Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданское общество и правовое государство.

Поиск

Понятия "гражданское общество" и "правовое госу­дарство" — концептуальные категории философии, поли-тологии, социологии.

Гражданское общество — сфера самопроявления сво­бодных граждан и добровольно сформировавшихся ассо­циаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной рег­ламентации их деятельности со стороны государствен­ной власти.

во взаимодействии государства и гражданского общества отдавал приоритет государству (особенно отчетливо это выражено в его философии права).

Маркс, Энгельс развили идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства. Концептуальное значение имеет выдвинутый ими тезис о диалектике го­сударства и гражданского общества, который сводится к следующему: не государством обусловливается и опреде­ляется гражданское общество, а гражданским обществом обусловливается и определяется государство. В общество государство входит как важнейший элемент политичес­кой надстройки.

Передовые мыслители XVII—XVIII вв. — Локк, Мон­тескье и другие сформулировали принцип разделения государственной власти на законодательную, исполни­тельную и судебную, каждая из которых должна быть, во-первых, относительно самостоятельной, во-вторых, уравновешивать другие. Принцип разделения властей послужил основой (фундаментом) для теории правового государства. Так, Кант считал, что целью государства является обеспечение торжества права, требованиям ко­торого оно должно подчиняться. Гражданское правовое состояние, по Канту, основано на следующих априорных (изначальных) принципах: 1) свобода каждого члена об­щества как человека; 2) равенство его с каждым другим как подданным; 3) самостоятельность каждого члена об­щности как гражданина.

Значительный вклад в развитие теории правового го­сударства внесли немецкий философ К.Ясперс, русские философы А.Н.Радищев, А.И.Герцен и др.

Признаки правового государства отрабатывались и совершенствовались человечеством веками. К ним от­носятся:

1) господство права, его приоритет над государством. Это означает, что правовой закон, принятый парламен­том, не может быть изменен, отменен, приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распо­ряжениями. Государственный орган, издавший закон, также не вправе его нарушать;

2) четкое разграничение компетенции властей на за­конодательную, исполнительную и судебную при усло­вии, что они сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках правового закона, на основе конституционно-пра­вовой регламентации разделения властей;

3) незыблемость свободы личности, ее прав, чести, достоинства, их охрана и гарантии. Это важнейший вопрос для любого демократического правового госу­дарства;

4) взаимная правовая ответственность личности и го­сударства. Это означает, что человек становится цент­ром, вокруг которого функционирует весь общественный механизм. Но и личность ответственна перед государ­ством;

5) наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением нрав и свобод граждан, реализацией право­вых законов, других нормативных актов.

Из этого следует, что первооснова правового государ­ства заключается в его современном понимании не столько в законах, которые есть и при тоталитарных режимах, сколько в неукоснительном осуществлении прав граж­дан, в их уважении и соблюдении со стороны государ­ства. Итак, правовое государство - это правовая форма^ организации и деятельности публичной политической' власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъек­тами права.

Правовое государство относится к общечеловеческим ценностям как правовая форма организации политичес­кой власти и сохраняет свое значение в современном мире.

Гражданское общество — сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей. В таком обществе призваны действовать многооб­разные политические силы, которые прежде всего путем горизонтальных контактов, соглашений, терпимости, взаимопонимания и т.д. должны достигать своих целей.


 

 


№57

Культура — социально прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создание ценностей, норм) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека. Идея культуры выражала степень развитости разумного начала, поступательного исторического развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве, морали как объективациях разума. Кроме того, формируется целостное понимание культуры, рассматриваемой как развитие способностей ума (Гердер), проводится различие между культурой умения как цивилизованностью и культурой воспитания как нравственностью (Кант). «Философия культуры» (этот термин в начале XIX в. ввел немецкий романтик А. Мюллер) как относительно самостоятельная область философии стремилась синтезировать теории о сущности и значении культуры как сферы духовной жизни. Основным для философии культуры явился вопрос о существовании культурных универсалей, могущих служить основанием для осмысления сфер культуры, ее судьбы. В качестве таких универсалий как норм культуротворчества, могущих служить основанием для философского осмысления как культуры в целом, так и ее отдельных проявлений, рассматривались: 1) общезначимые временные ценности — логические, эстетические, нравственные (Виндельбанд, Риккерт); 2) логические основания различных сфер культуры (Коген, Наторп); 3) символополагающая деятельность как субстанциональная основа всех сфер культуры, понимания явлений культуры как символических форм (Кассирер); 4) универсальные структуры ценностного сознания (Щелер); 5) представления о психобиологическом единстве человечества (Юнг); 6) идеи об осевой изначальности смысла культуры, по отношению к которому смыслы всех ее последующих разновидностей являются своего рода частными шифрами (Ясперс). В истории философского осмысления культуры можно выделить основные модели культуры. Натуралистическая модель сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах). Классическая модель характерна жестким разделением объекта и субъекта познания, предметом которого выступает надындивидуальная культурная реальность, из которой выводится культура отдельного человека. В основе этой модели культуры лежат принципы гуманизма, рационализма и историзма В марксистской философии классическая модель культуры получила материалистическую интерпретацию: культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде всего — материальных) для всестороннего и целостного развития человека. Неклассическая (модернистская) модель ориентируется на повседневную жизнь человека. Культура личности, этноса, социума рассматриваются как элементы культурной реальности, взаимодействующие между собой и воспринимаемые человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия. Для модернистской модели характерны пессимизм, идея абсурдности, «темности» мира, приоритет личного перед общественным в жизни человека, тенденции нежелательности упорядоченного моделирования мира. Классическая и модернистская модели основаны на возможности абсолютного субъекта познания и воспроизводства культурной реальности.


№58


Общественное сознание — это воззрение людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом. Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного, от социальной психологии и кончая самыми сложными, строго научными формами. Структурными элементами структурного сознания являются различные его формы: политическая, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское сознание. Политическая форма сознания — это совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций и государств. Правовое — представление и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности. Нравственное — система неписанных законов, которые существуют между людьми и опираются на законы этики. Эстетическое — феномен духовной культуры.

 


№59


Мораль как форма духовного опыта человечества

Идея нравственности. Нравственность — это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Нравственность проявляется в отношении человека к семье, своему народу, родине, другим народам. Она распространяется и на отношение личности к самой себе. Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность — это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед обществом и самим собой и вытекающее из него сознание вины и покаяния. Нравственные нормы, принципы и оценки в конечном счете выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях. Добро и зло, долг, совесть и счастье. Исходными категориями нравственности являются добро и зло. Добро — это нравственное выражение того, что способствует счастью людей Отрицательные явления в общественной и личной жизни людей, силы тормоза и разрушения именуются злом. Злая воля стремится к тому, что противоречит интересам общества, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершать моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение. Совесть — это осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Коренной вопрос этики — смысл человеческой жизни, который заключается в совпадении основной направленности субъективных установок, позиций личности с общими тенденциями развития общества. Искусство — это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Как бы ни был силен обязательно присутствующий эстетический момент в деятельности, например, ученого, не он все-таки определяет основное содержание его исследований. В искусстве эстетическое сознание становится главным. Философия искусства. Эстетическое отношение к действительности, содержащееся во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом самостоятельного культивирования. Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Искусство как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики, начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого (второго наряду с предметным), изящно вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека Искусство отличается от науки тем, что оно направлено не просто на изучение сущности вещей, на постижение общего и закономерного в них, а на создание художественных образов, на вымысел событий, но так, чтобы это носило правдоподобный характер. Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества.. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления. Философия анализирует, прежде всего, сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества


 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.184 (0.007 с.)