Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классический период античной философии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Напомним, что классический период начался со второй половины V в. до н.э. и просуществовал до начала IV в. до н.э. Наиболее значимыми и существенными явлениями этого времени были софистика и идеи трех величайших философов античности Сократа, Платона и Аристотеля. Начнем знакомство с данным периодом с софистики.
Софистика
Термины «софизм», «софистика» происходят от греческого «софия» - мудрость, «софист», таким образом, - «мудрец». Первоначально слово не имело отрицательного значения, так называли человека, обучавшего молодых людей определенным знаниям, тем, которые впоследствии могли пригодиться в жизни. Понятно, что государство не обеспечивало такого рода обучение за общественный счет, его могли получить только дети богатых родителей. Отношение к софистам да и их положение было двойственным. Аристократы презирали их за то, что они продавали свой труд за деньги. Бедняки и демократически настроенные политики за то, что они оказывали услуги богатым, помогая им «избежать правосудия». Напоминаю, что суд присяжных избирался по жребию и на короткое время, это были обычные люди, зачастую невежественные и не обладающие профессионализмом. Каждое дело слушалось большим количеством судей. Истец и ответчик, а также обвинитель и обвиняемый выступали лично, от своего имени. Естественно, что удача или провал зависели от ораторского искусства, от различных уловок и умения играть на предрассудках толпы. Как говорил позднее Платон, «в судах решительно никому нет никакого дела до истины, важна только убедительность» [31, с. 214]. Если человек не обладал надлежащими навыками, он мог нанять специалиста, чтобы тот написал за него речь, или, по крайней мере, заплатить за наставление в хитростях, необходимых для достижения цели. Считалось, что именно софисты учат этим уловкам и хитростям. Слово «софист» приобрело ругательный оттенок и стало обозначать крючкотвора и изворотливого, беспринципного человека, готового ради выгоды на все. Сами же софисты полагали, что они беспристрастны (в принципе, наверное, так, ведь руководствовались они не личными симпатиями и антипатиями, а гонорарами). Однако многие софисты действительно интересовались философией, причем весьма серьезно. Их работа способствовала развитию риторики (красноречия), логики, лингвистики (науки о языке). Можно утверждать, что важнейшей характеристикой софистики была тесная связь между теоретическим знанием и практической жизнью. Заслугой этого направления было и то, что оно впервые обратило внимание на человека, общество, правовые отношения, этику, теорию познания. Понятно, что не только стремление к выгоде заставляло софистов высказывать противоположные точки зрения на одну и ту же проблему: сравнительное изучение конституций и законов различных полисов являлось основой релятивизма. Софисты пришли к заключению, что о любой вещи можно судить двояко, поэтому нет и не может быть одной единственной объективной истины. Вряд ли следует безоговорочно осуждать скептицизм софистов. Их критическая позиция заставляла по-новому взглянуть на различные проблемы: именно они установили, что законы природы и общества различны. Первые неизменны, а вторые зависят от интересов различных социальных групп и трансформируются во времени. До наших дней дошли только рассказы о софистах да сочинение одного из них под названием «Двоякие речи». Безусловно, эта школа повлияла на Зенона, Гераклита, атомистов, даже на Сократа (хотя он и отрицал это). К представителям софизма причисляют Протагора из Абдер, Горгия, Гиппия из Элиды и Продика Кеосского (это так называемые «старшие софисты»), а также Алкидама, Ликофронта, Пола, афинянина Крития, одного из «тридцати тиранов» (это «младшие софисты» - ученики старших). Кроме того, выделяют «вторую софистику» времен Римской империи. Она возникла во II в. при Адриане, когда повысились требования к риторике. Свой последний взлет она пережила при Юлиане Отступнике. (Весьма примечательна жизнь этого человека. Родился Юлиан Флавий Клавдий - именно таково его имя - в 331 г., а умер в 363 г. Он был племянником Константина Великого. Воспитывали его в христианском духе, но огромное влияние на будущего императора оказал поклонник эллинской культуры евнух Мардоний, поэтому Юлиан уже с юных лет был тайным приверженцем язычества. В 355 г. император Констанций возвел его в цезари и