Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты античной философии

Поиск

 

1. Признание чувственного, материального начала космоса; идея о том, что его элементы - земля, вода, воздух, эфир, огонь - так же обладают этими чертами, однако это - стихии (от гр. stoicheion - элемент, т.е. часть природы, отличающаяся разрушительной силой и сама по себе - неорганизованная, бесплановая, неуправляемая). Стать частью целого они могут, но должна быть некая форма, гармония, эйдос, упорядочивающая и структурирующая их, т.е. идея (в значении смысла, сути, прообраза любой вещи, постигаемого духовно, но имеющего достаточно энергии, чтобы быть воплощенной, т.е., говоря словами Аристотеля, идея - это силосозидающий и формообразующий принцип вещи).

2. Гилозоизм (от греч. нylē - вещество + zōē - жизнь), т.е. учение о всеобщей одушевленности материи, приписывающее всем ее формам чувствительность, жизнедеятельность, способность ощущать и мыслить. Напомним, что космос движет себя сам, а поскольку кроме него нет и не может быть ничего другого, значит, он (а также его элементы) - живой и разумный, ощущающий.

3. Интуитивность (лат. intueri - пристально, внимательно смотреть; непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте, чутьё, проницательность). Космос и все, что он содержит, - материальны и чувственно ощущаемы; а идеи, лежащие в основе всего сущего, - умопостигаемы; следовательно, познать их можно только путем интуиции, причем диалектической. Таким образом, все абстрактно-всеобщие категории античной философии даются только интуитивно, а не логически.

4. Спекулятивность (от лат. speculatio - выслеживание, высматривание, созерцание, умозрение). Здесь имеется в виду умозрительность античной философии (интуитивное проникновение в суть вещей не доказывается опытом, не подкрепляется ощущением; оно результат разумного анализа).

 

Периодизация античной философии

1. Ранний период - начиная с учения Фалеса - VII-V вв. до н.э. (милетская школа, пифагорейцы, элейцы, атомисты, Анаксагор).

2. Классический период - вторая половина V в. - начало IV в. до н.э. (по А.Ф. Лосеву, VI-IV вв. до н.э.) - софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

3. Эллинизм - вторая половина IV в. до н.э. - 529 г. н.э. Этот период начался после возникновения и распада империи Александра Македонского, т.е. времени, когда греческая культура, философия, образ жизни распространились далеко за пределы самой Греции (Эллады). (Напомним, что после смерти Александра Великого его держава была поделена между тремя полководцами: Антигон остался править в Македонии и Греции, положив начало династии Антигонидов; Селевк взял себе Малую Азию, Персию, другие восточные районы, основав династию Селевкидов; Птолемий воцарился в Египте, где положил начало греческой династии египетских фараонов. Кстати, именно он построил в Александрии огромную библиотеку). Философия того времени представлена скептиками, стоиками, эпикурийцами, киниками.

 

РАННЯЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Ранняя философия явилась натурфилософией (философия природы); ее интересовал окружающий мир и поиск первоначала всего сущего. Философия была космоцентрична, она изучала строение космоса (космологию) и его происхождение (космогонию). Как уже отмечалось ранее, космос понимался как чувственно-материальный абсолют, представленный такими первоэлементами, как земля, вода, воздух, огонь и эфир. Огонь трактовался как материя очень тонкая, подвижная и более разряженная, чем воздух. Огонь уничтожал все, но и сам уничтожался, поэтому появлялась потребность помыслить элемент материи, который никогда и ни при каких обстоятельствах уничтожаться не будет. Этот элемент был даже тоньше, легче и всеохватнее огня и называли его эфиром. Он мыслился либо отдельно существующим, либо трактовался как разновидность огня, подобная свету. Натурфилософия отдавала предпочтение одному из указанных элементов, утверждая, что стихии переходят друг в друга, сгущаясь или разряжаясь.

Рассмотрим основные школы раннего периода. В это время существовало два крупных центра философии: Иония (область в Малой Азии, находящаяся на пересечении торговых путей между Западом и Востоком, что способствовало знакомству греков с восточными учениями) и так называемая Великая Греция (Южная Италия и о. Сицилия).

Ионийская философия была представлена Милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), а также Гераклитом Эфесским, который стоял несколько особняком: очень уж колоритной фигурой он являлся, да и идеи его существенно отличались от воззрений милетцев. Италийская философия включала Пифагора и его сподвижников; элейскую школу (Ксенофона, Парменида, Зенона); Эмпедокла; а также атомистов (Левкиппа, родившегося то ли в Милете, то ли в Абдерах, и Демокрита). В это же время возникло учение Анаксагора из Афин, но Афинам еще только предстояло стать философским центром.

