Раздел 2. Области философского анализа



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Области философского анализа



СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Общие рекомендации

Программа семинарских занятий по курсу «Философия» предполагает закрепление знаний учащимися основных тем лекционного курса. В ходе занятий учащимся предлагается продемонстрировать знание и понимание основных философских понятий и проблем, умение ориентироваться в различных точках зрения по рассматриваемым вопросам, аргументировать и обосновывать собственную позицию. Помимо этого, семинарские занятия предполагают знакомство с отдельными философскими направлениями и трудами, как по учебной, аналитической литературе, так и по первоисточникам. Семинарские занятия рассчитаны на самостоятельную подготовку студентов, формы их проведения могут варьироваться, как то: опрос, заранее подготовленные доклады (рефераты), самостоятельная письменная работа в аудитории. Круг вопросов, в соответствии с которыми будет построена работа на семинаре (план семинарского занятия) дается заранее.

При подготовке к семинарским занятиям учащимся рекомендуется:

1. Рассмотреть, как освещены тема или конкретный вопрос семинарского занятия в лекции преподавателя и в учебной литературе

2. Обдумать собственную позицию (видение) того или иного философского вопроса, при устном или письменном ответе стараться ее использовать

3. Использовать при подготовке к семинарскому занятию как лекции преподавателя, так и основную (дополнительную) литературу

4. При подготовке докладов (рефератов) изучить основную и дополнительную литературу, обращаться как к литературе, содержащей изложение и анализ той или иной темы, так и по возможности к первоисточникам – конкретным философским трудам, по указанию преподавателя

5. Проявлять активность на занятиях, задавать вопросы, так как полноценное освоение курса «Философия» возможно только в форме диалога, в ходе которого уточняются и проясняются основные философские понятия и проблемы

6. Уметь находить применение философским вопросам и проблемам в повседневной жизни, мировоззрении, развивать навыки рассуждений, раз­мышлений, обобщений.

Тематика занятий

Раздел 1. Предмет философии

Вопросы и задания

1. Объясните понятие мировоззрения. Что означает мировоззрение как система представлений о мире, образ мира, система ценностей о мире?

2. Какова природа философского мировоззрения? В чем заключается понимание философии как «любви к мудрости»?

3. В чем заключается особенность философских вопросов? Приведите примеры философских вопросов и проблем.

4. Назовите области, ситуации, которые, по-вашему мнению, требуют (или могут требовать) философского осмысления

5. Перечислите важнейшие особенности философского метода. Что вкладывается в понятие бытия как важнейшего философского понятия?

6. Какие существуют виды мировоззрений, помимо философских, в чем заключается их специфика и отличие от философии

7. Назовите общие черты и отличия философского и религиозного мировоззрения

8. Назовите общие черты и отличия философии и научного мировоззрения

9. Назовите важнейшие области и направления в философии, кратко раскройте их специфику

 

Темы докладов (рефератов)

1. Зарождение философской картины мира

2. Категория бытия в философии

3. Особенности философских вопросов и проблем

4. Философия и религия

5. Философия и наука

6. Философия и мифология

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Философия. Под ред. В.Д.Губина. М., 2001. – Введение, гл.12

2. Философия. Под ред. В.Н.Лавриненко. М., 2002. – Р.1.

Дополнительная

1. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991

2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986

3. Библер В. С. Что есть философия? Очередное возвращение к исходному воп­росу// Вопр. философии. — 1995. — № 1.

4. Тиллих П. Мужество быть. М., 1995

 

Философия античности

Вопросы и задания

1. Каковы важнейшие особенности античной философии, античного способа мировоззрения? Почему античная научная и философская традиция лежит в фундаменте европейского мировоззрения?

2. В чем заключалась специфика натурфилософского этапа греческой философии?

3. В чем заключается вклад софистов и Сократа в развитие философской мысли. Какими методами пользовался Сократ?

4. Перечислите основные положения теории идей Платона. В чем состоит методология идеализма?

5. Перечислите основные направления и положения философской системы Аристотеля. Почему Аристотель считается основоположником научного метода?

6. В чем заключалась специфика социальных взглядов эпохи античности? Какие идеи в области социально-политического устройства общества предлагались Платоном, Аристотелем?

7. В чем заключалась специфика эллинистического этапа философии? Перечислите основные положения школ Эпикура, стоиков, скептиков.

 

Темы докладов (рефератов)

1. Досократический этап философии: представители, основные идеи

2. Вклад Сократа в развитие философской мысли

3. Теория идей Платона

4. Социальная теория Платона

5. Аристотель как основоположник научного метода

6. Платон и Аристотель: различие онтологических подходов

7. Эллинистический этап философии: представители, основные идеи

Рекомендуемая литература

Основная

1. Философия. Под ред. В.Д.Губина. М., 2001. – Введение, гл.2

2. Философия. Под ред. В.Н.Лавриненко. М., 2002. – Р.2., гл.I.

Дополнительная

1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1999

2. Платон. Соч. В 3 т. М., 1968 -1972.

3. Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1976 - 1983.

4. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979

6. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (за весь период обучения)

1. Понятие и виды мировоззрения.

2. Специфика философского мировоззрения, основные вопросы философии.

