Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жизнь и смерть в философии человека.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:•«В чём состоят жизненные ценности?», •«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще), •«Зачем (Для чего) мне жить?». Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку. В данный момент наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа "Как именно...?", "При каких условиях...?", "Что будет, если...?". Ненаучно поставленные вопросы, типа в "В чём (что является) цель (смысл) жизни?", «Зачем мне жить?» остаются в рамках только философии и теологии. Биологические основы возникновения подобных вопросов исследуются в психологии. (См. также Суицид). Отдельно можно заметить, что в рамках психологии вопрос "Какова цель жизни человека вообще?" может быть изучен (и изучается), т.к. психология оперирует понятиями "цель", "человек" и "жизнь". Определить, что такое жизнь с точки зрения философии достаточно сложно, так как в мире существует несколько философских взглядов на мир. Проблема жизни, смысл человеческого существования всегда волновали философию. Понять этот вопрос можно по-разному: оценка уже всего произошедшего, понимание того, как человек действует на окружающую действительность. Еще в древней Греции великие философы (Платон, Сократ и другие) имели четкие представления о том, что лучше всего для человека. Они оперировали понятием блага. На протяжении всего развития философской мысли было много мыслей на тему: что такое жизнь. С точки зрения философии, особенно античной, жизнь воспринималась как получение счастья, получение удовольствия. Другие считали, что жизнь человека должна приносить добродетель, а тем самым удовлетворение для него самого. Иррационалисты считали, что жизнь человека это подчинение чужой воле, при этом ее человек осознает как свою. Экзистенционалисты считали, что человек всю свою жизнь строит исходя из окружающего мира, исходя из тех идей, которые царят в обществе. У религии есть свое понятие жизни. Жизнь дана за тем, чтобы спасти душу, у жизни есть смысл. Фаталистический подход: судьба человека предрешена. Смысл в том, чтобы найти своё предназначение и следовать ему. Натуралистический подход: природа не имеет смысла, поэтому жизнь человека не имеет смысла(осуществление природных инстинктов). Подход геданизма: смысл жизни в духовном наслаждении (невозмутимость, не бояться Богов и Смерти). Королеталирский подход: смысл жизни в безграничной свободе. Функционалистический подход: смысл жизни заключается в осуществлении какой-либо цели. Аксеологический подход: существуют ценности, которые придают смысл жизни. Ценности: 1. Ценность перетивная- зависит от чувств. 2. Ценности отношения (к семье, к друзьям, к коллегам и так далее). 3. Ценности созидания- то, что человек создаёт своим трудом. Смысл жизни формируется по ходу жизни и он заключается в самой жизни. Понятие «смерть» В чем смысл смерти? Смерть нельзя рассматривать как противоположность жизни. Смерть — это не отсутствие жизни, а её окончание, завершение. Поэтому смерти противостоит не жизнь, а рождение. Это вполне естественный процесс перехода из живого состояния в неживое. Живое и неживое, выживание и не выживание — это две стороны единой окружающей нас природы. Нам на Земле известен только один вариант жизни — жизнь белковых макромолекул. С другими вариантами мы сталкиваемся только при чтении фантастической литературы, где можно встретить жизнь на основе кремний-органических соединений, энергетических полей и тому подобное. Попытки учёных, верящих в возможность однозначного отражения феномена реальности в каком-либо языке, определить принципиальные различия живого и неживого делаются уже достаточно давно. В XIX веке француз Танглю определял смерть как общее свойство всех живых. Один из основоположников танатологии говорил, что жизнь — это совокупность явлений, противящихся смерти. Классики диалектического материализма подвергли эти представления критике за их метафизический подход к решению сложной проблемы и в «Анти-Дюринге» написал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения.» и далее «Жить значит умирать». Но если сопоставить представления Энгельса и его оппонентов, которых он критиковал, то окажется, что принципиальных различий между ними не существует. Более того, все они подходили к трактовке жизни только с позиций единственной известной им белковой формы. Все они считали свой субъективный язык единственно возможным инструментом описания реальности. Совершенно иной взгляд на смерть имел философ, который создал теорию палингенезии, представляющую собой философскую альтернативу религиозной реинкарнации. С другой стороны некоторые философии и религии рассматривают смерть не как противоположность рождению, а как неотъемлемую часть воскрешения. Это имеет отношение ко всем авраамическим религиям, к религии древнего Египта.