 

 

Милетская школа

 

Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э.) - один из «семи мудрецов» и первый философ. Он был тесно связан с ближневосточной культурой, по некоторым утверждениям, он являлся финикийским гражданином Милета, но скорее всего, его предки имели финикийские корни. (Финикия - древняя страна на восточном побережье Средиземного моря. Города-государства Финикии вели активную морскую и сухопутную торговлю, наиболее известные из них - Библ, Тир, Сидон. Кстати, именно финикийцы основали г. Карфаген, разрушенный впоследствии Римом). Достоверно известно, что Фалес много путешествовал (то ли по торговой, то ли по научной надобности), бывал в Египте, Вавилоне, в самой Финикии. В молодости был, скорее всего, купцом, но очень любил учиться. В Египте познакомился с геометрией и, по мнению Прокла, принес ее в Элладу. Философией он так же впервые занялся в Египте. Фалес был первым астрономом и математиком: открыл годовое движение Солнца, предсказал полное солнечное затмение для Ионии; ввел 12 тридцатидневных месяцев, оставшиеся 5 дней поместив в конец года (такой же календарь был принят в Египте); разделил небесную сферу на 5 зон; ему предписывается установление времени солнцестояний и равноденствий. Считается, что он первым вписал треугольник в круг, установил равенство вертикальных углов, углов при основании равнобедренного треугольника, измерил пирамиду по отбрасываемой ею тени и т.д.

Фалес считается автором «Морской навигации», т.е. пособия по навигации с помощью звезд, но это, скорее всего, труд самосца Фоки. Фалес объяснял разливы Нила пассатами, которые дуют против течения реки, что затрудняет движение воды и повышает её уровень (на самом же деле Нил разливается из-за летнего таяния снегов в одном его истоке и сильных дождей в другом - истоки эти были найдены лишь в XIX в., потому гипотеза Фалеса для того времени была весьма правдоподобной).

Известен Фалес и политической деятельностью, он был патриотом Милета, советовал ионийским полисам объединиться перед лицом угрозы против Лидии и Персии. Но он понимал, что Персия более опасный враг, чем Лидия, и помог Крезу, царю Лидии, перейти через реку Галис, приказав вырыть водоотводный канал, чтобы понизить уровень воды (но, несмотря на богатство, вошедшее в поговорку, Крез был разбит и взят в плен Киром II Великим, царство его было присоединено к Персии, а самого Креза приговорили к сожжению на костре, увы, - богатые тоже плачут!). Но вернемся к Фалесу.

В центре его внимания была природа. Все многообразие явлений и вещей мира Фалес выводил из воды, она являлась единой первостихией. Таким образом, вода - субстанция, субстрат всего сущего. Чем он обосновывал свой подход? Во-первых, сущее возникло из воды и постоянно ею подпитывается, во-вторых, все станет или становится водой, кроме того, все есть вода. Он указывал на то, что сперма, дающая жизнь животным и человеку, - влажная; растения питаются влагой, а без нее засыхают; животные так же не способны жить без воды. Даже огонь Солнца, звезд и космоса питается влажными испарениями. Кровь животных существ и сок растений так же представлены жидкостью. Аристотель, восстанавливая аргументацию Фалеса, отмечает: «К этому предположению (что началом следует считать воду) он, можно думать, пришел, видя, что пища всех существ - влажная и что само тепло из влажности получается, ею живет <…>, а также потому, что семена всего (что есть) имеют влажную природу, а у влажных вещей началом их природы является вода» [23, с. 109]. Фалес полагал, что, сгущаясь или разряжаясь, вода переходит в другие стихии.

Как видим, философские идеи Фалеса основаны на наблюдении над природой и жизнью живых существ. Вероятно, его мировоззрение поддерживалось и обуславливалось мифологическими представлениями, распространенными на Ближнем Востоке, о связи плодородия, а значит, и жизни с влагою.

