Раздел 3. Философская онтология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Философская онтология



1. Что является предметом онтологии?

2. Почему категория «бытие» является необходимой для осмысления окружающего мира?

3. Какие категории онтологии Вы знаете?

4. Какие философские трактовки бытия Вы знаете?

5. Как понимается бытие в современной философии?

6. Какие свойства окружающего мира отражает категория «бытие»?

7. Перечислите основные формы бытия и дайте их краткое описание.

8. Что представляют собой вещи «второй природы»?

9. Чем отличается бытие человека как социоприродного существа от бытия социума?

10. Каково содержание понятия «духовное бытие»?

11. Какие существуют разновидности духовного бытия?

12. Какими характеристиками обладает виртуальное бытие?

13. Какие основные этапы в формировании категории «материя» можно выделить в истории философии? Дайте их краткую характеристику.

14. Абсолютно ли противопоставление материи и сознания в философии?

15. В чем суть материалистического плюрализма?

16. Что такое «атрибут»?

17. Перечислите основные атрибуты материи.

18. Что такое «модус материи»? Приведите примеры модусов материи.

19. Сформулируйте основное положение гипотезы «большого взрыва».

20. Что в философии понимают под словом «биосфера»?

21. Какие структурные уровни организации материи Вы знаете?

22. Что такое «дуализм»?

23. Чем отличается метафизическая модель мира от диалектической?

24. Что представляет собой детерминизм как философское учение?

25. Что такое «индетерминизм»?

26. Какова роль случайного и необходимого в развитии природы и общества?

27. Чем отличаются динамические законы от статистических?

28. Перечислите основные характеристики движения.

29. Какие формы движения материи Вы знаете?

30. Представлена ли социальная форма движения в физической и наоборот?

31. В чем состоит опасность редукционизма в понимании социальной жизни?

32. Назовите отличительные черты развития.

33. Раскройте основное содержание идеи саморазвития.

34. В чем состоит в развитии природы? Общества? Общественной мысли?

35. Как Вы понимаете необратимость развития в природе?

36. Как трактуется идея саморазвития в теории самоорганизации (синергетике)?

37. Что понимают под термином «диалектика» в современной философии?

38. Дайте описание модели диалектики Гегеля.

39. Перечислите основные принципы равновесной модели диалектики.

40. Назовите основные принципы материалистической диалектики.

41. Что изучает синергетика?

42. Каковы основные идеи концепции нелинейной эволюции?

43. Назовите основные всеобщие законы развития.

44. Что является источником развития с точки зрения диалектики?

45. Сформулируйте законы, каждый из которых раскрывает источник, механизм

и направление развития.

46. Что в философии понимают под терминами «количество» и «качество»?

47. Что в диалектике обозначает слово «мера»?

48. В чем, с Вашей точки зрения, состоит различие между эволюцией и революцией?

49. Перечислите основные характеристики такого атрибута материи как «время».

50. Существуют ли различия в понимании времени и пространства в философии и физике?

51. Перечислите основные свойства, присущие пространству как форме существования

материи.

52. Каковы наиболее существенные характеристики социального пространства?

53. Что сегодня понимают под «экономическим пространством»?

54. Дайте характеристику психологическому времени.

55. Что является основанием для выделения такой разновидности времени как

«биологическое время»?

56. Что представляет собой жизнь как форма существования материи?

57. Какие гипотезы о происхождении жизни на Земле Вы знаете?

58. Раскройте суть гипотезы биохимической эволюции.

59. Какие гипотезы (теории) происхождения сознания Вы знаете?

60. В чем суть эволюционной гипотезы происхождения сознания?

61. Перечислите основные свойства сознания.

62. Какова структура сознания с точки зрения современной психологии?

63. Перечислите основные функции языка.

64. В чем обнаруживается связь сознания и языка?

65. Назовите известные Вам виды мышления.

66. Какие формы абстрактного мышления Вы знаете? Как они выражаются в языке?

67. На что обращает внимание при изучении языка семантика? Прагматика? Синтаксис?

