Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадия конформизма (от 6 до 10 лет)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
От 6 до 10 лет происходит важный процесс консолидации трех предыдущих стадий развития, в связи с чем Фрейд говорит о «латентном периоде», так как сексуальные влечения вэто время словно бы дремлют в ожидании своего пробуждения на следующей стадии. Геселл [120] часто сравниваетразвитиесраскручиваюшей-ся спиралью. На средней стадии детства витки жизненной спирали заметно расширяются. По словам Хэвигерста, существуют три направленных вовне силовых вектора: «Имеют место стремление ребенка уйти из дома в компанию сверстников, физическое стремление в мир игр и занятий, требующих нейро-мускульных навыков, а также интеллектуальное стремление в мир взрослых понятий, логики, символики и общения» [140, р. 25]. Ребенок впервые вступает в мир, где нет абсолютного доминирования родителей и других членов семьи; он на долгие часы остается «сам по себе». У него появляется ответственность перед иными авторитетами, отличными от родительского, — факт, способный создать больше проблем для родителей, нежели для самого ребенка. Необходимость поступить в школу внезапно перебрасывает ребенка в общество сверстников, по отношению к которым ему предстоит научиться конформизму, поскольку он должен с ними общаться и уживаться. Выбор друзей теперь не ограничен ближайшим домашним окружением ребенка; его интеллектуальные и культурные запросы значительно расширяются. Круг интересов девятилетнего ребенка велик и разнообразен: игрушки, всевозможные хобби, художественная самодеятельность, рукоделие, спорт, игры и другие групповые виды деятельности. В сфере социальной активности мальчики имеют преимущество перед девочками благодаря образованию у них тесно спаянных компаний. На. седьмом и восьмом году жизни имеет место естественная «гомосексуальная стадия», на которой мальчики проявляют интерес к таким организациям, как «Христианская ассоциация юных мужчин», «Бойскауты-волчата», «Индейские проводники». Образование своих компаний удевочек в нашей культуре в целом не поощряется, хотя общество сверстников заметно влияет на них в аспекте «конформизма-нонконформизма». Дети обоих полов продолжают усваивать соответствующие роли, причем больше интересуются делами своего пола, нежели противоположного. Различия в половых ролях становятся для них более явными, и они ревностно подражают поведению своих друзей не только в данной сфере, но и в других. В этот период исследуются и усваиваются многие новые и разнообразные типы поведения, связанные с половыми ролями. На стадии конформизма ребенок по-прежнему нуждается в любви, понимании, разумной дисциплине в сочетании со свободой инициативы. Как и на предыдущих стадиях, родители могут создать благоприятные условия, в которых у ребенка будут богатые возможности для научения и экспериментов в области самых разных дел и человеческих взаимоотношений, а также для того, чтобы проникнуться ощущением принадлежности к группе большей, чем его семья. Или же родители посредством ненужных ограничений, равнодушия, огорчений могут зафиксировать ребенка на тесной орбите фрустраций, на которой он будет ощущать себя не таким, как все остальные. Здесь его расширяющийся потенциал может быть сдавлен и закреплен на этой стадии развития. Переходная стадия (предподростковый возраст — от 10 до 13 лет) В предподростковом возрасте — от 10 до 13 лет, — который Булер [47] не случайно называет переходным возрастом, мир ребенка переживает катаклизм. Два главных скачка в развитии, происходящие в этот момент, связаны со стремлением ребенка вырваться из семейной доминантной сферы и с созреванием половых функций. Для его поведения зачастую характерны раздражительность, беспокойство, перепады настроения, грубость и разные выходки, истощающие терпение окружающих. Он часто говорит о бегстве — это симптом его стремления вырваться из-под опеки семьи. У него также начинают пробуждаться гетеросексуальные интересы. Его способность любить, которая до сих пор была отмечена чертами зависимости, отождествления и нарциссизма, начинает развиваться в направлении той зрелой любви, которая обсуждалась в начале данной главы. Фромм [113] описывает этот период как переход от нарциссизма к зрелой любви, проявляющейся взаботеонуж-дах других. Еще одна важная характеристика переходного периода — ярко выраженное ощущение своей обособленности и индивидуальности, типичное для предподросткового возраста. Ребенок полнее осознает себя в качестве личности, существующей отдельно от родителей. Родительская любовь на этой стадии лучше всего проявляет себя в готовности предоставить ребенка самому себе и уважать его развивающуюся индивидуальность. Страхи и чувство вины, сохранившиеся у родителей от их собственного предподросткового периода, заставляютихтревожить-ся за своих детей и тем самым мешают им ослабить бразды эмоционального контроля, позволить ребенку обрести свою индивидуальность. Синтетическая стадия (подростковый возраст — от 13 до 20 лет) С началом полового созревания, вскоре после 10 лет, детство кончается, и начинается юность. В связи с быстрым ростом тела и созреванием гениталий подросток имеет дело с происходящей внутри него революцией. Поскольку номинально он приближается к возрасту взрослой ответственности, он подвергается возрастающему нажиму и ограничениям, идущим извне. На этом фоне подросток заново переживает свои ранние конфликты и встречает новые конфликты в своем стремлении найти себя и свое место в жизни. Физическое развитие в подростковом возрасте происходит асинхронно, то есть у каждого индивидуума различаются скорости изменения различных параметров тела, таких как рост, вес, измеряемые объемы, длина верхних и нижних конечностей, шеи и т. п. Более того, половые особенности развития порождают специфические проблемы. Результаты исследований Шаттлуорта [279] свидетельствуют о почти двухлетнем разрыве между возрастом наибыстрейшего роста у мальчиков и девочек. Средний возраст наибыстрейшего роста у девочек— 12,6 лет, а у мальчиков — 14,8лет. Шаттлуорт обнаружил, что в возрасте около 13лет девочки выше и тяжелее мальчиков. Далее, внутри каждой половой группы возможны различия в возрасте наибыстрейшего роста. Например, у некоторых мальчиков пик в изменении роста приходится на 12 лет, тогда как другие достигают его только в 17-летнем возрасте. Эти индивидуальные и широко варьирующие графики развития порождают многие новые проблемы и усугубляют уже существующие. Эриксон [93] называет ранний подростковый возраст «стадией идентификации», когда одна из основных проблем, как представляется, связана с сомнениями относительно собственной сексуальной идентификации. Асинхронное изменение параметров тела, индивидуальные различия в возрасте наибыстрейшего роста в пределах каждой половой группы, а также различие в возрасте наибыстрейшего роста между полами вносят дополнительный вклад в чувство неуверенности относительно своей половой идентификации. Чувство своей неадекватности, возникающее из-за «неуклюжести» асинхронно растущего тела, хорошо известно. Многие подростки становятся мишенями шутливых замечаний со стороны как взрослых, так и сверстников. Они с тревогой смотрят на свое отражение в зеркале, отмечая неожиданные отклонения в своем облике, в про-порцияхразличных частей тела. Они становятся привередливыми, придавая слишком большое значение одежде и поведению, которые помогли бы им идентифицироваться со сверстниками. Подростки с поздним физическим развитием нередко избегают пользоваться общественными душевыми и отказываются отдругих занятий, где недостатки их телосложения могутбыть выставлены на обозрение, из-за ощущения своей физической неполноценности. Мальчики, которые не выдерживают физического соревнования, неуклюже выглядят во время занятий физкультурой и спортом, зачастую тревожатся из-за недостатка у себя мужественности. Различие между полами в скорости развития имеет тенденцию разделять мальчиков и девочек одной и той же возрастной группы. Например, девочки 7-8 классов обычно предпочитают компанию мальчиков 9—10 классов, поскольку мальчики их возраста все еще остаются «мальчиками», тогда как сами они уже превратились в юных женщин. Успешные гетеросексуальные «свидания» в возрасте от 12 до 15 лет представляются наилучшей поддержкой, помогающей подростку преодолеть барьер сомнений и перейти к стабильным гетеросексуальным отношениям, однако это с большим успехом достигается непрямым ситуативным манипулированием, нежели прямым форсированием. Наш профессиональный опыт показывает, что подростки впадают в гомосексуальную панику, когда ощущают серьезную угрозу своей сексуальной уверенности. Особенно это характерно для ситуаций, когда их отвергают представители