Аристотель на этом основании приводит аналогию между Фалесом и «поэтами», которые считали Океан и Тефиду родоначальниками всего сущего. (Океан - титан, сын Урана-неба и Геи-земли, бог великой реки Океан, омывающей землю, а также границу между миром живых и миром мертвых. Тефида - сестра и жена Океана. Ее имя связано с индоевропейским корнем «мать» или греческим «бабушка», «тетя», что и объясняет ее плодовитость и материнскую заботу: она с супругом породила все реки мира и три тысячи дочерей океанид; сыновей было столько же, они стали речными богами). Вероятно идея Фалеса о том, что земля держится на воде, связана и с египетской мифологией, согласно которой земля уподобляется плоскому блюду, плавающему на воде.

Второй комплекс представлений Фалеса - это комплекс души. Душа у него - это движущее начало сущего; магнит, например, имеет душу, т.к. притягивает металл. Таким образом, все существующее, весь мир пронизан жизнью, одушевлен (напоминаю, что такое учение получило название гилозоизм); природа, следовательно, - единое и живое целое, обладающее внутренним движением, которое и обозначается термином «душа» или «боги». Такое понимание - это шаг к пантеизму (от «пан» - все + theos - бог, т.е. отождествлению бога и природы, рассмотрению последней как воплощение божества), здесь бог - лишь закон самодвижения или саморазвития природы.

Известен Фалес и другими рассуждениями, именно ему приписываются высказывания: «Познай самого себя», «Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами», «Учи и учись лучшему», «Какие услуги окажешь родителям, таких же и ожидай в старости и от детей». Однако некоторые из изречений имеют совершенно другой характер. Они в редакции Плутарха таковы: «Что старше всего? - Бог, ибо он не рожден. - Что больше всего? - Пространство, ибо оно охватывает весь мир, в котором вмещаются вещи. - Что прекраснее всего? - Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью. - Что мудрее всего? - Время, оно уже породило одно и породит другое. - Что обще всем? - Надежда, ее имеют и те, у кого нет ничего другого. - Что полезнее всего? - Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти себе применение и стать полезным. - Что самое вредное? - Порок, ибо в его присутствии портится почти все. - Что сильнее всего? - Необходимость, ибо она непреодолима. - Что самое легкое? - То, что соответствует природе, ибо даже наслаждения часто утомляют» [24, с. 42]. Он также говорил, что быстрее всего ум, потому что все обегает. Кстати, Аристотель рассказывал интересную легенду о том, как Фалес разбогател. Она, по-моему, характеризует интеллект и изобретательность Фалеса. Он много путешествовал и учился, растратив на это все свое состояние. За это сограждане попрекали его и говорили, что занятия и философия бесполезны, они не приносят прибыли. Тогда Фалес решил доказать, что мудрец может разбогатеть, если захочет, просто для него это не главное. По известным Фалесу астрономическим и прочим данным он определил, что ожидается большой урожай оливок и заранее арендовал все маслобойни в окрестностях Милета, дав их хозяевам небольшой задаток. Когда урожай собрали и повезли на маслобойни, он поднял цены и разбогател, показав тем самым, что нет ничего невозможного, когда за дело берется настоящий профессионал.

Подводя итоги, следует отметить, что, хотя идеи Фалеса были связаны с мифологическими представлениями, он, тем не менее, переработал и перестроил их радикальным образом, на основе опытных данных и рационального мышления. Его ученики не только продолжили дело учителя, но и пошли дальше.

Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) был учеником, а по некоторым данным, родственником Фалеса. Известно о нем очень мало, но именно он написал первый философский прозаический трактат (до этого философы выражали свои идеи поэмами) и назвал его «О природе» («пери фюсеос»). Он изобрел солнечные часы (гномон), первым в Греции составил географическую карту и соорудил глобус. Кстати, его сочинения носят названия «Глобус» и «Карта земли», но до нас ни один из его трудов не дошел. Именно Анаксимандр расширил категорию начала всего сущего до понятия «архэ», т.е. первоначала, субстанции, основы бытия. С его точки зрения, такая субстанция - апейрон (апейрос - «беспредельный, безграничный, бесконечный»). Это вечное начало, «не знающее старости», неопределенное и беспредельное, вещественное. Неопределенность связана с тем, что стихии превращаются друг в друга, поэтому у них должно быть нечто общее, что не является ни огнем, ни воздухом, ни землей, ни водой, это и есть апейрон. Некоторые предполагают, что это начало не определено, чтобы не давать предпочтение ни одной из стихий. Апейрон находится в постоянной активности и вечном движении, т.е. это творческое, производящее начало.

