Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадия конформизма (от 6 до 10 лет)

Поиск

От 6 до 10 лет происходит важный процесс консолидации трех предыдущих стадий развития, в связи с чем Фрейд говорит о «ла­тентном периоде», так как сексуальные влечения вэто время слов­но бы дремлют в ожидании своего пробуждения на следующей стадии. Геселл [120] часто сравниваетразвитиесраскручиваюшей-ся спиралью. На средней стадии детства витки жизненной спира­ли заметно расширяются. По словам Хэвигерста, существуют три направленных вовне силовых вектора:

«Имеют место стремление ребенка уйти из дома в компанию сверст­ников, физическое стремление в мир игр и занятий, требующих нейро-мускульных навыков, а также интеллектуальное стремление в мир взрослых понятий, логики, символики и общения» [140, р. 25].

Ребенок впервые вступает в мир, где нет абсолютного доми­нирования родителей и других членов семьи; он на долгие часы остается «сам по себе». У него появляется ответственность перед

иными авторитетами, отличными от родительского, — факт, спо­собный создать больше проблем для родителей, нежели для са­мого ребенка. Необходимость поступить в школу внезапно пе­ребрасывает ребенка в общество сверстников, по отношению к которым ему предстоит научиться конформизму, поскольку он должен с ними общаться и уживаться. Выбор друзей теперь не ограничен ближайшим домашним окружением ребенка; его ин­теллектуальные и культурные запросы значительно расширя­ются. Круг интересов девятилетнего ребенка велик и разнообра­зен: игрушки, всевозможные хобби, художественная самодея­тельность, рукоделие, спорт, игры и другие групповые виды деятельности.

В сфере социальной активности мальчики имеют преимуще­ство перед девочками благодаря образованию у них тесно спаянных компаний. На. седьмом и восьмом году жизни имеет место естественная «гомосексуальная стадия», на которой маль­чики проявляют интерес к таким организациям, как «Христи­анская ассоциация юных мужчин», «Бойскауты-волчата», «Ин­дейские проводники». Образование своих компаний удевочек в нашей культуре в целом не поощряется, хотя общество сверст­ников заметно влияет на них в аспекте «конформизма-нонкон­формизма».

Дети обоих полов продолжают усваивать соответствующие роли, причем больше интересуются делами своего пола, неже­ли противоположного. Различия в половых ролях становятся для них более явными, и они ревностно подражают поведению своих друзей не только в данной сфере, но и в других. В этот период исследуются и усваиваются многие новые и разнооб­разные типы поведения, связанные с половыми ролями.

На стадии конформизма ребенок по-прежнему нуждается в любви, понимании, разумной дисциплине в сочетании со сво­бодой инициативы. Как и на предыдущих стадиях, родители могут создать благоприятные условия, в которых у ребенка бу­дут богатые возможности для научения и экспериментов в об­ласти самых разных дел и человеческих взаимоотношений, а также для того, чтобы проникнуться ощущением принадлеж­ности к группе большей, чем его семья. Или же родители по­средством ненужных ограничений, равнодушия, огорчений могут зафиксировать ребенка на тесной орбите фрустраций, на которой он будет ощущать себя не таким, как все остальные. Здесь его расширяющийся потенциал может быть сдав­лен и закреплен на этой стадии развития.

Переходная стадия (предподростковый возрастот 10 до 13 лет)

В предподростковом возрасте — от 10 до 13 лет, — который Булер [47] не случайно называет переходным возрастом, мир ребенка переживает катаклизм. Два главных скачка в разви­тии, происходящие в этот момент, связаны со стремлением ре­бенка вырваться из семейной доминантной сферы и с созрева­нием половых функций. Для его поведения зачастую харак­терны раздражительность, беспокойство, перепады настроения, грубость и разные выходки, истощающие терпение окружаю­щих. Он часто говорит о бегстве — это симптом его стремления вырваться из-под опеки семьи. У него также начинают про­буждаться гетеросексуальные интересы. Его способность лю­бить, которая до сих пор была отмечена чертами зависимости, отождествления и нарциссизма, начинает развиваться в на­правлении той зрелой любви, которая обсуждалась в начале данной главы. Фромм [113] описывает этот период как переход от нарциссизма к зрелой любви, проявляющейся взаботеонуж-дах других.