отправил в Галлию. В 360 г. восставшие против Констанция галльские легионы провозгласили Юлиана императором-августом, после смерти Констанция (361 г.) Юлиан стал единовластным правителем Римской империи. Он открыто объявил себя сторонником язычества, издал два эдикта против христиан. По первому из них языческим храмам возвращались отобранные у них и переданные христианским церквам земли; по второму - христианам было запрещено занимать государственные должности и вести преподавание в светских школах. Антихристианская политика Юлиана вызывала к нему ненависть как со стороны духовников, так и со стороны простых христиан, назвавших его «Отступником». Погиб он от ран в войне против персов на реке Тигр. После его смерти антихристианские эдикты были отменены). Во времена Юлиана представители «второй софистики» противопоставляли себя философам и естествоиспытателям, потому они не совершали каких-либо оригинальных открытий. Однако совершенство форм и изысканность речей таких софистов, как Фаворин, Элий Аристид, Лукиан, Афиней, Филострат, Либаний, бывших не только выдающимися ораторами, но и знаменитыми писателями своего времени, вызывают восхищение. Коротко охарактеризуем виднейших софистов. Протагор. Его акмэ приходится на 84 Олимпиаду (444-441 гг. до н.э.), значит, родился он приблизительно в 480 г. до н.э., а умер в 410г. до н.э., говорят, что он был изгнан из Афин за свое сочинение «О богах», по дороге же случайно утонул. Рассказывают, что отец Протагора был богат, поэтому сам Протагор мог общаться с персидскими магами во время похода Ксеркса в Элладу (однако это вряд ли, Протагору тогда было лишь 4 года). Эта же легенда повествует далее, что в молодости он занимался ремеслом носильщика дров (и это сын богача!). Демокрит случайно увидел его с огромной связкой дров на спине и заинтересовался, каким образом юноша охватил эту уйму такой короткой веревкой да еще и держит все в равновесии. Увидев здесь точный геометрический расчет, Демокрит пришел в восторг от остроумия и ловкости необразованного человека, приблизил его к себе и научил философии. Напомним, что Протагор сын обеспеченного отца и вряд ли мог стать необразованным носильщиком. Но, как говорят французы, легенда - это забытая история. Из нее следует только то, что Демокрит и Протагор были земляками и вполне могли встречаться. Протагор был известнейшим из софистов, полагают, что именно он сказал: «О богах я не знаю ни того, сколько их существует, ни также того, существуют ли они вообще, каковы они по виду. Ведь много препятствий для знания - неясность дела и краткость человеческой жизни». Ему также принадлежит мысль о том, что «человек есть мера всех вещей - сущих в их бытии, а несущих в их небытии». Поэтому невозможна общая для всех истина, даже для одного и того же человека никогда одно и то же не было и не будет истинным раз и навсегда, ибо человек меняется, его взгляды и оценки тоже. По сути, взгляды Протагора - скептицизм. В онтологии Протагор, скорее всего, был материалистом. Как пишет Секст - Эмпирик, Протагор думал, что «основные причины всех явлений находятся в материи» [32, с. 252]. Он не задавался вопросом об объективном существовании материи, обращая внимание лишь на ее изменчивость, текучесть, аморфность. Учитывая, что субъект познания так же постоянно меняется, истины не существует. Ведь все меняется, переходя в противоположное себе, поэтому о каждой вещи можно судить, по меньшей мере, с двух взаимоисключающих позиций (сосуд, к примеру, наполовину полон и в то же время наполовину пуст). Вещи таковы, каковыми они нам кажутся. Причем любая вещь должна рассматриваться не сама по себе, а в отношении, в сравнении с другой. Релятивизм переносится и в сферу нравственности. Подобно тому, как нет объективного тепла или холода, нет и объективного добра и зла. Они относительны. Поведение, следовательно, должно определяться не какими-то абстрактными представлениями, но выгодой - личной и общественной. Однако Протагор полагал, что добродетели можно обучить. Горгий примыкал к италийской традиции и в отличие от Протагора основывал свой релятивизм не на субъективности ощущений, а на рациональных затруднениях. Происходил он из «Великой Эллады», из сицилийского г. Леонтины, родился около 483 г. до н.э., умер в 375 г. до н.э., т.