противоположного пола. По оценке Клопфера [173], примерно половина всех клиентов мужского пола испытывают тревогу относительно своей гомосексуальности. Результаты исследований Кинсея [168] предполагают, что приблизительно каждый третий мужчина имел гомосексуальный опыт. Гомосексуальная паника, которая охватывает некоторых подростков в возрасте между 12 и 15 годами, обусловлена несколькими факторами: 1) тревожные сомнения в своей гетеросексуальности; 2) потребность продемонстрировать мужские достоинства, проявить себя через занятия мастурбацией; 3) возможности для гомосексуальных опытов, возникающие в компаниях. Психотерапия в состоянии снять обычную подростковую гомосексуальную тревогу посредством ее вербализации и оказания помощи подростку в осознании того факта, что это составная часть нормального развития в его возрасте. Например, исследуются истоки проблемы, чтобы определить, каким образом мужские качества сделались малопривлекательными, или она соотносится с проблемами развития в средней стадии детства или в эдиповом периоде. Если отношения с матерью не были удовлетворительными из-за ее холодности или чрезмерной опеки, ребенок может отстраниться от нее. А если в то же самое время отец выказывает много любви, то ребенок может отказаться от нормального эдипова соперничества с отцом в пользу полной противоположности первого. В таком случае подросток, возможно, попытается навязать матери отцовскую роль и получить материнскую любовь от отца. Как представляется, предпосылки для подобных проблем формируются в возрасте 4—6 лет, а затем они как бы воспроизводятся в период полового созревания. По мере приближения молодого человека к возрасту взрослой ответственности, возникают многочисленные и усиливающиеся внешние требования и ограничения, которые усложняют поиск себя и своего места в жизни. Наша культура возлагает на молодых людей серьезные обязанности. Перечислим некоторые из этих требований и способов их выполнения: 1. Молодой человек должен найти себе постоянную работу. Здесь ему могут помочь консультанты, имеющие подготовку в области профориентации. 2. Он должен принять решение о своем дальнейшем образовании и обеспечить его выполнение. Это осложняется его зависимостью от родителей в годы учебы. 3. Он должен разорвать эмоциональные связи с родительской семьей. Мудрые родители поощряют постепенный переход ребенка к самостоятельности, так как это способствует взрослению. Марку Твену приписывают высказывание, что в 13 лет он обнаружил удивительную тупость своего отца; однако, как он заметил к двадцати годам, отец успел поумнеть и многому научиться. 4. Он должен выбрать себе спутницу жизни. В нашей культуре основой для такого выбора являются «романтическая любовь», сильные возвышенные чувства, когда индивидуум ощущает, что «это она». В действительности романтическая любовь представляет собой переживание маниакально-иллюзорного типа с ярко выраженными элементами проекции. Образ идеальной возлюбленной (или возлюбленного) проецируется на обычного человека, истинный характер которого при этом искажается. В конце концов супругам предстоит осознать невротическую сущность романтической любви, иначе их брак может кончиться крахом. В дополнение к перечисленным требованиям наша культура налагает на молодых людей ряд затрудняющих жизнь ограничений: 1. Родители располагают различными юридическими формами власти над молодым человеком, пока он не достигнет 21 года. Поскольку родители чувствуют свою ответственность! за его поведение, возникает множество неприятных моментов; Для молодого человека это означает неустранимый конфликт; он хочет быть зависимым, чтобы о его нуждах заботились, и все же претендует на все привилегии, которые дает независимость. 2. Молодой человек зависит от родителей в финансовых вопросах, ему требуется их материальная помощь для получения образования. В конце рассматриваемой стадии (в 18—20 лет) юноши и девушки физически созрели для брака, но не готовы к нему в финансовом отношении. 