Еще одна важная характеристика переходного периода — ярко выраженное ощущение своей обособленности и индивиду­альности, типичное для предподросткового возраста. Ребенок полнее осознает себя в качестве личности, существующей от­дельно от родителей. Родительская любовь на этой стадии луч­ше всего проявляет себя в готовности предоставить ребенка са­мому себе и уважать его развивающуюся индивидуальность. Страхи и чувство вины, сохранившиеся у родителей от их собст­венного предподросткового периода, заставляютихтревожить-ся за своих детей и тем самым мешают им ослабить бразды эмо­ционального контроля, позволить ребенку обрести свою инди­видуальность.

Синтетическая стадия (подростковый возрастот 13 до 20 лет)

С началом полового созревания, вскоре после 10 лет, детство кончается, и начинается юность. В связи с быстрым ростом тела и созреванием гениталий подросток имеет дело с происходя­щей внутри него революцией. Поскольку номинально он при­ближается к возрасту взрослой ответственности, он подвергается возрастающему нажиму и ограничениям, идущим извне. На этом фоне подросток заново переживает свои ранние конфликты и встречает новые конфликты в своем стремлении найти себя и свое место в жизни.

Физическое развитие в подростковом возрасте происходит асинхронно, то есть у каждого индивидуума различаются скоро­сти изменения различных параметров тела, таких как рост, вес, измеряемые объемы, длина верхних и нижних конечностей, шеи и т. п. Более того, половые особенности развития порождают спе­цифические проблемы. Результаты исследований Шаттлуорта [279] свидетельствуют о почти двухлетнем разрыве между возрас­том наибыстрейшего роста у мальчиков и девочек. Средний воз­раст наибыстрейшего роста у девочек— 12,6 лет, а у мальчиков — 14,8лет. Шаттлуорт обнаружил, что в возрасте около 13лет девоч­ки выше и тяжелее мальчиков. Далее, внутри каждой половой груп­пы возможны различия в возрасте наибыстрейшего роста. На­пример, у некоторых мальчиков пик в изменении роста прихо­дится на 12 лет, тогда как другие достигают его только в 17-летнем возрасте.

Эти индивидуальные и широко варьирующие графики раз­вития порождают многие новые проблемы и усугубляют уже су­ществующие. Эриксон [93] называет ранний подростковый воз­раст «стадией идентификации», когда одна из основных про­блем, как представляется, связана с сомнениями относительно собственной сексуальной идентификации. Асинхронное изме­нение параметров тела, индивидуальные различия в возрасте на­ибыстрейшего роста в пределах каждой половой группы, а так­же различие в возрасте наибыстрейшего роста между полами вносят дополнительный вклад в чувство неуверенности относи­тельно своей половой идентификации. Чувство своей неадек­ватности, возникающее из-за «неуклюжести» асинхронно рас­тущего тела, хорошо известно. Многие подростки становятся мишенями шутливых замечаний со стороны как взрослых, так и сверстников. Они с тревогой смотрят на свое отражение в зер­кале, отмечая неожиданные отклонения в своем облике, в про-порцияхразличных частей тела. Они становятся привередливы­ми, придавая слишком большое значение одежде и поведению, которые помогли бы им идентифицироваться со сверстниками. Подростки с поздним физическим развитием нередко избегают пользоваться общественными душевыми и отказываются отдругих занятий, где недостатки их телосложения могутбыть выстав­лены на обозрение, из-за ощущения своей физической неполно­ценности. Мальчики, которые не выдерживают физического со­ревнования, неуклюже выглядят во время занятий физкультурой и спортом, зачастую тревожатся из-за недостатка у себя мужест­венности.

Различие между полами в скорости развития имеет тенден­цию разделять мальчиков и девочек одной и той же возрастной группы. Например, девочки 7-8 классов обычно предпочитают компанию мальчиков 9—10 классов, поскольку мальчики их возраста все еще остаются «мальчиками», тогда как сами они уже превратились в юных женщин. Успешные гетеросексуаль­ные «свидания» в возрасте от 12 до 15 лет представляются наи­лучшей поддержкой, помогающей подростку преодолеть барьер сомнений и перейти к стабильным гетеросексуальным отноше­ниям, однако это с большим успехом достигается непрямым си­туативным манипулированием, нежели прямым форсировани­ем. Наш профессиональный опыт показывает, что подростки впадают в гомосексуальную панику, когда ощущают серьезную угрозу своей сексуальной уверенности. Особенно это характер­но для ситуаций, когда их отвергают представители противопо­ложного пола.

