Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опасности при недостатке или неадекватности структурированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Терапевтический процесс выглядит примером социальных взаимодействий в миниатюре, когда человеку предстоит воспользоваться своей свободой, но одновременно он должен смириться с ограничениями, сопровождающими эту свободу. Консультант, не обеспечивший структурирования, окажется нечестен по отношению ко многим клиентам, не имеющим ни малейшего представления, что такое консультации. Каррэн особо отмечает этот момент: «Запутавшийся человек, скорее всего, на первой беседе чувствует минимум ответственности за себя самого и максимум страха, тревоги за свою безопасность, а также потребность защититься. Затянувшаяся ошибка со стороны консультанта при структурировании взаимоотношений, по всей видимости, формирует у клиента личностную зависимость от консультанта, порождает ощущения отверженности и враждебности в те моменты, когда консультант отказывается решать его проблемы, а в конечном счете побуждает его защищаться или вызывает желание сбежать с консультации и не явиться на следующий сеанс» [75, р. 189]. Структурирование, следовательно, имеет то достоинство, что наранних стадиях предотвращает ложные толкования сути процесса, например ошибочные представления о магических средствах, быстрой помощи, простых причинах, четких указаниях, легкости всего дела, о неизбежности излечения и об ответственности консультанта. Сосредоточившись на позитивном научении, роли клиента и консультанта, обоснованных ожиданиях относительно результатов процесса, можно избежать многих ошибок. Этот аспект структурирования, между прочим, должен быть непрекращающимся процессом, а не «одноразовым вливанием» при первой беседе. Роджерс склонен думать, что структурирование терапии можно осуществлять для клиента на невербальном уровне; то есть клиент «уловит идею», участвуя в самом процессе. Это может быть верно в отношении достаточно искушенных людей, но, по-видимому, не подходит для среднестатистического клиента. Как полагают Ингам и Лав, при отсутствии структурирования возникает нежелательная тревога за свою безопасность: «Пациент может поначалу думать, что задача его неупорядочена и бесформенна, и что не существует никаких правил. Затем он испытывает странное чувство беспомощности и неудовлетворенности. Словно бы терапевта совершенно не волнует, о чем он говорит, и как он это говорит» [152, р. 81]. Недостаток структурирования может увеличить тревожность клиента и даже стать причиной неблагоприятного исхода консультаций. Важно, чтобы структурирование было средством повышения безопасности взаимоотношений, а не целью как таковой. Иначе будут утрачены преимущества снисходительности и принятия. К структурированию в начальных фазах консультаций следует подходить с осторожностью, поскольку существует опасность произвести такое впечатление, будто бы консультант знаетясный и четкий путь к цели, по которому клиент обязательно должен следовать. Еще одна опасность заключается в создании у клиента ошибочных представлений о том, что он должен чувствовать, вместо попыток разобраться в том, что он действительно чувствует. Как считает Шерман [273], неправильное структурирование, когда клиент в начале процесса оказывается в большой степени предоставлен самому'себе, вызываетсильное сопротивление. Умение установить нужный уровень структурирования есть проявление искусства консультанта. Важно, чтобы установленная техника структурирования не была жесткой для клиента. Ее следует искусно смешивать с установками снисхождения и принятия. Как уже указывалось, если структурирование выполнено плохо, оно может превратиться в барьер для взаимоотношений. Точно так же, если оно пропущено в определенных институционных условиях, итог может оказаться не менее плачевным, так как у клиента установятся нереалистические ожидания относительно результатов консультаций. Значение структурирования положительно, когда оно снижает тревожность клиента, который не осведомлен о двойственной роли консультанта или не знает о существующих ситуационных ограничениях. В качестве примера можно привести консультанта, который одновременно находится по отношению к студенту в позиции преподавателя и администратора. Консультант должен ясно