Философский смысл проблемы бытия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философский смысл проблемы бытия



Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей – я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.


 


Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

· Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).

· Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.

· Есть только небытие (Чанышев).

Бытие: 1) природное: а) первая природа (без человеческой активности); б) вторая природа (испытавшая человеческую активность);

2) человеческое бытие: а) объективные компоненты; б) духовные компоненты (сознание);

3) общество: а) объективное(техника, общественные отношения); б) субъективное (чувства).

Есть такая категория - существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано физическими законами. В Древнем Китае считали, что существовать – значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении матаматики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Нитше). В экзестенциализме существование определяется через бунт, существование – напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность – это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана с акциденцией (свойство, признак). Для понятия субстанции можно выделить следующие подходы:

А. Субстанция – неизменная реальность.

Б. Субстанция – изменчивая и подвижная реальность.

Аспекты бытия:

1. Вещи.

2. Свойства.

3. Отношения.

Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.


 


№27

Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстрак­цией, созданием чистой мысли. В современном философском понятии материи должны отражаться всеобщие черты бесконечного множества чувственно воспринимаемых вещей. Мате­рия не существует помимо вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них.«Материя есть философская категория для обозначения объективной реаль­ности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фото­графируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». материя — прежде всего реальность, реальность объективная, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена только через ощущения. Такое определе­ние материи выражает суть материализма как учения. Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материй. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

Пространство понималось как:-абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела, и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, - Ньютон);-протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);

-порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);-комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма - чувственного созерцания (Кант).

Время трактовалось как:-длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах) или форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс, Ленин);-форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин/Гегель);-абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной (Ньютон);-относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц);-форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).а. Атрибутивные свойства пространства:

-протяженность, т.е. рядоположенность и сосуществование различных элементов. Это означает, что к каждому элементу можно добавить или от него отнять другой элемент пространства. Протяженность порождает структурность объектов, которая проявляется в системе внутренних связей, собирающих элементы в единое целое;непрерывность, которая проявляется в характере перемещения тел от точки к точке и в распространении воздействий посредством полей как процесс передачи материи, энергии, информации;-относительная дискретность (прерывность), которая обеспечивает относительно раздельное существование тел в природе;

-трехмерность, которая носит всеобщий характер. Все создаваемые в науке n-мерные пространства есть лишь абстракции, удобные для описания. Реальное пространство трехмерно, и все явления можно отобразить в трех пространственных координатах.Б. Атрибутивные свойства времени:-длительность, т.е. последовательность сменяющих друг друга состояний. В природе нет ничего застывшего, все движется и длится во времени;- одномерность времени,-необратимость, означающая, что время протекает из прошлого через настоящее к будущему. Прошлое — все те события, которые осуществились. Оно воздействует на настоящее и будущее. Будущее — те события, которые могут произойти, возникнув из настоящего. Настоящее охватывает все события и системы, которые реально существуют


 


№28

Движение и развитие

Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение — это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя. В обыденной жизни движение часто отождествляется с перемещением тел в пространстве. А так как одни тела могут перемещаться относительно поверхности Земли, а другие покоиться, то обыденное сознание противопоставляет эти два состояния — покой и движение, считая их как бы равноправными. Однако всем, кто знаком хотя бы с общими принципами механики, ясно, что говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отсчета. Основные типы движения: Правомерно говорить о двух основных типах движения. Первый — это движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качестваИтак, первый тип движения — это движение, которое сохраняет качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Здесь есть процессы, связанные с такими качественными преобразованиями, где происходит усложнение предметов, появление более сложных состояний объекта из более простых. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития — это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Здесь же ограничимся тем, что выделим две разновидности процессов развития. Первая разновидность — это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая — процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд. Исторические формы диалектики: Нынешнее рассмотрение термина диалектики раскрывается как учение о развитии и всеобщих связях. Со времен Гегеля под метафизикой понимается метод познания, метод подхода к действительности, противоположный диалектике. Систему диалектики создал Гегель «Логика». Для Гегеля развитие присуще не миру, а идее мира и т.д. Существует диалектика процесса не в мире, а в нашем сознании. Диалектика: стихийная, идеалистическая, материалистическая.