3. Запреты на сексуальное удовлетворение являются источником конфликта. Юноша в 18 лет достигает пика сексуального влечения, но общество не позволяет ему получать удовлетво- 1 рение до вступления в брак. Молодые люди отчаянно хотят уз-4 нать решение проблемы, но им трудно что-либо посоветовать.fi Кое для кого мастурбация служит тем средством снятия напряжения, единственно известным вредным последствием которого является чувство вины, развивающееся в связи с реальным или воображаемым родительским наказанием, строгим порицанием или неодобрением. При таких требованиях и ограничениях юность естественным образом становится периодом восстаний. Психоаналитики полагают, что в юности индивидуум заново переживает свои ранние психосексуальные проблемы. У него есть потребность в своей зависимости и в оральном заполнении, о чем свидетельствуют, например, стремления жевать резинку, курить, много говорить. Он нуждается в независимости, часто упрямится, скаредничает, интересуется «грязными анекдотами». У него сильный интерес к гениталиям; он мастурбирует, а также проявляет склонность к нарциссизму и эксгибиционизму. Кажется, что юноша готов объявить себя самостоятельным, даже если это причинит боль ему и окружающим. И родители, и сам молодой человек нуждаются в указании нато, что развитие самостоятельности непременно должно иметь место, коль скоро юноша собирается стать взрослым. Этот процесс может стать гораздо менее болезненным для всех участников, если инсайтбудет достигнут раньше, чем пуститкорни взаимное непонимание. В конце рассматриваемой стадии начинается период взрослой ответственности при недостаточном знании, как эту ответственность нести; поэтому данная стадия характеризуется «коллизиями» между ретроспективой и перспективой. Булер [47] усматривает в этом периоде синтез четырех предыдущих стадий развития. Молодой человек осваивается в сфере своих отношений с объемлющей социальной системой. Ему нужно выяснить свою религиозную позицию, сменить семейный кругозор на мировоззрение вселенского масштаба и осознать собственные потенциальные возможности в этом мире. Булер, возможно, в большей степени, чем любой другой психолог, занималась проблемами юности как периода, когда человек впервые задумывается над вопросом: «А для чего все-таки дается жизнь»? Юноша впервые рассматривает свою жизнь как единый путь от рождения до смерти. Он не только смотрит вперед, но и оглядывается назад, на свою биографию, чтобы обрести перспективу. Если вопрос «Для чего?» делает этот период жизни таким трудным, напряженным и запутанным, то именно найденные в это время ответы придают смысл всем последующим отрезкам жизненного пути. Взаимоотношения,.складывающиеся во время консультирования и психотерапии, наряду с иными институционными взаимоотношениями в церквях и молодежных организациях предоставляют молодому человеку идеальную возможность найти первые ответы на озадачивающие его жизненные вопросы. Юность приближает расцвет зрелой способности любить у тех молодых людей, которые благополучно заменили идеализированный образ своих родителей реальностью. Молодой человек учится принимать идею, связанную с тем, что он может одновременно любить и ненавидеть одного и того же человека, что люди имеют свои недостатки, анетолькодостоинства. Если между потребностями в зависимости и независимости установилась здравая пропорция, у юноши (девушки) появляются предпосылки для того, чтобы искать себе пару — человека, с которым можно будет разделить свою жизнь на реалистической и удовлетворительной основе баланса между тем, что он получает, и тем, что он отдает. Молодыелюди могут получать интересующую их информацию из соответствующей литературы. Книга Баруха о тинэйджерах [21] — одна из многих, которые можно здесь рекомендовать. Стадия экспериментирования (от 20 до 35 лет). Булер рассматривает период от 20 до 35 лет как «вторую ста-» j дию проверок», подобную той, что имеет место в возрасте от! 8 месяцев до 4 лет. Молодой человек, впервые полностью пре-. | доставленный самому себе, исследует сферы любви и профес-^ сиональной деятельности. Поскольку выбор партнера и выбор* | профессии — два самых трудных шага в жизни, для их осуще-it ствления выбора необходим некоторый опыт. Зачастую моло-! дые люди слишком быстро определяются в этих сферах. Родители и консультанты могут противодействовать импульсивным решениям, помогая молодому человеку получить опыт во взаимоотношениях с различными партнершами и исследовать несколько вариантов трудоустройства. На протяжении этой экспериментальной стадии — стадии начала взрослой жизни — молодые люди переживают множество важных событий и жизненных поворотов, которые Хэвигерст описывает следующим образом: «Начало взрослой жизни... обычно включает в себя вступление в