Профессиональной и реабилитационной сферах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональной и реабилитационной сферах



 

Выбор удовлетворяющей и продуктивной деятельности является одним из важных моментов человеческого развития. Профессиональная деятельность занимает огромную часть жизни человека и является одним из основных факторов, определяющих личностный рост и ощущение полноценности бытия у человека или вызывающих фрустрацию и личностное снижение. Поэтому профессиональные проблемы нуждаются в пристальном внимании.

Социальные последствия выбора профессии также очень важ­ны. Одним из профессиональных критериев, указанных в главе 1, является то, что человек как клиент обеспечивается социаль­но полезной деятельностью, которую он не может предоставить себе сам. Главной социальной ценностью службы профессио­нального консультирования является открытие, использование и сохранение человеческого таланта. В нынешнюю эру стреми­тельного развития технологий и соперничества с другими наци­ями за превосходство и, возможно, выживание развитие и ис­пользование таланта приобретает первостепенное социальное значение.

Консультирование и сопутствующая область оценки не мо­гут становиться орудием манипуляции или инструментом наци­ональной политики, но лишь до тех пор, пока не будет нарушена наша чрезвычайно ценимая свобода. Терапевтическая психоло­гия ищет возможность помочь клиенту узнать о его ценных ка­чествах и возможностях во всех вероятных сферах для того, что­бы он сделал разумный выбор и использовал свой уникальный талант, если он стремится к этому. Кроме того, консультирова­ние выполняет важную социальную функцию, помогая людям преодолевать препятствия на пути эффективного обучения и достижений посредством коррективного и реабилитационного планирования и действия. В данной главе дается обзор проблем и методов консультирования клиентов, которые обнаруживают сложности в профессиональном и образовательном планировании, коррекции и реабилитации. В обзоре также будут приведены отдельные разработки, иллюстрирующие растущую сложность и тенденции вобразовательно-профессиональном консультировании.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Наша точка зрения

Исторически консультации в профессиональной сфере рас­сматривались как процесс помощи клиенту в выборе, подготовке. и успешной деятельности в конкретной области. Консультирова­ние, в основном, состояло из исследования данных, касающихся клиента, и выявления профессиональных возможностей для оп­ределения специфической профессиональной цели, после чего составлялся план обучения для достижения профессиональной цели. Хотя данный подход все еще является основным в образо­вательно-профессиональном консультировании, недавно произо­шли изменения в осознании значения и сферы профессиональ­ного консультирования.

Одним из принципиальных изменений является восприятие профессионального консультирования как части общего клини­ческого консультирования или, согласно нашей терминологии, задачи терапевтической психологии. Профессиональные пробле­мы не могут выделяться в качестве специальной части консуль­тирования и психотерапии в основном потому, что профессио- '. нальное консультирование может осуществляться лишь в кон- i. тексте полного понимания личности человека. Эффективное ' профессиональное консультирование не может быть изолирован- | ным и механическим процессом подбора соответствия человека и | работы. Профессиональный выбор учитывает целостную лично- | стную структуру клиента — его эго, самость, ядерные системы - и т. апеллирует клучшим клиническим и статистическим страховым процедурам.

Цели профессионального консультирования могут рассмат­риваться различным образом. Во-первых, профессиональное кон­сультирование наиболее часто рассматривается как процесс под­тверждения выбора, уже сделанного клиентом. Многие клиенты уже проделали успешную работу по составлению мнения о себе и своих возможностях с учетом жизненного опыта других людей и с помощью родителей и учителей. Во-вторых, профессиональное консультирование является процессом прояснения профессио­нальных целей. Люди постоянно собирают информацию о про­фессиях и своей личности, но они испытывают трудности в точ­ной интерпретации значения полученныхданных и формулиро­вании проблем профессионального выбора. Консультант может помочь распознать такому типу клиентов их проблемы, исполь­зуя более ясныетермины. Третья разновидность профессиональ­ного консультирования заключается в возможности открытия клиентами ранее неизвестных фактов о себе и мире профессий. Хотя это наиболее эффектный, но, вместе с тем, редкий тип кон­сультирования, поскольку результаты консультирования редко воспринимаются клиентами как большой сюрприз. Наиболее интересным аспектом консультирования является расширение ранее ограниченного круга профессионального выбора за счет включения других профессий, которые не рассматривались кли­ентом до консультаций.

Терапевтическая психология прекрасно подходит для достиже­ния целей эффективного профессионального планирования как части жизненного планирования. Техники, описанные в предыду­щих главах, так же, как и некоторые специальные инструменты, соответствующие образовательно-профессиональному планирова­нию, являются главными условиями эффективного профессио­нального планирования. В главе 4, посвященной процессу кон­сультирования, говорилосьотом, что проблемы профессионально­го планирования отчасти отличаются отдругихтипов личностных проблем, потому что для них большее значение имеют рациональ­ные методы решения проблем и большая вовлеченность функцио­нирования эго-систем. Однако следует подчеркнуть, что ценность любого профессионального консультирования заключается в рас­смотрении отношений, желаний, глубоких чувств, психологичес­кой потребности в зависимости-независимости, безопасности, а также базисных ценностей клиента. Профессиональный выбор как результат исследования не является строго рациональным процессом. Он также не является процессом осуществления выбо­ра наоснове немногих интервьюс консультантом. Профессиональ­ный выбор является продуктом жизненного опыта и обучения, ко­торый лишь фокусируется в интервью с консультантом или в ре­зультате другого жизненного опыта; при этом клиент понимает и принимает факты, относящиеся к нему, и связывает эти факты со своей профессиональной деятельностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.029 с.)