указать, что такие взаимоотноше-: ния с ним отличаются от взаимоотношений, в которых он? выступает в роли консультанта. Тогда административные претензии к клиенту не будут вклиниваться в консультирование. Робинсон, однако, предостерегает, что стремления консультанта к слишком частому структурированию, к внесению ясности в этот вопрос, могут быть симптомом неадекватности его консультационных методов. Еще одно предостережение по поводу структурирования связано с возможностью создания впечатления, что взаимоотношения сданным клиентом непременно будут продолжаться. Мохетоказаться, что консультант примет решение не работать с этим клиентом, или что клиенту лучше подойдет другой специалист. А ведь у клиента или консультанта могло уже возникнуть ощущение своей связанности этими взаимоотношениями, если структурирование было чрезмерным. Способы структурирования Выше авторы описывали структурирование как технику, которая очерчивает потенциальные ограничения и возможности процесса. Как ни парадоксально это может прозвучать, но ясное указание ограничений придает клиенту силы для успешного продвижения в терапии. Ниже рассматриваются некоторые из этих потенциальных возможностей терапии и ее ограничений. Ограничения по времени. Ограничения по времени, вероятно, важнее всего в школьном консультировании, где на каждый сеанс можно отвести лишь очень немного времени. Консультант, таким образом, должен разъяснять клиенту в самом начале консультаций, какими ресурсами времени они располагают. Мы убеждены, когда ограничения по времени объявлены, клиенты очень часто стремятся ускорить терапевтический процесс в попытке добиться за имеющееся время как можно большего. Это относится как к коротким 5—10-минутным сеансам, так и ктем, которые занимают больше времени. Например: «У нас сорок пять минут; посмотрим, что мы успеем сделать». Второй аспект ограничений по времени связан с продолжительностью процесса в целом. Представляется, что один из факторов, обеспечивающих успех в психоаналитической терапии, состоит втом, что психоаналитик очень щепетильно предупреждает пациента — весь процесс может занять от двух до трех лет и обойдется весьма дорого. Надо признать, для многих клиентов это неприемлемо, но для тех, кто может, процесс, видимо, облегчается. Сходный эффект, когда консультант указывает, что для достижения обговоренных целей потребуется несколько сеансов. В то же время консультант достаточно осторожен и предупреждает, что не может быть никаких обязательств относительно результатов консультирования. Например, он может сказать: «Обычно мы встречаемся с клиентами пару раз, чтобы обсудить результаты тестов и другого собранного материала, а потом еще сеанс или два уходит на то, чтобы помочь клиенту выработать конкретный план действий. Все вместе займет не более 4—5 часов». В случае проблем, более насыщенных эмоционально, консультант может прийти к выводу, что не хочет брать на себя обязательства долговременных терапевтических взаимоотношений. Структурирование сможет помочь ему предотвратить неправильное понимание со стороны клиента. Приведем пример неправильного понимания. Коне: Мы некоторое время говорили о методах «первой помощи». Возможно, нам теперь лучше немного поговорить о том, чем мы займемся дальше. Как вы понимаете, мы не располагаем возможностями для полномасштабной личностной психотерапии (пауза). Кл.: Понятно, мы сразу перейдем к выводам для практики. При структурировании ограничений по времени консультант должен опасаться возникновения повышенной тревожности у клиента из-за необоснованных обещаний и появления ложных надежд, даже если он просто сказал, что «участие в консультациях в любом случае себя окупает». Обещания успеха нарушают один из этических принципов психотерапии. Однако позитивные установки консультанта, укрепляющие его уверенность в себе, в клиенте и в результатах, могут принести большую пользу тревожному и не ощущающему себя в безопасности клиенту, чтобы он уверенней приступил к делу. Хотя консультанту трудно определить свои обязательства в случае долговременной терапии, вопрос о гонорарах следует обговорить со всей ясностью в самом начале, на первом же сеансе. За телефонные звонки и за пропущенные сеансы плата обычно не взимается, хотя консультант, который ничего не взыскивает с клиента за долгие беседы по