По оценке Клопфера [173], примерно половина всех клиен­тов мужского пола испытывают тревогу относительно своей го­мосексуальности. Результаты исследований Кинсея [168] пред­полагают, что приблизительно каждый третий мужчина имел гомосексуальный опыт. Гомосексуальная паника, которая ох­ватывает некоторых подростков в возрасте между 12 и 15 годами, обусловлена несколькими факторами: 1) тревож­ные сомнения в своей гетеросексуальности; 2) потребность про­демонстрировать мужские достоинства, проявить себя через за­нятия мастурбацией; 3) возможности для гомосексуальных опытов, возникающие в компаниях.

Психотерапия в состоянии снять обычную подростковую го­мосексуальную тревогу посредством ее вербализации и оказания помощи подростку в осознании того факта, что это составная часть нормального развития в его возрасте. Например, исследу­ются истоки проблемы, чтобы определить, каким образом муж­ские качества сделались малопривлекательными, или она соот­носится с проблемами развития в средней стадии детства или в эдиповом периоде. Если отношения с матерью не были удовлетво­рительными из-за ее холодности или чрезмерной опеки, ребенок может отстраниться от нее. А если в то же самое время отец выказы­вает много любви, то ребенок может отказаться от нормального эди­пова соперничества с отцом в пользу полной противоположности первого. В таком случае подросток, возможно, попытается навя­зать матери отцовскую роль и получить материнскую любовь от отца. Как представляется, предпосылки для подобных проблем формируются в возрасте 4—6 лет, а затем они как бы воспроизво­дятся в период полового созревания.

По мере приближения молодого человека к возрасту взрос­лой ответственности, возникают многочисленные и усиливаю­щиеся внешние требования и ограничения, которые усложня­ют поиск себя и своего места в жизни. Наша культура возлагает на молодых людей серьезные обязанности. Перечислим неко­торые из этих требований и способов их выполнения:

1. Молодой человек должен найти себе постоянную работу. Здесь ему могут помочь консультанты, имеющие подготовку в области профориентации.

2. Он должен принять решение о своем дальнейшем образо­вании и обеспечить его выполнение. Это осложняется его зави­симостью от родителей в годы учебы.

3. Он должен разорвать эмоциональные связи с родительской семьей. Мудрые родители поощряют постепенный переход ре­бенка к самостоятельности, так как это способствует взросле­нию. Марку Твену приписывают высказывание, что в 13 лет он обнаружил удивительную тупость своего отца; однако, как он заметил к двадцати годам, отец успел поумнеть и многому на­учиться.

4. Он должен выбрать себе спутницу жизни. В нашей культу­ре основой для такого выбора являются «романтическая лю­бовь», сильные возвышенные чувства, когда индивидуум ощу­щает, что «это она». В действительности романтическая любовь представляет собой переживание маниакально-иллюзорного типа с ярко выраженными элементами проекции. Образ иде­альной возлюбленной (или возлюбленного) проецируется на обычного человека, истинный характер которого при этом ис­кажается. В конце концов супругам предстоит осознать невро­тическую сущность романтической любви, иначе их брак мо­жет кончиться крахом.

В дополнение к перечисленным требованиям наша культура налагает на молодых людей ряд затрудняющих жизнь ограниче­ний:

1. Родители располагают различными юридическими форма­ми власти над молодым человеком, пока он не достигнет 21 года. Поскольку родители чувствуют свою ответственность! за его поведение, возникает множество неприятных моментов; Для молодого человека это означает неустранимый конфликт; он хочет быть зависимым, чтобы о его нуждах заботились, и все же претендует на все привилегии, которые дает независимость.

2. Молодой человек зависит от родителей в финансовых во­просах, ему требуется их материальная помощь для получения образования. В конце рассматриваемой стадии (в 18—20 лет) юноши и девушки физически созрели для брака, но не готовы к нему в финансовом отношении.

3. Запреты на сексуальное удовлетворение являются источ­ником конфликта. Юноша в 18 лет достигает пика сексуально­го влечения, но общество не позволяет ему получать удовлетво- 1 рение до вступления в брак. Молодые люди отчаянно хотят уз-4 нать решение проблемы, но им трудно что-либо посоветовать.fi Кое для кого мастурбация служит тем средством снятия напря­жения, единственно известным вредным последствием которо­го является чувство вины, развивающееся в связи с реальным или воображаемым родительским наказанием, строгим пори­цанием или неодобрением.