брак, первую беременность, первую серьезную и постоянную работу, первые болезни детей... и первые переживания за детей, пошедших в школу. Если у людей появляется мотивация учиться, причем учиться быстро, то именно в такие периоды» [140, р. 257]. В отношении перечисленных событий небезынтересно, что формальное образование мало что дает для подготовки взрослого человека к основным важным задачам личностного развития. Хэвигерст рассматривает такие задачи как цели, на которые было ориентировано предыдущее образование. Выпускной экзамен принимает позднее сама жизнь. Тот факт, что многие на этом экзамене проваливаются, свидетельствует о большой потребности в повторном обучении с помощью психотерапии. Хэвигерст полагает также, что начало взрослой жизни — период стрессов, так как этот жизненный отрезок характеризуется переходом от общества с возрастной градацией к обществу с градацией по социальному статусу. «В обществе взрослых престиж и влияние зависят не столько от возраста, сколько от умений, силы, мудрости и родственных связей...» [140, р. 258]. Выбор партнера для брака — одна из самых беспокойных задач, встающих перед людьми в начале этого периода, причем возможность оказать помощь у родителей или учителей невелика. Тем не менее кое-что может быть сделано благодаря групповым занятиям по вопросам брака и семьи и предбрач-ным консультациям. Индивидууму, не состоящему в браке, приходится испытывать огромное социальное давление. Он становится объектом излишнего внимания и тонких насмешек, а также неуклюжих попыток сватовства. Если молодому человеку не удается подыскать подходящую кандидатуру в школе или колледже, возникает вопрос, в каких местах можно встретить потенциального партнера для брака. Таким местом нередко становятся близлежащие коктейль-бары, однако они чреваты вполне понятными опасностями. В городах процветают клубы одиноких сердец, но подобные агентства зачастую ненадежны. Кроме того, существует серьезная проблема, связанная с сексуальным поведением. Например, следует ли целоваться и обниматься на первом же свидании? Допустима ли половая жизнь до брака? Какие методы предохранения эффективны? Групповая терапия зачастую позволяет молодым людям совместно искать решения подобных проблем. Под руководством мудрого учителя или психотерапевта такие группы зачастую находят ответы, удовлетворительные с точки зрения социальных, индивидуальных и духовных запросов. В здоровых супружеских отношениях должна возникнуть гармония эротической и зрелой любви. В здоровых сексуальных отношениях кульминацией является оргазм — конвульсивная разрядка напряжения, которая, согласно Эриксону, «снимает враждебность и потенциальную агрессию, вызванные антагонизмом мужского и женского начал...» [93, р. 230]. «Удовлетворительные сексуальные отношения тем самым делают секс менее навязчивым, гиперкомпенсацию менее необходимой, садомазохистский контроль излишним» [93, р. 231]. Далее Эриксон относит секс к поглощающей его сфере любви и характеризует следующим образом: «1) обоюдный оргазм; 2) слюбимым человеком; 3) противоположного пола; 4) с которым есть возможность и желание проявлять взаимное доверие; 5) и с которым есть возможность и желание регулировать продуктивные (труд), репродуктивные (секс) и непродуктивные (отдых) циклы деятельности; 6) для того, чтобы создать условия для удовлетворительного развития и для рождения потомства» [ 93, р. 230]. Поддержание здоровых супружеских отношений — сложная проблема. Важный аспект ее решения состоит в том, чтобы супруги осознали: брак — это не слияние двух жизней; каждый из супругов должен признать потребность другого сохранять в здравых пределах свою независимость. Философ Гибран в книге «Пророк» сравнивает здоровый брак со столпами храма. Вверху они соединяются; но при этом сохраняют свою обособленность. К проблемам беременности и рождения детей не следует относиться беспечно. Дети зачастую появляются случайно, а не в результате сознательного решения, и способны создать для молодых людей немало психологических проблем. Существует также и вопрос сохранения или прерывания беременности. Добровольный аборт часто является темой психотерапии. Во время беременности возникает много тревог, таких как сомнения в возможности родить здорового ребенка, переживания, связанные с проблемой грудного вскармливания и предполагаемой реакцией на беременность со стороны родных и друзей, и т.