Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 6. Философская антропология↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. В структуру человека как живой системы сегодня НЕ включается: а) психическое; б) социальное; в) техническое; г) идеальное.
а) сверхчеловек; б) богочеловек; в) человекобог; г) будущее человека.
а) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) субъект. 4. Ответственность человека за свои поступки возможно только при наличии: а) выбора; б) вины; в) непреодолимой силы; г) необходимости.
Раздел 7. Социальная философия и философия истории 1. Понятие "система" было введено в научное познание в: а) 18 в.; б) 19 в.; в) 20 в.; г) 17 в.
2. Свойства системы определяет (-ют) а) свойства элементов; б) количество элементов; в) количество подсистем; г) характер связи между элементами. 3. В качестве одной из главных черт социальной системы в модели Н.Лумана выступает а) саморазвитие; б) самоописание; в) самоизоляция; г) саморегулирование.
4. Понятия "функция-дисфункция" для социальных систем было введено а) Парсонсом и Мертоном; б) Вебером и Сорокиным; в) Контом и Спенсером; г) Марксом и Дюркгеймом.
5. Высшая точка развития системы, по достижении которой развитие в существующем качестве становится невозможным, называется а) кризис; б) катастрофа; в) флуктуация; г) революция.
6. Идея отделения государства от общества и последовательного их противопоставления возникает в а) 17 в.; б) 18 в.; в) 19 в; г) 20 в.
7. Точка зрения, согласно которой государство есть сила политического господства в руках класса, господствующего экономически, характерна для а) либерализма; б) марксизма; в) позитивизма; г) психологизма. 8. С точки зрения Руссо источником политической власти в обществе является а) народный суверенитет; б) воля монарха; в) божественная воля; г) авторитет церкви.
9. Принцип разделения властей был введен Дж.Локком с целью а) ограничения влияния государства на общество б) повышения эффективности государства в) усиления роли государства в сфере экономики г) защиты народного суверенитета.
10. С точки зрения современного неолиберализма (Мизес, Нозик и др.) главная угроза обществу состороны государства состоит в: а) введении государственной религии; б) введении единой государственной идеологии; в) усилении государственного контроля во всех сферах жизни общества; г) провоцировании социального взрыва.
11. Выражение "Собственность есть кража" принадлежит: а) Штирнеру; б) Прудону; в) Бакунину; г) Кропоткину.
12. Конец истории с точки зренияФ.Фукуямы знаменуется: а) созданием мирового рынка; б) научно-технической революцией; в) победой либерализма над коммунизмом и фашизмом; г) переходом от речной цивилизации к океанической.
13. В какую историческую эпоху возникает линейное представление об истории? а) древность; б) средневековье; в) эпоха Возрождения; г) Новое время. 14. Кто первый ввел понятие «философия истории». а) Геродот; б) Августин; в) Вольтер; г) Гегель. 15. Кто впервые сформулировал диалектический взгляд на историю? а) Вольтер; б) Гегель; в) Маркс; г) Шпенглер.
16.Кто является основателем диалектико-материалистического подхода к историческому процессу? а) Августин; б) Руссо; в) Маркс; г) Ницше. 17. Кто сформулировал концепцию локальных цивилизаций? а) Монтескье б) Гегель; в) Маркс; г) Тойнби. Раздел 8. Философские проблемы образования 1. Какие термины применяют в философии и методологии науки? а) глобализация б) арифметизация в) верификация г) санация д) абстракция е) политизация
2. Что изучает философия и методология науки? а) среду обитания б) характеристики населения в) способы и принципы научного познания г) финансовый расчет д) математические доказательства
3. Что определяет методология? а) экономический эффект б) направление и методы исследования в) выдвижение политических идей г) художественные достоинства д) географическое положение
4. Какие методы изучает методология науки? а) меченых атомов б) контент-анализ в) перепись населения г) моделирование д) анкетирование е) гипотетико-дедуктивный метод
5. На какой материал опирается теоретик - исследователь науки? а) обыденное знание б) арифметические вычисления в) теоретическое моделирование г) здравый смысл д) эмпирические факты е) сообщения СМИ Примерные темы исследовательских проектов 1. Становление образа античного космоса. 2. Этика Эпикура. 3. Августин Блаженный о постижении смысла Священного Писания. 4. Учение Аристотеля и европейская философия. 5. Дж. Бруно о мирах и о непостижимом. 6. Возрождение античных идей в эпоху Ренессанса. 7. Гегель о социокультурном процессе. 8. Взлет и трагедия марксизма. 9. Проблема социального пространства и времени. 10. Эволюция и революция в развитии мира. 11. Сознание и творчество. 12. Художественное и научное познание: сравнительный анализ. 13. Теология и философия в осмыслении мироздания. 14. Философские идеалы эпохи Просвещения. 15. Философское значение открытий Ньютона. 16. Рассудок и разум в философии Канта. 17. Основные направления развития отечественной философии в советский период. 18. Диалектика Сократа как искусство творческого диалога. 19. Правда и правдоподобие в искусстве. 20. Искусственный интеллект: возможности реализации. 21. Познание и интуиция. 22. Знание и вера. 23. Философия и политика: грани взаимодействия. 24. Жизнь как проблема философии и естествознания. 25. Естественное и искусственное в жизни человека. 26. Антропогенез: современные дискуссии. 27. Познание обыденное и научное. 28. Философские проекты идеального государства. 29. «Восстание масс»: причины, сущность, последствия. 30. Язык и реальность в философии XX века. 31. Ценностные предпосылки в научном познании. 32. Экзистенциальные ценности и гуманистическая традиция. Примерные темы творческих проектов (эссе) 1.Что такое философия, и какова ее роль в жизни человека. 2.Философия как самосознание эпохи. 3.Философия и философствование. 4.Философия и искусство. 5.Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность. 6.Смысл жизни: проблема подлинного и неподлинного. 7.Добро и зло как философские категории. 8. Мое понимание бессмертия. 9.Философия в практической педагогике. 10. Человек во Вселенной.
