Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие философии, ее смысл и назначение

Поиск

Понятие философии, ее смысл и назначение

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. Она стремится выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы.

Философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания(правильное и бесполезное определение).

Предмет философии – рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек»

Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.

Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы мак­симально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.

Функции философии:

1.Регулятивные и организующие(методология) – определение способов достижения какой-либо цели (имеются в виду фундаментальные методы философии, например, исторический метод – всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)

Объяснителная (когнитивная)

3.Аксологическая (“аксо”–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни и определить ценности).

Подводя итог, еще раз определим природу и назначение фи­лософии. Грек Платон в своих ди­алогах "Федон" и "Федр" вкладывает в уста Сократа размышление о том, что под воздействием философии душа че­ловека очищается и человек "становится подлинно совершенным". Француз Монтенъ видит конечную цель философии в доброде­тели. Англичанин Гоббс считает, что недостаток философии причиняет много страданий, "назначение философии заключа­ется, таким образом, в том, что благодаря ей мы можем исполь­зовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на осно­вании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ".

 

Предмет философии и история философии

Философия рассм. наиб. важные связи в системе «мир- человек». Ф – система взглядов на действительность.

Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает. Предмет философии не имеет вида. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. Ставит 3 вопроса: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? (мораль) 3) на что я смею надеяться? (религия) Наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология)

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два: «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос:

«Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия отвечает на вопросы

«Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»

«Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

1. Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа

«Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?».

2. В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа

«Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы:

Теоретическая Онтология Наука о бытии
Гносеология Наука о познании
Практическая   Антропология Наука о человеке
Этика Эстетика
       

 

Философия возникает в глубокой древности, имела место в древнем Египте, древ. Вавилоне, древ. Индии. В первобытном обществе знания получали непосредственно на практике, поэтому носили эмпирический характер. В первобытном обществе философия возникает как следствие разделения труда:1.разделение земледелия от скотоводства 2.отделение ремесла от земледелия 3.отделение умственного труда от физического.

 

Концепция философии (по выбору обозначить то или иное понимание философии, марксистское, позитивистское)

Основные 3 концепции философии (только по материалам лекций):

Классический тип философии. Пример: И. Кант, Г. Гегель.

Кант. Серьезное философствование. Составляются философские программы. Большое внимание уделяется гносеологии (наука о познании). Важное место занимают учение о морали, учение о человеке. Используется трансцендентальный метод. (трансцендентальный по Канту– касающийся познания, трансцендентный – выходящий за пределы разума). Трудам Канта, как и классической философии в целом, свойственна догматичность. Первостепенной задачей Канта было исследование человеческого разума.

Гегель. Философия связывается с религией. Философия без понятий для Гегеля не существует. Множество философий не отрицает их единства. Согласно Гегелю, философии без истории не существует, так как философия определяется обществом.

Классический идеологический тип философии. Пример: К. Маркс.

Маркс. Общественное бытие определяет общественное сознание. Философия становится идеологией. Основной вопрос философии – что первично, материя или дух. По Марксу первичен дух (бытие определяет сознание), поэтому он – материалист. В отличие от Гегеля – философа-идеалиста.

Современная экзистенциалистический тип философии. Пример: M. Хайдеггер. Персонализм. Экзистенциалисты считали концепции Гегеля и Маркса ложными. Экзистенциализм – учение о существовании. В нем нет традиционных предметов философии. Рассматривается отношение человека к внешнему миру. Исходная реальность целостна, она не делима на субъект и объект.

 

Философия и религия

Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии на интеллектуальное постижение.

Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.

Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя»

Ф. не поклоняется культу. Религии не нужны доказательства.

1. Августин Блаженный – «для ф. религия всегда была важным объектом изучения»

2. Схоластика – «филос. – служанка богословия»

3. Спиноза: религии – обманщики

4. Кант - религия в пределах разума. Деизм.

 

Философия и искусство

Искусство более выборочно – ищет худож. значимое.

Исск. и Ф. объединяет пафос и интерес к бытию чел.

 

Классический пер.

1) Софисты и Сократ

Чел-к = мера всех вещей. Все в мире относительно, зависит от чел-ка.

Чел-к = душа, тело = тюрьма. Что такое знание и истина, зачем нужны?

«Апология Сократа»

2) Платон

Представитель абсол. фил-ии, абс. Истины. С него – систематизация фил-ии

3) Аристотель

1я классич. Фил-ия

 

Жизнь – смерть

В событии смерти – раскрытие личности

Земное приготовление к смерти

«Серьезное философствование – искусство умирать» Платон

Понятие причинности

Демокрит утверждал, что любая вещь имеет свою причину (как результат движения

и столкновения атомов). Знание причин — основа человеческих действий. Он

заявлял, что предпочитает найти одно причинное объяснение, чем овладеть

персидским престолом.Причина, как полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делаетневозможными случайные события. Случайность — из-за неве­жества людей.Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайно­стью лежит необходимость.Например: орел сбросил на голову лысого человека черепаху; это потому, что уорла есть привычка сбрасывать черепаху на скалу или блестящий твердыйпредмет, чтобы разбить черепаху (точно так же необходимым является движениечеловека в том или ином направлении).