д. Современная культура создает еще одну проблему, предлагая молодой жене две противоречивые роли — домашней хозяйки и работающей женщины. Если она захочет совместить обе эти роли, то ей будет достаточно трудно в них преуспеть. Угроза развода нередко отравляет жизнь молодых людей на этой стадии. Зачастую это не способ решения проблем, а просто указание на симптомы плохой личной адаптации. У разведенных имеется большинство тех же проблем, что и у неженатых и незамужних, плюс много дополнительных. Одну из главных трудностей составляют финансовые вопросы, например — как содержать две семьи на единственную зарплату. Разведенная женщина, как правило, должна подчиниться необходимости пойти работать. Кроме того, ей приходится переносить общественное порицание. Разведенные по-прежнему считаются чем-то вроде социально неполноценных людей. Секс — еще одна проблема, так как разведенная женщина, как правило, рассматривается в качестве «законной добычи». Такие организации, как «Общество анонимных разведенных», могут принести пользу, но они не в состоянии удовлетворить все потребности нуждающихся в помощи по поводу перечисленных проблем. В нашей культуре возраст 29 лет имеет для женщин особое значение. Существует много шуток насчет того, что женщинам разрешено оставаться в возрасте 29 лет доброе десятилетие. Проблемой становятся первые признаки физического увядания, атакже появление излишнего веса. И все же, согласноданным Кинсея [167], на этот возраст приходится пик интереса к сексу. У мужчин же эти годы связаны с максимальной профессиональной производительностью, и они уже не уделяют женщинам столько внимания, сколько в годы поиска жены. Акцент нашей культуры на профессиональной продуктивности и достижениях порождает опасную тенденцию: старание мужчин доказать свою мужественность конкурентным способом. Мужчины в этом возрасте стремятся одержать победу и зачастую доводят себя до предела, доказывая, что они не «слабаки». Приведенный ниже перечень представляет собой описываемый Крэмптоном типичный набор опасных способов злоупотреблять своим здоровьем у мужчин: 1. Он скрывает недомогание. Когда у его жены случается обложной насморк, он настаивает, чтобы она не выходила из дому, отлежалась в тепле, позвонила доктору и забросила все домашние дела. Но когда он сам сильно простужен и очень плохо себя чувствует, он старается работать больше, чем когда-либо, и очень этим гордится. Он подстегивает себя с помощью кофе, аспирина и алкоголя. Он ворчит, брюзжит и уверяет, что не болен, а после всего этого хвастается, что ни единого дня не провел в кровати. 2. Он отрицает усталость. Он слишком горд, чтобы признать, что «настоящий мужчина» может иногда испытывать усталость... Подобных ему — тысячи. Он счастлив, когда о нем говорят: «Джим не встает из-за рабочего стола по двадцать часов в день». Когда он принуждает себя веселиться на вечеринке, хотя ему бы уже давно следовало быть дома, в постели. 3. Он маскирует свои эмоции. Умение сдерживать слезы, отрицать страх, скрывать чувства унижения, разочарования и смятения — еще одно непосильное бремя, которое взваливают на себя такие мужчины... Невозможно даже представить себе, какой огромный вред для нервной и эмоциональной стабильности приносит такое обилие жестоко подавленных чувств. 4. Он игнорирует хронические болезни. Ведь многие мужчины, ставшие в 55 лет инвалидами из-за сердечно-сосудистых проблем, признаются, что первый предупреждающий «звоночек» услышали лет двадцать назад. У них были одышка, боли, головокружение. «Я, конечно, испугался, но заставил себя забыть об этом. По-моему, я тогда знать ничего не хотел о том, что у меня что-то может быть не в порядке» [71, р. 8—12]. В литературе проблемам молодых людей, как правило, не уделяется должного внимания. Однако в период от 25 до 35 лет проблем достаточно много. Хэвигерст[140] называет его периодом максимального одиночества, поскольку самые важные в жизни задачи приходится выполнять, располагая минимальным вниманием и поддержкой со стороны окружающих. В силу своего ясного осознания проблем, общей образованности и языкового развития, достаточного, чтобы выразительно формулировать свои идеи, эта возрастная группа, как представляется, может извлечь из психотерапии и консультаций больше пользы, нежели все остальные.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.231 (0.013 с.) |