№29

Природа— всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной. 2) В более узком смысле — объект науки, а точнее — совокупный объект естествознания («наук о П.»). П. в целом выступает как общее понятие об объек­те, задающее принципиальную схему понимания и объяс­нения того или иного конкретного предмета изучения (напр., представления о пространстве и времени, движе­нии, причинности и др.). Такое общее понятие П. разра­батывается в рамках философии и методологии науки, к-рые выявляют его осн. характеристики, опираясь при этом на результаты естеств. наук. Как предельная абст­ракция, осн. характеристиками к-рой являются универ­сальность, законосообразность и самодостаточность, по­нятие П. выдвигается на первые роли в социально-культур­ном плане в эпоху Возрождения в условиях борьбы против религ. догматизма и ср.-век. схоластики, но закрепляется оно лишь с утверждением опытного естествознания (16— 17 вв.). Совр. естествознание наследует традиции понима­ния П., выработанные в новое время, но одновременно су­щественно обогащает их. Это выражается в представлени­ях о развитии П. и его специфич. закономерностях, о различных формах движения материи и различных струк­турных уровнях организации П., в расширении пред­ставлений о типах причинных связей и т. п. Напр., с соз­данием теории относительности существенно видоизмени­лись взгляды на пространственно-временную организацию объектов П.; развитие совр. космологии обогащает представления о направлении естеств. процессов; достиже­ния физики микромира способствуют значит, расшире­нию понятия причинности; прогресс экологии привёл к пониманию глубоких принципов целостности П. как единой системы. 3) Наиболее употребительно толкование понятия П. как совокупности естеств. условий существо­вания человеч. общества. В этом смысле понятие П. ха­рактеризует место и роль П. в системе исторически ме­няющихся отношений к ней человека и общества. Понятие П. употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его су­ществования — «второй П.». По словам К. Маркса, по­стоянное осуществление обмена веществ между челове­ком и П.— закон, регулирующий обществ, произ-во; без такого обмена была бы невозможна сама человеч. жизнь (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 51, 514).Реальную основу отношения человека к П. образует его деятельность, к-рая всегда осуществляется в ко­нечном счёте в П. и с данным ею материалом. Поэтому и изменение отношения к П. на протяжении истории об­щества определяется прежде всего изменением характера и масштабов человеч. деятельности.До начала совр. научно-технич. революции эксплуа­тация П. носила преим. экстенсивный характер, т. е. основывалась на увеличении объёма и разновидностей получаемых от П. ресурсов. При этом масштабы деятель­ности общества практически не были ограничены извне, со стороны П.— человек мог брать у неё «без счёта», столь­ко, сколько позволяла его собств. производит, сила. К сер. 20 в. такой способ эксплуатации начинает приближаться к критич. точкам, причём сразу в неск. отношениях: мас­штабы потребления традиц. источников энергии и сырья.



№30

 

Человек, высшая ступень живых организмов на зем­ле, субъект общественно-историч. деятельности и куль­туры. ч.— предмет изучения различных областей зна­ния: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. перерабатывая многообразные данные этих наук, философия даёт им определ. истолкование и осмысление. вопрос о природе (сущности) ч., его происхождении и назначении, месте ч. в мире — одна из осн. проблем в истории филос. мысли. В христианстве библейское представление о Ч. как «образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вслед­ствие грехопадения, сочетается с учением/ о соединении божественной и человеч. природы в личности Христа и возможности, в силу этого, внутр. приобщения каждого человека к божеству. У Канта вопрос «что такое человек?» формулируется как осн. вопрос философии. Исходя из дуалистич. пони­мания Ч. как существа, принадлежащего двум различным мирам — природной необходимости и нравств. свободы, Кант разграничивает антропологию в «физиологич.» и «прагматич.» отношении: первая исследует то, «...что де­лает из человека природа...», вторая — то, «...что о н, как свободно действующее существо, делает или мо­жет и должен делать из себя сам» 18 — нач. 19 вв. происходит возвращение к пониманию Ч. как живой целостности, Гердер называет Ч. «первым вольноотпущен­ником природы»: его органы чувств и телесная организа­ция, в отличие от животных, не специализированы, более неопределённы, что составляет источник его специфич. пре­имущества: он сам должен формировать себя, создавая культуру. Для нем. классич. философии определяющим является представление о Ч. как субъекте духовной деятельности, создающем мир куль­туры Фейербах осуществляет антропологпч. переориентацию философии, ставя в центр её Ч., понима­емого прежде всего как чувственно-телесное существо, как живую встречу «Я» и «Ты» в их конкретности. Отвергнув идеалистич. и натуралистич. концепции Ч., марксизм подошёл к объяснению природного и социаль­ного в Ч. на основе принципа диалектико-материалистич. монизма. Исходным пунктом марксистского понимания Ч. является трактовка его как продукта и субъекта обществ.-трудовой деятельности. Определяющим условием реали­зации этих предпосылок становления Ч. явился труд, возникновение к-рого ознаменовало собой превращение человекообразной обезьяны в человека Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются к окружающей среде, к-рая и опре­деляет образ их жизни. Ч. же не просто приспосабливает­ся к данным условиям, но в совместном труде преобразует их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры. Ч. есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобр


 


№31

Проблема антропосоциогенеза

Выделение человека из животного мира — столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри ко­торого с известного момента прекращается процесс видообразова­ния и начинается «творческая эволюция» совершенно особого типа. Предыстория человечества по сей день остается такой же зага­дочной и таинственной, как и возникновение жизни. И дело здесь не просто в недостатке фактов. Дело еще в новых и новых откры­тиях, порой совершенно обескураживающих, парадоксальных, которые колеблют теории, еще недавно казавшиеся стройными и убедительными. Неудивительно, что современные научные пред­ставления о становлении человека покоятся в основном на гипо­тезах. Более или менее достоверными можно считать лишь общие (но как раз философски значимые) контуры и тенденции этого процесса. К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать сам «прерыв постепенности» — революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становленияДавно признано, что превращение животных в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса — антропосоциогенеза, длившегося в тече­ние 3—3,5 млн лет, то есть почти в тысячу раз дольше, чем вся «писаная история». Важную роль в объяснении общего смысла антропосоциогене­за играла и играет трудовая гипотеза, набросанная Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и детально обоснованная советскими антропологами и археологами. Гипотеза эта нашла признание и у многих антропологов-немарксистов, выступавших против идеалистических истолкований ста­новления человека.

Вместе с тем определяющее значение труда в процессе антро­посоциогенеза нельзя толковать в духе натуралистических (тем более механистических) представлений о причинных зависи­мостях. Важнейшая черта антропосоциогенеза — его комплексный характер. Поэтому принципиально неверно было бы утверждать, что, скажем, «сначала» возник труд, «потом» — общество, а «еще позднее» — язык, мышление и сознание. Тезис об определяющем значении труда выделяет последний в качестве центрального (и именно в этом смысле первичного) антропогенетического фак­тора, в связи с которым формируются и общежитие, и члено­раздельная речь, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д.


№32


Человек как биосоциальное существо: единство природного, социального и духовного

В основе разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена Человек - сложное природное образование, живой организм, обладающий биологическими потребностями, функциями, высшими интеллектуальными и другими формами психики. Он находится в сложных биологических отношениях к другим людям, как биологическим существам, к животному и растительному мирам и неорганической природе. Биологическая природа человека составляет необходимый уровень человеческой сущности. Чтобы быть существом социальным, человек должен быть прежде живым существом, обладающим наиболее сложной среди живых существ биологией. Сегодня, в эпоху НТР, биологические основы человеческого существа подвергаются мощному деформирующему воздействию. Это заставляет во многом переосмысливать проблему соотношения биологического и социального в человекеВ отличие от животных других видов биологическая организация человека позволяет ему адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Однако и его возможности не безграничны - сейчас мы близки к порогам, за пределами которых биологическая организация человеческого существа претерпевает необратимые, разрушающие ее изменения.

