Философия схоластики. Понятия номинализма и реализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия схоластики. Понятия номинализма и реализма



Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение(средневековая «школьная» философия). Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога.

Церковь господствует во всех сферах жизни. Одновременно с призванием уйти из мирской жизни, церковь породила и новое отношение к труду: он становится не прерогативой рабов, теперь праздность расценивается как грех.

Проблема универсалий –проблема общих понятий..à Догмат о Троице. Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества? Именно по этому вопросу произошёл раскол церкви. Таким образом, проблема универсалий – это проблема соотношения множества и единичностей.

Эти вопросы решались путём разбора языковых средств. Мир схоластической философии – мир, воспринятый через призму зыка. Понятия укоренены не только в человеческом уме, но и в бытии, в вещах. (Связь с Платоном: вещи причастны к идеям, которые существуют в уме Бога).

Итак, существовало два взгляда на проблему универсалий:

Реалисты (Иоанн Скотт Эриугена). Реально существует только общее (согласно учению Платона, идеи существуют до конкретных вещей). Мир вещей сотворён под влиянием Святого Духа. Первопричины дают начало миру отдельных вещей. Таким образом единство Бога понимается как общее.

Номиналисты. Реально существует вещь. Общее, имя вещи, существует только после самой вещи.

Эриуген (один из отцов схоластики)был реалистом. Бытие разделяет на четыре природы:

1. Не сотворенная, но торящая–бог, как источник всех вещей: единственный несозданный творец всего, он бесформенен, невыразим и постигается лишь через бытие вещей.

2. Сотворенная и творящая–божественные идеи, выступающие как первичные причины; идеальный мир создан богом из себя самого и существует вечно.

3. Сотворенная и нетворящая–чувственно–воспринимаемый мир, который есть проявление идеального мира во множестве различных вещей.

4. Не сотворенная и не творящая–бог, воспринимаемый как конечная цель всех вещей.Вторая и третья природы не имеют самостоятельного существования и не отличаются по–существу. Образование вещей Э. связывает с грехопадением человека, при котором происходит отпадение человека от бога. Но с течением времени наступает искупление и возвращение всех вещей к богу

Фома Аквинский

Тема соотношения свободы воли и разума человека.

Теология Ф. А. явилась образовательной для западного христианского мировоззрения. Он обращается к Аристотелю. «Сумма теологий» - философия конкретного. Ф. А. Обращает нас к конкретному миру. Бытие – это факт действия. Величие творца – в сотворении великого разнообразия форм. Подлинный христианин не может не быть оптимистом, так как живя в мире, сотворённом Богом, он участвует в Божией благодати. Ф. А. Примиряет внешнего и внутреннего человека.

Пьер Абеляр

Жил на рубеже XI и XII веков. Родился на севере Франции, был популярен как мастер диспута. Критически относился к авторитету церкви. Трактат «Познай самого себя»: главный критерий нравственности – согласие совести. Существует единый нравственный закон, общий для всех людей. Был посредником между реалистами и номиналистами. Его концепция получила название «концептуализма». По сути был умеренным номиналистом: общие понятия не существуют, но они существуют в нашем сознании и представляют существ. признаки класса предметов. Благодаря универсалиям возможно познание.

 

28. Особенности к основным понятиям эпохи возрождения (Природа человека)

Возрождение – «весна человечества», «новый прорыв» - мировоззренческая эпоха в рамках Средневековья; новая философия, утверждающая человеческий индивидуализм. Возрождение началось в XIV веке - развитие светского знания и гуманистического движения. Центром нового мироощущения стала Флоренция.

Средневековье Возрождение
Человек – родовое существо (следствие теоцентрического мировоззрения) Созерцательный, а не творческий тип личности Принцип антропоцентризма: человек – индивидуальность. Духовное начало неотъемлемо от телесного. В своей творческой мощи человек уподобляется Богу. Он – творец цивилизации и культуры. Активный тип личности. Возрождается этика эпикурейства.

1. Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека, при этом по-новому культивируются неоплатонические построения.

Гуманизм, признание Человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь прежде всего за счет возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному, а не к знанию о при­роде.

Перенос акцента с Бога на человека.

Постулирование универсальной творческой субъекстивности человек а: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

Личностно-материальное понимание мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

Новое отношение к природе (Олич. От средневек. И антич.) Загадочность природы в ее непостижимой красоте. Художник должен быть весьма образованным человеком, должен уметь изображать пространство, математически осмыслять нарисованное.

Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.

Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения, особенно важное значение имела Реформация, движение в пользу религиозных реформ, героями которого стали Я.Гус, М.Лютер,Т.Мюнцер, Ж.Калъвин.Движение протестантов- религиозное восстание человечества против католичества. Обращение к истокам христианства. Когда усиливается элемент веры, земная жизнь перестает быть важным местом. Сам Бог избирает людей для жизни и просто для спасения или просто для жизни., все зависит от самой души => роль священника может исполняться и обычным человеком..

Геометрически-структурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

Пантеизм. Отождествление Бога и Природы.

Философия эпохи Возрождения – переход от традиционализма к личностно-конструктивному сознанию. Возрождение вскрывает новые потенциалы человека, открывает новые жанры искусства. Авторитет разума растет.

ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:

Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожден­ческих философов направлено по преимуществу на человека, имен­но он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколь­ко сам человек, его природа, его самостоятельность, его творче­ство, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от фе­одально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и ин­дустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусст­ве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонар­до да Винчи– живописец и изобретатель, Микеланджело– жи­вописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

Эстетическое– доминирующий аспект философии Возрож­дения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природ­ному, способному, как считалось, умалить достоинство божест­венного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита сла­бо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достига­ет живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (напри­мер, серия картин на потолке Сикстинской капеллы е? Ватика­не), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он де­лил на 1800(!) частей.

Эстетическое, что в переводе с греческого означает относяще­еся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.

Гуманизм (от латинского гуманос–человечный)–есть воз­зрение, основывающееся на самоценности человека как личнос­ти, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие полити­ческие, социальные и нравственные приложения, он складыва­ется впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципи­альный–о новом мировоззренческом, нравственном и полити­ческом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устрой­ства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творче­ство Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.

Эпоха находилась на границе средневековья и Нового времени. Философия Возрождения возникла на территории современной Италии, она тесно связана с идеями национального возрождения страны и воссоздания самостоятельного государства. На побережье Средиземного моря бурно развивались города, возникла прослойка очень богатых людей, которые могли заниматься меценатством. Это способствовало развитию искусства.

Связующим звеном между античностью и средневековьем были арабы, сохранившие письменные памятники античности. Эти памятники использовались как обоснование ислама, который «моложе» христианства на 6 веков.

Возрождение называют эпохой свободомыслия, которое не следует рассматривать как атеизм. Некоторые деятели Эпохи Возрождения были атеистами(Бог создал мир, который начал развиваться по своим законам, человек должен рассчитывать на себя).

В средние века человек считался изначально греховным. Гуманисты Э.В. говорили: «Бог создал человека по своему образу и подобию. Человеческое тело прекрасно, его дух велик. Нужно жить земными радостями, не дожидаясь воздаяния после смерти».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.3.195 (0.018 с.)