 

Значения мифа о пещере

1. Представление об онтологической градации бытия, о типах реальности и их подви­дах: тени на стенах — это простая кажимость вещей; статуи — вещи чувственно воспринимаемые; каменная стена — демаркационная линия, разделяющая два рода бытия; предметы и люди вне пещеры — это истинное бытие, ведущее к идеям; ну а солнце — Идея Блага.

2. Ступени познания: созерцание те­ней — воображение (eikasia), видение статуй — (pistis), т.е. верования, от которых мы переходим к пониманию предметов как таковых и к образу солнца, — это фазы диалектики с различными ступенями, последняя из которых — чистое созерцание, интуитивное умопостижение.

3. Жизнь под знаком чувства — это пещерная жизнь. Жизнь в духе — это жизнь в чистом свете правды. Путь восхождения от чувственного к интеллигибельному есть "осво­бождение от оков". Высшее познание сол­нца-Блага — это созерцание божественного.

4. Политический аспект - возможное возвращение в пещеру того, кто однажды был освобожден с целью освобо­дить и вывести к свободе тех, с которыми провел долгие годы рабства.

Выводы: с помощью мифа П. дает представление об онтологической градации бытия. Существуют два мира: чувственный и действительный. Чувственный – мир теней, м/у ними - стена. Действительный можно только осмыслить. Тема соотношения феноменологического и метафизического. Антиномия двух миров. Первый уровень жизни – аскетический (мир теней, пещерная жизнь). Второй уровень жизни – мистический (жизнь в мире чистой правды и веры, преображение человека).

 

Платон (428 – 348 до н.э.) -ученик Сократа. Все философы говорят о Платоне как о загадке. «Платон» - означает «полнота», «широта». Этапы деятельности:

1. «Апология Сократа» и древний ранний период.

  1. Переходный период.платоновская концепция идеи метафизики. Критическое отношение ко всем школам.
  2. Зрелый (70-60 года) – разработка идей метаморфоз, появл. «Диалогов».
  3. Упадок. Социально-политические учения Платона.

Идеи (высшая — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, вещи — подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис — воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) — побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил схему основных ступеней бытия.

Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир - лишь "тень" и произведен от мира идей, т. е. вторичен. Идеи являются неизменными, неподвижными и вечными, а след. подлинными, действительным бытием.

Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятий), материальный мир им лишь подчинен. Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним. Это является «переворачиванием» действительности. (Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола; идея стола возникает как абстракция). Идеи несут в себе разумность (логос).

Кажущееся бытие (т. е. мир чувственно воспринимаемых вещей) отделяет истинное бытие от небытия. Реальные вещи - соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной "принимающей" материей (небытием). Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У позднего Платона можно встретить и утверждение противоположного характера: идеи присутствуют в вещах, след. возможность движения к иррационализму.

Вопрос "иерархии идей" - определенная упорядоченная система объективного идеализма. Выше всего стоит идея красоты и добра. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Идеи «высших ценностей»: блага, истины, прекрасного, справедливого. Однако иерархия идей нигде не сложилась в четко очерченную и разработанную систему взглядов. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах второго периода - "Пир", "Закон", "Федон" и "Федр".

 

Фома Аквинский

Тема соотношения свободы воли и разума человека.

Теология Ф. А. явилась образовательной для западного христианского мировоззрения. Он обращается к Аристотелю. «Сумма теологий» - философия конкретного. Ф. А. Обращает нас к конкретному миру. Бытие – это факт действия. Величие творца – в сотворении великого разнообразия форм. Подлинный христианин не может не быть оптимистом, так как живя в мире, сотворённом Богом, он участвует в Божией благодати. Ф. А. Примиряет внешнего и внутреннего человека.

Пьер Абеляр

Жил на рубеже XI и XII веков. Родился на севере Франции, был популярен как мастер диспута. Критически относился к авторитету церкви. Трактат «Познай самого себя»: главный критерий нравственности – согласие совести. Существует единый нравственный закон, общий для всех людей. Был посредником между реалистами и номиналистами. Его концепция получила название «концептуализма». По сути был умеренным номиналистом: общие понятия не существуют, но они существуют в нашем сознании и представляют существ. признаки класса предметов. Благодаря универсалиям возможно познание.

 

28. Особенности к основным понятиям эпохи возрождения (Природа человека)

Возрождение – «весна человечества», «новый прорыв» - мировоззренческая эпоха в рамках Средневековья; новая философия, утверждающая человеческий индивидуализм. Возрождение началось в XIV веке - развитие светского знания и гуманистического движения. Центром нового мироощущения стала Флоренция.