Примерные темы информационных проектов 1. Философские идеи брахманизма. 2. Конфуцианство. Даосизм 3. Апории Зенона 4. Жизнь и философия Сократа 5. Проблема знания и веры в европейской схоластике 6. Философские взгляды Ф. Бэкона. Учение о методе 7. Этические воззрения Канта 8. Экзистенциализм, его основные идеи и течения 9. Утопические модели идеальных государств 10. Методы и формы научного познания . Перечень примерных вопросов к экзамену
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. 3 изд. М., 2005. 2. Борисов С.В. Основы философии: Учебное пособие. М., 2010. 3. Григорьева Н. Я. Эволюция антропологических идей в европейской культуре второй половины 1920–1940-х гг. (Россия, Германия, Франция). СПб., 2008. 4. Губин В. Д., Некрасова Е. Н. Философская антропология: учебное пособие. М., 2008. 5. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. СПб., 2001. 6. Малахов В. С. Философская антропология // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 4. М., 2001. 7. Микешина Л. А. Философия науки. Учебное пособие. М., 2006. Электронный ресурс: <http://ideashistory.org.ru/sciphil.html> 8. Моторина Л. Е. Философская антропология // Культурология: Энциклопедия / Под ред. С. Я. Левит. М., 2007. 9. Новая философская энциклопедия. Т. 1–4. М., 2000. 10. Рычков А. К., Яшин Б. Л. Философия. Учебник. М., 2005. 11. Спектр антропологических учений / Под ред. П. С. Гуревича. М., 2006. 12. Хрестоматия по истории философии. Отв. ред. Л. А. Микешина. В 3 ч. Ч. 1, 2, 3. М., 2001. б) дополнительная литература с соответствующими Интернет-ресурсами по разделам: К разделу 1. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992. Электронный ресурс: <http://www.koob.ru/books/kak_ya_ponimayu_filosofiyu.rar> Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2001. Путь в философию. Антология. М.; СПб., М., 2001. Степин В. С. Философия // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 2001. К разделу 3. Ауробиндо Ш. Планы бытия // Вопросы философии. 1993. № 4. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 2. М., 1982. Гартман Н. Старая и новая онтологии // Историко-философский ежегодник – 1988. М., 1989. Гумбольдт В. фон Избранные труды по языкознанию. М., 1984. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 2. Михайлов Ф. Т. Сознание и самосознание // Философские науки. 1991. № 6. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. М., СПб., 2003. Фрейд З. Психология бессознательного. СПб., 2007. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Чанышев А. Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 10. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. Юнг К.-Г. Психология бессознательного. М., 1994.
К разделу 4. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. Никифоров А. Л. Философия и история науки. М., 2008. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993.
Литература к разделу 5. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. Гл. IX. Природа и необходимость научных революций. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.