Бессмертие: 1. Родовое- продолжение жизни потомков; 2. Творческое- жизнь в своём творчестве; 3. Религиозное- продолжение жизни в раю; 4. Чувственное- потеря чувства времени; 5. Натуралистическое- слияние с природой. 25.Социум как особая реальность и предмет социальной философии: Проблема социальной философии: что такое общество; какое значение оно имеет в жизни человека. 2 направления, сводящие общество к какой-либо одной его стороне: 1. Натуралистское- сведение общества к биологической стороне; 2. Социализаторское – происходит абсолютизация общества и сведение человека ко всему обществу- сведение человека к сумме общественных отношений. Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы, движущие силы его функционирования из развития, его взаимосвязь с природной средой и окружающим миром в целом. Задача социальной философии: понимание общества как самодостаточного коллектива взаимодействия людей, обладающего универсальными законами организации. Философия общества изучает общество с одной стороны как природную, а с другой- специфически надприродную реальность. В общем смысле общество- это совокупность людей и взаимоотношений. Особенностями общества является то, что общество- это система, общество является самодостаточным, то есть не зависит ни от каких-либо внешних условий. Общество- это объективная реальность- не зависит от воли и желания каких-то конкретных людей. С другой стороны, общество- это продукт сознательной деятельности человека. Общество коренным образом отлично от природы, но в его основе лежат природные факторы. 4 основных характеристики общества: 1. Самодеятельность; 2. Самоорганизация; 3. Саморазвитие; 4. Самодостаточность; 4 типа общественных отношений: 1. Материальная сфера; 2. Социальная сфера; 3. Духовная сфера; 4. Политическая сфера; Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающей действительности, в которую входят целесообразное осмысление, изменение и преобразование мира. Деятельность может быть направлена на неодушевлённые предметы, вещи, другого человека, символы и знаки. Различные виды деятельности как раз и составляют 4 сферы общества. В вопросах анализа общества выделяются 2 подхода: 1. Формационная; 2. Цивилизационная; Первое было сформировано К.Марксом. он выделил 5 формаций в истории человечества: 1. Первобытнообщинная формация- все люди равны, частной собственности нет; 2. Рабовладельческая- частная собственность находиться в руках рабовладельцев, это порождает неравные классы; 3. Феодальная- существование социального неравенства, частная собственность находиться в руках феодалов, на них работают полузависимые крестьяне; 4. Капиталистическая- всё зависит от капиталистов, владеющих разными отраслями; 5. Коммунистическая формация, первой стадией которой является социализм- нет частной собственности, всё принадлежит всем. Общество разделяется на базис, надстройку и производительные силы. Производительные силы - это орудие труда, человек. Базис - это экономические отношения, отношения по поводу собственности, то есть базисом в обществе является экономика. Надстройка - это культура, религия, политика. К.Маркс «Немецкая идеология» 1946 год и «Критика политической экономии» 50-х годов. В этой теории подразумевается наличие прогресса, то есть человечество идёт по пути прогресса, ещё одно условие- это жёсткая стадиальность, то есть все должны пройти все эти стадии, и условие- примат материального производства.
26.Цивилизация как категория социальной философии. Проблема взаимоотношения цивилизаций: Цивилизационность Цивилизационный подход рассматривает понятие цивилизации- понятие, противоположное понятию дикости, варварству, это состояние общества, когда оно уже не является первобытным. Понятие «цивилизация» появляется в XVIII веке в эпоху Просвещения. Представителями цивилизационного подхода являются Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнберг. В данном подходе мы говорим о наличии изолированных друг от друга цивилизаций, которые самобытны, развиваются по определённым законам. Шпенглер выделял 9 таких цивилизаций, Данилевский- 11, Тойнберг- 23. Цивилизации уникальны, то есть нельзя сказать, что какая-то культура превосходит другую. Цивилизации локальны, то есть независимы друг от друга. Существует множественность путей культурного развития человечества. 3 этапа развития общества: 1. Традиционное общество- связано с земледелием; 2. Капиталистическое (индустриальное)- здесь: основа- промышленность; 3. Постиндустриальное- начинается с 60-х годов XX века. Главное здесь: информация, всё основано на творческом знании. В это время Ф.Гизо, заложивший основы «этноисторической концепции цивилизаций», предпринял также попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культурно-исторического многообразия народов. Он считал, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а, с другой, - над ними есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом. Однако дальнейшие попытки разрешить это противоречие завершились утверждением в европейской философско-исторической мысли методологии однолинейного прогрессизма. Согласно этой методологии в истории действуют силы и законы, имеющие универсальный характер, а национальные истории являются лишь частным случаем их проявления. Мировая история стала рассматриваться как процесс перехода из одного состояния в другое, более развитое и совершенное. Отдельные народы в своей истории — быстрее или медленнее — идут по одной линии прогресса, и поэтому более продвинутые европейские страны как бы задают цель и идеал общественного развития вообще. В рамках этой методологии появились концепции «исторических» и «неисторических» народов; закон «трех стадий развития нравственности» (семья, гражданское общество и государство) Гегеля; закон «трех стадий эволюции мысли» (теологическая, метафизическая, позитивная) Конта; теория «общественно-экономических формаций» Маркса.
27.Философия истории. Модели исторического процесса: Философия истории Начало философии в истории было заложено Аврелием Августином (IV век н.э.). он разделил град божий и град земной. Концом града земного является страшный суд. Сам термин «философия истории» был введён Вольтером (эпоха Просвещени). На становлении философии истории повлияли лекции Гейгеля. Проблемы философии истории: 1. Смысл и направленность истории; 2. Типологизация общества; 3. Критерии периодизации истории; 4. Критерий прогресса общества. Общество движется целенаправленно. Античная философия: учение о пяти веках истории: золотой, серебряный, железный, век героев, человеческий вид. Общество постепенно деградирует (от самого совершенного до несовершенного). В истории существовало учение о круговороте: постоянно повторяющаяся смена периодов- Аристотель, Шпенглер, Сорокин. История имеет однонаправленное линейное развитие- Гейгель, Кант, Маркс. У Гейгеля выделяют принцип историцизма- сводится к признанию субстанциальности истории. В ней признаётся наличие разумного начала. Субъекты истории - кто творит историю- масса или личность? К великим личностям относят политических деятелей, великих полководцев, монахов, писателей, музыкантов, учёных.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 4850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.104.30 (0.011 с.) |