С другой стороны следует подчеркнуть, что успехи современной науки в исследовании биологии, генетики и психики человека открывают перед ним возможности, позволяющие лучше адаптироваться к новым факторам природной и искусственной среды Итак, человек - одновременно и природное, и общественное существо, но не только. Он еще и духовное существо, несводимое к его социальным функциям. А ведь единство основных качественных характеристик (природное, социальное, духовное), практически нерасчленимых и равноправных, свойственно любому из нас как нормальному представителю человеческого рода Можно сказать, что обретение духовности есть основная цель, назначение, даже предназначение В духе человек поднимается до определения и уяснения высших ценностей. Он мысленно освобождается от непосредственных потребностей и рутины повседневности. Понятие духа фиксирует ориентацию человека на отыскание устойчивых оснований своего бытия. Без свойств чисто духовных невозможен человек. Дух в человеке не существует без биологического субстрата, но не равен ему. Дух преображает животную природу человека, которая от этого не теряет своей биологической природы, но окрашивается по-человечески. Воздействие духа превращает жизнь из животного процесса в человеческий, а простое воспроизводство и смену поколений — в развитие истории и культуры.



№33

Свобода— способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Практич. реализация внутренней С. личности осуществляется благодаря объективной возможности, или внешней С., для такой деятельности. Марксистское понимание С. в её диалектич. взаимодействии с необходи­мостью противостоит как волюнтаризму, проповедующему произвольность человеч. поступков, так и фатализму, рассматривающему их как предопределённые. марксистское определение С. как дея­тельности, опирающейся на «познание необходимости», согласно к-рому С. личности, коллектива, класса, общест­ва в целом заключается «не в воображаемой независи­мости» от объективных законов, а в способности выбирать, «...принимать решения со знанием дела» С. отнюдь не равнозначна произволу. Человек свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они при­чинно ничем не обусловлены. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают известной С. в выборе целей, поскольку в каж­дый данный момент обычно существует не одна, а неск. реальных возможностей, хотя и с разной долей вероятно­сти;. С., следовательно, не абсолютна, а относительна Она тем больше, чем лучше люди сознают свои ре­альные возможности, чем больше средств для достижения поставленных целей находится в их распоряжении, чем в большей мере совпадают их интересы с объективными тенденциями обществ, процесса, со стремлениями боль­ших масс людей, обществ, классов и социальных слоев.Мера С., к-рой в каждую конкретную историч. эпоху обладают люди, в общем и целом определяется уровнем развития производит, сил, степенью познания ими объек­тивных процессов в природе и обществе, Отчуждение, социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоят, силу, господствующую над ним и враждебную ему.. О. является ис­торически преходящей формой опредмечивания (см. Оп-редмечивание и распредмечивание) человеком своих способ­ностей и связано с фетишизацией социальных отношений. О. получает и определ. психологич. выражение в созна­нии индивида (разрыв между ожиданиями, желаниями че­ловека и нормами, предписываемыми социальной струк­турой, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности, чувство изоляции, одиночества, разрушение норм поведения и т. п.) О. характеризует и духовную жизнь классового об­щества, формируются специфич. формы идеологич. О. (от религии до авторитарных идеологий), внутри самой куль­туры углубляется разрыв между массовой культурой и культурой элиты.


 


