Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденция 1: ответственность и многогранность

Поиск

 

В основе терапевтической психологии лежат многие дисцип­лины, о которых мы уже упоминали. Нижеследующий истори­ческий очерк рассказывает о формировании терапевтической психологии как сферы ответственной профессиональной деятельности и иллюстрирует соотношение терапевтической психо­логии с другими специализациями.

Консультативная психология

Консультативная психология — это синтез многих родствен­ных тенденций, присущих педагогике, психической гигиене, психометрии, сфере социального обеспечения и различным те­чениям психотерапии. Занимающийся консультациями психо­лог предполагает, что его внимания требуют нуждающиеся в консультациях люди, а не их проблемы. Раздробление личности соответственно ее профессиональным, семейным, школьным и прочим проблемам, требующим решения, — это проявление характерной для прошлого узости профессиональных интере­сов. Однако консультанты признают, что психологические за­труднения в жизни людей, как правило, группируются по ли­ниям специфических проблем.

Консультативная психология не так давно миновала в своей истории точку развития, сравнимую с положением дел в меди­цине на начало столетия. В то время Уильям Ослер выстроил в медицине «вавилонскую башню» и сформировал эклектическую систему научной медицинской практики из множества разроз­ненных и противоречивых способов лечения.

Словосочетание «консультирующий психолог» входит, на­пример, в обозначения ряда профессий [298], принятых в Управлении по делам ветеранов [211]. Многие частные и колле­гиальные консультационные~центры, имеющие в своем штате профессионально знающих психологию консультантов, в по­следнее время начинают называть их «психологическими кон­сультантами».

Существуют и другие названия профессии консультанта. Совершенно очевидно, что термин «консультант», для того что­бы стать осмысленным, должен начинаться с прилагательно­го, ведь «консультантами» объявляет себя множество людей с самым разным уровнем подготовки. Для обозначения функ­ций психологического консультирования предлагались и дру­гие термины: общеклинический консультант [136], психоло­гический консультант [40; 306] и психотерапевтический кон­сультант [237].

Американская психологическая ассоциация — по большей части благодаря конференции психологов, состоявшейся в Северо-Западном университете в 1951 году, — изменила в разделе 17 обозначение «Консультации и наставничество» на «Консульта­тивная психология», признавая тем самым растущую обособлен­ность консультативной ветви психологии [298]. Сходным обра­зом, Американская коллегия экзаменаторов по профессиональ­ной психологии осуществляет сертификационные процедуры для консультирующих психологов в качестве представителей одного из трех рассматриваемых ею направлений. Итак, терминологиче­ские изменения лишний раз подтверждаюттоттезис, что консуль­тативная психология представляет собой полноправную область профессиональной деятельности.

Клиническая психология

Клиническая психология в значительной мере сформиро­валась на основе программ тестирования умственных способ­ностей в период с 1912 по 1930-й год. Клиническая психоло­гия и консультативная психология имеют много общего, по­скольку обе изучают предысторию личности, используют сходные инструменты оценивания и психотерапевтические опросные методы. Имеются, тем не менее, важные историчес­кие и функциональные различия. Густад [132], после скрупу­лезного изучения отличий консультативной психологии от кли­нической, пришел к выводу, что обе они относятся, в сущнос­ти, к одной и той же области профессиональной деятельности, но имеют разные акценты. Аналогичное по сути заключение высказывает и Уотсон:

«Характерная окружающая обстановка обучения и тот факт, что кон­сультирующий психолог работает, главным образом, со здоровыми людь­ми, вероятно, и выступают в качестве основных демаркационных линий, а отнюдь не уровень подготовки или объем обязанностей... Консультиру­ющие и клинические психологи отнюдь не участвуют в борьбе двух проти­востоящих лагерей, а напротив, всерьез и без лишнего пафоса стараются выработать для своих внутрипрофессиональных проблем обоюдно удов­летворительное решение» [314, р. 9—10].

Умение клинического психолога участвовать в постановке диагноза психически больным пациентам и, соответственно, его уникальная роль в штате клиники или больницы — это еще одно существенное отличие. Как указал Супер [298], консультации больше сосредоточены на «психогигиене», а не на психопатоло­гии поведения. Психогигиена — это изучение проблем у здоровых людей и предотвращение у них серьезных эмоциональных затруднений. С другой стороны, клинические психологи зачас­тую работают влечебницах и клиниках, где корректируется пато­логическое поведение.

Институционная обстановка, в которой проводятся консуль­тации или сеансы психотерапии, определяет другое отличие кон­сультантов от клиницистов. Как полагает Уильямсон [319], пси­хотерапевтические консультации естественным образом осуще­ствляются в обстановке обучения, то есть в школе, что предполагает социальную функцию научения и личностного раз­вития. А клинические психологи работают в больницах, клини­ках и все чаще занимаются частной практикой. Правда, иногда консультирующие психологи работают в больницах и имеют частную практику [211]. Работая в учебных заведениях, консуль­танты в основном имеют дело с проблемами взросления у детей школьного возраста. В частной практике или внешкольной ин­ституционной обстановке клинический психолог больше стал­кивается с проблемами супружеских отношений, социальной ре­абилитации, с гериатрическими и другими, в основном нешколь­ными, проблемами.

Психиатрия

Психиатрию — третью специализацию в психотерапевтичес­ком консультировании — с функциональной точки зрения труд­но отличить от других консультационных специальностей. Оче­видное различие связано с образованием — психиатры получают степень M.D., в то время как психологи обычно имеют степень Ph. D. («Доктор медицины» и «доктор философии» соответствен­но. — Прим. перев.) Медицинские виды терапии, применяемые в случае серьезных эмоциональных расстройств, составляют еще одно явное отличие.

Консультирующие психологи и психотерапевты не могут за­крывать глаза на реальность того факта, что круг обязанностей врача обусловлен социальными предпосылками. Врач несет юридическую ответственность за лечение, поскольку от успеш­ности последнего зависит жизнь больного. Существует точка зрения, что эта ответственность должна также распространять­ся на все проявления деятельности пациента. Однако есть и дру­гое мнение: ответственность врача, имеющего психиатрическую подготовку, простирается только до той точки, где проблема сводится уже к недостатку знаний, плохому социальному научению пациента, а не к его болезни. Моурер, например, указывает на полезный отличительный признак в подходе к психотерапии со стороны психолога и психиатра:

«Некоторые специалисты считают, что личностные расстройства так же трудно отнести к разряду болезней, как и невежество. В обоих случаях существеную роль играет феномен научения. И если у нас как педагогов есть хоть какие-то основания работать над невежественным умом, то точно так же наше право и обязанность — заниматься умом расстроенным, помраченным» [216, р. 21].

Надо добавить, что отличие личностного невежества от бо­лезни на практике оказывается весьма размытым.

Психотерапевтические консультации, согласно Моуреру, предполагают помощь индивидуумам, страдающим дефици­том научения или же имеющим достаточно осознанные внут­ренние конфликты, которые сопровождаются так называемой нормальной тревожностью. Тем самым, разумеется, на кон­сультанта возлагается тяжкое бремя отличать «норму» от «па­тологии»; однако такое распознавание патологии и оценка те­рапевтических возможностей стали частью профессиональ­ной подготовки психологов. Для любой профессиональной гильдии важно осознавать, что она не может быть «всем для всех».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.180 (0.008 с.)