е. прожил более 100 лет. Его ученик, оратор Исократ, объяснял долгожительство Горгия тем, что тот, не будучи гражданином какого-либо города, не платил налогов, не занимался общественными делами, а также, не имея семьи, был свободен и от этой обременительной общественной повинности. [27, с. 211]. Горгий был выдающимся оратором, умеющим убеждать. Лишь однажды его доводы не возымели действия: в условиях Пелопонесской войны (431-404 гг. до н.э.), когда Спарта, победившая впоследствии, вступила в союз с Персией против Афин. Горгий в своей «Олимпийской речи» призывал греков объединиться против «варваров», оставив разногласия, но его не послушали, в результате Афины потерпели поражение и по условиям мира передали Спарте флот (кроме 12 сторожевых кораблей), признали ее гегемонию в греческом мире, а также распустили Делосский союз, в который входили приморские города и острова Эгейского моря. Горгий высоко ценил философию и ставил ее выше конкретных наук, Ватиканский сборник сентенций содержит такие слова: «оратор Горгий говорил, что те, кто пренебрегает философией, занимаясь частными науками, похожи на женихов Пенелопы, которые, добиваясь ее, совокупляются с ее служанками» [27, с. 211]. Возможно, это и грубо, но вполне справедливо. Самая известная в наше время идея Горгия заключается в следующем: ничего не существует, а если существует, то непознаваемо, а если и познаваемо, то передать свои знания другим невозможно. Я думаю, что растолковать эту мысль нужно так: о существовании чего-либо мы узнаем или из ощущений, или из размышлений. Однако и чувства и разум могут ошибаться и лгать нам. Далее, познание осуществляется лишь теми средствами, что у нас есть, а они ограниченны: мы не воспринимаем ни слишком большой, ни слишком маленький объект, ни слишком близко, ни слишком далеко расположенный, не слышим ни очень высокие, ни очень низкие звуки и т.д. Кроме того, передать знания действительно затруднительно. Известно, что научить ничему никого нельзя, можно лишь научиться. Как бы ни старался человек донести до других свои идеи, этого нельзя сделать в полном объеме, здесь имеют место и трудности объяснения, и трудности понимания. Так что в определенном смысле Горгий прав. Говоря о приемах софистов, современники указывали на слишком быструю или, наоборот, медленную речь. В первом случае оппонент не мог уяснить смысл, а во втором - трудно было охватить весь ход рассуждений. Часто софисты старались вывести противника из себя, т.к. в гневе человек не следит за логичностью изложения и т.д. Были также другие приемы, основанные на двусмысленности слов или выражений, нарушении логики. В Древней Греции софизмами называли также рассуждения, содержащие противоречия, т.е. парадоксы (кстати, их разрабатывали и придумывали и в других школах). Приведем несколько примеров подобного рода: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Следовательно, ты рогат» (заметим, что потерять можно то, что ты имел до начала спора). Или «У тебя есть собака? - Да и очень злая. - А есть ли у нее щенки? - Да, тоже злые. - И их отец тоже собака?». Далее следует подтверждение. После этого ставится вопрос, принадлежит ли этот пес-отец простаку, над которым смеются софисты. Когда выясняется, что это так, делается весьма странный вывод: «Значит, этот отец твой, следовательно, твой отец собака, а ты брат щенков». (Здесь расчет строится на том, что признаки одного объекта переносятся на другой. Пес - отец щенят, но собственность хозяина. Софисты используют фразу «этот отец твой», а после переходят к другой «это твой отец», хотя нужно сказать «этот отец щенят твой». Таким образом, используя уловки, они ставят человека в смешное положение, чем больше он отрицает выводы и сердится, тем смешнее выглядит. А если противник не пытается спорить, что ж, тем хуже для него). Но еще раз отметим, что именно устранение двусмысленностей и нарушений в логике рассуждений способствовало развитию риторики, лингвистики, науки о правильном мышлении. Ирония софистов так же стала использоваться в философии, что несомненно ее обогатило.