№34

Сознание – это универсальная способность человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их вновь; обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом, накапливать и передавать опыт другим поколениям. Сознание интегрирует творческие потенции человека, всю культуротворческую деятельность и прогресс свободного развития человека. Человек – существо сознательное, и это уникальное и во многом очень загадочное свойство отличает его образ жизни от образа жизни всех других живых существ. Человек способен осознавать себя, т.е. выделять и отличать от окружающей среды, осмысливать, оценивать, контролировать, ставить цели и планировать их достижение. Проявления сознания многообразны: научное открытие, предвидения - прогнозы, юмор, смех, любовь, гордость, подлость, хитрость, глупость и т.д. Оно проявляется в состояниях сомнения, убеждения, веры (уверенности), страха, вины, радости и др. В любых своих проявлениях сознание всегда есть осознание бытия. Сознание – сложное системное качество человека, возникающее как интегральный эффект совокупности весьма разнородных идеальных, психических процессов – мыслительных, чувственных (ощущений, восприятий, представлений), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания, - достигается за счет связности и согласованности этих процессов. Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать: необходимы какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а «я мыслю, что я мыслю», я не просто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю», я не просто что-то знаю, но «я знаю, что я знаю», т.е. осознаю свои мысли, чувства, знания, но часто могу мыслить и чувствовать, не осознавая этих процессов. Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что oн при этом почувствовал, подумал, пережил. Следовательно, сознание и психика не тождественны. Сознание – это способность человека фиксировать, осознавать свои психические процессы и состояния, управлять ими и соотносить с факторами внешней и внутренней среды. Психика - регулятор неосознаваемого поведения и у человека, и у животных. Сознание – специфически человеческий способ организации деятельности и отношения человека к миру, другому человеку и к самому себе со всеми присущими ему конкретными и разнообразными значениями. Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных. Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Его реальность прячется, ускользает. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия без нашего на то согласия и контроля. Оно мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он при этом почувствовал, подумал, пережил. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не существует. Фактически философский анализ сознания сводился к психологическому. Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания.


 


№35

Скрытые детерминанты сознания. Социальное (коллективное) бессознательное Творят историю реальные люди, но из всего бесконечного многообразия форм жизнедеятельности отдельных индивидов складывается вне их воли и сознания объективная закономерность, не зависящая от воли и сознания отдельных людей. Человек и его сознание попадают в зависимость от этих объективных факторов, которые складывались и действуют «за его спиной». Маркса заключалась в том, что сознание не есть «нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе»: оно рождается в материальной деятельности и материальном общении людей, оно «вплетено» «в язык реальной жизни», порождается материальными отношениями людей.бессознательного - это проблема наличия скрытых детерминант сознания, т. е. не представленных в сознании.протекает из прошлого через настоящее к будущему. Прошлое — все те события, которые осуществились. Оно воздействует на настоящее и будущее. Будущее — те события, которые могут произойти, возникнув из настоящего. Настоящее охватывает все события и системы, которые реально существуют Преодолеть такого рода рабство человек может только одним способом - преодолев иллюзии сознания, осознав, т, е. узнав, как и почему формируется его сознание. Бессознательное, по Марксу, имеет социальный характер, а потому его преодоление может произойти только в ходе общественных изменений. Человек не может стать свободным от рабства бессознательного в одиночку»: необходимо освобождение всего общества. Бессознательное и проблема социальных фильтров Во-первых, чтобы стать фактом сознания, человеческие мысли, переживания должны пройти через фильтр господствующих в данном обществе структур духовного опыта Во-вторых, каждая культура нарабатывает свой определенный набор слов, с помощью которых осуществляется перевод состояний духовного мира на уровень сознания. Итак, в каждом обществе существуют своеобразные социальные и культурные фильтры, через которые «просеивается» содержание духовного опыта перед его допуском в сферу сознания Фрейд: открытие бессознательного в душевной жизни человека В сжатой и несколько упрощенной форме суть учения Фрейда сводится к следующим положениям. В человеке спрятана великая сила - «бессознательное», или, как он его называл, «Оно». Этой силой управляет и ее распределяет либидо (лат. libido - влечение, желание, страсть) - гипотетическая психическая энергия сексуальных влечений. Сила и содержание бессознательного проявляется в снах. Кроме «Оно», в структуре человеческого духовного опыта присутствуют общественные нормы и социальные установки, которые ученый назвал «Сверх-Я». «Сверх-Я» образует систему социальных фильтров, о которых мы говорили выше. То, что не пропускается через фильтры «Сверх-Я», загоняется в бессознательное, «вытесняется» из сознания, становясь впоследствии причиной серьезных психических расстройств. Одной из таких причин является «эдипов комплекс» — неосознаваемое желание ребенка—мальчика—юноши убить отца. Бунт против отца и желание быть рядом с матерью или даже обладать ею уходит своими истоками в архаику, когда сыновья сговорились и убили отца — властелина первобытного племени. С тех пор в человеческом духовном опыте наследуется и воспроизводится структура «эдипова комплекса». Этот сексуальный «дефект»—причина многих неврозов.