При таких требованиях и ограничениях юность естествен­ным образом становится периодом восстаний. Психоаналити­ки полагают, что в юности индивидуум заново переживает свои ранние психосексуальные проблемы. У него есть потребность в своей зависимости и в оральном заполнении, о чем свиде­тельствуют, например, стремления жевать резинку, курить, много говорить. Он нуждается в независимости, часто упря­мится, скаредничает, интересуется «грязными анекдотами». У него сильный интерес к гениталиям; он мастурбирует, а так­же проявляет склонность к нарциссизму и эксгибиционизму. Кажется, что юноша готов объявить себя самостоятельным, даже если это причинит боль ему и окружающим. И родители, и сам молодой человек нуждаются в указании нато, что разви­тие самостоятельности непременно должно иметь место, коль скоро юноша собирается стать взрослым. Этот процесс может стать гораздо менее болезненным для всех участников, если инсайтбудет достигнут раньше, чем пуститкорни взаимное не­понимание.

В конце рассматриваемой стадии начинается период взрос­лой ответственности при недостаточном знании, как эту от­ветственность нести; поэтому данная стадия характеризуется «коллизиями» между ретроспективой и перспективой. Булер [47] усматривает в этом периоде синтез четырех предыдущих стадий развития. Молодой человек осваивается в сфере своих отношений с объемлющей социальной системой. Ему нужно выяснить свою религиозную позицию, сменить семейный кругозор на мировоз­зрение вселенского масштаба и осознать собственные потенциаль­ные возможности в этом мире.

Булер, возможно, в большей степени, чем любой другой пси­холог, занималась проблемами юности как периода, когда че­ловек впервые задумывается над вопросом: «А для чего все-таки дается жизнь»? Юноша впервые рассматривает свою жизнь как единый путь от рождения до смерти. Он не только смотрит впе­ред, но и оглядывается назад, на свою биографию, чтобы обре­сти перспективу.

Если вопрос «Для чего?» делает этот период жизни таким трудным, напряженным и запутанным, то именно найденные в это время ответы придают смысл всем последующим отрезкам жизненного пути. Взаимоотношения,.складывающиеся во вре­мя консультирования и психотерапии, наряду с иными ин­ституционными взаимоотношениями в церквях и молодеж­ных организациях предоставляют молодому человеку идеаль­ную возможность найти первые ответы на озадачивающие его жизненные вопросы.

Юность приближает расцвет зрелой способности любить у тех молодых людей, которые благополучно заменили идеализирован­ный образ своих родителей реальностью. Молодой человек учит­ся принимать идею, связанную с тем, что он может одновременно любить и ненавидеть одного и того же человека, что люди имеют свои недостатки, анетолькодостоинства. Если между потребно­стями в зависимости и независимости установилась здравая про­порция, у юноши (девушки) появляются предпосылки для того, чтобы искать себе пару — человека, с которым можно будет разде­лить свою жизнь на реалистической и удовлетворительной осно­ве баланса между тем, что он получает, и тем, что он отдает. Молодыелюди могут получать интересующую их информацию из со­ответствующей литературы. Книга Баруха о тинэйджерах [21] — одна из многих, которые можно здесь рекомендовать.

Стадия экспериментирования (от 20 до 35 лет).

Булер рассматривает период от 20 до 35 лет как «вторую ста-» j дию проверок», подобную той, что имеет место в возрасте от! 8 месяцев до 4 лет. Молодой человек, впервые полностью пре-. | доставленный самому себе, исследует сферы любви и профес-^ сиональной деятельности. Поскольку выбор партнера и выбор* | профессии — два самых трудных шага в жизни, для их осуще-it ствления выбора необходим некоторый опыт. Зачастую моло-! дые люди слишком быстро определяются в этих сферах. Роди­тели и консультанты могут противодействовать импульсивным решениям, помогая молодому человеку получить опыт во взаи­моотношениях с различными партнершами и исследовать не­сколько вариантов трудоустройства.

На протяжении этой экспериментальной стадии — стадии начала взрослой жизни — молодые люди переживают множест­во важных событий и жизненных поворотов, которые Хэвигерст описывает следующим образом:

«Начало взрослой жизни... обычно включает в себя вступление в брак, первую беременность, первую серьезную и постоянную работу, первые болезни детей... и первые переживания за детей, пошедших в школу. Если у людей появляется мотивация учиться, причем учиться быстро, то именно в такие периоды» [140, р. 257].