Средневековье Возрождение
Человек – родовое существо (следствие теоцентрического мировоззрения) Созерцательный, а не творческий тип личности Принцип антропоцентризма: человек – индивидуальность. Духовное начало неотъемлемо от телесного. В своей творческой мощи человек уподобляется Богу. Он – творец цивилизации и культуры. Активный тип личности. Возрождается этика эпикурейства.

1. Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека, при этом по-новому культивируются неоплатонические построения.

Гуманизм, признание Человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь прежде всего за счет возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному, а не к знанию о при­роде.

Перенос акцента с Бога на человека.

Постулирование универсальной творческой субъекстивности человек а: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

Личностно-материальное понимание мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

Новое отношение к природе (Олич. От средневек. И антич.) Загадочность природы в ее непостижимой красоте. Художник должен быть весьма образованным человеком, должен уметь изображать пространство, математически осмыслять нарисованное.

Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.

Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения, особенно важное значение имела Реформация, движение в пользу религиозных реформ, героями которого стали Я.Гус, М.Лютер,Т.Мюнцер, Ж.Калъвин.Движение протестантов- религиозное восстание человечества против католичества. Обращение к истокам христианства. Когда усиливается элемент веры, земная жизнь перестает быть важным местом. Сам Бог избирает людей для жизни и просто для спасения или просто для жизни., все зависит от самой души => роль священника может исполняться и обычным человеком..

Геометрически-структурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

Пантеизм. Отождествление Бога и Природы.

Философия эпохи Возрождения – переход от традиционализма к личностно-конструктивному сознанию. Возрождение вскрывает новые потенциалы человека, открывает новые жанры искусства. Авторитет разума растет.

ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:

Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожден­ческих философов направлено по преимуществу на человека, имен­но он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколь­ко сам человек, его природа, его самостоятельность, его творче­ство, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от фе­одально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и ин­дустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусст­ве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонар­до да Винчи– живописец и изобретатель, Микеланджело– жи­вописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

Эстетическое– доминирующий аспект философии Возрож­дения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природ­ному, способному, как считалось, умалить достоинство божест­венного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита сла­бо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достига­ет живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (напри­мер, серия картин на потолке Сикстинской капеллы е? Ватика­не), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он де­лил на 1800(!) частей.

Эстетическое, что в переводе с греческого означает относяще­еся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.

Гуманизм (от латинского гуманос–человечный)–есть воз­зрение, основывающееся на самоценности человека как личнос­ти, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие полити­ческие, социальные и нравственные приложения, он складыва­ется впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципи­альный–о новом мировоззренческом, нравственном и полити­ческом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устрой­ства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творче­ство Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.

Эпоха находилась на границе средневековья и Нового времени. Философия Возрождения возникла на территории современной Италии, она тесно связана с идеями национального возрождения страны и воссоздания самостоятельного государства. На побережье Средиземного моря бурно развивались города, возникла прослойка очень богатых людей, которые могли заниматься меценатством. Это способствовало развитию искусства.

Связующим звеном между античностью и средневековьем были арабы, сохранившие письменные памятники античности. Эти памятники использовались как обоснование ислама, который «моложе» христианства на 6 веков.

Возрождение называют эпохой свободомыслия, которое не следует рассматривать как атеизм. Некоторые деятели Эпохи Возрождения были атеистами(Бог создал мир, который начал развиваться по своим законам, человек должен рассчитывать на себя).

В средние века человек считался изначально греховным. Гуманисты Э.В. говорили: «Бог создал человека по своему образу и подобию. Человеческое тело прекрасно, его дух велик. Нужно жить земными радостями, не дожидаясь воздаяния после смерти».

 

Френсис Бэкон (1561 – 1626)

Закончил Кембридж, яркий политик, служил в дипломатической миссии в Париже. С обрывом политической карьеры развёртывает литературную деятельность. Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат «О достоинстве и приумножении наук».

Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая Атлантида»).

В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение отношения к проблеме истины. В средние века наиболее важными считались науки, отдалённые от бренного человеческого мира. В эпоху гуманизма выдвигается новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её обоснованностью и объективностью Эта эпоха демократизирует истину: то, что достойно для бытия, достойно и для познания, второе есть изображение бытия. Критерием оценки познания оказывается практический результат.

Начало познания – опыты. => Эмпири́зм (от греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Опыты плодоносные Опыты светоносные
Направлены на немедленный практический результат. Необходимы в науке, но имеют частное значение Наиболее важны, так как проливают свет на глубинные закономерности природы.  

 

Принцип невмешательства религии и науки.