телефону и неявку на не отмененный заранее сеанс, рискует стать объектом манипуляций клиента. Кроме того, это не совсем правильно терапевтически, так как не способствует ощущению реальности взаимоотношений. Ограничения действий. Необходимо обратить внимание на ограничение действий клиента. Консультант не ограничивает его вербальное выражение, каким бы абсурдным, лживым или нелепым оно ни казалось. Однако существуют определенные чувства, прямое выражение которых в действиях недопустимо. Например, юным клиентам не позволяется бить стекла, портить мебель и оборудование. Они могут заявлять, что им не нравится психотерапевт, но не должны нападать на него физически. Как указывает Роджерс [250], причинение вреда терапевту может вызвать у ребенка тревожность и глубокое чувство вины по отношению к единственному человеку, способному ему помочь. Страх наказания и прекращения этих, единственных в своем роде поддерживающих взаимоотношений способны уничтожить саму возможность терапии. Ролевые ограничения. В институционной обстановке учебных заведений, предприятий, религиозных организаций и медицинских учреждений мы часто встречаемся с тем, что консультанту свойственна двоякая роль: это учитель-консультант, преподаватель-консультант, администратор-консультант, священнослужитель-консультант и врач-консультант. Это значит, что эти люди играют в жизни клиента как роль авторитета, так и роль неосуждающего слушателя. Структурировать это можно следующим образом. Учитель, выслушав Джонни снисходительно, в конце должен указать, что тот обязан посещать определенные уроки, нравится ли ему это или нет. Ведь одна из ролей консультанта — обеспечивать целостность школьной структуры. Администратор, консультирующий одного из своих работников, не может разрешить ему приходить на работу и уходить с нее, когда вздумается. Преподаватель не может отпустить своего клиента-студента с семинара. Эти ограничения обусловлены той авторитетной ролью, которая одновременно присуща таким консультантам. В ситуациях, когда консультанту приходится попеременно выступать в двух ролях, нередко бывает полезно вспомнить «аналог пиджака» (ролевой пиджак). Приведем пример ее использования. Коне: Так вот, Джек, прежде чем мы начнем, я хотел бы разъяснить свою роль в наших отношениях. Как ты можешь видеть, у меня тут два пиджака — пиджак преподавателя и пиджак консультанта. Когда я надеваю пиджак преподавателя, я должен до определенной степени быть оценивающим и строгим, чтобы проследить за твоими успехами в качестве студента. Однако, когда я встречаюсь с тобой лично, при таких взаимоотношениях, как сейчас, я надеваю свой пиджак консультанта. Это значит, что ты можешь свободно говорить, о чем захочешь, и я не обращу это против тебя и не буду тебя осуждать за это. Договорились? Ограничения процедуры или процесса. Кольскоро консультирование ориентировано науспех, клиент должен понимать суть процесса. В первую очередь он должен принять свою ответственность за происходящее во время бесед. Существуют определенные вещи, которые он должен знать, чтобы извлечь для себя максимальную пользу из процесса. Ингам и Лав [152, р. 79-81] сформулировали шесть основных принципов, которые должны быть доведены до сведения клиента с помощью замечаний при вводном структурировании или за счет базовых установок. 1) Уместно и правильно исследовать себя. Это означает прямое обращение клиента к беспокоящим его проблемам, настолько быстрое и глубокое, насколько только возможно при условии комфортности. Здесь подразумевается, что у его трудностей существуют свои причины, которые можно выявить и понять. 2) Лучше исследовать, чем обвинять. Этот подход выражает ту идею, что есть разница между «плохими» людьми и «плохим» действием. Консультант подчеркивает, что старается понять, а не обвинить клиента. Тогда у клиента будет больше возможностей принять то, что он обнаружил внутри себя. 3) Можно считать эмоции реальными и имеющими большое значение. Тем самым подчеркивается идея, что эмоции и их свободное исследование — это значимые и реальные ценности, а не признаки слабости. 4) Должна быть более-менее полная свобода самовыражения. Здесь речь идет о том, что эмоциональная значимость темы разговора, а не ее социальная приемлемость служит критерием при выборе темы. Это значит, что приемлемы ненормативные, сексуальные темы и «неудобные» мысли. 