Философия Сократа Это первый философ - афинянин (по рождению). Интересен он не только своими идеями, но и жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Однако, хотя Сократ и оказал огромное влияние на философию, достоверно о нем известно немного. Сам он ничего принципиально не писал, т.к. считал что письмена мертвы - сколько их не спрашивай, они всегда твердят одно и то же. Каждый - и достойный, и недостойный - может получить знания, а кроме того, зачастую это знания внешние, воспринятые, но не понятые, не усвоенные, чуждые и чужие. Именно поэтому Сократ предпочитал написанному тексту живой разговор, спор, который позволяет взглянуть на объект беседы с различных точек зрения. Ведь спор - это не только отстаивание своей позиции, это умение слушать других, что, безусловно, обогащает собеседников, дает возможность целостного восприятия. Сведения о жизни и идеях Сократа мы получили из сочинений его учеников - Ксенофонта и Платона. Комендограф Аристофан даже сделал его героем своей пьесы «Облака». Правда, ни одно из этих свидетельств нельзя принимать полностью. Аристофан, конечно, прекрасно знал и политическую ситуацию в Афинах, и все городские слухи, и быт своих современников, и судебную практику. Но его приемы - метафоры, гротеск (т.е. изображение чего-либо в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде) - вряд ли позволят нам узнать настоящего Сократа. Аристофан из тех, кто ради красного словца, не пожалел бы и отца, а Сократ был ему чужим. Поэтому в «Облаках» он выведен как софист, астролог, «физик», владелец «мыслильни», где, «паря в пространствах, мыслит о судьбе светил» [33, с. 360]. Ксенофонт дает другой образ: обыденный, даже приниженный, всячески подчеркивает лояльность Сократа к государству и традиционным ценностям Афин, благотворное влияние на юношество. Тогда возникает вопрос - за что же философа приговорили к смерти? Что же до Платона, то его Сократ - глубокий мыслитель, тонкий собеседник, обаятельный человек, идеальный философ. В его уста Платон вкладывает собственные идеи. Многочисленные разночтения и отсутствие прямой информации привели к тому, что некоторые современные философы стали пытаться доказать, что Сократ - не историческое лицо, а литературный персонаж. Однако это не так. В конце концов, люди, говорящие о Сократе, очень разные. Почему же их мнение должно полностью совпадать и даже дублироваться? Ведь в современной юридической практике единодушное свидетельство относительно одних и тех же фактов воспринимается как достаточно подозрительная вещь. Кроме того, просто невозможно воспринимать Сократа с его парадоксами однозначно. И еще, все писавшие о философе знали его в разные периоды времени. Заметим, кстати, что речь идет не о самих фактах жизни Сократа, а о толковании, оценке этих фактов. По-моему, этого довольно, чтобы прийти к выводу о реальности Сократа. Конечно, исторический Сократ (тот, о котором писали и говорили) наверняка отличался от того человека, который родился в 496 г. до н.э. в семье повивальной бабки Финареты и ремесленника-каменотеса (или скульптора) Софроникса и умер в 399 г. до н.э., выпив чашу с цикутой. Но для нас важны его идеи, его поступки, его жизнь, полная смысла, и, наконец, его смерть, ибо именно они до сих пор воздействуют на нас, вызывают споры и заставляют думать. Так кто же такой Сократ? Чем он занимался? Каким запомнился ученикам и современникам? Как и отец, он был скульптором-каменотесом, но любил говорить, что унаследовал ремесло матери: она помогала родиться детям, а он помогал появиться на свет истине. Сократ получил обычное начальное образование, т.е. изучал музыку, словесность (в том числе чтение, письмо, комментирование классических текстов), арифметику, геометрию, достаточное физическое воспитание. В качестве гоплита (тяжеловооруженного пехотинца; заметим, что гоплитом мог стать человек, обладающий гражданскими правами и средствами, достаточными для того, чтобы обеспечить себя вооружением, а именно: большим щитом, шлемом, панцирем, поножами, копьем и мечом) он участвовал в I войне со Спартой, отличался храбростью и доблестью. В мирное время исполнял гражданские обязанности - был судебным заседателем в Совете пятисот (пританом булэ), причем Сократ не всегда соглашался с Советом, например, не поддержал смертную казнь для стратегов, которые в 406 г. до н.э. одержали после ряда поражений победу при Аргинусских островах в морском сражении, но из-за бури не смогли похоронить погибших. Свою позицию Сократ объяснял тем, что он всегда стремится к соблюдению законов и справедливости, а большинству в ряде случаев до этого нет дела. Активной политической деятельностью он не занимался, вел жизнь философа, жил непритязательно, все свое время посвящал беседам с учениками и философским спорам. Сократ был плохим семьянином: не заботился о жене Ксантиппе и троих своих сыновьях, родившихся у него поздно. В отличие от софистов он не брал денег за обучение, возможно, поэтому его супруга отличалась вздорностью и сварливостью. Впрочем, бедную женщину нетрудно понять, ведь нелегко было на скромный доход прокормить семью. В 399 г. до н.