемых ею направлений. Итак, терминологические изменения лишний раз подтверждаюттоттезис, что консультативная психология представляет собой полноправную область профессиональной деятельности. Клиническая психология Клиническая психология в значительной мере сформировалась на основе программ тестирования умственных способностей в период с 1912 по 1930-й год. Клиническая психология и консультативная психология имеют много общего, поскольку обе изучают предысторию личности, используют сходные инструменты оценивания и психотерапевтические опросные методы. Имеются, тем не менее, важные исторические и функциональные различия. Густад [132], после скрупулезного изучения отличий консультативной психологии от клинической, пришел к выводу, что обе они относятся, в сущности, к одной и той же области профессиональной деятельности, но имеют разные акценты. Аналогичное по сути заключение высказывает и Уотсон: «Характерная окружающая обстановка обучения и тот факт, что консультирующий психолог работает, главным образом, со здоровыми людьми, вероятно, и выступают в качестве основных демаркационных линий, а отнюдь не уровень подготовки или объем обязанностей... Консультирующие и клинические психологи отнюдь не участвуют в борьбе двух противостоящих лагерей, а напротив, всерьез и без лишнего пафоса стараются выработать для своих внутрипрофессиональных проблем обоюдно удовлетворительное решение» [314, р. 9—10]. Умение клинического психолога участвовать в постановке диагноза психически больным пациентам и, соответственно, его уникальная роль в штате клиники или больницы — это еще одно существенное отличие. Как указал Супер [298], консультации больше сосредоточены на «психогигиене», а не на психопатологии поведения. Психогигиена — это изучение проблем у здоровых людей и предотвращение у них серьезных эмоциональных затруднений. С другой стороны, клинические психологи зачастую работают влечебницах и клиниках, где корректируется патологическое поведение. Институционная обстановка, в которой проводятся консультации или сеансы психотерапии, определяет другое отличие консультантов от клиницистов. Как полагает Уильямсон [319], психотерапевтические консультации естественным образом осуществляются в обстановке обучения, то есть в школе, что предполагает социальную функцию научения и личностного развития. А клинические психологи работают в больницах, клиниках и все чаще занимаются частной практикой. Правда, иногда консультирующие психологи работают в больницах и имеют частную практику [211]. Работая в учебных заведениях, консультанты в основном имеют дело с проблемами взросления у детей школьного возраста. В частной практике или внешкольной институционной обстановке клинический психолог больше сталкивается с проблемами супружеских отношений, социальной реабилитации, с гериатрическими и другими, в основном нешкольными, проблемами. Психиатрия Психиатрию — третью специализацию в психотерапевтическом консультировании — с функциональной точки зрения трудно отличить от других консультационных специальностей. Очевидное различие связано с образованием — психиатры получают степень M.D., в то время как психологи обычно имеют степень Ph. D. («Доктор медицины» и «доктор философии» соответственно. — Прим. перев.) Медицинские виды терапии, применяемые в случае серьезных эмоциональных расстройств, составляют еще одно явное отличие. Консультирующие психологи и психотерапевты не могут закрывать глаза на реальность того факта, что круг обязанностей врача обусловлен социальными предпосылками. Врач несет юридическую ответственность за лечение, поскольку от успешности последнего зависит жизнь больного. Существует точка зрения, что эта ответственность должна также распространяться на все проявления деятельности пациента. Однако есть и другое мнение: ответственность врача, имеющего психиатрическую подготовку, простирается только до той точки, где проблема сводится уже к недостатку знаний, плохому социальному научению пациента, а не к его болезни. Моурер, например, указывает на полезный отличительный признак в подходе к психотерапии со стороны психолога и психиатра: «Некоторые специалисты считают, что личностные расстройства так же трудно отнести к разряду болезней, как и невежество. В обоих случаях существеную роль играет феномен научения. И если у нас как педагогов есть хоть какие-то основания работать над невежественным умом, то точно так же наше право и обязанность — заниматься умом расстроенным, помраченным» [216, р. 21]. Надо добавить, что отличие личностного невежества от болезни на практике оказывается весьма размытым. Психотерапевтические консультации, согласно Моуреру, предполагают помощь индивидуумам, страдающим дефицитом научения или же имеющим достаточно осознанные внутренние конфликты, которые сопровождаются так называемой нормальной тревожностью. Тем самым, разумеется, на консультанта возлагается тяжкое бремя отличать «норму» от «патологии»; однако такое распознавание патологии и оценка терапевтических возможностей стали частью профессиональной подготовки психологов. Для любой профессиональной гильдии важно осознавать, что она не может быть «всем для всех».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.007 с.) |