К разделу 6. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3 т. Т. 1. М., 1980. <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001013/st000.shtml> Зиммель Г. Как возможно общество // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996. <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000081/index.shtml> Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1983. <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000353/st000.shtml> Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1991. <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000708/index.shtml> Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. М., 1994. <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000418/index.shtml> Шпенглер О. Пессимизм ли? Ответ моим критикам. <http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng/pessimizm.php> Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. <http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/_Fuk_EndIst.php> Хайек Ф. фон. Дорога к рабству // Вопросы философии 1990. № 10. <http://www.libertarium.ru/l_lib_road> Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993, 2000. <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000388/index.shtml> Данилевский Н. Я. Россия и Европа. <http://www.vehi.net/danilevsky/rossiya/index.html> Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4. <http://abuss.narod.ru/Biblio/diltey.htm> Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М., 1980. <http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kollin/index.php> Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. <http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Blok_M/index.php> Анкерсмит Ф. Р. История и тропология. Взлет и падение метафоры. М., 2003. <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000879/index.shtml> К разделу 7. Бубер М. Проблема человека (1943). Пер. Ю. С. Терентьева // Бубер М. Два образа веры. М., 1995. Бубер М. Перводистанция и отношение. Пер. В. Б. Куликова // Культуры в диалоге. Екатеринбург, 1992. Гуревич П. С. Философия человека. Электронный ресурс: <http://psylib.org.ua/books/gurep01/index.htm> Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1991. Электронный ресурс:http://bookz.ru/authors/viktor-frankl/frankv01.html Фромм Э. Душа человека. М.,1992. Электронный ресурс:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/from/index.php Цивилизация. Культура. Личность. М.,1999. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей (1912). СПб., 1999. Шелер М. Сущность и формы симпатии (1923) [45 фрагментов из архива М.М.Бахтина]. Пер. и коммент. В. Л. Махлина // Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 2. М., 2002. Шелер М. Положение человека в космосе (1927). Пер. А. Ф. Филиппова // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию (1928). Пер. А. Г. Гаджикурбанова. М., 2004. Плеснер Х. Предисловие ко второму изданию «Супенейорганического…» (1966). Пер. А. А. Филиппова // Проблема человека в западной философии / Под ред. Ю. Н. Попова. М., 1988. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм (1947). Пер. А. А. Санина // Сумерки богов / Под ред. А. А. Яковлева. М., 1989. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме (1947) // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1991. Электронный ресурс <http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/_Gumanizm.php> К разделу 8. Наторп П. Философия как основа педагогики // Наторп П. Избранные работы. М., 2006. Гессен С. И. Мировоззрение и образование // Педагогическая публицистика русского зарубежья. М., 2006. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М., 2006. Розин В. М., Булдаков С. К. Философия образования. Кострома, 1999. Йегер В. Пайдейа: Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). Т. 2. М., 1997. Буданов В. Г. Синергетические стратегии в образовании. Синергетика и образование. М., 1996. Буданов В. Г. Синергетическая методология в постнеклассической науке и образовании // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М., 2007. Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/ http://www.diplom-dissertacia.ru/school/new-time-enlightenment.htm http://filosof.historic.ru Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY.RUhttp://elibrary.ru/defaultx.asp Российская государственная библиотека. http://www.rsl.ru/ Слово. Православный образовательный портал. Философия. http://www.portal-slovo.ru/ Философская библиотека Средневековья. http://antology.rchgi.spb.ru/ Раздел 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины - мультимедийный класс с оборудованием для демонстрационно-светового комплекса или аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: LCD-проектор, ПК (ноутбук), интерактивная доска; - Программное обеспечение компьютеров: WindowsVista, MicrosoftOffice 2007, антивирусная программа. наглядные пособия: - слайд-фильмы (презентацииMicrosoftPowerPoint)для лекций-презентаций; дидактический материал: - учебники, учебные пособия (Хрестоматии), журналы «Вопросы философии», «Философия науки», энциклопедические словари и т.п., необходимые для работы на том или ином семинаре (см. перечень литературы).
Раздел 10. Аннотация рабочей программы дисциплины «Философия» 1. Целью дисциплины является формирование у бакалавра философской культуры, представлений о философии как особом способе познания и духовного освоения мира, о роли философии в культуре, жизни общества и человека. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Философия» входит в базовую часть дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. При её освоении учащиеся опираются на знания, умения, способы деятельности и установки, приобретенные в процессе получения среднего образования. Дисциплина «Философия» является предшествующей при изучении дисциплин «Философия науки» (магистратура) и «История и философия науки» (аспирантура). 3.Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих основных общекультурных компетенций:
· способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); В результате изучения дисциплины студент должен: знать:
уметь:
владеть:
4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Дисциплина изучается во 2 семестре. 6. Основные разделы дисциплины: Философия, ее предмет и место в культуре. Исторические типы философии. Философская онтология. Теория познания. Философия и методология науки. Социальная философия и философия истории. Философская антропология. Философские проблемы образования. 7. Авторы: Грифцова Ирина Николаевна, профессор, доктор философских наук Левикова Светлана Игоревна, профессор, доктор философских наук Маслаков Андрей Сергеевич, доцент, кандидат философских наук Микешина Людмила Александровна профессор, доктор философских наук Счастливцев Роман Алексеевич, доцент, кандидат философских наук Щедрина Татьяна Геннадьевна, профессор, доктор философских наук Яшин Борис Леонидович, профессор, доктор философских наук
Программа одобрена на заседании кафедры _______________________________________
от «___»_______________г., протокол № _____________
Зав. кафедрой
_______________
«___» ________________г.
Согласовано: Специалист по УМР
___________________
«___» ________________г.
* Здесь и далее во всех случаях существования нижней и верхней границ оценивания задания балл выставляется в соответствии с качеством выполненной работы по усмотрению преподавателя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.141 (0.013 с.) |