Из апейрона выделяются две пары противоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое, а их комбинация порождает четыре основные стихии, из которых состоит все в мире. Земля как самая тяжелая располагается в центре и имеет вид цилиндра, высота которого равна одной трети ширины, над нею - водная, воздушная и огненная оболочка. Огонь образовал три сферы, разделенные воздушными перемычками и имеющие вид колес или колец. Так образовались звездное, лунное, солнечное кольца. Звездное - ближайшее к земле (больше ее в 9 раз), далее следует лунное (оно в 18 раз превышает землю), последнее - солнечное (в 27 раз больше). Солнце, луна и звезды видны, т.к. в воздушной оболочке есть отверстия, наблюдаемый через них огонь и представляется нам светилами.

Жизнь зародилась во влажной среде (в воде или на границе суши и моря) из ила под воздействием небесного огня. Первые животные обитали в море и имели колючую чешую. Позже некоторые из них перебрались на землю, там чешуя стала не нужна. Так возникли сухопутные животные. Человек так же произошел от животных, но очевидно, все же от морских. Вроде бы до взрослого возраста он жил внутри гигантской рыбы, в которой зародился. Рождается человек сразу взрослым (ребенок не может выжить один без родителей). Кстати, в шумеро-аккадской мифологии есть рассказ об Оаннесе - полурыбе-получеловеке. Он, выйдя из моря, научил людей, которые жили как животные, письму, наукам, строительству городов и храмов, земледелию. Имеются и другие свидетельства. Мэнли П. Холл, например, указывает: «Храмы античности сохранили свои собственные записанные свидетельства, относящиеся к доисторическому миру <…>. Согласно этим записям, человеческая раса произошла от амфибий, потому что первые люди были покрыты чешуей и дышали через жабры. В некоторой степени, человеческий эмбрион демонстрирует возможность подобных условий существования. Следствием теории происхождения человека из воды является взгляд на рыбу как на прародителя семейства человека. Это обстоятельство объясняет поклонение рыбе у халдеев, финикийцев и браминов» [25, с. 300]. Интересно также то, что рыба всегда ассоциировалась с мировым спасителем. Вишну - индуистский Искупитель - при первом воплощении был исторгнут изо рта рыбы. Исиду, египетскую богиню плодородия, воды, ветра, мореплавания, часто изображали с рыбой на головном уборе. Рыба символизировала Иисуса. Он говорил своим ученикам, что они должны стать «рыбаками людей». Знак рыбы был первой монограммой Христа. Греческое «ихтос» расшифровывали как «Иисус Христос - Божий сын, Спаситель» и т.д.

Подводя итоги, следует обратить внимание на то, что Анаксимандр, говоря о мире, характеризует его исключительно с позиций естественных, в его вселенной нет места сверхестественному, т.е. богам. Начало миру дает апейрон, но конец космоса также неизбежен. Выделение противоположностей из апейрона (несправедливость, неправда) сменяется возвращением в апейрон (справедливостью, правдой). Процесс этот бесконечен.

Анаксимен (ок. 588-525 гг. до н.э.) являлся учеником Анаксимандра, но в отличии от него писал «просто и безыскусно», занимался физикой, астрономией, метеорологией. С его точки зрения, в основе мира лежит единая, бесконечная, беспредельная стихия, ею является воздух. Все сущее возникает из воздуха, разряжаясь, он становится огнем, а после эфиром; сгущаясь - облаками, водой, землей. Таким образом, Анаксимен признает вечное движение и взаимный переход стихий. Воздух был им избран, вероятно, потому, что по своим качественным характеристикам он не определен, мы его просто не ощущаем: он не имеет вкуса, цвета, запаха, веса.

Воздухом мы дышим, поэтому он является началом души, таким образом, душа материальна. Боги, полагал он, «не создали воздух, но они сами возникли из воздуха».

Космология Анаксимена проста. Солнце, Луна, звезды - светила, образовавшиеся из огня, огонь - из воды, которая поднялась из Земли. По иным свидетельствам, все звезды и светила - раскаленные от быстрого движения камни. Град - это замерзшая вода, падающая из тучи; дождь выпадает из сгустившегося воздуха, гром и молния - блеск и шум, возникающие, когда ветер резко разрывает облака, радуга - результат падения солнечного света на облака и т.д. По мнению Анаксимена, земля плоская, она неподвижно парит в воздухе, Солнце, Луна и планеты тоже плоские, но они движимы космическими ветрами.

Таким образом, милетцы являлись стихийными материалистами, они объясняли все существующее естественными причинами, подчеркивая, что природа подчиняется определенным закономерностям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.011 с.)