Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценности их природа и принципы классификацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ценность — понятие, обозначающее положительную или отрицательную значимость какого — либо объекта, в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); — а также нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности). Состав ценностей: К предметным ценностям относятся: благо и зло, содержащиеся в природных и социальных явлениях; потребительная стоимость (полезность вообще) продуктов труда; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов; моральные добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики произведений искусства. Классификация ценностей и их виды: 1.Ценности могут различаться по признаку - что оценивается и на основании чего нечто оценивается. В связи с этим выделяют: а) предметные ценности – т.е. явления реальности, обладающие определенной значимостью для субъекта. К ним относят: - природные объекты, процессы и явления; - социальные объекты; б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те или иные явления. К ним относятся: - установки, оценки, императивы, запреты цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений. 2. Ценности отличаются друг от друга и по тому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают: моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности. 3. Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью. В связи с этим выделяют: - просто ценности; - групповые ценности (национальные, религиозные, половые, возрастные); - общечеловеческие. 4. Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешним обстоятельством. В связи с этим можно выделить: - внешние ценности; - внутренние ценности. 5. Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации. В связи с этим выделяют: - абсолютные или вечные ценности (константы); - ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентации (эмпирические переменные). 6. Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют. В связи с этим выделяют ценности, как способ ориентации, ценности как средство контроля в социальных группах, ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д. Ценности, каков бы ни был их характер — это и то, на что ориентируется субъект в своей познавательной и практической деятельности, и то, что достигается в ходе такой деятельности. Религиозные нравственные и эстетические ценности К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу. Заставить человека верить - значит заставить поклоняться лже-богам. "Всевышний обращает к вере умы доводами, а сердце благодатью, ибо оружие Его - кротость. Но обращать умы и сердца силой и угрозами - значит наполнять их не верой, а ужасом" (Б. Паскаль). Бесчеловечные эксцессы христианского прошлого и настоящего являются яркими примерами измены религиозным заповедям. Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Центральное понятие здесь – "эстетическое". Иногда его отождествляют с понятием "прекрасное". Под эстетическим понимается чувственно воспринимаемая и приносящая наслаждение и удовольствие специфическая сторона бытия человека. Противопоставляется эстетическому (или прекрасному) – неэстетичность бытия (или – безобразное). Представления о прекрасном и безобразном связаны с пониманием гармонии, соответствия частей целому, согласованностью, нравственностью, духовностью и душевностью. К эстетическим чувствам и ценностям относятся также категории "возвышенное и низменное", "героическое и трусливое", "комическое и трагическое". Эстетические ценности тесно связаны с нравственными ценностями. Так, "возвышенным" или "низменным" в обществе признаются такие мысли, порывы, поступки или отношения людей, которые основаны на представлениях о совершенном, предельном состоянии человеческого бытия, имеющем позитивную или негативную оценку общества. В искусстве низменное может быть представлено как возвышенное, а возвышенное – как низменное, и тогда эти эстетические ценности актуализируются, становятся источником для размышления и самоопределения человека.
23.Человек как предмет философии. Модели человека в истроико- философском развитии: Философская антропология стремится понять и ставит такие проблемы: § Каково положение человека в мире, какое место занимает он в иерархии вещей и существ? Является ли человек случайным эксцессом бездушной природы или же он причастен высшим силам? Он - только маленький частичный фрагмент мироздания, или он - микрокосм (маленький космос), зеркало мира как целого? § Какова природа и сущность человека? Чем он отличается от животных? § Существует ли то, что мы называем свободой, и в какой степени человек свободен? Какие виды необходимости господствуют над ним и может ли он преодолеть их? § Человек - разумное существо или же существо, руководимое влечениями и страстями? Каковы возможности разума и какова мера влияния бессознательного на наше мышление и поведение. § Что такое смерть, как человек должен относиться к ней? § В чем смысл жизни? Есть ли у каждого из нас конкретное предназначение и как можно "стать собой"? § Какое реальное место занимают в человеческой жизни любовь, справедливость, мужество и другие важнейшие духовные ценности? Человек как личность. 3 подхода: 1. Человек как индивид- отдельный представитель человеческого рода, конкретный носитель общечеловеческих свойств и их характеристик, и при таком подходе существует проблема соотношений индивидуального и биологического. 2. Человек как индивидуальность - рассматривается не общечеловеческие свойства, а конкретные, неповторимые биопсихосоциальные качества. 3. Человек как личность. В личности главное место занимают сущностные характеристики, выражающиеся в духовности, не имеют значение биологические качества, сословия, профессия, национальность, а оценивается влияние человека на культурные развития (вклад человека в культуру). 1-й подход сводит личность к нестандартным, неповторимым характеристикам, то есть индивидуальности. 2-й подход говорит, что личность полностью основывается на общественной жизни, то есть личность рассматривается как производная общественных отношений, существующих в данном обществе. 3-й подход заключается в дуализме личности, то есть дуализм индивидуального и общественного; общего и единичного; человека и коллектива и так далее. Вывод: личность- это духовное явление, возникшее на основе природных задатков и социальных условий.
24.Проблема смысла человеческого бытия:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.182 (0.011 с.) |