Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поддерживающая функция взаимоотношенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сущность поддержки Психотерапевтические взаимоотношения, кроме того что это средство для достижения инсайтов, выполняют также более общую функцию поддержки. Как мы уже видели, уменьшение тревоги и возникновение чувства безопасности у клиента являются главными результатами адекватного эмоционального отклика со стороны консультанта. Суть поддержки — это общее ощущение состояния благополучия и удовлетворения своего «эмоционального голода», которое, по словам Леви, клиент испытывает благодаря тому, что у консультанта проявляются определенные установки. Поддержку можно рассматривать в трех аспектах. Ее неявная форма обусловлена поддерживающими свойствами самих взаимоотношений. Принятие, теплота и другие личные качества консультанта воспринимаются клиентом как гаранты безопасности. Клиент ощущает поддержку, когда мост взаимоотношений расширяется, так что чувства могут свободно перетекать из подсознательного ядра личности клиента в эго-систему и систему «Я», атакже междуличностными структурами консультанта и клиента. Роджерс, например, характеризуя консультационные взаимоотношения, говорит: «Они воспринимаются как поддерживающие по своей сути, но поддерживающими они отнюдь не являются. Клиент не ощущает, что кто-то стоит за ним, что кто-то его одобряет. А ощущает он тот факт, что существует человек, который уважает его таким, какой он есть, и согласен, чтобы он избрал для себя любой путь, какой ему заблагорассудится» [249, р. 209]. Мы согласны с Роджерсом в принципе, но, по-видимому, бывают все же моменты, когда необходимо применение реальных методов поддержки. Такое намерение поддержать клиента может также показаться противоречащим нашим предыдущим высказываниям об использовании тревоги и дистресса для мотивации у клиента стремления к инсайту. Однако принципы гибкости и своевременности вполне позволяют терапевту, даже в состоянии полного принятия пациента, временами оказывать больше поддержки, а в нужный момент даже создавать для клиента угрозу. Вторая разновидность поддержки, ощущаемая клиентом, проявляется в форме подбадривания его консультантом, изменения условий, а также разнообразной помощи, которая смягчает ситуационную или внутреннюю напряженность. Существует большая группа консультантов, которые считают эту разновидность поддержки необходимой для клиентов определенного типа, особенно на ранних стадиях консультаций. Итак, вопрос: «Оказывать ли поддержку явно, с помощью таких средств как подбадривание, или оказывать только неявную поддержку в виде установления взаимоотношений как таковых?» остается одним из нерешенных вопросов психологического консультирования. Технические методы подбадривания подробно описываются в следующей главе. Поддержка может ощущаться клиентом и в третьей ее разновидности, когда он чувствует, что консультант принимает на себя повышенную долю ответственности, руководя ходом беседы, забирая себе большую часть трудных обязанностей вербализации и принимая решения. Хотя такое смещение ответственности может оказывать поддерживающее действие, его следует рассматривать исключительно в качестве временного и вспомогательного средства для снятия тревожности. Опасность затянувшейся поддержки такого типа состоит, главным образом, в усилении зависимости клиента и ухудшении его способности принимать на себя ответственность. Ценность поддержки Поддерживающие взаимоотношения имеют четыре основных терапевтических эффекта. Во-первых, они снижают чрезмерную тревожность и, соответственно, вызывают ощущение безопасности и комфорта. Эмоциональная близость терапевта помогает клиенту почувствовать, что он имеетсобственное достоинство, чтоего любят и уважают. Этот аспект поддержки в разные моменты процесса может усиливаться и ослабляться в соответствии с потребностями конкретного клиента. Те клиенты, которые чувствуют себя неспособными, недостойными, переживаюттяжкое горе, неспокойны, одиноки, боятся потерять контроль над своими чувствами, получают посредством взаимоотношений специфическую помощь, которая им нужна. Например, человеку, чувствующему себя неадекватным, дают почувствовать, что в лице терапевта он имеет могучую опору, которой может временно воспользоваться, пока сам в достаточной мере не наберется сил и уверенности. Он может также почувствовать, что на какое-то время ему не нужно быть большим и сильным, взрослым и умелым. Иными словами, он понимает, что какое-то время ему разрешается ковылять, прежде чем придется вернуться на дистанцию. Поначалу это может показаться выработкой нежелательной личной зависимости, но преимущество здесь заключается в том, что клиент получает возможность выразить свои потребности в зависимости и безопасности, осознать их, а позднее — интерпретировать. Представляется мудрым какое-то (недолгое) время потворствовать стремлению клиента быть зависимым, чтобы он не думал, будто бы консультант — лишь еще один патерналистеки настроенный опекун, требующий от него поскорее повзрослеть. Переживающий горе человек может убедиться, что есть человек, понимающий его чувства, с которым можно поделиться своими неприятностями и ощутить себя не таким одиноким. Поддерживающие взаимоотношения помогают клиенту, который страшится своих импульсов, понять, что для человека совершенно естественно иметь чувства, выражать их, и что это не доведет его до беды. Кроме