3. Понятие бытия в философии, основные виды и формы бытия

4. Научное и философское мировоззрение: специфика, общие черты и различия

5. Религиозное и философское мировоззрение: специфика, общие черты и различия

6. Структура философского знания, важнейшие направления философии

7. Сознание как философская категория, особенности сознания

8. Познание, виды знания: перцептивное, обыденное, научное (рациональное)

9. Критерии достоверности знания, проблема истины

10. Понятие общества с философской точки зрения. Социальность природы человека.

11. Структура общества, ценностно-нормативная система

12. Традиционный тип общества, его особенности

13. Индустриальный тип общества, его особенности

14. Постиндустриальный тип общества. Глобальные проблемы современности

15. Специфика культуры как феномена человека. Способы понимания культуры

16. Виды культуры, специфика культурных различий

17. Культурные и цивилизационные процессы в истории

18. Человек с философской точки зрения. Сущность и существование человека

19. Сущностные характеристики человека.

20. Биологическое, социальное и персональное в человеке. Проблема антропосоциогенеза.

21. Ценности бытия человека. Этические, эстетические, религиозные ценности

22. Природа и мир с философской точки зрения. Важнейшие категории философии природы

23. Критерии научного познания. Структура научного познания, методы и формы.

24. Научные революции и картины мира в истории науки

25. Философские проблемы науки и техники

26. Особенности античной философии. Натурфилософский этап.

27. Сократический этап философии. Теории идей Платона. Основные положения философской системы Аристотеля

28. Особенности религиозно-философского мышления средневековья

29. Философия Возрождения: представители, основные идеи

30. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм как методы познания.

31. Особенности немецкой классической философии. Философские системы И.Канта, Г.Гегеля

32. Философия общества и истории марксизма.

33. Философия иррационализма

34. Аналитическая философия, философия языка, герменевтика

35. Феноменология, философия экзистенциализма

36. Философия психоанализа

37. Особенности философских теорий постмодерна

38. Глобальные философские вопросы и проблемы современности

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Общие рекомендации

Программа семинарских занятий по курсу «Философия» предполагает закрепление знаний учащимися основных тем лекционного курса. В ходе занятий учащимся предлагается продемонстрировать знание и понимание основных философских понятий и проблем, умение ориентироваться в различных точках зрения по рассматриваемым вопросам, аргументировать и обосновывать собственную позицию. Помимо этого, семинарские занятия предполагают знакомство с отдельными философскими направлениями и трудами, как по учебной, аналитической литературе, так и по первоисточникам. Семинарские занятия рассчитаны на самостоятельную подготовку студентов, формы их проведения могут варьироваться, как то: опрос, заранее подготовленные доклады (рефераты), самостоятельная письменная работа в аудитории. Круг вопросов, в соответствии с которыми будет построена работа на семинаре (план семинарского занятия) дается заранее.

При подготовке к семинарским занятиям учащимся рекомендуется:

1. Рассмотреть, как освещены тема или конкретный вопрос семинарского занятия в лекции преподавателя и в учебной литературе

2. Обдумать собственную позицию (видение) того или иного философского вопроса, при устном или письменном ответе стараться ее использовать

3. Использовать при подготовке к семинарскому занятию как лекции преподавателя, так и основную (дополнительную) литературу

4. При подготовке докладов (рефератов) изучить основную и дополнительную литературу, обращаться как к литературе, содержащей изложение и анализ той или иной темы, так и по возможности к первоисточникам – конкретным философским трудам, по указанию преподавателя

5. Проявлять активность на занятиях, задавать вопросы, так как полноценное освоение курса «Философия» возможно только в форме диалога, в ходе которого уточняются и проясняются основные философские понятия и проблемы

6. Уметь находить применение философским вопросам и проблемам в повседневной жизни, мировоззрении, развивать навыки рассуждений, раз­мышлений, обобщений.

Тематика занятий

Раздел 1. Предмет философии

Вопросы и задания

1. Объясните понятие мировоззрения. Что означает мировоззрение как система представлений о мире, образ мира, система ценностей о мире?

2. Какова природа философского мировоззрения? В чем заключается понимание философии как «любви к мудрости»?

3. В чем заключается особенность философских вопросов? Приведите примеры философских вопросов и проблем.

4. Назовите области, ситуации, которые, по-вашему мнению, требуют (или могут требовать) философского осмысления

5. Перечислите важнейшие особенности философского метода. Что вкладывается в понятие бытия как важнейшего философского понятия?

6. Какие существуют виды мировоззрений, помимо философских, в чем заключается их специфика и отличие от философии

7. Назовите общие черты и отличия философского и религиозного мировоззрения

8. Назовите общие черты и отличия философии и научного мировоззрения

9. Назовите важнейшие области и направления в философии, кратко раскройте их специфику

 

Темы докладов (рефератов)

1. Зарождение философской картины мира

2. Категория бытия в философии

3. Особенности философских вопросов и проблем

4. Философия и религия

5. Философия и наука

6. Философия и мифология

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Философия. Под ред. В.Д.Губина. М., 2001. – Введение, гл.12

2. Философия. Под ред. В.Н.Лавриненко. М., 2002. – Р.1.

Дополнительная

1. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991

2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986

3. Библер В. С. Что есть философия? Очередное возвращение к исходному воп­росу// Вопр. философии. — 1995. — № 1.

4. Тиллих П. Мужество быть. М., 1995

 

Раздел 2. Области философского анализа



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.183 (0.011 с.)