В отношении перечисленных событий небезынтересно, что формальное образование мало что дает для подготовки взрос­лого человека к основным важным задачам личностного разви­тия. Хэвигерст рассматривает такие задачи как цели, на кото­рые было ориентировано предыдущее образование. Выпускной экзамен принимает позднее сама жизнь. Тот факт, что многие на этом экзамене проваливаются, свидетельствует о большой потребности в повторном обучении с помощью психотерапии.

Хэвигерст полагает также, что начало взрослой жизни — пе­риод стрессов, так как этот жизненный отрезок характеризуется переходом от общества с возрастной градацией к обществу с гра­дацией по социальному статусу. «В обществе взрослых престиж и влияние зависят не столько от возраста, сколько от умений, силы, мудрости и родственных связей...» [140, р. 258].

Выбор партнера для брака — одна из самых беспокойных задач, встающих перед людьми в начале этого периода, при­чем возможность оказать помощь у родителей или учителей невелика. Тем не менее кое-что может быть сделано благодаря групповым занятиям по вопросам брака и семьи и предбрач-ным консультациям. Индивидууму, не состоящему в браке, приходится испытывать огромное социальное давление. Он становится объектом излишнего внимания и тонких насме­шек, а также неуклюжих попыток сватовства. Если молодому человеку не удается подыскать подходящую кандидатуру в школе или колледже, возникает вопрос, в каких местах мож­но встретить потенциального партнера для брака. Таким мес­том нередко становятся близлежащие коктейль-бары, однако они чреваты вполне понятными опасностями. В городах про­цветают клубы одиноких сердец, но подобные агентства за­частую ненадежны. Кроме того, существует серьезная про­блема, связанная с сексуальным поведением. Например, сле­дует ли целоваться и обниматься на первом же свидании? Допустима ли половая жизнь до брака? Какие методы предо­хранения эффективны? Групповая терапия зачастую позво­ляет молодым людям совместно искать решения подобных проблем. Под руководством мудрого учителя или психотера­певта такие группы зачастую находят ответы, удовлетвори­тельные с точки зрения социальных, индивидуальных и ду­ховных запросов.

В здоровых супружеских отношениях должна возникнуть гар­мония эротической и зрелой любви. В здоровых сексуальных отношениях кульминацией является оргазм — конвульсивная разрядка напряжения, которая, согласно Эриксону, «снимает враждебность и потенциальную агрессию, вызванные антаго­низмом мужского и женского начал...» [93, р. 230]. «Удовлетво­рительные сексуальные отношения тем самым делают секс ме­нее навязчивым, гиперкомпенсацию менее необходимой, садо­мазохистский контроль излишним» [93, р. 231]. Далее Эриксон относит секс к поглощающей его сфере любви и характеризует следующим образом: «1) обоюдный оргазм; 2) слюбимым чело­веком; 3) противоположного пола; 4) с которым есть возмож­ность и желание проявлять взаимное доверие; 5) и с которым есть возможность и желание регулировать продуктивные (труд), репродуктивные (секс) и непродуктивные (отдых) циклы деятельности; 6) для того, чтобы создать условия для удовлетвори­тельного развития и для рождения потомства» [ 93, р. 230].

Поддержание здоровых супружеских отношений — сложная проблема. Важный аспект ее решения состоит в том, чтобы су­пруги осознали: брак — это не слияние двух жизней; каждый из супругов должен признать потребность другого сохранять в здра­вых пределах свою независимость. Философ Гибран в книге «Пророк» сравнивает здоровый брак со столпами храма. Вверху они соединяются; но при этом сохраняют свою обособленность.

К проблемам беременности и рождения детей не следует от­носиться беспечно. Дети зачастую появляются случайно, а не в результате сознательного решения, и способны создать для молодых людей немало психологических проблем. Существу­ет также и вопрос сохранения или прерывания беременности. Добровольный аборт часто является темой психотерапии. Во время беременности возникает много тревог, таких как сомне­ния в возможности родить здорового ребенка, переживания, связанные с проблемой грудного вскармливания и предпола­гаемой реакцией на беременность со стороны родных и дру­зей, и т.д.