э. Сократа обвинили в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за это - смерть» [28, с. 116]. Обвинение исходило от трагического поэта Мелета, богатого кожевника Анита и оратора Ликона. Сократ предстал перед судом. Надо сказать, что ситуация в Афинах была непростой, полис только выходил из одного из самых жестоких кризисов своей истории. «Тридцать лет почти непрерывных войн и революций, вторжение врага, чума, разгром флота, крушение Афинской державы, блокада, сдача, чужеземное завоевание, диктатура, остракизм, гражданская война, приведшая к сомнительной амнистии; Афины выходили из этого длительного испытания истерзанными, их энергия иссякла, и гордость великой державы, так долго заменявшая ей армию, хлеб и мужество, была уничтожена» [34, с. 296]. В этих условиях люди, находящиеся у власти, пришли к выводу, что надо отказаться от абстрактных рассуждений, от всего «лишнего» и ненужного, а заниматься восстановлением экономики - насадить виноградники, оливковые сады, оживить торговлю и промышленность, оснастить новые суда. Понятно, что рассуждение стало считаться роскошью, сперва - производство материальных благ! (Вспомним, что на другом конце земли, в Китае, легисты говорили почти то же самое). И вот в этих условиях Сократ смеет критиковать общепризнанные взгляды и (неслыханно!) призывает сограждан не заботиться ни о чем, кроме своей души. Он говорит: «Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы была она как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной» [35, с. 84]. Словом, его обвинители, возможно и честные, но недалекие патриоты, возложили на философа вину за бедствия родины, тем более что два ученика Сократа были «злыми гениями» Афин. Один из них Алкивиад, осквернитель статуй Гермеса, пародировавший у себя дома мистерии, вовлек город своими заманчивыми обещаниями в бедственную Сицилийскую компанию, а после перебежал к врагу и употребил все свои способности и знания, чтобы вместе со Спартой и Персией погубить родину. Заметим, кстати, что хотя он обучался у Сократа, но отличался самонадеянностью и властолюбием. Вырос в доме своего дяди Перикла. В 422 г. до н.э. встал во главе радикальных демократов, проводивших политику изоляции Спарты. В 416 г. подчинил Афинам нейтральный до этого город Мелос, в 415 г. до н.э. как полководец и государственный деятель настаивал на походе в Сицилию и стал его вдохновителем и руководителем. Спасаясь от обвинения в суде по поводу опрокинутых герм - символов Гермеса, изготовленных из закругленного ствола столбовидного стержня с грубо или тщательно обработанной головой, с бородой, с подчеркнутыми половыми органами в состоянии возбуждения, - бежал в Спарту. Там дал ряд ценных советов и рекомендаций, которые сыграли решающую роль в победе над Афинами, а именно: оказать помощь Сиракузам и занять Декелею, чтобы постоянно угрожать Афинам. За это на родине Алкивиада заочно приговорили к смерти как изменника. В 412 г. он был посредником при союзе между спартанцами и персидским сатрапом Тиссаферном, а также способствовал выходу многих малоазийских городов из Афинского союза. Правда, неблагодарные олигархи, достигшие власти при его содействии, не признавали «благодетеля». После олигархического переворота в Афинах в 411 г. до н.э. оставшийся верным демократической партии флот выбрал Алкивиада предводителем. После одержанных побед при Кизике в 410 г. и взятии г. Византия Алкивиада с восторгом встретили в Афинах в 408-407 гг. и признали гегемоном. Правда, после поражения при Натии его отстранили от власти, и он добровольно отправился в свое фракийское поместье. Ну что делать, издержки профессии политика! В 404 г., спасаясь уже от спартанцев, бежал к малоазийскому сатрапу Фарнабазу, который и казнил его по совету Лисандра. [20, с. 24]. Спрашивается, и при чем же здесь Сократ?! Второй воспитанник Сократа атеист Критий воспринимался согражданами как автор трагедий, в которых утверждал, что боги - всего-навсего полезный обман. Он же «был вожаком кровожадной банды диктаторов», которая пришла к власти с помощью иноземцев и чьи стражи отправили в изгнание или предали смерти тысячи благонамеренных граждан (кстати, это тот самый Критий, дядя Платона, возглавивший в Афинах правительство тридцати тиранов). Напоминаю, что Сократ не был честолюбцем, не стремился к власти и не мог побуждать к этому других. Кроме того, он критиковал не афинскую демократию, а ее извращения. Однако