5) Применяется исследование прошлого для выработки понимания настоящего. Это значимо как для консультантов, так и для психотерапевтов, хотя они расходятся во мнениях о том, насколько нужно акцентировать прожитой опыт и как настоятельно побуждать клиента его исследовать. 6) Для структурирования важны также те материи процесса, которые связаны с нынешним взглядом клиента на свой мир. Речь идет о его способностях участвовать во взаимоотношениях с людьми, о его индивидуальной значимости, о ценностях и нравственности в его жизни, как основе для дальнейших личностных изменений благодаря консультациям. Структурирование ценностей процесса. Следует подчеркнуть, что все упомянутые выше ценности процесса не обязательно излагать в явной форме. Потребности клиентов в разъяснении того, как протекает процесс, различны. Обычно консультант позволяет клиенту развивать собственную тему, а когда становится очевидно, что его представления ошибочны, что он сбит с толку, чувствует беспомощность или неудовлетворенность в связи с этим новым для него опытом, консультант помогает ему через структурирование. Консультант должен начинать консультации на знакомой клиенту почве и втягивать его в основной труд консультирования настолько быстро и комфортно, насколько это возможно. Второе важное применение структурирования как средства описания процесса возникает при прямых требованиях дать совет. Вообще говоря, авторы рекомендуют сначала отображать чувства, лежащие в основе таких требований. Зачастую это позволяет клиенту продолжить работу и увидеть свою потребность быть зависимым. Часто бывает важно указать на эти ограничения, например: Кл.: Не можем ли мы что-нибудь с этим сделать? Меня это по-настоящему беспокоит. Можете вы мне сказать, как мне быть? Это, наверно, помогло бы нам обоим. Коне: Я могу себе представить, какое отчаяние вы испытываете, однако мы установили, что имеются также вопросы, на которые дать ответ может только сам человек. Думаю, работая вместе, мы сможем найти ответы на ваши вопросы. К сожалению, с помощью подобных ответов слишком легко сформировать у клиента ощущение, что его «отсылают». Тревожный, зависимый клиент склонен упускать из виду элементы структурирования и поддержки в ответе консультанта и может понять его в стиле «значит, он тоже не хочет мне помочь». Третье применение структурирования — ознакомление клиента с философией, лежащей в основе данного консультационного метода. Портер [237, р. 60] приводит хороший пример такого подхода. Консультант: Мне кажется, я не слишком хорошо понимаю, в связи с чем вы ко мне обратились. Некоторое время назад декан говорил мне о вас, но я все еще знаю слишком мало. Фрэнк: Ну, декан и профессор R. хотели, чтобы я повидался с вами. Они говорят, что вы хороший психолог, и если вы изучите меня, то сможете дать заключение по поводу моей адаптации. Они считают, что я не очень-то хорошо справляюсь, и если вы разберетесь, в чем тут дело, вы сможете мне помочь. Консультант: Они думают, что вам нужна какая-то помощь, и вы стараетесь сделать то, чего они от вас хотят? Фрэнк: Да, они сказали, что я учусь не так хорошо, как мог бы, и если вы изучите меня, то вы сможете определить, почему. Консультант: На это я вам вот что скажу, Фрэнк, у меня, в общем-то, никогда не получалось помогать студентам по тем проблемам, которые обнаруживал у них декан. Не знаю, смогу ли я помочь в таком случае и вам. Когда студент обеспокоен какими-то проблемами, которые он сам у себя обнаружил, тогда нам с ним зачастую удается кое-что сделать, но в противном случае — не думаю, чтобы у меня многое получилось. Но интересно, если забыть о том, что думает на ваш счет декан, чувствуете ли вы сами, что в вашей ситуации есть что-то, вызывающее у вас беспокойство? Фрэнк: Ну, не знаю... по-моему, я не реализую все свои способности. Консультант: По этому поводу вы чувствуете легкое беспокойство? Фрэнк: Да, не знаю, но вроде бы я все затягиваю, просто не успеваю сделать вовремя. Сам не понимаю, почему. Я много об этом думал и пытался проанализировать, но мне, кажется, ничего не удалось добиться. Консультант: Итак, вы чувствуете, что часто слишком затягиваете свою работу, и что вы ничего не смогли с этим сделать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.009 с.) |