68. Раскройте суть выражения М. Хайдеггера «Язык – дом бытия».

69. Какова роль языка в развитии духовной культуры?

70. Перечислите известные Вам гипотезы происхождения языка. Раскройте суть одной из них.

71. Что представляет собой феномен бессознательного?

72. Какова роль бессознательного в жизни человека?

73. Что такое «архетип»?

74. Что представляет собой бессознательное с точки зрения З. Фрейда?

Раздел 4. Эпистемология (теория познания)

1. Объясните происхождение терминов гносеология и эпистемология.

2. Что такое субъект-субъектные отношения?

3. Как менялось понятие объекта с развитием науки?

4. Что такое созерцательное познание?

5. Как соотносятся понятия опыт и практика?

6. Что значит «соответствие» в выражении «соответствие знания действительности»?

7. Какие формы рациональности вам известны?

8. Необходимо ли иррациональное для познания? для творчества?

9. Как вы понимаете объективность истины?

10. Является ли истиной относительная истина?

Раздел 5. Философия и методология науки

1. Что такое проблемная ситуация? Основные типы проблемных ситуаций.

2. Являются ли научные факты абсолютно истинными?

3. Что такое индукция и дедукция в научном исследовании?

4. Применима ли в науке аналогия?

5. Отличаются ли методы абстракции и идеализации?

6. Возможна ли формализация в гуманитарных науках?

7. Какие функции выполняет теория?

8. Почему наука нуждается в гипотезах?

9. Какие типы объяснения выполняет теория?

10. В чем суть причинного объяснения?

Раздел 6. Социальная философия и философия истории

1. Что в современной науке называют системой? Что определяет сущность и характер системы?

2. Какие существуют теории развития общества? Какие движущие силы общественного развития вскрывает системный подход?

3. Что является причиной (-нами) кризиса социальной системы?

4. Что такое положительная и отрицательная обратная связь? Как этот механизм работает в социальной системе?

5. Что является условием (-ями) преодоления системой системного кризиса?

6. Когда в социальной философии фиксируется разрыв между государством и обществом и их противопоставление? Каковы социально-исторические причины этого?

7. Каковы социально-исторические причины, обусловившие различные подходы к объяснению сущности государства в теориях Т. Гоббса и Дж. Локка?

8. "Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах" - писал Ж.-Ж. Руссо. Какую, по его мнению, роль должно играть государство в этой ситуации?

9. Почему, с торчки зрения Г. Гегеля, государство выступает как вершина объективного духа? Что (кто) является "судьей" над самим государством и почему?

10. Какие точки зрения на природу государства высказывались в марксистской традиции?

11. Что такое «диктатура пролетариата» и «власть Советов»? В чем отличие данной позиции от позиции анархизма?

12. Какие социально-исторические условия предопределили создание концепции Н. Данилевского.

13. Существует ли противоречие между пониманием цивилизации в рамках линейного подхода (напр.: Морган, Энгельс) и пониманием того же феномена в рамках цивилизационного подхода?

14. О. Шпенглер отрицает единство мировой истории и настаивает на автаркии культур. Каковы его аргументы?

15. В чем конечный смысл истории по А. Тойнби? Соответствуют ли современные тенденции его прогнозу?

16. О. Шпенглер противопоставлял культуру и цивилизацию, А. Тойнби - отождествлял. Каковы их аргументы?

17. Будущее коммунистическое общество в марксизме - прогноз, однако сам К. Маркс уверен в его точности. Каковы его аргументы?

18. К. Поппер противопоставлял открытое общество закрытому. Каковы его аргументы? Приведите конкретные примеры из истории за и против.

19. Ф. Фукуяма в конце 80-х гг. писал о "конце истории" как о состоявшемся факте Каковы его аргументы? Оправдано ли было данное утверждение в конце 80-х гг. ХХ века?

20. Некоторые представители анархизма видели главное зло государства в том, что оно делает человека зависимым и несамостоятельным. Каковы их аргументы?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.012 с.)