имена этих людей были использованы политиканами для обоснования вины философа. Начатое дело подлежало разбирательству в одной из палат суда гелиастатов, которая насчитывала 501 судью. Заседала она на площади, за ее оградой толпились слушатели, жаждущие не столько справедливости, сколько зрелищ. Ясно, что такой суд просто не мог быть беспристрастным. О самих выступлениях обвинителей известно мало: молодой поэт Мелет не произвел на публику впечатления, его речь была откровенно слабой, его даже осмеяли (по крайней мере, так говорили друзья Сократа). Напротив, политик Анит и поддерживавший его Ликон показались блистательными. (А. Боннар, кстати, иронично замечает, что слушавший их Сократ даже стал сомневаться - являлся ли он самим собой). Забавно, но народ не заметил, что, доказывая атеизм Сократа (на основании критики мифов), его оппоненты одновременно утверждали, что он чтит своего демона - голос божества, побуждавший его философствовать. Совращение юношества означало, по сути, всего лишь воспитание у молодежи умения мыслить (якобы это вызывает у неокрепших умов неуважение к власти отцов, общепризнанным мнениям, порядкам и традициям полиса, а также расшатывает семью и отвлекает от государственных дел). Сократ отверг предложенную ему и написанную профессиональным логографом речь, с улыбкой заявив, что она слишком хороша для него. Философ сам защищал себя. Беседуя с судьями, он поясняет, что желает уберечь афинян от несправедливости. Сократ отказывается просить снисхождения и милости. А. Боннар вкладывает в уста Сократа такие слова: «Я тот, которого бог дал вам, чтобы вы сделались лучше <…>. Если вы меня казните, вам вторично не окажут такого благодеяния <…>. Не возражайте, афиняне <…>. Есть нечто божественное в человеке, жертвующем своим достоянием и жизнью ради блага других <…>. Я люблю вас, афиняне <…>. Но скорее послушаюсь бога, чем вас» [34, с. 302-303]. Судьи голосуют и объявляют философа виновным двумястами восьмьюдесятью одним голосом против двухсот двадцати. Теперь оставалось определить наказание. По закону, осужденный мог сам предложить себе более мягкую кару, чем ту, что требует обвинение. Ироничный Сократ предложил присудить себя к бесплатным пожизненным обедам в Пританее (общинном доме, месте, где хранилась государственная печать, ключ от казны и архива и поддерживался священный огонь в очаге; обед здесь считается очень высокой почестью) в компании с олимпийскими чемпионами или штрафу в одну мину (из нее обычно чеканили 100 драхм серебра, напоминаю, что медимн зерна стоил 1 драхму, бык - пять драхм, а прожиточный минимум семьи составлял 1/3 драхмы в день. Сумма значительная, но не чрезмерная). Судьи, возмущенные происходящим, осудили Сократа еще большим числом голосов. А он в своей третьей речи сказал, что уже слишком стар, чтобы бояться смерти, ведь она только переход в небытие или жизнь в Аиде, где можно встретить Гомера или других выдающихся людей. Кроме того, он останется в памяти потомков, а его обвинители - вряд ли (кстати, согласно Плутарху, они то ли повесились, то ли были приговорены к изгнанию, то ли казнены скорбящими афинянами позже). Сократа не казнили сразу. Дело в том, что Афины ежегодно отправляли священный корабль на Делос, с посольством для участия в праздновании дня рождения Аполлона. Закон запрещал, чтобы город был осквернен убийством, пока идут моления. Нужно было ждать возвращения паломников, если дули противоположные движению ветры, путешествие было долгим. Сократ ждал тридцать дней. Все это время к нему приходили ученики и он вел с ними обычные беседы. Однако близкие Сократу люди не могли смириться с приговором, они втайне от учителя готовили побег. Надо сказать, что власти, по всей видимости, знали об этих планах, но препятствий не чинили. Сократ отказался сделать то, чего от него ждали. Он сказал, что законы, даже дурные, следует выполнять. Несправедливо осужденный не должен непослушанием дать пример беспорядкам, он не может злом ответить на благодеяния, которые давал ему город, ибо зло - это всегда зло. Забыть об этом - значит поступить бесчестно. Тогда вся жизнь, все рассуждения о долге и о справедливости окажутся лишены смысла. Сократ не захотел изменять своим принципам. Последний день своей жизни философ провел как обычно. Он попрощался с семьей, с близкими и друзьями. Велел ученикам принести в жертву богу врачевания Асклепию петуха. Так обычно поступали в случае выздоровления. Затем Сократ выпил чашу с цикутой и умер. Но