Естественная философия
физика метафизика
Две категории причин
Материальные причины, то есть ближайшие причины всего происходящего в природе Формальные – целевые причины

 

Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется как индивидуум и как член общества.

Основой познавательной деятельности должна быть индукция, которая опирается на опыт (эксперимент). Чтобы получить общее представление о чем-либо, нужно иметь определенный опыт. Но Бэкон столкнулся с целым рядом возражений: опыт имели крестьяне, невежественные люди, а образованные люди опыта не имели). Бэкон: «Получить знание можно, если избавиться от заблуждений»- идолов, призраков:

Познание начинается с освобождения от идолов:

  1. Призраки рынка (на рынке люди общаются, некритически усваивая мнения других людей, что приводит к ошибочным выводам, слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения),
  2. пещеры (каждый смотрит на мир из своей пещеры, которая сделана из образования, воспитания, социального положения, национальности),
  3. театра (в театре люди черпали образцы должного поведения, нужно критично относится к мнениям авторитетных людей),
  4. рода (люди в силу своей природы объясняют мир из человеческой природы, перенося на него свои качества–антропоморфность мифа).

Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактовà движение от частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разум à наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом, эмпирический подход связан с аналитическим.

Метод индукции не требует логического дополнения до тех пор, пока мы не столкнемся с исключением. Метод индукции не всегда дает результаты (см. Опыты плодоносные и светоносные). Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии).

.Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент – активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод(ранний предшественник научного метода) методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода:

аналитическое исследование

опыт, подтверждённый экспериментом

чувственный опыт

Т.е. метод Бэкона опирается на индукцию и эмпиризм.

 

Критика чистого разума

. – трансц. эстетика – чувство – как возм. мат.? – простр. и время

– трансц. логика – рассудок – как возм. наука? – категория (понятие)

– трансц. метод – разум – как возм. метафиз (филос)? - идея

Перцепция и апперцепция

Перцепция – это восприятие, которым воспринимается объективное. Апперцепция - в восприятии участвует и наше Я, оно мыслит и судит об объекте - подчёркивается связь между субъектом и объектом. Апперцепция – это Я-отношение, постигаемое вместе с объектом. Трансцендентальная апперцепция – единство сознания и самосознания человека.

 

Критика чистого разума

. – трансц. эстетика – чувство – как возм. мат.? – простр. и время

– трансц. логика – рассудок – как возм. наука? – категория (понятие)

– трансц. метод – разум – как возм. метафиз (филос)? - идея

Перцепция и апперцепция

Перцепция – это восприятие, которым воспринимается объективное. Апперцепция - в восприятии участвует и наше Я, оно мыслит и судит об объекте - подчёркивается связь между субъектом и объектом. Апперцепция – это Я-отношение, постигаемое вместе с объектом. Трансцендентальная апперцепция – единство сознания и самосознания человека.

 

Постпозитивизм.

Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая «рабочая сила».

Проблема отчуждения: место человека в обществе. Когда и при каких условиях человек реализует себя как целостность? Каждый человек является гражданином, он связан с государством и через эту связь реализует начало своей всеобщности. Но это удаётся ему довольно редко (например, при голосовании). В целом же, человек большую часть своей жизни не участвует во всеобщности, он замкнут в рамках своей профессиональной когорты. Выход: гуманизация труда для преодоления отчуждения человека от его труда.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Выход: установление новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:

• будет ликвидирована частная собственность на средства производства;

• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

• частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);

• произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

Карл Ясперс.

Человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью - «как все», не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, подлинного «Я». В особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. Это пограничные ситуации - между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, соприкасается с трансцедентальностью - высшим бытием.

Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции - к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.

Приближ. через «шифры» трансцедентального:

эротика, секс;

• единство себя с собственным внутренним миром

• свобода;

• смерть - конечность бытия.

Понятие философии, ее смысл и назначение

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. Она стремится выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы.

Философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания(правильное и бесполезное определение).

Предмет философии – рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек»

Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.

Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы мак­симально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.

Функции философии:

1.Регулятивные и организующие(методология) – определение способов достижения какой-либо цели (имеются в виду фундаментальные методы философии, например, исторический метод – всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)

Объяснителная (когнитивная)

3.Аксологическая (“аксо”–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни и определить ценности).

Подводя итог, еще раз определим природу и назначение фи­лософии. Грек Платон в своих ди­алогах "Федон" и "Федр" вкладывает в уста Сократа размышление о том, что под воздействием философии душа че­ловека очищается и человек "становится подлинно совершенным". Француз Монтенъ видит конечную цель философии в доброде­тели. Англичанин Гоббс считает, что недостаток философии причиняет много страданий, "назначение философии заключа­ется, таким образом, в том, что благодаря ей мы можем исполь­зовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на осно­вании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 8192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.32.115 (0.014 с.)