ТОП 10:

Ученое незнание Николая Кузанского. Метод о разрешении противоречий



Николай Кузанский(1401-1464). Был епископом и кардиналом. Получил схоластическое образование. Знал труды Платона, Аристотеля, А.Августина, Ф.Аквинского. Занимался математикой, естествознанием, философией. Идеи его были передовыми для его времени и не были поняты современниками. Новые идеи, преданные через старые, схоластические понятия, утрачивали новизну(идея об единстве и борьбе противоположностей высказана Н.К., но автором считается Гегель). Н.К. использовал математические приемы в своих доказательствах.

Идея бесконечности или Абсолютного максимума. Бог един и всемогущ. Н.К вводит идею абсолютного максимума. Этот абсолютный максимум и есть Бог. (природа, мир и Бог–одно и тоже(идея пантеизма, всебожия)).

. Изучая Бога, необходимо изучать и природу, по его трудам(природе) можно познать Бога. «Ученое незнание»–несоответствие между конечностью человеческого разума и бесконечностью, к которой он стремится.

«Об учёном неведении»

В основном, когда устанавливается истина относительно различных вещей, неопределенное сравнивается с определенным, неизвестное с известным. Бесконечное непредставимо в какой бы то ни было пропорции и поэтому остается для нас неизвестным. Это тот случай, когда причина нашего незнания - отсутствие пропорций, которые присущи вещам законченным. Сознание такой структурной диспропорции между умом человеческим (конечным) и бесконечностью - это и есть ученое незнание.

· демократичность – обращение ко всей аудитории

· единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен

· в центре внимания оказываются вопросы познания

· появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит окружающий мир природы

 

Бесконечность не с чем сравнивать, следовательно невозможно познать.

 

Основные черты и особенности философии нового времени

Предпосылки для формирования Ф. нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф. В тот же период имеют место попытки ф.заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес ф. был направлен на вопросы познания - Ф.Бекон развивал учение о индукции, Декарт понятие метода в Ф.

На первом плане проблемы гносиологии. Два основных направления ф.: Эмпиризм - направление в теории познания к-ое признает чувственный опыт как единственный источник знаний. а) идеалистич. (Беркин, Юм) Э. опыт совокупность ощущений и представлений, величина мира = величине опыта. б) материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир. 2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его инстинности.

Френсис Бекон - развивал учения о индукции. Неполные индукция - исключ. логического док-ва до получения противоречия. "Знание сила". Заслуги: 1) восстановил матер. традицию в европейской Ф. 2) предложил новое понимание материи - совокупность частиц 3) один из основателей механики "движение неотъемлемый атрибут материи"

Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея естественного развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя = протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животный живые автоматы. Бог сущность, к-ая явл. причиной всего сущего и неболее того. Главная задача чел. господство над другими автоматами, когда чел. достигнет истинного знания при двух усл. 1) знание естественной очевидности_2) знание подчинено единому универсальному методу познания.

Б. Спиноза развил матер-ую сторону учения Декарта противопоставив дуализму материалистический монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.

Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра. Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.

 

Философия Френсиса Бекона. Понятие эмпиризма и индуктивного метода

Френсис Бэкон (1561 – 1626)

Закончил Кембридж, яркий политик, служил в дипломатической миссии в Париже. С обрывом политической карьеры развёртывает литературную деятельность. Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и приумножении наук».

Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая Атлантида»).

В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение отношения к проблеме истины. В средние века наиболее важными считались науки, отдалённые от бренного человеческого мира. В эпоху гуманизма выдвигается новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её обоснованностью и объективностью Эта эпоха демократизирует истину: то, что достойно для бытия, достойно и для познания, второе есть изображение бытия. Критерием оценки познания оказывается практический результат.

Начало познания – опыты. => Эмпири́зм (от греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Опыты плодоносные Опыты светоносные
Направлены на немедленный практический результат. Необходимы в науке, но имеют частное значение Наиболее важны, так как проливают свет на глубинные закономерности природы.  

 

Принцип невмешательства религии и науки.

Естественная философия
физика метафизика
Две категории причин
Материальные причины, то есть ближайшие причины всего происходящего в природе Формальные – целевые причины

 

Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется как индивидуум и как член общества.

Основой познавательной деятельности должна быть индукция, которая опирается на опыт (эксперимент). Чтобы получить общее представление о чем-либо, нужно иметь определенный опыт. Но Бэкон столкнулся с целым рядом возражений: опыт имели крестьяне, невежественные люди, а образованные люди опыта не имели). Бэкон: «Получить знание можно, если избавиться от заблуждений»- идолов, призраков:

Познание начинается с освобождения от идолов:

  1. Призраки рынка (на рынке люди общаются, некритически усваивая мнения других людей, что приводит к ошибочным выводам, слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения),
  2. пещеры (каждый смотрит на мир из своей пещеры, которая сделана из образования, воспитания, социального положения, национальности),
  3. театра (в театре люди черпали образцы должного поведения, нужно критично относится к мнениям авторитетных людей),
  4. рода (люди в силу своей природы объясняют мир из человеческой природы, перенося на него свои качества–антропоморфность мифа).

Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактовà движение от частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разумà наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом, эмпирический подход связан с аналитическим.

Метод индукции не требует логического дополнения до тех пор, пока мы не столкнемся с исключением. Метод индукции не всегда дает результаты (см. Опыты плодоносные и светоносные). Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии).

.Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент – активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод(ранний предшественник научного метода) методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода:

аналитическое исследование

опыт, подтверждённый экспериментом

чувственный опыт

Т.е. метод Бэкона опирается на индукцию и эмпиризм.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.007 с.)