Современная культура создает еще одну проблему, предла­гая молодой жене две противоречивые роли — домашней хо­зяйки и работающей женщины. Если она захочет совместить обе эти роли, то ей будет достаточно трудно в них преуспеть.

Угроза развода нередко отравляет жизнь молодых людей на этой стадии. Зачастую это не способ решения проблем, а про­сто указание на симптомы плохой личной адаптации. У разве­денных имеется большинство тех же проблем, что и у нежена­тых и незамужних, плюс много дополнительных. Одну из глав­ных трудностей составляют финансовые вопросы, например — как содержать две семьи на единственную зарплату. Разведен­ная женщина, как правило, должна подчиниться необходимо­сти пойти работать. Кроме того, ей приходится переносить об­щественное порицание. Разведенные по-прежнему считаются чем-то вроде социально неполноценных людей. Секс — еще одна проблема, так как разведенная женщина, как правило, рас­сматривается в качестве «законной добычи». Такие организации, как «Общество анонимных разведенных», могут принести поль­зу, но они не в состоянии удовлетворить все потребности нуж­дающихся в помощи по поводу перечисленных проблем.

В нашей культуре возраст 29 лет имеет для женщин особое зна­чение. Существует много шуток насчет того, что женщинам разре­шено оставаться в возрасте 29 лет доброе десятилетие. Проблемой становятся первые признаки физического увядания, атакже появ­ление излишнего веса. И все же, согласноданным Кинсея [167], на этот возраст приходится пик интереса к сексу. У мужчин же эти годы связаны с максимальной профессиональной производитель­ностью, и они уже не уделяют женщинам столько внимания, сколько в годы поиска жены.

Акцент нашей культуры на профессиональной продуктив­ности и достижениях порождает опасную тенденцию: стара­ние мужчин доказать свою мужественность конкурентным спо­собом. Мужчины в этом возрасте стремятся одержать победу и зачастую доводят себя до предела, доказывая, что они не «сла­баки». Приведенный ниже перечень представляет собой опи­сываемый Крэмптоном типичный набор опасных способов злоупотреблять своим здоровьем у мужчин:

1. Он скрывает недомогание. Когда у его жены случается обложной на­сморк, он настаивает, чтобы она не выходила из дому, отлежалась в тепле, позвонила доктору и забросила все домашние дела. Но когда он сам силь­но простужен и очень плохо себя чувствует, он старается работать больше, чем когда-либо, и очень этим гордится. Он подстегивает себя с помощью кофе, аспирина и алкоголя. Он ворчит, брюзжит и уверяет, что не болен, а после всего этого хвастается, что ни единого дня не провел в кровати.

2. Он отрицает усталость. Он слишком горд, чтобы признать, что «насто­ящий мужчина» может иногда испытывать усталость... Подобных ему — ты­сячи. Он счастлив, когда о нем говорят: «Джим не встает из-за рабочего стола по двадцать часов в день». Когда он принуждает себя веселиться на вечеринке, хотя ему бы уже давно следовало быть дома, в постели.

3. Он маскирует свои эмоции. Умение сдерживать слезы, отрицать страх, скрывать чувства унижения, разочарования и смятения — еще одно непо­сильное бремя, которое взваливают на себя такие мужчины... Невозможно даже представить себе, какой огромный вред для нервной и эмоциональ­ной стабильности приносит такое обилие жестоко подавленных чувств.

4. Он игнорирует хронические болезни. Ведь многие мужчины, став­шие в 55 лет инвалидами из-за сердечно-сосудистых проблем, признают­ся, что первый предупреждающий «звоночек» услышали лет двадцать на­зад. У них были одышка, боли, головокружение. «Я, конечно, испугался, но заставил себя забыть об этом. По-моему, я тогда знать ничего не хотел о том, что у меня что-то может быть не в порядке» [71, р. 8—12].

В литературе проблемам молодых людей, как правило, не уде­ляется должного внимания. Однако в период от 25 до 35 лет про­блем достаточно много. Хэвигерст[140] называет его периодом максимального одиночества, поскольку самые важные в жизни задачи приходится выполнять, располагая минимальным вни­манием и поддержкой со стороны окружающих. В силу своего ясного осознания проблем, общей образованности и языкового развития, достаточного, чтобы выразительно формулировать свои идеи, эта возрастная группа, как представляется, может извлечь из психотерапии и консультаций больше пользы, неже­ли все остальные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.23 (0.013 с.)