того, консультант в состоянии помочь клиенту контролировать свои чувства посредством методов, предназначенных для снижения эмоциональности при консультациях. Во-вторых, положительный эффект поддержки заключается в той уверенности, которую она придает клиенту, — уверенности, что ему можно помочь. Например, что он в состоянии выработать реалистический план, что он в силах повысить свою академическую успеваемость или что ему при определенных условиях удастся спасти свой брак. Клиенты с высокой тревожностью нередко испытывают чувство безнадежности в отношении своей проблемы или считают свой случай особо тяжелым. Спокойствие, принятие, подбадривание со стороны консультанта могут послужить для таких клиентов мощным средством поддержки. В-третьих, поддержка дает клиенту почувствовать, что он свободен изменить свои взгляды или поведение. Принимая клиента полностью, консультант, в сущности, говорит, что он, хотя и может быть не согласен с клиентом, понимает его состояние в данный момент. Тем самым клиент не получает подтверждения, что в своей нынешней позиции он прав. Если клиент в рамках поддержки получит, например, излишние подтверждения по поводу его представлений о себе как чрезвычайно застенчивом человеке, он, вероятно, склонен будет почувствовать свою вину при изменении этого образа. Иными словами, клиент не должен чувствовать себя «скованным» своими нынешними установками, тогда он сможет пользоваться свободой выработать новые поведенческие реакции. Поддержка снова появляется, когда он пробует реализовать эти новые реакции, которые могут временно вызвать у него еще большие затруднения. В-четвертых, поддерживающие взаимоотношения удерживают клиента от опрометчивых способов решения своих проблем. Клиент сможет почувствовать, что ему не обязательно предпринимать импульсивные действия, которые способны только усугубить его неприятности. Например, клиент сможет понять, что, успокоившись и приведя в порядок свои чувства перед тем, как затевать развод, он, возможно, избавится от запоздалых сожалений в будущем. Сходным образом, госпитализация способна поддержать клиента до тех пор, когда он сможет рациональней подойти к своей проблеме. Недостатки поддержки Поскольку консультант оказывает поддержку тогда, когда помогает клиенту удовлетворять его эмоциональные потребности, очевидно, что здесь есть как свои положительные, так и отрицательные стороны. Один из недостатков чрезмерной поддержки заключается в том огорчении или чувстве вины, которые может испытывать клиент, когда осознает свою зависимость от консультанта. Кроме того, некоторые клиенты чувствуют для себя угрозу в «теплоте», в эмоциональной близости, возможно потому, что они еще не научились участвовать в близких человеческих взаимоотношениях. Второй недостаток — это сильная личная зависимость, которая может развиться в связи с затянувшейся поддержкой. Эта важная для консультанта ситуация обсуждается ниже, в главе, содержащей раздел о переносе. Третий недостаток (неправильное понимание) поддержки связан с сочувствием. Консультационное значение сочувствия уже рассматривалось в этой главе. Следует только еще раз подчеркнуть, что неограниченное применение поддержки может иметь оттенок неискренности или преувеличения. Негативные чувства клиента по поводу явной бесполезности и стереотипности безфанично щедрого подбадривания являются четвертым недостатком. Дежурную фразу «все утрясется само собой, и незачем так переживать» клиент уже много раз слышал даже от значимых людей в своей жизни. Он знает, что далеко не всегда проблемы решаются сами собой; соответственно, он чувствует для себя уфозу в том, что представляется ему фальшивой и заезженной пластинкой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психотерапевтические и консультационные взаимоотношения можно охарактеризовать соотношением основных элементов, таких как уникальность-общность, объективное-субъективное, ког-нитивное-коннотативное, амбивалентность-однозначность, атак-же ответственность. Итак, перед консультантом стоит трудная задача — определить и реализовать гармоничное сочетание кажущихся противоречивыми элементов взаимоотношений. Поскольку эффективность терапии обусловлена качеством взаимоотношений между консультантом и клиентом, чрезвычайно важны основные психологические установки консультанта. Принятие и снисходительность сильно влияют на психологический климат консультаций. Атмосфера, возникающая благодаря этим установкам, имеет большое значение для оценивания клиентом самого себя. Ключом к созданию эффективного психологического климата служит переход консультанта во внутреннюю систему отсчета, то есть принимая для себя в качестве системы отсчета тот взгляд на личность и ситуацию клиента, который сложился у самого клиента. Кроме того, консультант должен обладать такими качествами, какдушевная теплота, способность к пониманию, гибкость и готовность принять на себя свою долю ответственности. Одной из главных функций взаимоотношений является предоставление клиенту поддержки. Поддержка — это обеспечение комфорта и безопасности с помощью создания оптимальных условий для жизни. В общем случае поддержка рассматривается в качестве вспомогательного средства при психологическом консультировании и зачастую считается необходимым условием для того, чтобы мог быть осуществлен более когнитивный подход к решению фундаментальных проблем клиента. Глава 7
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.223.239 (0.007 с.) |