чем же, кроме мужества и мудрости, Сократ привлекал к себе людей? Какова суть его учения? Почему его идеи до сих пор волнуют философов и споры о нем не утихают? Всю свою жизнь он боролся против «ложного знания» и стремился к истине. Для Сократа главное - понять, зачем человек появился на свет. Для чего живет? Каково его природа? Сократа не привлекают знания о Вселенной, о сути вещей. Для него важен внутренний мир человека. Причем философ полагает, что помочь ему в этом познании могут только мастера своего дела. А. Боннар замечает, что «ремесленники - первые учителя Сократа. Они не могут легкомысленно обращаться ни с материалом, пущенным ими в дело, ни с той целью, которую они себе поставили. Ведь нужно, чтобы вещи сделанные их руками, соответствовали своему назначению. Для этого надо, чтобы ремесленник знал свое ремесло и чтобы его руки им овладели. Сократ восхищается строгостью правил, позволяющих создавать вещи. Его приводит в восторг точность движений работающего и лаконичность его языка» [34, с. 283]. Именно поэтому в диалогах, которые ведутся Сократом, его собеседники - простые люди, а вовсе не признанные всеми мудрецы. Тем более что, по свидетельству одного из поклонников философа, Дельфийский оракул сказал, что самый мудрый человек Сократ. Это очень удивило самого мыслителя, но побеседовав с теми, кого он сам почитал, Сократ пришел к выводу, что он-то хотя бы знает о своем невежестве, а другие - нет. Отсюда знаменитая фраза философа: «Я знаю, что ничего не знаю. Другие же не знают даже этого». Действительно, чем более умен человек, тем больше проблем и трудностей он видит перед собой. Люди же невежественные твердо верят в собственную исключительность и в те крохи знаний, которые они усвоили, не замечая в них противоречий и несообразностей. Только развитый интеллект, соприкасаясь с неизведанным, понимает, что далеко не все может быть абсолютно ясным и несомненным. Словом, как говорил Екклесиаст, «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Сам Сократ нередко настолько погружался в себя, что переставал воспринимать внешний мир. Говорят, что во время осады Потидеи он не сходил с места сутки. Часто он беседовал с «даймоном» - внутренним голосом, с помощью которого бог склонял Сократа к философствованию и к осознанию собственного призвания. А призвание мыслителя, как он считал, состояло в том, чтобы заставить сограждан думать. Причем не о материальных благах, но о собственной душе. По сути, Сократ призывал к работе над собой, к самосовершенствованию. Это тот труд, который никогда не должен прекращаться, именно поэтому Сократ говорит на суде: «Пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать» [36, с. 98]. Предмет размышлений Сократа - человек, его нравственный мир. Сам философ всю жизнь учился. Он говорил: «Местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе» [37, с. 163]. Самопознание (напомним, что знаменитый девиз «познай самого себя» начертан на храме Аполлона в Дельфах, а именно этого бога Сократ называл своим покровителем) означало для философа не только и не столько узнавание себя как личности, а познание человека вообще. Главной темой размышлений Сократа были этические, нравственные проблемы. Для этого использовал свою знаменитую иронию (тонкую насмешку). Причем смеялся философ не над людьми, над собой в первую очередь (а это очень не просто). Вспомним хотя бы утверждение Сократа о том, что его курносый нос - самый прекрасный. Другие - прямые и совершенные, соответствующие канонам красоты - ловят запахи, восходящие от земли. А его нос открыт всем ветрам, он полезнее, а значит, лучший. Кстати, Сократ действительно не блистал красотой, он был не только курнос, но имел толстый живот, большие губы, глаза навыкате. Его сравнивали с Сатиром или Селеном, но, вступив в разговор с философом, совершенно забывали о внешности, пораженные благородством, великодушием, мягкостью, равнодушием к земному успеху. Известно, что его ученик Платон перед встречей с ним видел во сне прекрасного белого лебедя, а когда его познакомили с Сократом, он радостно воскликнул: «Вот он, мой лебедь!». И это при том, что философ постоянно носил старую, потрепанную одежду, и всюду ходил босиком. А безразличие Сократа к жаре, холоду, голоду и жажде вызывало удивление. В «Пире» Платона Алкивиад, описывая Сократа на военной службе, говорит следующее: «Сократ превосходил не только меня, но и всех прочих своей трудоспособностью. Нередко случалось, что обыкновенно бывает