 


№36

Мышление, высшая форма активного отражения объ­ективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщённом познании субъектом су­щественных связей и отношений предметов и явлений, в творч. созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Возникает и реализуется в процессе поста­новки и решения практич. и теоретич. проблем. Бнологич. субстрат М.— высокоразвитый головной мозг, сформировавшийся в процессе становления человека, че­ловеч. общества, материальной и духовной культуры. М. человека протекает в различных формах и структурах (по­нятиях, категориях, теориях), в к-рых закреплён и обоб­щён познават. и социально-историч. опыт человечества. Отправляясь от чувств, опыта, М. преобразует его, даёт возможность получать знания о таких свойствах и отно­шениях объектов, к-рые недоступны непосредств. эмпи-рич. познанию. М. неизмеримо расширяет познават. воз­можности человека, позволяет проникнуть в закономер­ности природы, общества и самого М. Орудием М. является язык и др. системы знаков, к-рые используются для осн. операций М.— абстрагирования, обобщения, опосредст-вования и др. Значение проблемы М. для философии определяется вопросом об отношении М. к бытию — основным вопросом философии.В философии нового времени проблема М. разрабаты­валась как с позиций эмпиризма (Ф. Бэкон, Локк), так и рационализма Диалектико-материалистич. истолкование природы и сущности М. принадлежит классикам марксизма-ле­нинизма. Рассматривая М. как форму духовной, теоретич. деятельности человека, они раскрыли изначальную связь М. с материальным производством, практпч. деятельностью людей. Язык, система знаков, служащая средством человеч. общения, мышления и выражения. С помощью Я. осу­ществляется познание мира, в Я. объективируется самосознание личности. Я. является специфически социальным средством хранения и передачи информа­ции, а также управления человеч. поведением С т. зр. материализма Я. возник одновременно с возник­новением общества в процессе совместной трудовой дея­тельности первобытных людей. Биологич. предпосылками человеч. Я. явились сложные двигат. и звуковые формы сигнализации, существовавшие у высших животных. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. Я. участвует в осуществлении практически всех высших психич. функций, будучи наиболее тесно связан с мышле­нием. Связь эта нередко трактуется как параллелизм рече­вых и мыслит, процессов Я. участвует в процессе предметного воспри­ятия, является основой памяти в её специфически человеч. (опосредствованной) форме Можно сказать, что наряду с об­ществ. характером труда Я. определяет специфику созна­ния и человеч. психики вообще.



Познаваемость мира.

а) проблемы познания в истории философии. б)структура познавательного действия.

Раздел философии, который изучает эту проблематику, называется гносеологией (учение о знаниях). Уже в глубокой древности люди ставили вопросы: «как познать мир?», «можно ли вообще познать мир?». Это вторая сторона главного философского вопроса. Может ли бытие правильно быть отражено в сознании? Мышление = бытие? – тождество?

I а) Скептицизм (пирронизм): древнегреческий философ Пиррон считал, что М¹Б, т.е. истина недостижима. Б) иррационализм: реальность иррациональна, и поэтому непознаваема. В) агностицизм (Д.Юм, Кант): отрицание познаваемости мира; наличие ощущений – единственная истина, доступная человеку; человек не может понять причину ощущений. Ноумены (вещи в себе) – нечто такое, природа чего нам недоступна.

II Познаваемость мира.

Для материализма бытие является познаваемым, т.к. практика дает возможность удостовериться в правильности отражения мира. Существует различие в способах познания мира: а) (Бэкон, Фейербах) Сенсуализм: все знание – из опыта; источник знаний – органы чувств; Дж. Локк сформулировал основной принцип сенсуализма: «в разуме нет ничего, чего до этого не было бы в чувствах», б) рационализм: источник познания – это разум (Спиноза, Декарт, Платон), в)Интуитивизм: главный инструмент познания – интуиция (Лопатин, Ницше).

Принципы гносеологии: 1. Признается существование объективного мира, который является предметом познания, 2.Отвергается кантовское противопоставление вещей в себе и познаваемых явлений, 3.Признается сложный противоречивый характер познавательного процесса, 4.Категория практики, которая понимается как основа познания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.032 с.)