Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия Сократа и «проблемы Сократа» (Ницше) читать статью, вступить с Ницше в диалогСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сократ из Афин (469-399 до н. э.) -один из родоночальников диалектики (наряду с Гераклитом). Сократический метод – постановка наводящих вопросов. Источник сведений о его учении — сочинения Платона (+ Ксенофонт, Эсхин, Федон, Евклид). Цель философии Сократа — самопознание как путь к постижению блага; знание – добродетель. Деление истории античной философии на до- и послесократовскую. Три особенности философии Сократа: 1) ее разговорный («диалектический») характер - утверждал, что сам он «ничего не знает» и чтобы стать мудрым расспрашивает других. «Майевтика» – душа беременна истиной, человек должен сам сформулировать, родить истину с помощью повивальной бабки (т.е. Сократа) в процессе рассуждения. 2) определение понятий путем индукции 3) этический рационализм, выражаемый формулой «добродетель есть знание». Обычные приемы ведения диалога: опровержение через приведение к противоречию и ирония — притворное неведение, уход от прямых ответов. Опровержение - приведение в замешательство. Сократ заставлял собеседника признать невежество Сократа, потом заставлял человека самого делать выводы и понимать, насколько его аргументация неполна и неправильна, в конце концов собеседник сам признавал себя невеждой. Постоянная мысль - правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга. Истинно моральное (благо) всегда сознательно; сознательное - всегда хорошо, а бессознательное — плохо. Зло — всегда ошибка суждения, а добро самоочевидно. Тема любви (эроса) и дружбы — т о ждество истины и добра. Миссия С. – обрести путь истинного знания и справедливости. Обретение истинного смысла жизни: освобождение души от иллюзий и заблуждений; душа должна быть открыта (выдержать экзамен жизни). В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. Сократ слышал голос своего «демония», предостерегавший его или его друзей совершать те или иные поступки в случаях смертельной угрозы для жизни. Свой внутренний голос Сократ считал своеобразным оракулом, посредством которого бог сообщает ему свою волю. Именно за это подозрительное с точки зрения государственной религии учение в конце жизни он был обвинен в неблагочестии. В Сократе Гегель видел некий новый поворот духа – понятие субъективности личности. Ницше выступает антисократистом, считает его разрушителем культуры трагической эпохи.
14. Метод Сократа (слагаемые сократовского метода философии, определение понятий, сократовская ирония, маэвтика) Сократический метод — диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Философия — это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению его сущности. Диалога Платона «Лахет» посвящён выяснению понятия мужество. «Так как мужество есть частный вид добродетели, то следует сначала выяснить, что такое сама добродетель, а потом перейти к приведению примеров мужества, и на основании их выяснить, что такое мужество, сущность мужества как добродетели». В диалоге «Лахет» дело так и не доходит до решения вопроса по существу. Принцип деления родового понятия на составляющие его виды. Диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом рождается истина. Этот метод философствования ещё называется майевтика — «повивальный метод». «Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого». Сократ впервые стал использовать индуктивный метод доказательства. Использование диалога для достижения истины. В диалектике воплотились антидогматизм, плюрализм. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого». Диалог «Гиппий Больший» Платона посвящён выяснению понятия прекрасного. Сократ посредством различных определений прекрасного, приходит к определению сущности рассматриваемого предмета. Метод - посредством выявления разных противоречий в рассуждениях собеседников отсеять всё несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого, прежде всего нравственного, явления. Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки»; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».