в походах, нам быть отрезанными [от подвоза продовольствия] и потому голодать, и тогда в выносливости все были в сравнении с ним ничто <…>. В выносливости от холода - а зимы там жестокие - он показывал чудеса. В особенности один раз, когда стояла жесточайшая стужа и все либо совсем не выходили из палаток, либо, если кто и выходил, удивительно, как сильно закутывался, подвязывал под ноги и обматывал их войлоком и овечьими шкурами, Сократ и тут выходил в том плаще, который он обыкновенно носил ранее, и на босу ногу ходил по льду легче, чем все остальные обутые. Воины стали косо смотреть на него, думая, что он издевается над ними» [38, с. 70]. В определенном отношении Сократ предвосхищает стоиков и киников, которые презирали земные блага и удобства цивилизации. Но вернемся к идеям и методам философа. Зачастую Сократ задавал простейшие вопросы, но развертывая их, переходил от частного к общему, т.е. использовал индукцию (выведение из единичных случаев общих закономерностей). Например, в диалоге «Лахес» он спрашивает двух полководцев, что такое мужество. Один из военноначальников Лахес отвечает, что это решимость удержать место в строю и не бежать. Сократ же говорит, что скифы и спартанцы проявляют мужество, хотя и обращаются в притворное отступление с целью разрушить строй противника, а потом победить. Затем он интересуется, что есть мужество против болезней, бедности, опасностей. То есть его волнует понятие как таковое, универсальное и многообразное. Причем, категория рассматривается диалектически, ее понимание меняется, выделяются все новые смысловые оттенки. Сократ был убежден в существовании объективной истины и объективных моральных норм. Он полагал, что различие между добром и злом абсолютно, а не относительно. Счастье, по мнению философа, это не выгода, но добродетель. Однако по-настоящему делать добро можно лишь, зная, в чем оно состоит. Зло - результат незнания доброго. Конечно, можно возразить Сократу, как это сделал Аристотель: иметь знания о добре и зле не значит уметь ими пользоваться. Люди часто знают, что поступают нехорошо, но делают это. Сократ, однако, имел в виду не абстрактные знания, а, скорее, пропущенные через себя, пережитые. Знание добра отлично от знания эмпирических предметов. Добро, как и совесть, присутствуют целиком, они либо есть, либо их нет. Нечто, существующее когда-то, существует всегда (как идея, как смысл, как понимание, как память). Если человек познал в полной мере унижение, он не будет унижать других, если познал несправедливость, не будет ее множить. Зная добро, он будет помнить о нем и привыкнет поступать правильно (к этой позиции близки позиции церкви относительно греха и раскаяния. Раскаяться - не значит купить и поставить перед иконами самую большую свечу, а потом снова согрешить и снова покаяться, а значит - понять и никогда больше так не делать). Мы можем утверждать, что храбрость, по Сократу, - это знание того, как преодолеть страх, и само преодоление, справедливость - знание того, как выполнять законы (божественные и человеческие), и следование этим законам, умеренность - не только знание, как обуздать страсти, но и само обуздание. То есть знание у Сократа включает действие и волю. Влияние Сократа на философию было так велико, что всех предшествующих мыслителей, сравнивая с ним, называли досократиками. Он был ключевой фигурой не только в античной философии, но и в последующей морально-этической мысли.
Идеи Платона Платон (427-347 гг. до н.э.) - величайший философ Греции. Родился он в аристократической семье той же ветви Кодридов, что и Гераклит. Отец Платона - Аристон - происходил из рода последнего царя Аттики - Кодра, мать - Периктиона - из рода Солона. Если Кодр остался в памяти людей как предок Платона, то Солон сам по себе являлся значительной фигурой и вошел в историю как политический деятель и реформатор Афин. В 594 г. до н.э. (ему тогда было около 46 лет или 41 года), будучи избранным архонтом (греч. - регент, т.е. временный правитель государства, высшее должностное лицо в Афинах), провел ряд социально-политических реформ в интересах демоса (народа). Он отменил поземельную задолженность, освободил от рабства должников на родине и выкупил проданных за границу, запретил на будущее долговое рабство. Провел унификацию мер и весов, разделил граждан на 4 разряда (класса). Политические права каждого разряда определялись размером имущества. Числ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.187 (0.014 с.) |