15. Платоновский миф о пещере и основные аспекты философии Платона (Онтология, гносеология, астрология, этикополитический. Платон: автор идеального государства) В центре "Государства" мы находим знаменитый миф о пещере. Символ метафизики, гносеологии и диалектики. Платоновский «Миф» – больше, чем логос и знание, т.к. он претендует на объяснение жизни. Миф о пещере – символ всей философии Платона. Люди живут в подземелье, в пещере со входом, направленным к свету, который освещает во всю длину одну из стен входа. Обитатели пещеры связаны по ногам и обращают свои взоры вглубь пещеры. У входа в пещеру есть вал из камней ростом в человека, по ту сторону которого двигаются люди, нося на плечах статуи из камня и дерева, всевозможные изображения. Позади этих людей огромный костер, а еще выше —солнце. Так узники пещеры не в состоянии видеть ничего, кроме теней, отбрасываемых статуэтками на стены пещеры, они слышат лишь эхо чьих-то голосов. Однако они полагают, что эти тени — единственная реальность. Если один из узников решается сбросить с себя оковы, он узреет статуи, движущиеся снаружи, он поймет, что реальны они, а не тени, прежде им виденные. Когда узник увидел бы вещи как таковые, а затем солнечные лучи, тогда, поняв, что такое подлинная реальность, он понял бы, что именно солнце — истинная причина всех видимых вещей. Структура мифа: 1. Пребывание духа человека в цепях пещеры. Наш мир и есть пещера, а окружающее - мир теней. Выходя из мрака на свет, ничего нельзя увидеть. Весь мир зависит от божественного света, кот. проистекает от Солнца. 2. Освобождение духа от пещерных цепей. 3. Движение человека по дороге, сознание мудрости. 4. Достижение полной свободы духа. Значения мифа о пещере 1. Представление об онтологической градации бытия, о типах реальности и их подвидах: тени на стенах — это простая кажимость вещей; статуи — вещи чувственно воспринимаемые; каменная стена — демаркационная линия, разделяющая два рода бытия; предметы и люди вне пещеры — это истинное бытие, ведущее к идеям; ну а солнце — Идея Блага. 2. Ступени познания: созерцание теней — воображение (eikasia), видение статуй — (pistis), т.е. верования, от которых мы переходим к пониманию предметов как таковых и к образу солнца, — это фазы диалектики с различными ступенями, последняя из которых — чистое созерцание, интуитивное умопостижение. 3. Жизнь под знаком чувства — это пещерная жизнь. Жизнь в духе — это жизнь в чистом свете правды. Путь восхождения от чувственного к интеллигибельному есть "освобождение от оков". Высшее познание солнца-Блага — это созерцание божественного. 4. Политический аспект - возможное возвращение в пещеру того, кто однажды был освобожден с целью освободить и вывести к свободе тех, с которыми провел долгие годы рабства. Выводы: с помощью мифа П. дает представление об онтологической градации бытия. Существуют два мира: чувственный и действительный. Чувственный – мир теней, м/у ними - стена. Действительный можно только осмыслить. Тема соотношения феноменологического и метафизического. Антиномия двух миров. Первый уровень жизни – аскетический (мир теней, пещерная жизнь). Второй уровень жизни – мистический (жизнь в мире чистой правды и веры, преображение человека).
Платон (428 – 348 до н.э.) -ученик Сократа. Все философы говорят о Платоне как о загадке. «Платон» - означает «полнота», «широта». Этапы деятельности: 1. «Апология Сократа» и древний ранний период.
Идеи (высшая — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, вещи — подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис — воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) — побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил схему основных ступеней бытия. Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир - лишь "тень" и произведен от мира идей, т. е. вторичен. Идеи являются неизменными, неподвижными и вечными, а след. подлинными, действительным бытием. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятий), материальный мир им лишь подчинен. Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним. Это является «переворачиванием» действительности. (Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола; идея стола возникает как абстракция). Идеи несут в себе разумность (логос). Кажущееся бытие (т. е. мир чувственно воспринимаемых вещей) отделяет истинное бытие от небытия. Реальные вещи - соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной "принимающей" материей (небытием). Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У позднего Платона можно встретить и утверждение противоположного характера: идеи присутствуют в вещах, след. возможность движения к иррационализму. Вопрос "иерархии идей" - определенная упорядоченная система объективного идеализма. Выше всего стоит идея красоты и добра. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Идеи «высших ценностей»: блага, истины, прекрасного, справедливого. Однако иерархия идей нигде не сложилась в четко очерченную и разработанную систему взглядов. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах второго периода - "Пир", "Закон", "Федон" и "Федр".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.65 (0.011 с.) |